Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 128Рубрики 53Авторы 9857Новости 1929Ключевые слова 5095 Подать рукописьRSS RSS
Социальная психология и общество - №1 / 2021 | Перейти к описанию
Scopus
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

18 место — направление «Психология»

0,643 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,245 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Социальная психология и общество

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2221-1527

ISSN (online): 2311-7052

DOI: https://doi.org/10.17759/sps

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Нормативное поведение в ситуации пандемии COVID-19: как добиться его соблюдения у студентов? 174

|

Крушельницкая О.Б.
кандидат психологических наук, заведующая кафедрой теоретических основ социальной психологии факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0762-6925
e-mail: social2003@mail.ru

Маринова Т.Ю.
кандидат биологических наук, декан факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет" (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1062-1391
e-mail: marinovatu@mgppu.ru

Погодина А.В.
кандидат психологических наук, заведующая кафедрой психологии управления факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0549-712X
e-mail: pogodinaav@mgppu.ru

Расходчикова М.Н.
кандидат психологических наук, доцент кафедры теоретических основ социальной психологии, факультет социальной психологии, ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет" (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3703-4744
e-mail: rashodchikovamn@mgppu.ru

Толстых Н.Н.
доктор психологических наук, заведующая кафедрой «Социальная психология развития» факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет" (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3999-4503
e-mail: nnvt@list.ru

Аннотация

Цель. Определить мишени и способы психолого-педагогической работы, направленной на повышение специфической нормативности поведения студентов в период пандемии COVID-19, в частности, на соблюдение масочного режима. Контекст и актуальность. В связи с ситуацией пандемии COVID-19 во многих странах мира, в том числе и в России, стали вводиться жесткие меры, ограничивающие поведение и взаимодействие людей. Исследование отношения разных групп населения как к самому заболеванию, так и к мерам борьбы с ним, выяснение причин и мотивации соблюдения/несоблюдения людьми нормативного поведения в условиях пандемии является острой и актуальной проблемой. Ситуация пандемии актуализирует проблемы оказания практической психологической помощи людям, в том числе и молодым, переживающим стресс и испытывающим затруднения в совладании с этой ситуацией. Дизайн исследования. Исследование проводилось в ситуации нарастающего распространения заболевания и введения режима изоляции. Полученные данные анализировались с привязкой ко времени заполнения опросников участниками исследования: первая группа студентов заполнила гугл-формы с 9 по 23 ноября (1 этап); вторая группа — с 24 ноября по 8 декабря 2020 г. (2 этап). Изучались социальные представления студенчества о пандемии и мерах борьбы с ней; особенности отношения к разным аспектам COVID-19 и нормативности поведения молодых людей в условиях пандемии; субъективные переживания опасности заболевания и связанные с ними доминирующие копинг-стратегии. Участники. 565 студентов бакалавриата различных факультетов МГППУ, из них 504 девушки, 61 юноша. Методы (инструменты). Анонимный анкетный опрос с использованием закрытых вопросов; метод прототипического анализа социальных представлений П. Вержеса; опросник самовоспринимаемой гибкости совладания со стрессом; шкала страха заболевания COVID-19; пакет SPSS Statistics 20 (таблицы сопряженности с расчетом критерия χ2 Пирсона, коэффициент корреляции Спирмена, критерии Краскела-Уоллиса и Фридмана). Результаты. Студенты продемонстрировали широкий, зачастую содержательно противоречивый спектр мнений о COVID-19 и мерах защиты от него. В ядре социальных представ¬лений о пандемии и защитных масках преобладают те, в которых отражаются персональные ограничения, накладываемые пандемией, неудобство и неудовольствие от их соблюдения. В меньшей степени присутствует страх заболеть. Практически отсутствуют социальные представления, связанные с заботой о других людях, выражающие просоциальную позицию. По отношению к механизмам соблюдения ограничительных мер мнения студентов неоднородны: одни поддерживают введение жестких ограничений и считают правильным жесткий внешний контроль, другие полагают, что выполнение санитарно-эпидемиологических требований должно быть самостоятельным решением человека. Обнаружены преимущественный выбор студентами стратегий ситуативного и множественного копинга в ответ на возникновение пандемической ситуации и взаимосвязь этих видов копинга с низким уровнем субъективного переживания страха. Однако по мере ухудшения ситуации с заболеваемостью в стране зафиксированы снижение предпочтения конструктивного копинга и рост склонности к ригидному копингу. С ухудшением пандемической ситуации изменялась оценка студентами средств информирования о COVID-19 и стратегиях борьбы с ним: на первом этапе исследования референтной группой студенты считали специалистов (врачей, ученых), на втором этапе — родителей и близкое окружение. Социальные сети оказались самым незначимым источником информации. Основные выводы. Полученные данные дают возможность выделить основные мишени психолого-педагогической работы со студентами и определить основные методы этой работы, к которым, прежде всего, следует отнести деятельностное включение в решение групповых задач, направленных на оптимизацию жизнедеятельности людей в условиях пандемии. По результатам исследования выделилась группа студентов с высоким уровнем переживания страха (32%) и склонностью к неконструктивным способам совладания. Этим студентам требуется целенаправленная психологическая помощь. В качестве примера деятельностного включения студентов в проблему защиты от COVID-19 в статье описывается организованный факультетом социальной психологии МГППУ конкурс творческих работ разных направлений на тему применения медицинских масок в условиях пандемии «Марафон масок».

