Инструментарий исследования уровней и компонентов внутригрупповой аттракции в производственных группах

996

Аннотация

Обозначены существующие подходы к пониманию аттракции и методики ее изучения. Выделены три уровня проявления аттракции в малой группе — межличностная, микрогрупповая и групповая аттракция, — каждый из которых включает три компонента: субъектный, коммуникативный и деятельностный. В соответствии с этой идеей были разработаны опросник межличностной аттракции и опросник групповой и микрогрупповой аттракции. Каждый из опросников включает три субшкалы для измерения соответствующих компонентов аттракции. Для оценки валидности и надежности опросников проведено исследование в 18 малых производственных группах — первичных структурных подразделениях в организациях, а также в малочисленных по составу компаниях. Общее количество респондентов составило 200 работников. По каждому опроснику осуществлен факторный анализ и произведена оценка внутренней консистентности субшкал. Показано, что опросники обладают валидностью и надежностью. Доказана целесообразность выделения в каждом опроснике трех субшкал. Сделаны основные выводы и освещены возможности использования разработанных методических инструментов в научно-исследовательских и практических целях.

Общая информация

Ключевые слова: аттракция в группе, уровни аттракции, компоненты аттракции, опросники

Рубрика издания: Методический инструментарий

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2018090313

Для цитаты: Сидоренков А.В., Шипитько О.Ю. Инструментарий исследования уровней и компонентов внутригрупповой аттракции в производственных группах // Социальная психология и общество. 2018. Том 9. № 3. С. 127–136. DOI: 10.17759/sps.2018090313

Полный текст

 

Феномен аттракции вызывает заметный интерес у специалистов, которые стремятся понять его суть, условия и последствия проявления. В социальной психологии нет единого мнения о природе аттракции, под которой понимают, например, привлекательность (или воспринимаемую привлекательность) одного субъекта для другого [3; 11], предпочтение одних людей другими [4], желание индивида взаимодействовать с некоторыми другими людьми [14]. С точки зрения Л.Я. Гоз­мана, аттракция имеет разные грани проявления, а потому им было предложено рассматривать этот феномен в трех ипо­стасях, а именно: аттракция — разновидность эмоций, предметом которой является другой человек, социальная установка, направленная на отдельного человека, и компонент межличностного восприятия [1]. Некоторые авторы считают, что аттракция представляет собой сложный феномен, а потому он может включать в себя определенные компоненты. Например, в межличностной аттракции выделяют когнитивный, аффективный и конативный компоненты [1], аффективные, когнитивные и поведенческие тенденции относительно другого человека [10]. Однако не дается четкого обоснования выделения этих составляющих аттракции и не раскрывается их содержание.

Если обобщить подходы к пониманию аттракции и исследованию этого феномена в области малых групп, то можно отметить несколько важных моментов.

Во-первых, специалисты изучают, как правило, межличностную аттракцию, редко — групповую аттракцию (привлекательность для индивида группы, в которую он включен) и совсем не принимают во внимание микрогрупповую аттракцию (привлекательность для индивида какой- то неформальной подгруппы в группе).

Во-вторых, межличностная или групповая аттракция чаще рассматриваются как одномерный феномен и значительно реже — как многоплановое явление. Можно предположить, что все три уровня аттракции — межличностная, микро- групповая и групповая — содержат в себе некоторые компоненты, отображающие сложность этого феномена.

Принципиально важный вопрос касается методического инструментария исследования аттракции. Для изучения межличностной аттракции преимущественно применяют самоотчеты, в которых данный феномен операцио- нализируется посредством переменных отношений и эмоций (симпатия, эмоциональная близость, романтическая привлекательность или удовлетворенность отношениями), а иногда — поведенческих переменных (поведение аффилиации или романтическое поведение) [10]. Чаще используют специализированные опросники, например шкалу аттракции к подчиненным [14] и ее модифицированную версию для оценки межличностной аттракции членов в производственной группе [8], шкалу любви и симпатии [13], шкалу группового отношения, предназначенную для измерения групповой аттракции [9]. Кроме того, специалисты применяют неспецифические методы для оценки аттракции, такие как семантический дифференциал [2; 7], метод социометрии [5; 12], опросники аффилиации А. Мехрабиана и интерперсо­нальных отношений Т. Лири [6].

Таким образом, очевидна необходимость разработки методик, созданных на основе концептуальной модели аттракции как многомерного феномена, которые позволяют одновременно и непосредственно измерять разные грани его проявления.

Концептуальная модель аттракции в малой группе

Аттракция — относительно устойчивое отношение индивида к другому человеку или коллективному субъекту (группе, подгруппе), основанное на оценке им некоторых качеств другого и выражающееся в позитивном о нем впечатлении и восприятии его привлекательности.

