Сказочная сила сказки: введение в мир реальной психотерапии*

981

Аннотация

В рецензии осуществлены содержательный анализ и оценка открывающей серию «Сказкотерапия: теория и практика» книги И.В. Вачкова «Введение в сказкотерапию, или Избушка, избушка, повернись ко мне передом…». Продемонстрирован эвристичный подход автора к рассмотрению психологической специфики сказки как базового материала для реализации психотерапевтического метода «сказкотерапия» с целью становления субъектности развивающейся личности.

Общая информация

* Рецензия на книгу: Вачков И.В. Введение в сказкотерапию, или Избушка, избушка, повернись ко мне передом… М.: Генезис, 2013. 288 с.

Рубрика издания: Критика и библиография

Тип материала: обзорная статья

Для цитаты: Кондратьев М.Ю. Сказочная сила сказки: введение в мир реальной психотерапии // Социальная психология и общество. 2014. Том 5. № 4. С. 145–149.

Полный текст

В наше откровенно прагматическое, жесткое, подчиненное порой сугубо меркантильным мечтам и устремлениям время трудно найти нечто более несовременное, чем сказка. В обыденной действительности, как правило, так и есть. Но не зря говорят, что добро никогда не бывает бессильно и сила его далеко не всегда в кулаках. Сила добра в ресурсе созидания.

В связи с этим совершенно неслучайно как раз в самые «лихие» 90-ые годы в новой России начал приобретать широкое распространение и, в конечном счете, завоевал статус устоявшегося лично- стнопреобразующий и личностноразви­вающий психотерапевтический метод, базирующийся на психологическом ресурсе сказки — сказкотерапия. Здесь следует специально подчеркнуть, что в данном случае речь идет не о какой-то локальной технике, конкретном приеме, а, как минимум, о методе с его методоло­го-теоретической подоплекой, обоснованным, психологически аргументированным методическим алгоритмом, целым спектром психологически родственных личностноразвивающих и личност­нокоррекционных техник. Более того, бурное развитие практики сказкотера­пии на фоне явных методолого-теоретических наработок и отсутствие логически выстроенной научной концепции сегодня заставляет говорить даже не о методе, а о направлении — «в настоящий момент сказкотерапия — это именно направление, некий вектор движения специалистов-практиков» [1, с. 9].

В этом контексте выход в свет книги И.В. Вачкова «Введение в сказкотерапию, или Избушка, избушка, повернись ко мне передом...» — немаловажное, более чем заметное событие в области психотерапии. Принципиально важным здесь является и то, что появление настоящего издания — не «одиночный выстрел», не одноактовая попытка разом решить все непроясненные вопросы, касающиеся статуса сказкотерапии в ряду других психотерапевтических подходов и направлений, ее психологического содержания и технологий реализации на практике. Данная книга открывает целую серию работ профессионалов в области сказкотерапии — «Сказкотерапия: теория и практика», которая будет выпущена издательством «Генезис» при поддержке и содействии Сообщества сказкотерапевтов и журнала «Школьный психолог». Понятно, что то, насколько успешной окажутся эти массированные усилия по созданию выверенной научной методолого-теоретической базы данного псиохотерапевтического метода и по его конкретно-методическому обеспечению, станет ясно лишь значительно позже, после полноценной реализации задуманного проекта.

Что касается непосредственно «Введения в сказкотерапию...», то во многом решающее значение в успехе данной работы имеет тот факт, что ее автором оказался именно Игорь Викторович Вачков, президент международного Сообщества сказкотерапевтов, ведущий теоретик и опытный практик в этой области, автор многих научных и научно-популярных книг, посвященных проблемам становления подлинной субъектности развивающейся личности.

