Киберсоциализация молодежи в информационно-коммуникационном пространстве современного мира: эффекты и риски

2964

Аннотация

В статье определены позитивные аспекты освоения молодежью киберпространства, а также отмечены наиболее опасные риски и барьеры киберсоциализации для современных молодых людей. Теоретически обоснованы и обсуждены типы киберсоциализации молодежи, введены критерии позитивной и негативной киберсоциализации. Подчеркивается, что позитивный вектор киберсоциализации определяется способностью молодого человека к перенесению полезного опыта, полученного в условиях киберпространства, в повседневную жизнедеятельность. На основе проведенного анализа выделены уровни киберсоциализации и представлены основные критерии для их диагностики. Делается вывод о важности создания новых технологий для развития позитивных форм социализации молодежи в киберпространстве. К перспективам дальнейших исследований отнесена разработка опросника для выявления уровня и преобладающего типа киберсоциализации личности и его апробация на репрезентативной выборке испытуемых молодого возраста.

Общая информация

Ключевые слова: информационное общество, молодежь, интернет-коммуникация, позитивная киберсоциализация, негативная киберсоциализация

Рубрика издания: Теоретические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2019100404

Для цитаты: Айсина Р.М., Нестерова А.А. Киберсоциализация молодежи в информационно-коммуникационном пространстве современного мира: эффекты и риски // Социальная психология и общество. 2019. Том 10. № 4. С. 42–57. DOI: 10.17759/sps.2019100404

Литература

 