В основе предлагаемой многомерной модели проявления аттракции в группе находятся два критерия, которые задают два измерения данного феномена. Первый критерий — объект проявления аттракции, которым может быть индивид, подгруппа и группа. В соответствии с этим критерием существуют следующие уровни проявления аттракции: а) межличностная (М) — аттракция между членами группы; б) микрогрупповая (МГ) — аттракция индивида по отношению к какой-то неформальной подгруппе в группе; в) групповая (Г) — аттракция индивида относительно группы в целом.

Второй критерий — предмет аттракции, т. е. воспринимаемые и оцениваемые человеком определенные особенности индивида, подгруппы или группы. На основе этого критерия выделены соответствующие компоненты аттракции: субъектный, коммуникативный и деятельностный. Субъектная аттракция (СА) основывается на оценке характеристик другого, например внешности, темпераментных и характерологических свойств индивида, целей, норм и ценностей группы (подгруппы). Коммуникативная аттракция (КА) отображает оценку индивидом особенности общения другого субъекта, например доминирующего стиля межличностного поведения другого индивида, взаимодействия группы (подгруппы) с другими группами (подгруппами) и своими членами. Деятельностная аттракция (ДА) основывается на оценке инструментальных знаний и умений другого субъекта, таких как компетентность и автономность, процесс и результат выполнения задач и др. в определенной предметной деятельности.

Оба измерения аттракции связаны между собой, так что каждый уровень проявления аттракции выражается в трех компонентах. Следовательно, в группе имеет место девять разновидностей аттракции.

Эмпирическое исследование

Цель исследования — разработать опросники, предназначенные для измерения трех уровней и трех компонентов проявления аттракции в малых производственных группах.

Опросник межличностной аттракции (ОМА) включает три субшкалы (субъектная, коммуникативная и деятельностная аттракция) для измерения меры выраженности трех компонентов межличностной аттракции в малой группе. Стимульный материал опросника первоначально включал 18 пунктов в виде утверждений по шесть айтемов в каждой субшкале. Однако по результатам факторного анализа и оценки надежности-согласованности суб­шкал шесть пунктов было исключено из опросника. В окончательном варианте он содержит 12 пунктов по четыре в каждой субшкале. В процессе применения опросника оценка испытуемыми каждого пункта должна осуществляться посредством 7-балльной шкалы (от 1 — «полностью не согласен» до 7 — «полностью согласен»).

Опросник групповой и микрогрупповой аттракции (ОГиМГА), как и предыдущий, включает три субшкалы (субъектная, коммуникативная и деятельностная аттракция) и направлен на изучение, соответственно, трех компонентов одновременно групповой и микрогрупповой аттракции. С самого начала стимульный материал содержал 18 пунктов, но в результате оценки опросника было оставлено 12 пунктов по четыре в каждой из субшкал. Окончательный вариант опросника состоит из двух частей: «Группа в целом» (для изучения компонентов групповой аттракции) и «Общность тех, с кем поддерживаю тесные отношения» (для исследования компонентов микрогрупповой аттракции). Поэтому испытуемый, работая с опросником, должен дважды оценивать 12 пунктов по 7-балльной шкале, т. е. оценивать относительно «Группа в целом» и «Общность тех, с кем поддерживаю тесные отношения». Таким образом, по природе изучаемых компонентов аттракции, количеству пунктов и порядковой шкале оценок этот опросник соответствует опроснику межличностной аттракции.

Участники исследования. Было обследовано 18 производственных групп, а именно: первичные структурные подразделения в организациях и малые компании разного профиля деятельности (газовая отрасль, военная служба, туристический сервис, торговля и др.). Численность каждой группы варьировалась от 4 до 20 человек (М = 11,1). Общее количество респондентов составило 200 человек, среди которых 65% мужчин и 35% женщин в возрасте от 24 до 52 лет (М = 37,4).

Статистическая обработка данных. Проводился факторный анализ с применением метода главных компонент и вращения Промакс с нормализацией Кайзера, рассчитывались описательные статистики (средние значения и стандартные отклонения) и коэффициент а Кронбаха, оценивалось эмпирическое распределение по критерию Колмогорова—Смирнова.

