Восприятие отношений в группе как фактор адаптации к вузу студентов с ограниченными возможностями здоровья

1179

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы адаптации первокурсников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к обучению в вузе. Представлены результаты изучения различными исследователями факторов адаптации и дезадаптации на первом этапе обучения в университете студентов с разным состоянием здоровья. Основное место занимает характеристика и оценка результатов исследования по изучению основных социально-психологических факторов адаптации студентов с ОВЗ в университете. Определен уровень адаптации, выделены две группы факторов: личностные и социальная перцепция. Представлены результаты исследования личностных особенностей, способствующих успешной адаптации к обучению студентов с ОВЗ. Показано значение особенностей восприятия внутригрупповых отношений в процессе адаптации. Полученные результаты в группах студентов с высоким и низким уровнем адаптации к обучению в ВУЗе показывают целесообразность изменения и дополнения системы сопровождения студенческой молодежи в период вхождения в образовательную среду вуза.

Общая информация

Ключевые слова: адаптация первокурсников, ОВЗ, социально-психологические факторы адаптации, личностные особенности студентов с ограниченными возможностями здоровья, восприятие системы взаимоотношений в студенческом коллективе

Рубрика издания: Прикладные исследования и практика

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2015060411

Для цитаты: Терюшкова Ю.Ю. Восприятие отношений в группе как фактор адаптации к вузу студентов с ограниченными возможностями здоровья // Социальная психология и общество. 2015. Том 6. № 4. С. 150–160. DOI: 10.17759/sps.2015060411

Полный текст

Образовательная политика государства направлена на расширение возможностей людей с проблемами в развитии, создание условий для преодоления их изоляции, на формирование успешной социализации всех членов общества. Первым важным шагом стала организация «доступной среды» для подрастающего поколения — детей и подростков; вторым шагом, на наш взгляд, является, расширение возможностей получения профессионального образования для людей с проблемами здоровья, следующий шаг — создание рабочих мест для таких людей. Если программа обучения и сопровождения детей и школьников с разными заболеваниями в России активно реализуется, то включение в профессиональное образование требует внимания специалистов разных уровней [1; 2].

 

Адаптация вчерашнего школьника к обучению в высшем учебном заведении зависит от многих факторов, но наиболее важными являются личностные качества самого студента и особенности организации социального пространства в вузе. Успешное преодоление первого этапа способствует повышению эффективности образования и становлению профессионала.

Разработкой проблем адаптации человека занимались зарубежные исследователи, такие, как Г. Айзенк, А. Маслоу, Ж. Пиаже и другие [2; 12]. Базисные положения по исследованию проблем социально-психологической адаптации есть в работах отечественных психологов — Л.С. Выготского, Г.М. Андреевой, А.В. Петровского, Ф.Б. Березина и других [1; 2; 10; 12].

Изучению проблем адаптации студентов посвятили свои труды Р.Р. Бибрих, Т.М. Буякас, М.В. Буланова-Топорко­ва, И.А. Васильева, В.П. Кондрашева, Л.Д. Столяренко [2; 7; 8; 12; 16; 17]. Н.А. Бе- резовин предложил разделить процесс адаптации на составляющие части, что позволит более точно определить процедуру исследования [3]. Были выделены следующие виды адаптации: профессиональная, дидактическая, социально-психологическая. Профессиональная адаптация касается привыкания к процессу обучения в высшей школе, понимания своей будущей профессии; дидактическая — это способность к принятию новых форм подачи информации, развитие самостоятельности в процессе обучения в вузе; социально­психологическая — отражает особенности личности, способствующие адаптации, а также уровень удовлетворенности отношениями с педагогами и однокурсниками, восприятие отношений в новой группе [3].

Изучением особенностей восприятия внутригрупповых отношений занимались А.А. Бодалев, Г.М. Андреева, А.И. Донцов, А.В. Петровский, Д. Май­ерс. Были установлены связи между внутригрупповой перцепцией и работоспособностью, удовлетворенностью отношениями в коллективе, уровнем конфликтности и др. [15].

