Актуальный подход к исследованию статусных отношений в ученических группах в рамках научной школы факультета социальной психологии МГППУ

1092

Аннотация

В статье представлены результаты верификации нового подхода к изучению статусно-ролевых отношений через позицию среднестатусного члена группы, разрабатываемого в традициях теории деятельностного опосредствования межличностных отношений в группе А.В. Петровского и в рамках научной школы М.Ю. Кондратьева на факультете социальной психологии МГППУ. Анализируются основные результаты серии эмпирических исследований, проведенных в образовательных организациях разных типов. В исследовании принимали участие свыше 1200 учащихся г. Москвы и Московской области. Показано, каким образом характер интрагрупповых взаимодействий, благополучие и эмоциональный климат, а также уровень группового социально-психологического развития в целом определяются системой отношений среднестатусных учащихся с одногруппниками. Сформулированы выводы о специфической роли среднестатусного учащегося в жизнедеятельности группы и описаны перспективы развития представленного социально-психологического подхода к изучению статусных отношений.

Общая информация

Ключевые слова: научная школа факультета социальной психологии, статусные отношения, ученическая группа, среднестатусный учащийся

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2016070105

Для цитаты: Сачкова М.Е. Актуальный подход к исследованию статусных отношений в ученических группах в рамках научной школы факультета социальной психологии МГППУ // Социальная психология и общество. 2016. Том 7. № 1. С. 59–71. DOI: 10.17759/sps.2016070105

Фрагмент статьи

В рамках научной школы А.В. Петровского [9] и непосредственно теории деятельностного опосредствования межличностных отношений в группе был предложен особый методический принцип, получивший название «Решетка противостояния позиций» [8]. Суть данного методического принципа состоит в том, чтобы вместо диагностики всей группы фиксировать только отношения между противостоящими позициями в различных подструктурах: между лидером и аутсайдером, «социометрической звездой» и «изолянтом», новичком и «старожилом» группы и т. д.

Литература

  1. Антология социальной психологии возраста: специализированное учебное посо- бие / Ред. М.Ю. Кондратьев. М.: МГППУ, 2010. 416 с.
  2. Ильин В.А. Сравнительное исследование особенностей психосоциального разви- тия учащихся старших классов и студентов-первокурсников высших учебных заве- дений // Психологическая наука и образование. 2009. № 1. С. 14—23.
  3. Кондратьев М.Ю. О новом алгоритме сравнительного анализа развития малой группы // Социальная психология сегодня: Материалы I Всероссийской научно- практической конференции, посвященной памяти профессора А.В. Петровского / Отв. ред. М.Ю. Кондратьев. М.: МГППУ, 2009. С. 73—76.
  4. Кондратьев М.Ю. Социальная психология закрытых образовательных учрежде- ний. СПб.: Питер, 2005. 304 с.
  5. Кондратьев М.Ю., Кондратьева А.М. Научная психологическая школа А.В. Пе- тровского в Московском городском психолого-педагогическом университете // Раз- витие личности. 2014. № 2. С. 198—209.
  6. Кондратьев Ю.М., Сачкова М.Е. Специфика отношений межличностной значи- мости в студенческой группе на разных этапах обучения [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2011. № 1. URL: http://psyedu. ru/journal/2011/1/2061.phtml (дата обращения: 30.07.2015).
  7. Никулин С.А., Сачкова М.Е. Особенности позиции среднестатусного подростка в системе отношений школьного класса // Психологическая наука и образование. 2010. № 5. С. 60—67.
  8. Петровский А.В. «Решетка противостояния позиций» как принцип диагности- ки уровня развития межличностных отношений // Вопросы психологии. 1985. № 2. С. 32—38.
  9. Психологическая теория коллектива / Под ред. А.В. Петровского. М.: Педагоги- ка, 1979. 240 с.
  10. Сачкова М.Е. Западноевропейский подход к исследованию феноменов власти и статусных отношений в группах разного типа [Электронный ресурс] // Психо- логическая наука и образование PSYEDU.ru. 2010. № 5. URL: http://psyedu.ru/ journal/2010/5/Sachkova.phtml (дата обращения: 30.07.2015).
  11. Сачкова М.Е., Новожилова Н.И. Современная детско-юношеская организация: особенности интрагруппового структурирования и статусных отношений // Соци- альная психология и общество. 2011. № 2. C. 52—62.
  12. Толстых Н.Н. Социальная психология развития как самоценная отрасль психо- логической науки // Социальная психология и общество. 2010. № 1. С. 13—25.

Информация об авторах

Сачкова Марианна Евгеньевна, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей психологии, Институт общественных наук, ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (ФГБОУ ВО РАНХиГС), Профессор кафедры теоретических основ социальной психологии ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет" (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2982-8410, e-mail: msachkova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2268
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 11

Скачиваний

Всего: 1092
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 8