Результаты и обсуждение

Опросник межличностной аттракции. Факторный анализ позволил выделить три фактора межличностной аттракции (табл. 1). Самый значимый фактор (F3) относится к деятельностной аттракции и имеет 48,9% совокупной дисперсии. В него вошли восемь пунктов с высокими или допустимыми факторными весами, среди которых оказались два пункта (№ 11 и 12), которые были разработаны для субшкалы коммуникативной аттракции. Менее значимый фактор (F1, субъектная аттракция), включающий 11,2% совокупной дисперсии, содержит пять пунктов. В самый низкий по значимости фактор (F2), имеющий 8,8% совокупной дисперсии, вошло четыре пункта субшкалы коммуникативной аттракции. Наиболее высокое значение дисперсии третьего фактора обусловлено, вероятно, тем, что для членов производственных групп более актуальными с точки зрения проявления аттракции являются особенности трудовой деятельности коллег, чем их субъектные и коммуникативные характеристики.

На основе результатов факторизации из дальнейшего анализа были исключены два пункта субшкалы субъектной аттракции (№ 1 и 6), имеющие низкие значения факторных весов, и два пункта субшкалы коммуникативной аттракции (№ 11 и 12), которые попали в фактор деятельностной аттракции.

Коэффициенты а Кронбаха (табл. 2) рассчитывались для каждой субшкалы: субъектной аттракции (п. 2—5), коммуникативной аттракции (п. 7—10) и деятельностной аттракции (п. 13—18). В последней субшкале были отобраны четыре пункта (№ 13, 14, 17 и 18), которые дали наиболее высокое значение коэффициента. Показатели надежности — согласованности всех трех субшкал превышают значение 0,800, а потому указанные пункты вошли в окончательный вариант опросника межличностной аттракции.

Далее были подсчитаны тестовые показатели всех испытуемых по каждой субшкале и произведен расчет статистик критерия Колмогорова — Смирнова, который показал, что эмпирическое распределение по каждой субшкале приближается к нормальному (табл. 2).

Таблица 1

Результаты факторного анализа пунктов Опросника межличностной аттракции

 

№ п/п

Пункты опросника

Компоненты аттракции

СА (F1)

КА (F2) |ДА (F3)

Пункты субшкалы субъектной аттракции

1

Мне интересны некоторые коллеги тем, как они относятся к жизни

0,583

-0,19

0,475

2

Мне привлекательны отдельные работники своими качествами характера (темперамента)

0,615

0,058

0,205

3

Мне по вкусу то, как одеваются некоторые коллеги

0,964

-0,043

-0,182

4

Меня располагают к себе кое-какие коллеги своими интересами, увлечениями

0,851

0,064

-0,042

5

Некоторые работники мне внешне симпатичны

0,662

0,133

-0,061

6

По своим нравственным качествам отдельные люди создают у меня хорошее впечатление

0,306

0,485

0,060

Пункты субшкалы коммуникативной аттракции

7

Мне нравится, как некоторые люди ведут себя в конфликтных ситуациях

0,048

0,841

-0,126

8

Меня восхищают некоторые работники своим умением общаться

0,125

0,780

-0,054

9

Мне импонируют отдельные коллеги тем, как они относятся к другим

-0,036

0,761

0,096

10

Мне привлекательны некоторые сотрудники из-за их умения найти общий язык с другими

-0,149

0,670

0,270

11

Некоторые сослуживцы умеют увлекательно рассказывать истории, случаи из жизни

-0,137

-0,068

0,826

12

Мне по душе некоторые люди, хорошо владеющие собой в общении

0,080

-0,097

0,801

Пункты субшкалы деятельностной аттракции

13

Меня привлекают отдельные сослуживцы тем, как они выполняют свою работу

-0,069

0,182

0,726

14

Мне приятно совместно что-то делать с некоторыми работниками

-0,017

0,045

0,765

15

Меня располагают к себе некоторые люди тем, как они преодолевают трудности в работе

0,060

0,100

0,728

16

Кое-кто из коллег вызывает у меня положительное впечатление умением планировать (организовывать) свою работу

0,042

0,086

0,676

17

Некоторые сослуживцы располагают к себе своим профессионализмом

0,115

-0,058

0,776

18

Мне по душе отдельные коллеги тем, как они ответственно относятся к работе

-0,125

0,040

0,808

Примечания: 1. В таблице указаны пункты, которые первоначально были включены в субшка­лы. 2. СА — субъектная аттракция, КА — коммуникативная аттракция, ДА — деятельностная аттракция, F — фактор и факторные веса. 3. Полужирным шрифтом выделены значения высоких факторных весов айтемов.