Имеются работы, посвященные изучению адаптации студентов с разными особенностями заболевания. Так, факторы адаптации и роль личностных особенностей у людей с нарушениями зрения исследовали И.П. Волкова, В. Гудонис, В.3. Кантор, А.Г. Литвак [5; 6; 9]; проблемы адаптации глухих подняты в работах Э.Л. Бурменко, А.П. Гозова, В.В, Засенко, [10; 11]; факторы адаптации и дезадаптации людей с ДЦП рассмотрены в трудах М.О. Лянного, В.Г. Пануш, C.B. Петруниной, Г.А. Хомуто­ва, JI.H. Шелковой, [1; 4; 11; 16].

В большинстве работ исследователи настаивают на том, что для успешной адаптации студента с ОВЗ нужна не просто помощь в приспособлении его к социальной ситуации конкретного вуза, а создание условий для эффективного обучения [5; 6]. К условиям относится уровень подготовки педагогов, индивидуальный подход в подаче образовательных услуг, организация информационного пространства, готовность студентов к взаимодействию и общению с однокурсниками, имеющими ограниченные возможности здоровья. На наш взгляд, эти условия, конечно, будут создаваться, но это требует определенного времени, а вот изучение социально-психологических факторов, способствующих успешной адаптации студентов с ОВЗ, может дать быстрые результаты для организации социально-психологической помощи. Имеется большое число исследований, посвященных изучению проблем адаптации студентов без выраженных проблем в здоровье, есть работы, касающиеся изучения отдельных групп студентов с проблемами в здоровье, которые планируют продолжить свое образование, а целостного взгляда на процесс адаптации инвалидов не представлено.

Необходимо пояснить, почему в нашем исследовании на первое место поставлено восприятие внутригрупповых отношений в качестве составляющей именно социально-психологической адаптации. Профессиональная адаптация у людей с ОВЗ напрямую зависит от таких факторов, как профориентационная работа в школе, установки родителей в отношении своих детей, а также особенности заболевания, которое может ограничивать выбор будущей профессии. Дидактическая адаптация требует подготовленности педагогического состава, добавления часов на индивидуальную работу, использования инновационных методик обучения студентов с ОВЗ. Адаптация таких студентов шла бы успешнее, если бы не столь высокий процент отчислений или ухода из вуза студентов с ОВЗ на первом году обучения. В связи с этим следует искать новые подходы к изучению процесса адаптации. Рассматривая адаптацию как процесс вхождения личности в малую группу, усвоения сложившихся норм и отношений, принятия правил, мы считаем, что кроме личностных особенностей, отношений в коллективе, стиля взаимодействия с педагогами, еще и восприятие внутригрупповых отношений будет определять успешность данного процесса. Наши исследования адаптации старшеклассников в процессе инклюзивного обучения показали, что именно восприятие коллектива учащимися с ОВЗ определяет успешность совместного обучения.

В нашей работе мы не дифференцировали студентов первых курсов по особенностям заболевания, а постарались изучить, какие личностные особенности способствуют их легкой и быстрой адаптации, выявить связь между восприятием внутригрупповых отношений и готовностью к получению высшего образования.

Процедура исследования

Цель исследования. В своем исследовании мы предприняли попытку выявить значение личностных особенностей и внутригрупповой перцепции в процессе адаптации студентов первых курсов с ОВЗ.

В исследовании принимали участие 38 студентов первых курсов: 10 студентов (2 девушки, 8 юношей) имеют диагноз ДЦП (легкой и средней тяжести); 8 студентов (4 девушки, 4 юноши) — с нарушением зрения; 5 студентов (юноши) — с нарушением слуха; 15 студентов (10 девушек, 5 юноршей) — с общими заболеваниям (диабет, речевые нарушения, заболевания пищеварительной системы). Все респонденты с нормой интеллекта, имеют третью группу инвалидности.

Гипотезы исследования. 1. Способность студентов первых курсов с ОВЗ адаптироваться к обучению в вузе связана с их личностными особенностями и социально-психологическим фактором — восприятием внутригрупповых отношений. 2. Внутригрупповая перцепция более тесно связана с адаптацией, чем личностные особенности.

Чтобы изучить уровень адаптации студентов с ОВЗ, мы использовали методику диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Дай­монда [15]. Для исследования процесса адаптации и выявления группы студентов с успешной приспособляемостью к процессу обучения в вузе диагностические срезы были проведены на первом и четвертом месяцах обучения.

