Структура и мотивация социальной активности и ее соотношение с гражданским самосознанием молодежи

442

Аннотация

Цель. Изучение взаимосвязей форм социальной активности молодежи с феноменами гражданского самосознания, мотивации и социально-демографическими характеристиками.Контекст и актуальность. Условия жизни и деятельности современной молодежи характеризуются многообразием социальной деятельности, возрастанием социальных контактов, в то же время трансформацией коммуникации, возрастанием количества ее виртуальных форм. Требуется научное осмысление и социально-психологический анализ структуры и мотивации социальной активности молодежи, ее соотношения с гражданским самосознанием.Дизайн исследования. В работе изучались многочисленные взаимосвязи 18 форм социальной активности молодежи, предрасположенность к которым определялась самооценкой по авторским шкалам. Затем каждая форма социальной активности оценивалась респондентами на трех уровнях: 1) общения, обсуждения, организации; 2) индивидуальной реализации; 3) коллективного взаимодействия. Методом факторного анализа определялись и интерпретировались укрупненные группы социальной активности. Выявлялись мотивы социальной активности и проводился сравнительный анализ выраженности мотивов в группах мужчин и женщин. Взаимосвязи форм социальной активности молодежи и различных параметров гражданского самосознания, готовности к поддержке различных идей развития страны и региона проживания определялись корреляционным анализом. Все авторские шкалы прошли экспертную оценку социальными психологами и проверку на внутреннюю согласованность.Участники. 764 респондента, средний возраст — 19,7 лет (64,5% женщин, 35,5% мужчин), 85% — не состоящих в браке. Проживающих в сельской местности — 6,1%, в малых городах — 19,3%, в больших городах (областных центрах) — 68,4% и 6,2% жителей мегаполиса. 77,7% имеют законченное среднее (школьное) образование, 7,6% — среднее профессиональное образование, 14,7% — высшее образование.Методы (инструменты). Шкалы, направленные на измерение различных видов социальной активности (Р.М. Шамионов, М.В. Григорьева, И.В. Арендачук и др.). Авторские шкалы, направленные на изучение отдельных форм и уровней проявления социальной активности и выявление мотивации и гражданского самосознания молодежи.Результаты. Структура социальной активности включает три уровня: 1) общения, обсуждения, организации; 2) индивидуальной реализации; 3) коллективного взаимодействия. На каждом из представленных уровней реализуются формы социальной активности, 18 наиболее важных из них — альтруистическая, досуговая, спортивно-оздоровительная, культурно-массовая, семейно-бытовая, экологическая, социально-политическая, интернет-сетевая, интернет-поисковая, гражданская, социально-экономическая, профессиональная, образовательно-развивающая, духовная, религиозная, протестная, радикально-протестная, субкультурная активность. В структуре социальной активности молодежи с учетом различных форм и уровней можно выделить 7 укрупненных групп, характеризующих виды социальной активности молодежи: 4 смешанных (Участие в коллективных субкультурно-протестных акциях, Обсуждение социально-политической и экономической активности для последующей индивидуальной реализации, Участие в коллективных экологическо-альтруистических акциях, Культурно-досуговая активность, связанная с индивидуальным образованием) и 3 однородных (Спортивно-оздоровительная, Семейно-бытовая и Религиозная). Среди мотивов социальной активности молодежи наиболее выражены мотивы познания нового и саморазвития. У женщин в большей степени, чем у мужчин, выражены мотивы уважения, любви и гармонии с другими. С увеличением возраста и уровня образования молодежи усиливается территориальная устойчивость как на уровне региона, так и на уровне страны.Основные выводы. Различные формы социальной активности взаимосвязаны между собой, взаимодополняют и могут сочетаться и переходить друг в друга. Социальная активность молодежи положительно связана с гражданским самосознанием и региональной идентичностью. Среди мотивов социальной активности молодежи наиболее выражены мотивы познания нового и саморазвития.

Общая информация

Ключевые слова: социальная активность молодежи, структура, мотивация, гражданское самосознание

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2022130109

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда (РНФ) в рамках научного проекта № 18-18-00298.