Ссылка для цитирования

Литература

 

1.        Екимчик О.А., Крюкова Т.Л. Русскоязычная адаптация опросника самовоспринимаемой гибкости совладания со стрессом // Вопросы психологии. 2020. Т. 66. № 5. С. 145—156.

2.        Емельянова Т.П. Разработка понятия социального представления — новый этап в развитии концептуального аппарата социальной психологии // Разработка понятий современной психологии / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. С. 379—400.

3.        Кисляков П.А. Психологическая устойчивость студенческой молодежи к информационному стрессу в условиях пандемии COVID-19 // Перспективы науки и образования. 2020. № 5(47). С. 343—356. DOI:10.32744/pse.2020.5.24

4.        Кондратьев М.Ю., Бабанин П.А. Интерпретационно-коррекционный алгоритм профессиональной деятельности социального психолога-практика с малой группой // Социальная психология и общество. 2014. Том 5. № 4. С. 114—134.

5.        Луковцева З.В. Пандемия COVID-19 как социальный стрессор: факторы психолого- психиатрического риска (по материалам зарубежных исследований) // Социальная психология и общество. 2020. Том. 11. № 4. С. 13—25.

6.        Первичко Е.И., Митина О.В., Степанова О.Б., Конюховская Ю.Е., Дорохов Е.А. Восприятие COVID-19 населением России в условиях пандемии 2020 года [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2020. Том 9. № 2. С. 119—146. DOI:10.17759/ cpse.2020090206

7.        Рассказова Е.И., Леонтьев Д.А., Лебедева А.А. Пандемия как вызов субъективному благополучию: тревога и совладание // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Том 28. № 2. С. 90—108. DOI:10.17759/cpp.2020280205

8.        Abric J.-Cl. La notion de noyau central: bilans et perspectives actuelles. Actes de la Cinquième conférence Abric internationale sur les représentations sociales. Montréal, 2000. P. 87—88.

9.       Ahorsu D.K., Lin C.-Y., Imani V., Saffari M., Griffiths M.D. and Pakpour A.H. The Fear of COVID-19 Scale: Development and Initial Validation // International Journal of Mental Health and Addiction. 2020. Mar 27. P. 1—9. DOI:10.1007/s11469-020-00270-8 [Epub ahead of print]

10.    Huang L., Lei W., Xu F., Liu H., Yu L. Emotional responses and coping strategies in nurses and nursing students during Covid-19 outbreak: A comparative study // PLoS One. 2020. Vol. 15(8). P. e0237303. DOI:10.1371/journal.pone.0237303

11.    Husky M.M., Kovess-Masfety V., Swendsen J.D. Stress and anxiety among university students in France during Covid-19 mandatory confinement // Comprehensive Psychiatry. 2020. Vol. 102. P. 152191. DOI:10.1016/j.comppsych.2020.152191

12.    Moscovici S. The phenomenon of social representations // Social representations / M. Farr & S. Moscovici. (Eds.). Cambridge-Paris: CUP, 1984. P. -—69.

13.    Zimmer-Gembeck M.J., Skinner E.A., Modecki K., Webb H.J., Rapee R.M., Hawes T. & Gardner A. The self-perception of flexible coping with stress: A new measure and relations with emotional adjustment // Cogent Psychology. 2018. Vol. 5. № 1. DOI:10.1080/23311908.2018.1537908

14.    Verges P. L’Evocation de l’argent: Une méthode pour la définition du noyau central d’une représentation // Bulletin de psychologie. 1992. Tome XLV. № 405. P. 203—209.

15.    Wang Z.H., Yang H.L., Yang Y.Q., et al. Prevalence of anxiety and depression symptom, and the demands for psychological knowledge and interventions in college students during COVID-19 epidemic: A large cross-sectional study // Journal of Affective Disorders. 2020. Vol. 275. P. 188— 193. DOI:10.1016/j.jad.2020.06.034

 

Статьи по теме

Клиническая психология  |  Бурина Е.А., Абабков В.А., Капранова С.В., Пазарацкас Е.А.

Дистресс у беременных женщин: обзор литературы

CrossRef doi:10.21638/spbu16.2020.311

 
Баннер проекта по Консультированию родителей
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика