Парадоксы эпохи эмоциональной неопределенности Рецензия на книгу Е. Иллуз «Почему любовь ранит? Социологическое объяснение». Москва; Берлин: Директмедиа Паблишинг, 2020. 400 с.

322

Аннотация

Рецензируемая книга представляет социологический взгляд на динамику партнерских отношений в эпоху постмодерна. На обширном теоретическом и эмпирическом материале проанализировано чувство любви как социальная основа самосознания нашего современника. Согласно авторской позиции, основной парадокс актуальных гендерных отношений состоит в сочетании охлаждения в эмоциональной сфере жизни с тем, что любовь сегодня становится для человека ведущим основанием для определения собственной ценности — и в социальном, и в психологическом плане. В основе подобной ситуации — противоречия общественного сознания, касающиеся дихотомий свободы и выбора, власти и подчинения, общности и независимости. Их отражения на уровне индивидуальных переживаний и создают, по мысли автора, современные «раны любви».

Общая информация

Ключевые слова: модернизм, романтический выбор, любовь, потребность в признании, социальное неравенство, свобода, выбор, власть, подчинение

Рубрика издания: Критика и библиография

Тип материала: рецензия

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2020110213

Для цитаты: Белинская Е.П. Парадоксы эпохи эмоциональной неопределенности Рецензия на книгу Е. Иллуз «Почему любовь ранит? Социологическое объяснение». Москва; Берлин: Директмедиа Паблишинг, 2020. 400 с. // Социальная психология и общество. 2020. Том 11. № 2. С. 204–208. DOI: 10.17759/sps.2020110213

Полный текст

Вышедшая на языке оригинала еще в 2012 году книга известного социолога Евы Иллуз остается одной из влиятельнейших книг на тему любви и романтического партнерства. На богатом культурологическом, социологическом и психологическом материале автор выносит своеобразный приговор эпохе постмодерна, обвиняя последний в возникновении многих парадоксов нашей эмоциональной жизни. Основная цель, согласно авторской позиции, — показать, что за столь интимными и нередко трудно уловимыми переживаниями, каковыми являются «страдания от любви», стоит вполне конкретная социальная реальность, детерминируемая характером экономической и политической власти. «Облегчить боль любви» [1, с. 380] путем изучения ее социальных основ — а именно так звучит поставленная Е. Ил- луз задача, — несомненно, привлекательно: сама формулировка уже притягивает читателя, не говоря о фундированности и одновременно изящности предлагаемых решений. И потому эта книга, несомненно, будет интересна широкому кругу специалистов — социологам, психологам, культурологам, социальным философам, причем совсем не обязательно тем из них, кто интересуется гендерными отношениями: в своем анализе эпохи постмодерна автор затрагивает очень широкий круг вопросов — от актуальных оснований неравенства в экономической и политической сферах до индивидуальной ответственности, свободы и подчинения. Благодаря своему сюжету она, конечно, будет замечена и широким читателем, — нет ничего более объединяющего нас, вне зависимости от множества социальных и психологических различий, чем чувство любви. А в максимальной степени работа Е. Иллуз, как представляется, привлечет к себе социальных психологов — и в силу историко-гносеологических оснований социальной психологии, и по причине «узнаваемости» реализуемого методологического подхода (подчеркнем, что автор стоит на позициях социального конструкционизма), и вследствие самого своего содержания, гармонично соединя­ ющего анализ психологических и социологических реалий.

Однако стоит отметить, что возможны и некоторые разочарования. Несмотря на множественные отсылки к литературным произведениям (от Дж. Остин и О. Баль­зака до Э.М. Ремарка и Э.Л. Джеймс), блестящие примеры из сериалов («Секс в большом городе», «Друзья») и веб-групп взаимоподдержки, последовательный тематический анализ соответствующих рубрик в New York Times, не говоря уже об увлекательных интерпретациях собственных глубинных интервью, взятых в Германии, Израиле и США, автор пишет в основном о женщинах и для женщин (и не скрывая, впрочем, своей приверженности к феминизму). Далее — эта книга исключительно о гетеросексуальном партнерстве (у подобной позиции также есть авторское объяснение). И наконец — значительную часть ее содержания составляет критический анализ того, как становление и развитие на протяжении всего двадцатого столетия различных форм психологической и психотерапевтической помощи способствовало возникновению «новых любовных страданий»1. Последнее, на наш взгляд, является отдельным и крайне любопытным для любого психолога сюжетом книги: такой критический «взгляд со стороны», своего рода отражение направленной на индивида профессиональной практики в зеркале социальности, конечно, провоцирует на возражения, но не может не заинтересовать.

Будучи в целом посвящена анализу динамики партнерских отношений в эпоху постмодерна, общая характеристика которого дана в первой главе («Глава 1. Введение»), книга Е. Иллуз соединяет в себе несколько содержательных линий; таковых, по сути, три.