Таблица 2
Описательные статистики, α Кронбаха и статистики критерия D Колмогорова—Смирнова для субшкал Опросника межличностной аттракции и Опросника групповой и микрогрупповой аттракции

Субшкалы

Среднее значение

Стандартное отклонение

а Кронбаха

Статистика Z Колмогорова— Смирнова

М-СА

20,37

5,39

0,814

1,794*

М-КА

21,36

4,86

0,812

1,642*

М-ДА

21,97

5,04

0,849

1,781*

Г-СА

21,16

5,17

0,829

1,361**

Г-КА

21,52

4,73

0,774

1,765*

Г-ДА

21,92

5,15

0,842

1,684*

Примечания: 1. М-СА — межличностная субъектная аттракция; М-КА — межличностная коммуникативная аттракция; М-ДА — межличностная деятельностная аттракция; Г-СА — групповая субъектная аттракция; Г-КА — групповая коммуникативная аттракция и Г-ДА групповая деятельностная аттракция. 2. * — p < 0,01, ** — p < 0,05.

Опросник групповой и микрогруп- повой аттракции. Опросник оценивался только по разделу «Группа в целом», который предназначен для измерения групповой аттракции. На основе факторного анализа были выявлены три фактора групповой аттракции (табл. 3). Наиболее значимый фактор F2 (коммуникативная аттракция) имеет 47,8% совокупной дисперсии и включает пять айтемов с высокой факторной нагрузкой. Фактор F1 (субъектная аттракция) имеет 9,5% совокупной дисперсии и образован из пяти пунктов. Фактор F3 (деятельностная аттракция), самый низкий по значимости (7,9% совокупной дисперсии), состоит из четырех айтемов.

Высокое значение дисперсии второго фактора связано с тем, что более актуальными для проявления членами аттракции относительно группы являются коммуникативные характеристики последней, такие как способность успешно взаимодействовать с другими группами и защищать своих членов, прислушиваться к мнению отдельных членов и оказывать на них влияние, создавать комфортные условия для коммуникации работников в группе.

Далее был произведен расчет а Крон- баха по каждой субшкале (см. табл. 2), в который включались соответствующие пункты, имеющие нагрузки выше 0,600, а именно: субъектная аттракция (п. 1—5), коммуникативная аттракция (п. 8—12) и деятельностная аттракция (п. 14, 16— 18). По первым двум субшкалам были отобраны по четыре айтема (субъектная аттракция — № 1, 3, 4 и 5, коммуникативная аттракция — № 9—12), сочетание которых дало самые высокие значения коэффициентов. В третьей субшкале так и остались четыре пункта. Полученные результаты свидетельствуют о внутренней консистентности каждой субшкалы.

Таблица 3

Показатели факторного анализа пунктов Опросника групповой и микрогрупповой аттракции (в части групповой аттракции)

№ п/п

Пункты опросника

Компоненты аттракции

СА (F1)

КА (F2) | ДА (F3)

Пункты субшкалы субъектной аттракции

1

Она притягательна для меня теми правилами поведения, которые в ней приняты

0,739

0,035

0,064

2

Мне импонирует ее умение отстаивать свои интересы

0,638

0,097

0,051

3

Она привлекательна для меня своей репутацией

0,790

-0,153

0,184

4

Мне приятно видеть ее единство, по крайней мере по важным вопросам

0,745

-0,035

-0,026

5

Она вызывает у меня симпатию своим высоким статусом (положением)

0,864

0,058

-0,090

6

Меня привлекают в ней общие цели и задачи

0,395

0,064

0,419

Пункты субшкалы коммуникативной аттракции

7

Она располагает к себе умением конкурировать с другими группами (общностями)

0,215

0,291

0,192

8

Меня привлекает в ней умение договариваться с другими группами (общностями) в сложных ситуациях

0,196

0,642

-0,126

9

Она мне нравится из-за способности защитить своих членов от нападок «чужих»

0,283

0,640

-0,175

10

Она создает у меня хорошее впечатление тем, как умеет воздействовать на своих членов

0,124

0,866

-0,155

11

Она мне по душе тем, что в ней комфортно общаться с большинством членов

-0,130

0,710

0,127

12

Она располагает к себе тем, что большинство работников прислушивается к моему мнению

-0,212

0,753

0,126

Пункты субшкалы деятельностной аттракции

13

Мне импонирует ее способность проявлять решительность в трудных профессиональных ситуациях

-0,096

0,603

0,386

14

К моему удовлетворению, она умеет выработать единую позицию по сложным рабочим вопросам

-0,019

0,169

0,664

15

Мне нравится в ней умение проявлять самостоятельность в неопределенных условиях деятельности

0,031

0,518

0,254

16

Она привлекательна тем, что способна быстро мобилизоваться и выполнить работу

0,039

0,126

0,672

17

Мне по душе то, как ее члены могут согласованно действовать

-0,006

0,029

0,802

18

Она располагает к себе своей настроенностью на высокий результат

0,078

-0,199

0,966

Эмпирическое распределение по всем о чем свидетельствуют статистики крите- субшкалам приближается к нормальному, рия Колмогорова—Смирнова (см. табл. 2).