Знакомство с книгами И.В. Вачкова и другими его многочисленными публикациями (а их более 400) позволяет с уверенностью прийти к выводу о том, что достаточно жесткая, во многом трафаретная для такого типа изданий структура продиктована именно той главенствующей задачей, которую поставил перед собой автор — открыть серию книг, посвященных проблемам сказкотерапии. И все же, к счастью, профессор Вачков, может быть, непроизвольно преодолевает те формальные ограничения, на которые, казалось бы, обречен текст любого «введения в ...». Прежде всего, это касается языка и тональности книги. Она написана профессионально-грамотным, но при этом ясным, понятным читателю, эмоционально насыщенным языком и, главное, напрочь лишена даже намека на столь любимые в педагогической среде менторство и потуги на непрошенное наставничество. Другое дело, что статус «титульного тома» серии накладывает свои обязательства на автора и, как бы он ни был творчески вольнодумен, он вынужден придерживаться той структуры текста, которая задается основной задачей издания — открыть серию. Отсюда и построение книги в логике трех традиционных частей — теоретической, методической и прикладной.

Что касается первой — теоретической — части «Введения в сказкотера­пию.», то, будучи базово-теоретической по своему характеру, она посвящена последовательному аналитическому рассмотрению целого ряда поистине ключевых содержательно методолого-теоретических вопросов, без прояснения которых попросту невозможно всерьез говорить о сказкотерапии как о самоценном направлении психотерапевтической и психологической работы. Прежде всего, И.В. Вачков задается тем, что в научном плане тщательно и детально отвечает на вопрос «почему люди любят сказки?». При этом, указывая на причины этого феномена и определяя объясняющие его природу решающие факторы («социальный», «традиции искусства», «мифологизм человеческого мышления», «специфические свойства метафоры», «научный: парадигма постнеклассической науки»), автор именно на этой основе досконально разбирается в понятийном звучании, в типологии сказок, задает общее представление о сказкотерапии.

Особое место в этой части книги занимает отдельная, самостоятельная глава, посвященная углубленному, по сути дела, психологически доскональному рассмотрению метафоры как именно психологического ядра практически любой сказки. Здесь и общее представление о метафоре, и анализ роли метафоры в художественной литературе и психологии, и оценка метафоры как средства психологического воздействия, и в содержательном плане соотнесенность метафоры и субъектности.

Принципиально важным является то, что И.В. Вачкову удалось убедительно раскрыть крайне значимую роль метафоры как таковой, а особенно «сказочной метафоры», как средства выстраивания «мостов взаимопонимания» между психологом и его клиентами. Сама жизненная практика однозначно показывает, что нередко прямое, «лобовое» воздействие одного человека на другого, в том числе психолога на клиента, приводит к результату, прямо противоположному желаемому, или оказывается попросту непонятым. Вот как пишет об этом сам И.В. Вачков: «Психолог, как и любой человек, является носителем уникального семантического пространства, в котором каждый семантический элемент наполнен своим особым содержанием (значениями и смыслами). Однако в любом случае психолог не должен забывать, что у ребенка имеется собственное уникальное семантическое пространство. И все слова взрослого будут иметь эффект только тогда, когда произойдет резонанс между двумя семантическими пространствами, когда возникнут изоморфные отношения если не между всеми семантическими элементами обоих пространств, то по крайней мере важнейшими из них» [1, с. 88].