Таким образом, независимыми переменными нашего исследования были личностные характеристики и особенности восприятия внутригрупповых отношений, зависимой переменной — уровень адаптации студентов к первому курсу. К личностным факторам, способствующим успешному прохождению процесса адаптации, мы отнесли показатели самооценки, образ Я, высокий уровень мотивации успеха и коммуникативную компетентность, внутригрупповую перцепцию — психологический климат в группе, умение испытывать эмпатию и сопереживать окружающим, а также сплоченность коллектива. Для исследования личностных особенностей мы использовали методику изучения самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан, методику «Мои достоинства и недостатки» (С. Васильева, Р. Ахаян), методику диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса, методику оценки уровня общительности В.Ф. Ряховского [13; 16]. Для исследования восприятия отношений в группе выбраны следующие методики: методика определения психологического климата в группе Л.Н. Лутошкина, методика исследования эмпатийных тенденций (с измененной инструкцией), определение индекса групповой сплоченности Сишора [13; 16].

Результаты исследования

Первым этапом исследования было определение уровня адаптации студентов первых курсов с ОВЗ на первом и четвертом месяцах обучения. При анализе данных, полученных при исследовании социально-психологической адаптации в экспериментальной группе, получены следующие результаты (табл. 1).

Таблица 1

Динамика уровней социально-психологической адаптации
студентов-первокурсников с ОВЗ

Сроки

Уровни адаптации-дезадаптации

высокий

средний

низкий

Количество студентов

Адаптивность

Сентябрь

4

10

24

Декабрь

12

8

18

Дезадаптивность

Сентябрь

16

14

8

Декабрь

12

10

16

Данные, представленные в таблице, свидетельствуют о том, что идет процесс адаптации у студентов с ОВЗ. Так, на начало обучения в университете высокий уровень адаптации наблюдался только у четырех респондентов, в то время как низкая адаптация — у 24 человек. Эти же данные подтверждаются шкалой «Де­задаптация». Высокий уровень дезадап­тации в сентябре показали 16 студентов первых курсов. Большинство студентов испытывают сложности в первые дни обучения в университете, переживают трудности вступления в новую социальную роль, обнаруживают высокий уровень тревоги в условиях новой социальной ситуации развития.

На четвертом месяце обучения произошли значительные изменения в показателях «Адаптация-дезадаптация». Так, увеличилось число студентов, которые оценили свой уровень приспособляемости к обучению в новом социальном институте как более высокий (12 респондентов), но студентов с низким уровнем адаптации стало незначительно меньше (18 респондентов).

Данные изучения личностных особенностей студентов с ограничениями в здоровье в целом свидетельствуют о том, что характеристики личностных особенностей первокурсников не имеют значительных различий в зависимости от заболеваний и в основном соответствуют средним нормативным значениям замеряемых показателей.

Так, тридцать первокурсников имеют средний уровень самооценки, понимают свои плюсы и минусы, имеют адекватный уровень притязаний. Всего четыре респондента демонстрируют низкий уровень оценки своих качеств.

По результатам методики «Мои достоинства и недостатки» (С. Васильева, Р. Ахаян) было выявлено, что студенты первых курсов с ОВЗ выделяют положительные и отрицательные стороны своего поведения и личности. Анализ отрицательных характеристик показал, что выделены качества, которые связаны с заболеванием (например, « замкнутость», «переживание заболевания», «неумение первым вступать в контакт», «недоверие», «стеснительность»), а также качества, которые характеризуют личность («капризность», «лень», «неуверенность в себе»). Данные качества не имеют значительных отличий от качеств, выделяемых студентами первых курсов без ОВЗ [17]. К положительным качествам были отнесены «позитивное мышление», «чувство юмора», «общительность» и др.

При изучении мотивации к успеху получилось, что одна треть респондентов имеют низкий уровень мотивации к успеху, им проще выбирать более легкие задания и задачи, ждать помощи от окружающих, стремиться к избеганию неудачи. Еще одна треть респондентов ориентированы на достижения, уверены в своих силах, готовы к новому и интересному. Остальные респонденты не имеют выраженного полиса ориентации на успех или избегание неудачи. Данные результаты также не показывают значительных отличий от результатов в группе студентов без ограничений в здоровье.