Получена: 23.07.2021

Принята в печать:

Для цитаты: Григорьева М.В., Шаров А.А., Заграничный А.И. Структура и мотивация социальной активности и ее соотношение с гражданским самосознанием молодежи // Социальная психология и общество. 2022. Том 13. № 1. С. 142–158. DOI: 10.17759/sps.2022130109

Подкаст

Полный текст

Введение

В настоящее время наблюдается рост числа исследований в рамках изучения психологических аспектов социальной активности молодежи. Актуальность изучения данного феномена обусловлена многообразием форм социальной деятельности, появлением различных их комбинаций, трансформацией коммуникации в плане применения информационно-коммуникативных средств в виртуальной среде и необходимостью научного осмысления и социально-психологического анализа феномена социальной активности, в частности, ее структуры и мотивации, а также соотношения с гражданским самосознанием молодежи.

Современными исследователями социальная активность понимается как сложный и многоаспектный системообразующий фактор, включающий в себя практически все проявления жизни в обществе [6; 10]. В понимании Р.М. Шамионова, социальная активность — это не только факт проявления участия в различных сферах функционирующего социума и реализация социальных ролей, а, прежде всего, творческое, инициативное отношение к себе и различным сферам общественной жизни [13; 16]. Что касается обобщенного подхода к структуре социальной активности, то учеными выделяется несколько ее пластов: просоциальная [3; 4; 8; 9], девиантная [18; 19], реальная и виртуальная [2; 5; 20].

Совместно с другими исследователями нами были выделены 12 форм социальной активности (альтруистическая, досуговая, социально-политическая, интернет-сетевая, гражданская, социально-экономическая, образовательно-развивающая, духовная, религиозная, протестная и радикально-протестная, субкультурная) [16], которые легли в основу ряда научных исследований: были выявлены деятельностные характеристики [1], социально-демографические [12] и ценностные [14] предикторы социальной активности молодежи, ее соотношение со склонностью к риску [15]. В дальнейшем количество шкал, измеряющих формы социальной активности молодежи, было увеличено до 18.

Полинаправленность и трансформация социальной активности молодежи в современных условиях жизнедеятельности и научный поиск психологических характеристик этой активности, влияние на ее структуру общественных эффектов обусловливают расширение границ исследований в рассматриваемом диапазоне.

Важным аспектом является изучение вопроса соотношения различных форм социальной активности с гражданским самосознанием молодежи, поскольку именно оно играет непосредственную роль в проявлении того или иного вида активности личности. Указанный тезис можно вычленить из подходов к определению гражданского самосознания. В широком смысле — это основа социального сознания, детерминирующая поведение индивида, а в узком — набор представлений личности о себе в контексте осознания прав и свобод, места в обществе, гражданского долга [7].

Цель настоящего исследования — анализ структуры социальной активности молодежи с учетом различных форм и трех уровней (организации социальной активности, преимущественно индивидуальной активности и коллективного взаимодействия) в соотношении с феноменами гражданского самосознания, мотивации и социально-демографическими характеристиками.

Метод

Выборку исследования составили 764 респондента, средний возраст — 19,7 лет (64,5% женщин), 85% — не состоящих в браке. Проживающих в сельской местности — 6,1%, в малых городах — 19,3%, в больших городах (областных центрах) — 68,4% и 6,2% жителей мегаполиса. 77,7% имеют законченное среднее (школьное) образование, 7,6% — среднее профессиональное образование, 14,7% — высшее образование.

Методы исследования. Шкалы, направленные на измерение различных видов социальной активности (Р.М. Шамионов, М.В. Григорьева, И.В. Арендачук и др.). Заявленные шкалы демонстрируют адекватный уровень надежности: α Cronbach=0,68-0,74; х2 Friedman=1306,3, p<0,001 [12].

В аспекте нашего исследования необходим более дифференцированный подход к выделению подвидов социальной активности. Для достижения заявленной цели был разработан диагностический комплекс (М.В. Григорьева, А.А. Шаров, А.И. Заграничный).

Первая часть включала в себя вопросы, касающиеся изучения отдельных форм и уровней проявления социальной активности молодежи. Авторская позиция такова, что каждая из форм социальной активности личности может реализовываться на трех уровнях: обсуждения с другими и организации активности; индивидуальной активности с учетом социальных норм и правил; коллективной активности. Обозначенные шкалы продемонстрировали приемлемый уровень надежности: α Cronbach=0,71-0,79.

Вторая часть включала шкалы, направленные на выявление мотивации социальной активности и гражданского самосознания в аспекте готовности к поддержке различных идей, касающихся развития страны и региона проживания. Обозначенные шкалы продемонстрировали приемлемый уровень надежности: α Cronbach=0,75-0,81. Все авторские шкалы прошли экспертное оценивание социальными психологами (5 человек).

Вопросы, касающиеся оценки гражданского самосознания, были составлены на основе переменных и их показателей, предложенных в работе по исследованию социально-психологического капитала А.Н. Татарко [11].

Описательные статистики, корреляционный и факторный анализы проводились с помощью статистического пакета SPSS 26.0.

Результаты

В результате корреляционного анализа были выявлены взаимосвязи между формами активности личности, характеризующими общую структуру социальной активности. Наиболее связанными с другими формами социальной активности являются альтруистическая, спортивно-оздоровительная, культурно-массовая, гражданская, социально-экономическая, профессиональная, образовательно-развивающая и духовная формы социальной активности молодежи (18 взаимосвязей из 18 возможных). Эти формы социальной активности являются системообразующими, их выраженность способствует укреплению общей структуры социальной активности личности. В меньшей степени с остальными формами социальной активности связаны досуговая и интернет-поисковая формы (13 взаимосвязей из 18 возможных). Их реализация является относительно самостоятельной и в меньшей степени поддерживает общую социальную активность молодежи.

Возраст молодежи значимо положительно связан с такими формами социальной активности, как профессиональная (r=0,19 при р<0,01), социально-политическая (r=0,11 при р<0,01), гражданская (r=0,09 при р<0,01), и отрицательно — с интернет-сетевой активностью (r=-0,09 при р<0,01). Видно, что с увеличением возраста молодежь в большей степени обращает внимание на просоциальные формы активности в реальной среде.

Каждая из форм социальной активности личности может реализовываться на трех уровнях: обсуждения с другими и организации активности; индивидуальной активности с учетом социальных норм и правил; коллективной активности. Рассмотрим структуру социальной активности личности с учетом этих уровней, где элементами структуры являются представленные выше формы активности. Поскольку 18 форм социальной активности могут реализовываться на каждом из трех выделенных уровней, в результате корреляционного анализа была получена матрица интеркорреляций 54 на 54, включающая большое количество взаимосвязей. Это потребовало снижение размерности и проведение факторного анализа, результаты которого представлены в табл. 1.

В результате факторного анализа методом главных компонент с последующим варимакс вращением (вращение сошлось за 8 итераций) с нормализацией Кайзера получено 7 факторов, объясняющих 61% дисперсии. Каждый фактор характеризует укрупненную группу элементов структуры социальной активности молодежи.

Рассмотрим мотивы социальной активности молодежи в зависимости от пола. Респондентам был предложен набор мотивов социальной активности, который соотносится с уровнями мотивов А. Маслоу: обеспеченности едой и жильем (I); уверенности и успешности (II); принятия другими (III); уважения и любви (IV); поиска нового (V); гармонии с другими (VI); саморазвития и самореализации (VII). Для выявления значимости различий в двух выборках, разделенных по половому признаку, использовался t-критерий Стьюдента (проверка на нормальность распределения по всем шкалам показала приемлемый результат: -0,5<As<0,5; -2,5<Ex<2,5). Результаты расчета статистических критериев представлены в табл. 2.

Из табл. 2 видно, что для молодежи в большей степени важны такие мотивы социальной активности, как мотивы саморазвития и самореализации (4,53 для женщин и 4,31 для мужчин). По всей видимости, социальная активность выступает одним из важных средств развития личности. Немаловажны также мотивы поиска нового (4,49 для женщин и 4,28 для мужчин). Очевидно, многообразие форм социальной активности позволяет молодежи удовлетворять потребность в необходимой новой информации для последующего анализа и ориентации своего поведения в обществе. Сравнительный анализ показал, что для женщин в большей степени, чем для мужчин, важны такие мотивы, как «Уважение и любовь» (1,96 при p<0,05) и «Гармония с другими» (1,96 при p<0,05), что свидетельствует об ориентации девушек в процессе социальной активности на позитивный социальный отклик со стороны окружающих.