Вторая — собственно методическая — часть «Введения в сказкотерапию...», будучи написана с опорой на первую, теоретическую часть книги, имеет откровенно практикоориентированную направленность, но при этом в известном смысле «алгоритмизирована» и ни в коей степени не сведена к упрощенно конкретным прямым указаниям, как и что делать сказкотерапевту-практику. Это не императивная инструкция, а скорее описание и, главное, обоснование содержательной траектории практической работы сказко- терапевта с клиентами. В то же время текст не просто проиллюстрирован многочисленными примерами подобной профессиональной работы, он насыщен аналитически-оценочными содержательно глубокими эссе, раскрывающими саму психологическую суть ряда сказочных повествований, их диагностический и коррекционный потенциал, который может и должен использовать сказкотерапевт-практик. В этой части книги И.В. Вачкова доходчиво показано, что этот ресурс превращается в подлинно мощный арсенал психолога, если он в научном плане выверено и последовательно способен применять уже успешно апробированные способы и приемы работы со сказками (чтение и последующее обсуждение сказок; рассказывание сказки; характеристика героев с формулированием своего отношения; продолжение известной сказки; изменение конца сказки; сравнение одних и тех же персонажей из разных сказок; включение в сказку персонажа другой сказки; рисование иллюстраций к сказке; создание комикса по сказке с выделением ключевых моментов; подбор цвета для каждого персонажа и цветовой гаммы всей сказки; подбор музыкальных фрагментов для каждого персонажа и музыкальной темы всей сказки; мини-сочинения «Письмо герою»; придумывание вопросов, адресованных сказочным персонажам; словесное рисование; драматизация; сочинение сказок; суд над персонажем; ассоцииро­вание с героями сказок; рассказывание сказки наоборот; создание сказки по имеющейся модели; домысливание ситуации; медитация на сказку; метод диалогического рассказывания историй; работа с «картами Проппа»).

Безусловным достоинством этой части книги — «Сказкотерапевтические методы и приемы» — являются, как минимум, еще два значимых момента. Во-первых, автор, помимо собственно сказки, указывает притчи, басни, легенды, мифы и т.п. в качестве жанров, которые можно использовать в сказкотерапии, и в развернутой форме поясняет в тексте, какие есть виды притч, какова их типология, как их применять, как их сочинять. Во-вторых, И.В. Вачков целую главу посвятил подробному описанию методов создания сказок, демонстрируя дополнительный ресурс сказкотерапии — активную позицию клиента, клиента-созидателя.

Завершающая часть книги «Введение в сказкотерапию...» представляет собой набор конкретных игр и упражнений, которые используются в сказкотерапии. Этот раздел так и называется — «Каталог сказкотерапевтических игр и упражнений». Здесь следует специально подчеркнуть, что в отличие от первых двух частей эта часть книги носит исключительно констатационно-информативный характер (пожалуй, только краткие предваряющие каждый из конкретных методических материалов вставки-введения вносят в текст некоторую нотку проблематизации). Оценивая представленный И.В. Вачковым «Каталог.», нельзя не указать на разнообразие приведенного материала, на различные дидактические его формы, на широкий спектр адресатов — от младших школьников до пенсионеров.

Оценивая книгу И.В. Вачкова «Введение в сказкотерапию, или Избушка, избушка, повернись ко мне передом.» в целом, нельзя не согласиться с самим автором, который пишет: «Задача любого «Введения.» — всего лишь первичное знакомство, что-то вроде обзорной экскурсии в незнакомом городе, чтобы сориентироваться и не заблудиться в случае самостоятельной прогулки» [1, с. 282]. Но «введение — карта» — не главный помощник «экскурсанта», самый значимый проводник — экскурсовод, и в данном случае — это гид-профессионал профессор И.В. Вачков. Потому и не возникает ни малейших сомнений в том, что по-настоящему плодотворным будет не только знакомство с книжной серией «Сказкотера- пия: теория и практика», но и освоение самого мира сказкотерапии, превращение его в доступное пространство профессионального и личностного интереса.



[I] Рецензия на книгу: Вачков И.В. Введение в сказкотерапию, или Избушка, избушка, повернись ко мне передом. М.: Генезис, 2013. 288 с.

[II] Review of the book Introduction to Fairy Tale Therapy, or Little Hut, Little Hut, Turn towards Me... by I.V. Vachkov. Genesis, Moscow, 2013.

Литература

  1. Вачков И.В. Введение в сказкотерапию, или Избушка, избушка, повернись ко мне передом… М.: Генезис, 2013. 288 с.

Информация об авторах

Кондратьев Михаил Юрьевич, доктор психологических наук, профессор, Декан факультета социальной психологии (1998-2013), ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), член-корреспондент Российской академии образования, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1843
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 12

Скачиваний

Всего: 981
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0