Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 106Рубрики 53Авторы 8884Новости 1775Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

11 место — направление «Психология»

1,661 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,025 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Социальная психология и общество

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2221-1527

ISSN (online): 2311-7052

DOI: https://doi.org/10.17759/sps

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Киберсоциализация молодежи в информационно-коммуникационном пространстве современного мира: эффекты и риски 670

Айсина Р.М.
кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии им. профессора Л.Ф. Обуховой, факультет психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия
e-mail: reiner@bk.ru

Нестерова А.А.
доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии, Московский государственный областной университет (ГОУ ВО МО МГОУ), Москва, Россия
e-mail: anesterova77@rambler.ru

Аннотация

В статье определены позитивные аспекты освоения молодежью киберпространства, а также отмечены наиболее опасные риски и барьеры киберсоциализации для современных молодых людей. Теоретически обоснованы и обсуждены типы киберсоциализации молодежи, введены критерии позитивной и негативной киберсоциализации. Подчеркивается, что позитивный вектор киберсоциализации определяется способностью молодого человека к перенесению полезного опыта, полученного в условиях киберпространства, в повседневную жизнедеятельность. На основе проведенного анализа выделены уровни киберсоциализации и представлены основные критерии для их диагностики. Делается вывод о важности создания новых технологий для развития позитивных форм социализации молодежи в киберпространстве. К перспективам дальнейших исследований отнесена разработка опросника для выявления уровня и преобладающего типа киберсоциализации личности и его апробация на репрезентативной выборке испытуемых молодого возраста.

Ссылка для цитирования

Литература

 