  1. Алистратова Е.Ю. Проактивная агрессия в Интернете: причины, последствия и возможные пути профилактики // Психолог. 2014. № 1. С. 39—54. doi: 10.7256/2306- 0425.2014.1.11636
  2. Белинская Е.П., Марцинковская Т.Д. Идентичность в транзитивном обществе: виртуальность и реальность // Цифровое общество как культурно-историческийконтекст развития человека: сборник научных статей/ Под общ. ред. Р.В. Ершовой. Коломна: Государственныйсоциально-гуманитарныйуниверситет, 2018. С. 43—48.
  3. Бондаренко С.В. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ. Ростов- на-Дону: Издательство РГУ, 2004. 320 с.
  4. Ван Ш.Л., ВойскунскийА.Е., Митина О.В., Карпухина А.И. Связь опыта потока с психологической зависимостью от компьютерных игр // Психология. Журнал Высшейшколы экономики. 2011. T. 18. № 4. C. 73—101.
  5. Влияние интернета на российских подростков и юношество в контексте развития российского информационного пространства. Результаты социологического исследования / C.Б. Цымбаленко [и др.]. М., 2012. 99 с.
  6. ВойскунскийА.Е. Концепции зависимости и присутствия применительно к поведению в Интернете [Электронныйресурс] // Медицинская психология в России: электронный научный журнал. 2015. № 4 (33). C. 6. URL: http://mprj.ru/ archiv_global/2015_4_33/nomer07.pdf (дата обращения: 05.05.2018).
  7. Грин Н.В. Интернет как средство обучения [Электронныйресурс] // Успехи современного естествознания. 2013. № 5. С. 59—61. URL: https://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=31672 (дата обращения: 30.01.2019).
  8. Дмитриев К.Г. Взаимосвязь между показателем коммуникативной толерантности и уровнем интернет-зависимости // Вестник ПСТГУ. Серия 4. 2013. Вып. 1 (28). С. 99—102.
  9. Ефимова Т.В. Социализация в условиях постиндустриальной культуры // Человек и образование. 2011. № 4. С. 4—9.
  10. Жизнь в интернете и без него [Электронный ресурс] // Всероссийский центр изучения общественного мнения. Официальный сайт. URL: https://wciom.ru/index. php?id=236&uid=9024 (дата обращения: 27.01.2019).
  11. Зимина Е.С. Правовое регулирование сети интернет: вопросы идентификации личности // Энергия науки: сборник материалов V международной научно- практической Интернет-конференции студентов и аспирантов. Ханты-Мансийск: Изд-во Югорского государственного университета, 2015. С. 582—584.
  12. Интернет-технологии как фактор развития социальной активности российской молодежи [Электронный ресурс] / Е.В. Елисеева [и др.] // Организация работы с молодежью. 2012. № 9. URL: www.es.rae.ru/ovv/204-891 (дата обращения: 03.02.2019).
  13. Крымов А.А. К вопросу о направлениях деятельности по профилактике суицидального поведения в молодежной среде // Человек: преступление и наказание. 2017. Т. 25. № 3. С. 474—478.
  14. Марарица Л.В., Антонова Н.А., Ерицян К.Ю. Общение в интернете: потенциальная угроза или ресурс для личности [Электронный ресурс] // Петербургскийпсихологическийжурнал. 2013. № 5. С. 1—15. URL: http://ppj.spbu.ru/index.php/ psy/article/view/47/23 (дата обращения: 24.05.2018).
  15. Плешаков В.А. Слово Главного редактора: о киберсоциализации человека и ее организации на интернет-портале «Homo Cyberus» [Электронный ресурс] // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». 2016. № 1. С. 4—26. URL: http://journal.homocyberus.ru/sites/default/files/HomoCyberus_1_2016.pdf (дата обращения: 28.01.2019).
  16. Просторы интернета: для работы или развлечений [Электронный ресурс] // Всероссийский центр изучения общественного мнения. Официальный сайт. URL: https://infographics.wciom.ru/theme-archive/society/mass-media/internet/article/ prostory-interneta-dlja-raboty-ili-razvlechenii.html (дата обращения: 31.01.2019).
  17. Рукомойникова В.П. «Виртуальный» фольклор в контексте народной смеховой культуры: автореф. дис. … канд. филол. наук. Ижевск, 2004. 23 с.
  18. Солдатова Г.У., Шляпников В.Н., Журина М.А. Эволюция онлайн-рисков: итоги пятилетней работы линии помощи «Дети онлайн» // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Т. 23. № 3. С. 50—66. doi: 10.17759/cpp.2015230304
  19. Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. Том 9. № 3. С. 71—80. doi: 10.17759/sps.2018090308
  20. Сорокина А.Б. Интернет в жизни современных подростков: проблема и ресурс // Современная зарубежная психология. 2015. Том 4. № 1. С. 45—64.
  21. Узлов Н.Д. Трансгрессия суицидальности, виртуальная реальность и искушение смертью // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. 2017. № 7. С. 80—91.
  22. Хазиева Н.О. Виртуальная реальность как пространство социализации (социально-философский анализ проблемы): автореф. дис. … канд. психол. наук. Казань, 2014. 19 с.
  23. Babson Study: Over 7.1 Million Higher Ed Students Learning Online. (n.d.). [Electronic resource]. URL: http://www.babson.edu/news-events/babsonnews/ pages/140115-babson-survey-study-of-online-learning.aspx (Accessed: 17.05.2018).
  24. Bruns A. Blogs, Wikipedia, Second Life, and Beyond: From Production to Produsage. New York: Peter Lang, 2008. 418 p.
  25. Chaney E.G. Web-based instruction in a Rural High School: A Collaborative Inquiry into Its Effectiveness and Desirability // NASSP Bulletin. 2001. Vol. 85 (628). P. 20—35.
  26. Chitosca M.I. The Internet as a socializing agent of the “M Generation” // Journal of Social Informatics. 2006. Vol. 5 (June). P. 3—21.
  27. Coleman S., Rowe C. Remixing citizenship: Democracy and young people’s use of the Internet. London, England: Carnegie Young People Initiative, 2005. 16 p.
  28. Delaney T., Madigan T. Friendship and Happiness: And the Connection Between the Two. Jefferson, North Carolina, USA: McFarland & Company, Inc., Publishers, 2017. 296 p.
  29. Gable R., Snakenborg J., Van Acker R. Cyberbullying: Prevention and Intervention to Protect Our Children and Youth // Preventing School Failure. 2011. Vol. 55 (2). P. 88— 95. doi: 10.1080/1045988X.2011.539454
  30. Heirman W., Walrave M. Cyberbullying: Predicting Victimisation and Perpetration // Children & Society. 2011. Vol. 25 (1). P. 59—72. doi: 10.1111/j.1099- 0860.2009.00260.x
  31. Integrating psychological and neurobiological considerations regarding the development and maintenance of specific internet-use disorders: An interaction of person-affect-cognition-execution (i-pace) model / Brand M. [et al.] // Neuroscience & Biobehavioral Reviews. 2016. Vol. 71. P. 252—266. doi: 10.1016/j. neubiorev.2016.08.0332
  32. Rethinking the digital divide: Findings from a study of marginalised young people’s information communication technology (ICT) use / Blanchard M. [et al.] // Youth Studies Australia. 2008. Vol. 27 (4). Р. 35—42.
  33. Steiner-Adair C. The Big Disconnect: Your Student in Class vs. Your Student Online [Electronic resource] // Independent School. 2015. Vol. 74 (2). URL: https://eric. ed.gov/?id=EJ1062737 (Accessed: 14.05.2018).

 

 

Информация об авторах

Айсина Римма Михайловна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры возрастной психологии им. профессора Л.Ф. Обуховой, факультет психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: reiner@bk.ru

Нестерова Альбина Александровна, доктор психологических наук, доцент, Профессор кафедры псхологии, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (ФГБОУ РЭУ им. Г.В. Плеханова), профессор кафедры социальной психологии Московского государственного областного университета, главный научный сотрудник НИИ реаниматологии и реабилитологии, кризисный психолог Британского психологического центра, Москва, Россия, e-mail: Nesterova.AA@rea.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2675
В прошлом месяце: 22
В текущем месяце: 29

Скачиваний

Всего: 2964
В прошлом месяце: 33
В текущем месяце: 68