При изучении уровня общительности по методике В.Ф. Ряховского получены следующие данные: 12 студентов имеют средний уровень общительности, следовательно, не испытывают сложностей в установлении контактов, умеют поддержать общение, ориентированы на взаимодействие; 21 респондент — имеют низкий уровень общительности. Таким студентам сложно устанавливать первый контакт, они часто избегают общения, у них высокий уровень стеснительности и застенчивости; 5 студентов отличаются высоким уровнем общительности, они любопытны, разговорчивы, охотно высказываются по разным вопросам, что иногда вызывает раздражение окружающих. Эти студенты охотно знакомятся с новыми людьми, любят бывать в центре внимания, никому не отказывают в просьбах, хотя не всегда могут их выполнить.

Анализ результатов исследования личностных характеристик, важных для адаптации в новых социальных ситуациях, показал отсутствие однотипных результатов, которые значительно отличают студентов с ОВЗ от их «относительно здоровых» сверстников. Поэтому важным является исследование восприятия внутригрупповых отношений студентов с ОВЗ.

Для подтверждения нашей гипотезы мы провели исследования особенностей восприятия внутригруппового климата, системы отношений, уровня эмпатии в группах студентов с проблемами в развитии, имеющих полярные показатели адаптации. К первой экспериментальной группе (ЭГ1 — 20 студентов) были отнесены студенты с высоким и средним уровнем адаптации на четвертом месяце обучения. Ко второй экспериментальной группе (ЭГ2 — 18 студентов) были отнесены студенты с низким уровнем адаптации. Им всем предлагалось оценить особенности отношений, климат, уровень эмпатии и уровень сплочения в их учебных группах.

При изучении восприятия психологического климата по методике Л.Н. Лу- тошкина в двух группах получились следующие результаты (табл. 2).

Таблица 2

Результаты исследования психологического климата

№ группы

Уровень психологического климата

высокий

средний

низкий

ЭГ1

12

8

0

ЭГ2

3

3

12

Так, сравнительный анализ двух экспериментальных групп показал, что имеются различия в восприятии психологического климата в студенческих коллективах. Студенты первой экспериментальной группы в преобладающем большинстве (12 респондентов) говорят о комфортном психологическом климате в группе. По их мнению, коллектив настроен на общение, обладает способностью к взаимопомощи, ориентирован на принятие и взаимодействие, в то время как во второй группе 12 студентов воспринимают психологический климат в студенческом коллективе как неблагоприятный и всего 3 респондента считают климат в своем коллективе положительным.

Похожая картина наблюдалась при исследовании эмпатийных тенденций в коллективе студентов (табл. 3). Результаты исследования позволили узнать, насколько испытуемые считают свое близкое окружение эмпатичным, насколько окружающие готовы помогать и демонстрировать заинтересованность в жизни других.

Таблица 3

Результаты исследования эмпатийных тенденций в студенческих коллективах

№ группы

Уровень эмпатичных тенденций

высокий

средний

низкий

ЭГ1

10

8

2

ЭГ2

6

4

8

Результаты исследования показывают, что в первой группе большинство испытуемых считают свою группу эм- патичной. Они понимают, что их однокурсники чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое им прощать, с неподдельным интересом относятся к людям. Они эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливают контакты с окружающими и находят с ними общий язык. На наш взгляд, это способствует взаимодействию с людьми, имеющими проблемы в развитии, и демонстрирует высокий уровень толерантного, принимающего поведения.

В второй группе 8 испытуемых считают низким уровень эмпатии в студенческом коллективе. Это показывает, что студенты с ОВЗ отмечают, что их однокурсники испытывают затруднения в установлении контактов с ними, неуютно чувствуют себя в большой компании, отдают предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Это может «тормозить» процесс социализации студентов с ОВЗ.

Исследование групповой сплоченности выявляет уровень принадлежности к своей группе, ощущение единства всех ее членов. (табл. 4).

Таблица 4

Результаты исследования уровня групповой сплоченности в студенческих коллективах

№ группы

Уровень групповой сплоченности

высокий

средний

низкий

ЭГ1

11

6

1

ЭГ2

4

4

10

При сравнении двух групп (ЭГ1 и ЭГ2) видны значительные различия в восприятии групповой сплоченности в студенческих коллективах. Так, в ЭГ1 11 испытуемых определяют уровень сплоченности в своих коллективах как высокий. Это означает, что члены коллектива ориентированы на взаимопомощь, открытое общение, низкий уровень конфликтности. Однако 10 респондентов ЭГ2 отмечают низкий уровень групповой сплоченности. Это говорит о том, что они не чувствуют себя частью коллектива, испытывают трудности в общении, готовы покинуть данную группу.