Далее рассмотрим взаимосвязи форм социальной активности молодежи с феноменами гражданского самосознания и готовности к поддержке различных идей, касающихся развития страны и региона проживания. В качестве параметров гражданского самосознания и готовности к поддержке различных идей развития страны и региона проживания респондентам было предложено 12 оценочных шкал, характеризующих респондентов с позиции патриотического и гражданского самосознания, их региональной и национальной идентичности. Объединим параметры гражданского самосознания и готовности к поддержке различных идей развития страны и региона проживания в 4 группы:

1 группа «Патриотическое самосознание» включает в себя шкалы, характеризующие респондента с точки зрения гражданской идентичности (предпочтение гражданства своей страны); принадлежности к своему государству; гордости своей страной; важности принадлежности к своему государству.

2 группа «Гражданское самосознание» включает в себя заинтересованность развитием государства; готовность к деятельности, нацеленной на развитие государства.

3 группа «Региональная идентичность» включает в себя постоянное проживание в своем регионе; региональную идентичность; территориальную устойчивость с точки зрения региона проживания; связь с регионом проживания.

4 группа «Региональное самосознание» включает в себя заинтересованность развитием региона проживания; готовность к деятельности, нацеленной на его развитие.

Далее выделим наиболее значимые формы социальной активности для каждой группы. Критерий определения значимости — количество взаимосвязей форм социальной активности с показателями гражданского и регионального самосознания: 48—72 — значимая форма; 24—47 — среднезначимая; 0—23 — малозначимая. Интервал 24 определялся, исходя из равномерного деления максимально возможного количества взаимосвязей на три.

Очевидно, что мировоззрение тесно связано с социально-демографическими характеристиками личности, влияющими на жизненный опыт, на основе которого и складывается мировоззрение. Были получены следующие значимые корреляционные взаимосвязи. Возраст респондентов имеет прямую значимую связь с предпочтением российского гражданства (r=0,134 при р<0,01), ощущением принадлежности к России (r=0,77 при р<0,05), оценкой постоянства проживания в регионе (r=0,103 при р<0,01), оценкой региональной идентичности (r=0,93 при р<0,01), территориальной устойчивостью с точки зрения региона проживания (r=0,83 при р<0,05). Уровень образования имеет прямую значимую связь с такими параметрами, как предпочтение российского гражданства (r=0,91 при р<0,05) и территориальная устойчивость с точки зрения региона проживания (r=0,95 при р<0,01). Место жительства и уровень благосостояния молодежи не имеют значимых взаимосвязей ни с одним из параметров гражданского самосознания и готовности к поддержке различных идей развития страны и региона проживания.

Обсуждение результатов

Положительные взаимосвязи возраста молодежи с профессиональной, социально-политической, гражданской активностью можно объяснить тем, что именно в этом возрасте происходит процесс освоения профессии, идет активное участие в политической жизни, вырабатывается и выражается активная гражданская позиция по различным аспектам жизни социума. Что касается отрицательной взаимосвязи возраста и интернет-сетевой активности, то можно предположить, что с взрослением активность в виртуальной среде становится более целенаправленной и избирательной, чем, например, в детском и подростковом возрасте, когда идет активное освоение виртуального пространства и знакомство с различными видами контента.