Заключение

Опросник межличностной аттракции и опросник групповой и микрогруппо- вой аттракции, включающие по три суб­шкалы, обладают валидностью и надежностью, что подтверждено результатами эмпирического исследования.

Одновременное использование двух опросников позволит комплексно оценивать проявление трех уровней по трем компонентам аттракции в малых группах. В научно-исследовательской сфере это даст ученым возможность изучать соотношение разных уровней аттракции по каждому из компонентов, связи между уровнями и компонентами аттракции, а также связи между уровнями (по трем компонентам) аттракции с одной стороны и разными социально-психологическими характеристиками и показателями эффективности группы — с другой. В практической области специалисты смогут с высокой достоверностью оценивать меру выраженности уровней и компонентов аттракции работников в конкретной производственной группе. Это позволит прогнозировать психологическую атмосферу в группе и более целенаправленно осуществлять организационно-психологическое воздействие на группу с целью повышения соответствующих уровней и компонентов аттракции.



[*] Сидоренков Андрей Владимирович — доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии управления и юридической психологии, Южный федеральный университет (ФГАОУ ВО ЮФУ), Ростов-на-Дону, Россия, av.sidorenkov@yandex.ru

[†] Шипитько Олеся Юрьевна — кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии управления и юридической психологии, Южный федеральный университет (ФГАОУ ВО ЮФУ), Ростов-на-Дону, Россия, lavnes@mail.ru

[‡] Sidorenkov Andrey V. — Doctor of Science in Psychology, Professor, Head of the Department of Psychology of Management and Legal Psychology, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia, av.sidorenkov@yandex.ru

[§] Shipitko Olesya Yu. — PhD in Psychology, Associate Professor of the Department of Psychology of Management and Legal Psychology, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia, lavnes@mail.ru

Литература

  1. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Изд-во МГУ. 1987. 175 с.
  2. Грива О.В. Аттракция в дружеских отношениях: образ реального и идеального друга // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 2. С. 121—125.
  3. Карпенко Д.А. Аттракция // Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.А. Бодалева. М.: Когито-Центр, 2015. С. 59—60.
  4. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб: Питер, 2001. 544 с.
  5. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1979. 151 с.
  6. Сердюк Н.И. Психологические основы формирования аттракции к сверстникам в подростковом возрасте // Актуальные проблемы психологического знания. 2013. № 4(29). С. 118—129.
  7. Шадричева А.И. Основные психологические детерминанты межличностной аттракции // Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientific Journal). 2016. Т. 7. № 2. С. 180—183.
  8. Chattopadhyay P. Can dissimilarity lead to positive outcomes? The influence of open versus closed minds // Journal of Organizational Behavior. 2003. Vol. 24. Is. 3. P. 295— 312. doi: 10.1002/job.188
  9. Evans N.J., Jarvis P.A. The group attitude scale: A measure of attraction to group // Small Group Research. 1986. Vol. 17. Is. 2. P. 203—216.
  10. Finkel E.J. et al. When does familiarity promote versus undermine interpersonal attraction? A proposed integrative model from erstwhile adversaries // Perspectives on Psychological Science. 2015. Vol. 10. Is. 1. P. 3—19. doi: 10.1177/1745691614561682
  11. Harris L.C., O’Mallet L., Patterson M. Professional interaction: Exploring the concept of attraction // Marketing Theory. 2003. Vol. 3. Is. 1. P. 9—36. doi: 10.1177/1470593103003001002
  12. Izard C.E. Personality similarity positive effect and interpersonal attraction // Journal Abnormal Social Psychology. 1963. Vol. 66. Is. 6. P. 598—600.
  13. Rubin Z. Measurement of romantic love // Journal of Personality and Social Psychology. 1970. Vol. 16. Is. 2. P. 265—273.
  14. Wayne S., Liden R. Effects of impression management on performance ratings: a longitudinal study // Academy of Management Journal. 1995. Vol. 38. Is. 1. P. 232—260. doi: 10.2307/256734

Информация об авторах

Сидоренков Андрей Владимирович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии управления и юридической психологии Академии психологии и педагогики, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0554-3103, e-mail: av.sidorenkov@yandex.ru

Шипитько Олеся Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии управления и юридической психологии, Академия психологии и педагогики Южного федерального университета, Ростов-на-Дону, Россия, e-mail: oshipitko@sfedu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1964
В прошлом месяце: 22
В текущем месяце: 20

Скачиваний

Всего: 996
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 8