  1. Алистратова Е.Ю. Проактивная агрессия в Интернете: причины, последствия и возможные пути профилактики // Психолог. 2014. № 1. С. 39—54. doi: 10.7256/2306- 0425.2014.1.11636
  2. Белинская Е.П., Марцинковская Т.Д. Идентичность в транзитивном обществе: виртуальность и реальность // Цифровое общество как культурно-историческийконтекст развития человека: сборник научных статей/ Под общ. ред. Р.В. Ершовой. Коломна: Государственныйсоциально-гуманитарныйуниверситет, 2018. С. 43—48.
  3. Бондаренко С.В. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ. Ростов- на-Дону: Издательство РГУ, 2004. 320 с.
  4. Ван Ш.Л., ВойскунскийА.Е., Митина О.В., Карпухина А.И. Связь опыта потока с психологической зависимостью от компьютерных игр // Психология. Журнал Высшейшколы экономики. 2011. T. 18. № 4. C. 73—101.
  5. Влияние интернета на российских подростков и юношество в контексте развития российского информационного пространства. Результаты социологического исследования / C.Б. Цымбаленко [и др.]. М., 2012. 99 с.
  6. ВойскунскийА.Е. Концепции зависимости и присутствия применительно к поведению в Интернете [Электронныйресурс] // Медицинская психология в России: электронный научный журнал. 2015. № 4 (33). C. 6. URL: http://mprj.ru/ archiv_global/2015_4_33/nomer07.pdf (дата обращения: 05.05.2018).
  7. Грин Н.В. Интернет как средство обучения [Электронныйресурс] // Успехи современного естествознания. 2013. № 5. С. 59—61. URL: https://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=31672 (дата обращения: 30.01.2019).
  8. Дмитриев К.Г. Взаимосвязь между показателем коммуникативной толерантности и уровнем интернет-зависимости // Вестник ПСТГУ. Серия 4. 2013. Вып. 1 (28). С. 99—102.
  9. Ефимова Т.В. Социализация в условиях постиндустриальной культуры // Человек и образование. 2011. № 4. С. 4—9.
  10. Жизнь в интернете и без него [Электронный ресурс] // Всероссийский центр изучения общественного мнения. Официальный сайт. URL: https://wciom.ru/index. php?id=236&uid=9024 (дата обращения: 27.01.2019).
  11. Зимина Е.С. Правовое регулирование сети интернет: вопросы идентификации личности // Энергия науки: сборник материалов V международной научно- практической Интернет-конференции студентов и аспирантов. Ханты-Мансийск: Изд-во Югорского государственного университета, 2015. С. 582—584.
  12. Интернет-технологии как фактор развития социальной активности российской молодежи [Электронный ресурс] / Е.В. Елисеева [и др.] // Организация работы с молодежью. 2012. № 9. URL: www.es.rae.ru/ovv/204-891 (дата обращения: 03.02.2019).
  13. Крымов А.А. К вопросу о направлениях деятельности по профилактике суицидального поведения в молодежной среде // Человек: преступление и наказание. 2017. Т. 25. № 3. С. 474—478.
  14. Марарица Л.В., Антонова Н.А., Ерицян К.Ю. Общение в интернете: потенциальная угроза или ресурс для личности [Электронный ресурс] // Петербургскийпсихологическийжурнал. 2013. № 5. С. 1—15. URL: http://ppj.spbu.ru/index.php/ psy/article/view/47/23 (дата обращения: 24.05.2018).
  15. Плешаков В.А. Слово Главного редактора: о киберсоциализации человека и ее организации на интернет-портале «Homo Cyberus» [Электронный ресурс] // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». 2016. № 1. С. 4—26. URL: http://journal.homocyberus.ru/sites/default/files/HomoCyberus_1_2016.pdf (дата обращения: 28.01.2019).
  16. Просторы интернета: для работы или развлечений [Электронный ресурс] // Всероссийский центр изучения общественного мнения. Официальный сайт. URL: https://infographics.wciom.ru/theme-archive/society/mass-media/internet/article/ prostory-interneta-dlja-raboty-ili-razvlechenii.html (дата обращения: 31.01.2019).
  17. Рукомойникова В.П. «Виртуальный» фольклор в контексте народной смеховой культуры: автореф. дис. … канд. филол. наук. Ижевск, 2004. 23 с.
  18. Солдатова Г.У., Шляпников В.Н., Журина М.А. Эволюция онлайн-рисков: итоги пятилетней работы линии помощи «Дети онлайн» // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Т. 23. № 3. С. 50—66. doi: 10.17759/cpp.2015230304
  19. Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. Том 9. № 3. С. 71—80. doi: 10.17759/sps.2018090308
  20. Сорокина А.Б. Интернет в жизни современных подростков: проблема и ресурс // Современная зарубежная психология. 2015. Том 4. № 1. С. 45—64.
  21. Узлов Н.Д. Трансгрессия суицидальности, виртуальная реальность и искушение смертью // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. 2017. № 7. С. 80—91.
  22. Хазиева Н.О. Виртуальная реальность как пространство социализации (социально-философский анализ проблемы): автореф. дис. … канд. психол. наук. Казань, 2014. 19 с.
  23. Babson Study: Over 7.1 Million Higher Ed Students Learning Online. (n.d.). [Electronic resource]. URL: http://www.babson.edu/news-events/babsonnews/ pages/140115-babson-survey-study-of-online-learning.aspx (Accessed: 17.05.2018).
  24. Bruns A. Blogs, Wikipedia, Second Life, and Beyond: From Production to Produsage. New York: Peter Lang, 2008. 418 p.
  25. Chaney E.G. Web-based instruction in a Rural High School: A Collaborative Inquiry into Its Effectiveness and Desirability // NASSP Bulletin. 2001. Vol. 85 (628). P. 20—35.
  26. Chitosca M.I. The Internet as a socializing agent of the “M Generation” // Journal of Social Informatics. 2006. Vol. 5 (June). P. 3—21.
  27. Coleman S., Rowe C. Remixing citizenship: Democracy and young people’s use of the Internet. London, England: Carnegie Young People Initiative, 2005. 16 p.
  28. Delaney T., Madigan T. Friendship and Happiness: And the Connection Between the Two. Jefferson, North Carolina, USA: McFarland & Company, Inc., Publishers, 2017. 296 p.
  29. Gable R., Snakenborg J., Van Acker R. Cyberbullying: Prevention and Intervention to Protect Our Children and Youth // Preventing School Failure. 2011. Vol. 55 (2). P. 88— 95. doi: 10.1080/1045988X.2011.539454
  30. Heirman W., Walrave M. Cyberbullying: Predicting Victimisation and Perpetration // Children & Society. 2011. Vol. 25 (1). P. 59—72. doi: 10.1111/j.1099- 0860.2009.00260.x
  31. Integrating psychological and neurobiological considerations regarding the development and maintenance of specific internet-use disorders: An interaction of person-affect-cognition-execution (i-pace) model / Brand M. [et al.] // Neuroscience & Biobehavioral Reviews. 2016. Vol. 71. P. 252—266. doi: 10.1016/j. neubiorev.2016.08.0332
  32. Rethinking the digital divide: Findings from a study of marginalised young people’s information communication technology (ICT) use / Blanchard M. [et al.] // Youth Studies Australia. 2008. Vol. 27 (4). Р. 35—42.
  33. Steiner-Adair C. The Big Disconnect: Your Student in Class vs. Your Student Online [Electronic resource] // Independent School. 2015. Vol. 74 (2). URL: https://eric. ed.gov/?id=EJ1062737 (Accessed: 14.05.2018).

 

 

Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа

Яндекс.Метрика