Особенности межпоколенных различий в жизненной позиции подростков

727

Аннотация

В контексте проблематики межпоколенных различий в статье рассматриваются особенности изменений в эмоциональной оценке успешности жизненных перспектив, сформированности планов на будущее и приоритетов в жизненных ценностях у учащихся основной и старшей школы. Работа основана на сравнении результатов мониторинговых анкетных опросов, которые проводились сотрудниками ЦСО РАО с 1991 по 2017 годы. Выборка в 1991 г. составила 1162 респондента, в 1996 г. — 1604, в 2002 г. — 2978, в 2017 г. — 11803. При анализе материалов учитываются гендерные, возрастные и социально-стратификационные различия. Данные обработаны с помощью методов математической статистики (критерии значимых различий, факторный анализ). Результаты свидетельствуют о том, что эмоциональная оценка школьниками успешности жизненных перспектив, сформированность планов на будущее и ценностные предпочтения в существенной степени зависят от экономических и политических трансформаций в обществе. С помощью факторного анализа выделены пять обобщенных оппозиций, которые позволяют провести межпоколенческое сопоставление особенностей жизненных позиций учащихся с учетом гендерных, возрастных и социально-стратификационных факторов.

Общая информация

Ключевые слова: межпоколенные различия, подросток, жизненная успешность, ценности, сформированность планов, гендерные и возрастные факторы, материальное положение

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2019100302

Для цитаты: Собкин В.С., Калашникова Е.А. Особенности межпоколенных различий в жизненной позиции подростков // Социальная психология и общество. 2019. Том 10. № 3. С. 19–39. DOI: 10.17759/sps.2019100302

Литература

 

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 398 с.
  2. Вартанова И.И. Специфика взаимосвязи мотивации и ценностей старшеклассников различного пола и возраста [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 6. С. 67—74. doi:10.17759/ pse.2018230606
  3. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. Избранные психологические исследования. М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1956. 520 c.
  4. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) [Электронный ресурс] // Социологические исследования. 2002. № 1. C. 96—105. URL: http://ecsocman.hse.ru/ data/611/119/1217/011.GAVRILIUK.pdf (дата обращения: 05.04.2019).
  5. Жилинская А.В., Бочавер А.А. Подходы к построению подростками жизненного пути // Психологический журнал. 2018. Т. 39. № 1. С. 36—45.
  6. Карабанова О.А. Понятие «социальная ситуация развития» в современной психологии [Электронный ресурс] // Методология и история психологии. 2007. Т. 2. Выпуск 4. С. 40—56. URL: http://mhp-journal.ru/upload/2007_v2_n4/2007_v2_ n4_05.pdf (дата обращения: 05.04.2019).
  7. Марцинковская Т.Д., Полева Н.С. Поколения эпохи транзитивности: ценности, идентичность, общение // Мир психологии. 2017. № 1. С. 24—37.
  8. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 20—32.
  9. Собкин В.С. Старшеклассник в мире политики. Эмпирическое исследование. М.: ЦСО РАО, 1997. 318 с.
  10. Собкин В.С., Абросимова З.Б., Адамчук Д.В., Баранова Е.В. Подросток: нормы, риски, девиации. Труды по социологии образования. Т. X. Вып. XVII / Под ред. В.С. Собкина. М.: Центр социологии образования РАО, 2005. 359 с.
  11. Cобкин В.С., Адамчук Д.В. Современный учитель: жизненные и профессиональные ориентации. Труды по социологии образования. Т. XVIII. Вып. ХХХ. М.: ФГБНУ «ИУО РАО», 2016. 216 с.
  12. Собкин В.С., Писарский П.С. Жизненные ценности и отношение к образованию: кросскультурный анализ Москва—Амстердам (по материалам социологического опроса учителей, учащихся и родителей). М.: ЦСО РАО, 1994. 152 с.
  13. Собкин В.С., Писарский П.С. Социокультурный анализ образовательной ситуации в мегаполисе. М.: Министерство образования Российской Федерации, 1992. 159 с.
  14. Солдатова Г.У., Львова Е.Н. Особенности родительской медиации в ситуациях столкновения подростков с онлайн-рисками // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 3. С. 29—41. doi:10.17759/pse.2018230303
  15. Толстых Н.Н. Подростки и их родители: что ценят и чего хотят сегодня? // Психологическая наука и образование. 2012. № 4. С. 70—78.
  16. Толстых Н.Н. Хронотоп: культура и онтогенез. Монография. Москва: Универсум, 2018. 292 с.
  17. Хломов К.Д. Социальные риски в контексте индивидуальных жизненных траекторий современных подростков // Социальная психология и общество. 2016. Том 7. № 2. С. 109—125. doi:10.17759/sps.2016070208
  18. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно- исторической теории Л.С. Выготского). М.: Тривола, 1994. 168 с.
  19. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Флинта, 2006. 342 с.

 

Информация об авторах

Собкин Владимир Самуилович, доктор психологических наук, пррфессор, академик РАО, руководитель Центра социологии образования, ФГБНУ «Институт управления образованием РАО» (ФГБНУ «ИУО РАО»), руководитель Центра социокультурных проблем современного образования, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования» (ФГБНУ «ПИ РАО»)., Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2339-9080, e-mail: sobkin@mail.ru

Калашникова Екатерина Александровна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Центра социологии образования, ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования» (ФГБНУ «ИУО РАО»), ведущий научный сотрудник Центра социокультурных проблем современного образования, ФГБНУ «Психологический институт РАО» (ФГБНУ «ПИ РАО»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4429-623X, e-mail: 5405956@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1245
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 727
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 0