 
 

Заключение

Итак, результаты нашего исследования показали, что студенты с ограниченными возможностями здоровья по- разному проходят период адаптации к обучению в вузе. Можно констатировать, что выдвинутые нами гипотезы нашли свое подтверждение. Данные исследования свидетельствуют о том, что важным в процессе адаптации студентов с ОВЗ является восприятие системы взаимоотношений в студенческом коллективе, а личностные качества могут играть второстепенную роль. Все это подтверждает необходимость создания системы сопровождения студентов с ОВЗ в процессе адаптации к обучению в вузе, увеличения внимания к проведению тренингов общения, взаимодействия, сплочения студенческих коллективов.

По результатам работы была пересмотрена и доработана программа сопровождения студенческой молодежи в период адаптации к обучению в университете.

 

Литература

  1. Абрамов К.В. Особенности социально-психологической адаптации молодежи в трансформирующемся обществе: автореф. дис. …. канд. психол. наук. М., 2010. 24 с.
  2. Андреева Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к усло­виям учебы в вузе // Человек и общество. Вып. XI—II. М., 1973. С. 25—27.
  3. Березовин Н.А. Адаптация студентов и НОТ. Минск, 1990. 151с.
  4. Детский церебральный паралич: Хрестоматия: учеб. пособие для студ. высш. и средн. педагогических, психологических и медицинских учеб. Заведений / Сост. Л.М. Шипицина и М.М. Мамайчук. СПб.: Дидактика Плюс, 2003. 368 с.
  5. ГрачевС.П. Специфика формирования социального статуса незрячего студента в учебной группе (проблема идентификации) // Проблемы социально-психологиче­ской адаптации студентов и аспирантов с нарушенным зрением в современном вузе . Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспиран­тов и тифлопедагогов. СПб, 2000. С. 46—49.
  6. Гудонис В.Г. Основы и перспективы социальной адаптации лиц с пониженным зрением. М.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. 288 с.
  7. Дубовицкая Т.Д., Крылова А.Я. Методика исследования адаптированности сту­дентов в вузе // Психологическая наука и образование. 2010. № 3. С. 23—29.
  8. ЛахтинА.Ю. Игровая технология как средство социально-психологической адаптации студентов первого курса к обучению в ВУЗе / Н.С. Козлов, А.Ю. Лах­тин // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 6 (25). Ч. 1. С. 189—194.
  9. ЛитвакА.Г. Психология слепых и слабовидящих. СПб: Изд. РГПУ имени А.И. Герцена, 1998. 271 с.
  10. Нартова-Бочавер С.К., Потапова А.В. Введение в психологию развития. М.: Флинта, 2005. 216 c.
  11. НейманЛ.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слу­ха и речи: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.И. Селиверстова. М.: ВЛАДОС, 2001. 224 с.
  12. Паршина Т.О. Структурная модель социально-психологической адаптации чело­века // Социологические исследования. 2008. № 8. С. 100—106.
  13. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. по­собие. Самара: БАХРАХ-М, 2002. 672 c.
  14. Смирнов А.Г. Вопросы динамики протекания социально-психологической адап­тации студентов к вузу // Психологические условия профессионального становле­ния личности в свете реформы общеобразовательной и профессиональной школы. М., 1998. Ч. 1. С. 48—55.
  15. Социальная психология: учеб. пособие / Отв. ред. А.Л. Журавлев. М.: Пэр. Сэ, 2006. 351 с.
  16. Терюшкова Ю.Ю. Рабочая тетрадь по психологии: метод. пособие / Ю.Ю. Те­рюшкова, Федер. агентство по образованию, Петрозав. гос. ун-т. Петрозаводск: Изд­во ПетрГУ, 2010. 125с.
  17. Терюшкова Ю.Ю. Тренинг сплочения группы как средство содействия адаптации первокурсников [Электронный ресурс]// Современные проблемы науки и образо­вания. 2014. № 6. URL: http://www.science-education.ru/120-16336 (дата обращения: 02.04.2015)
  18. Шматко Н.Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение // Дефектология. 1999. № 1—2. С. 41—46.

Информация об авторах

Терюшкова Юлия Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент, Институт педагогики и психологии, Кафедра теории и методики общего и профессионального образования, ФГБОУ ВПО «Петрозаводский государственный университет», Петрозаводск, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 2323
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 1179
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3