Во-первых, это анализ метаморфоз экономического, политического и, как следствие, социального неравенства мужчин и женщин на протяжении последнего века и соответствующих психологических изменений в переживаниях власти и подчинения («Глава 2. Великая трансформация любви или возникновение брачного рынка»). Во-вторых, — описание существующего дисбаланса в возможностях выбора и, соответственно, мужско-женских различий в понимании и переживании личной свободы («Глава 3. Страх перед обязательствами и архитектура романтического выбора»). И в-третьих, — исследование социальных закономерностей в формировании индивидуальной независимости от кого-либо (и как повседневной практики, и как социального представления), что мыслится психологическим основанием тотальной онтологической неуверенности человека вне зависимости от его гендерной принадлежности («Глава 4. Потребность в признании. Любовь и уязвимость личности»). Эти три дихотомии — власть/ подчинение, выбор/свобода и независи- мость/общность — и определяют любовные трудности нашего современника: с точки зрения первой из них неопределенным становится вопрос ответственности в партнерских отношениях, с позиции второй — не имеет однозначного ответа вопрос о том, как не прогадать с выбором партнера, а в контексте третьей — понятно, почему одним из сложных этапов в романтических отношениях оказывается период признания в своих чувствах.

И думается, что содержание этих глав в максимальной степени доказывает, что книга Е. Иллуз — не столько (или во всяком случае — не только!) про любовь: она про динамику актуального переживания любым человеком предельных, экзистенциальных выборов и про их ограниченность рамками существующих социальных представлений. Именно поэтому представляется, что означенные три содержательные направления авторских размышлений оказываются реализованы гораздо шире, нежели это было исходно заявлено. Социальному психологу с этой точки зрения максимально интересными видятся представления автора об «архитектуре» современного выбора. Последний в силу того факта, что ценность наличия самой возможности выбирать в общественном сознании только усиливается, становится все более и более ориентирован на учет своих отдаленных следствий; подчиняется не столько логике индивидуальных предпочтений, сколько требованиям следовать советам профессионалов; зависит от доминирующих культурных норм сомнения и недоверия к своим чувствам, а потому нередко сопровождается неуверенностью и иронией.

Обобщая содержание этих трех глав, отметим следующее. «Подобно тому, как свобода в экономической сфере создает неравенство и делает его невидимым, свобода в сексуальной сфере отвлекает внимание от социальных условий, которые делают возможным эмоциональное господство мужчин над женщинами» [1, с. 386]. Но одновременно объективное расширение возможностей романтического выбора (описанию электронного регулирования брачных рынков посвящен не один десяток страниц книги) приводит к тому, что «люди вынуждены постоянно заниматься самоанализом, чтобы установить свои предпочтения, оценить имеющиеся варианты и удостовериться в своих чувствах» [1, с. 157], а столь пристальное всматривание в мир иррационального неминуемо блокирует интуитивные решения, заменяя их рационализациями, что, в свою очередь, ведет к снижению ценности воспринимаемого объекта. Так, на место еще недавних сильных (и в жизни, и в любви) героев и верных (как своим героям, так и своим страданиям) героинь приходят фигуры неясной мужественности или женственности, характеризующиеся холодной амбивалентностью чувств и страхом оказаться социально незаметными. Подобная «концептуальная неуверенность в себе» нашего современника связана, по мысли автора, с двумя социально-психологическими обстоятельствами: все большим «размыванием» параметров идеального партнера и возрастающей неопределенностью критериев социальной ценности человека.

Последние две главы («Глава 5. Любовь, Разум, Ирония» и «Глава 6. От романтических фантазий до разочарований») посвящены эмоциональным следствиям всеобщей рационализации повседневности и новым формам воображения в современной ситуации избытка информации. Отмечая, что рационализация романтических чувств во многом опирается на существующие технологии интернет-поиска партнера, Е. Иллуз подчеркивает, что в ее основе лежит все же не технология как таковая, а описанная еще Э. Гидденсом закономерность: постмодернистское требование новой нормы справедливости («все поровну») требует от человека повседневной мобилизации когнитивного ресурса, в том числе — в эмоциональной сфере (например, постоянный подсчет, кто больше вкладывается в поддержание романтических отношений), что, в свою очередь, приводит к «чистым отношениям», в которых уже нет места страсти и спонтанному эротизму. И потому «разочарование в партнере есть сегодня господствующий эмоциональный стереотип» [1, с. 349], выступающее не только как разочарование в конкретном человеке, а, скорее, как неопределенная эмоция, сопровождающая оценку нашим современником всей своей жизни.

Иными словами, книга Е. Иллуз не столько дает ответы на поставленный в заглавии вопрос, сколько обращает читателя к новым ракурсам его поиска. Современный человек, по ее мнению, характеризуется внутренней неопределенностью в трех сферах: мотивации (как понимании того, что именно мы хотим), социальном признании (как рефлексии того, что наиболее важно сегодня для нашего чувства значимости) и желании (как представлении об идеальном). Социальные представления, отражающие эти затруднения, и делают актуальную реальность эпохой «эмоциональной неопределенности», приводя к парадоксам современной любви.

 

1 Как иронично замечает Е. Иллуз, «на протяжении всего XX в. идея о том, что люди сами создают свои любовные муки, была невероятно успешной, возможно потому, что психология одновременно давала утешительное обещание избавления от них», в то время как «основной проблемой является не трудное детство или недостаток самосознания, а совокупность социальных и культурных напряженностей и противоречий, которые формируют современную личностную идентичность» [1, с. 9—10].

Литература

1.                   Иллуз Е. Почему любовь ранит? Социологическое объяснение / пер. с нем. С.В. Сидоровой. Москва; Берлин: Директмедиа Паблишинг, 2020. 400 с.

Информация об авторах

Белинская Елена Павловна, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры социальной психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО «МГУ имени М.В. Ломоносова»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3057-5273, e-mail: elena_belinskaya@list.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 559
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 322
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 3