Проведенный факторный анализ позволил выделить семь факторов, каждый из которых характеризует укрупненную группу элементов структуры социальной активности молодежи. В первый фактор вошли 9 форм социальной активности. Субкультурная на всех трех уровнях реализации, протестная и гражданская на уровне коллективного взаимодействия и индивидуальной реализации, а также социально-политическая и экономическая на уровне коллективного взаимодействия. Эту группу элементов структуры можно интерпретировать как «Участие в коллективных субкультурно-протестных акциях». Участие в деятельности объединений субкультурной направленности, скорее всего, связано с выражением гражданской позиции в экономическом и социально-политическом контекстах, а также протестных настроений. Во второй фактор вошли 5 форм социальной активности: социально-политическая, гражданская, экономическая и протестная на уровне межличностного общения и обсуждения, социально-политическая на уровне индивидуальной реализации. Эту группу элементов структуры можно интерпретировать как «Обсуждение социально-политической и экономической активности для последующей индивидуальной реализации». В третий фактор вошли 8 форм социальной активности: экологическая и альтруистическая на всех уровнях, образовательно-развивающая и культурно-массовая на уровне коллективного взаимодействия. Эту группу элементов структуры можно интерпретировать как «Участие в коллективных экологическо-альтруистических акциях». В четвертый фактор вошли 7 форм социальной активности: досуговая на всех уровнях, культурно-массовая и образовательно-развивающая на уровнях межличностного общения, обсуждения и индивидуальной реализации. Эту группу элементов структуры можно интерпретировать как «Культурно-досуговую активность, связанную с индивидуальным образованием». Различные рекреационные мероприятия (отдых на природе, хобби и т.д.) реализуются представителями молодого поколения с учетом культурно-массового оттенка. В пятый фактор вошли 3 формы социальной активности: спортивно-оздоровительная на всех уровнях. Эту группу элементов структуры можно интерпретировать как «Спортивно-оздоровительная активность». Данный компонент структуры социальной активности носит однородный характер по форме и уровням. По-видимому, это обусловлено трендом на здоровый образ жизни, физическое благополучие, необходимые молодежи в рамках ответной реакции на высокие жизненные темпы, стрессогенность. В шестой фактор также вошли 3 формы социальной активности: семейно-бытовая на всех уровнях. Эту группу элементов структуры можно интерпретировать как «Семейно-бытовая социальная активность». Представители молодежи взаимодействуют с родственниками, проводят время с семьей, решают и обсуждают бытовые вопросы. Рассмотренный компонент структуры социальной активности также носит однородный характер по форме и уровням. Можно предположить, что представители молодого поколения осознают ценность семьи и прилагают усилия для ее развития и укрепления как на индивидуальном, так и коллективном уровне. В седьмой фактор также вошли 3 формы социальной активности: религиозная на всех уровнях. Эту группу элементов структуры можно интерпретировать как «Религиозная активность». Данная активность включает в себя посещение мечетей, храмов, общение на религиозные темы и т.д. Рассмотренный компонент структуры социальной активности также носит однородный характер по форме и уровням.

Полученные нами данные согласуются с результатами исследования Р.М. Шамионова [12; 14] в аспекте того, что социальная активность может иметь как отдельные формы, так и являться полинаправленной и сочетаться, а также быть разноуровневой и избирательной.

Результат выявления значимости различий в двух выборках, разделенных по половому признаку, показывает, что для женщин в большей степени, чем для мужчин, важны мотивы уважения и любви, гармонии с другими (см. табл. 2). В целом для молодежи характерны в большей степени такие мотивы социальной активности, как поиск нового, саморазвитие и самореализация (см. табл. 2), что показывает важность социальной активности для развития личности.

Разделение форм социальной активности молодежи и групп параметров гражданского самосознания, готовности к поддержке различных идей развития страны и региона проживания по степени значимости показывает, что наиболее значимыми формами социальной активности для группы «Патриотическое самосознание» являются альтруистическая активность, спортивно-оздоровительная активность, культурно-массовая активность, семейно-бытовая активность, экологическая активность, гражданская активность, образовательно-развивающая активность, религиозная активность (см. табл. 3). Можно говорить о том, что у респондентов с высоким уровнем патриотического самосознания проявляются те формы социальной активности, которые предполагают традиционные ценности, просоциальный характер, нацеленность на взаимопомощь, совместную деятельность и конструктивное развитие общества. Для группы «Гражданское самосознание» наиболее значимыми формами активности являются те формы, которые направлены на саморазвитие и конструктивное развитие общества.

Для группы «Региональная идентичность» наиболее значимыми формами активности выступают альтруистическая активность, семейно-бытовая активность, экологическая активность, гражданская активность и религиозная активность. Это свидетельствует о том, что респонденты с высоким уровнем региональной идентичности стремятся к проявлению тех форм активности, которые нацелены на преобразование бытовой составляющей действительности.

Можно резюмировать, что наиболее значимыми формами социальной активности у респондентов с высоким уровнем гражданского самосознания, готовности к поддержке различных идей развития страны и региона проживания являются альтруистическая активность, семейно-бытовая активность, экологическая активность, гражданская активность, поскольку данные формы активности имеют взаимосвязь с каждым параметром исследуемого феномена. Респонденты стремятся к помощи ближнему, выстраиванию семейных отношений и развитию среды с экологической и социальной точки зрения.

Более взрослые респонденты в меньшей степени стремятся к переезду из своего региона и своей страны, поскольку уровень социальной привязанности выше, а постоянное проживание в своем регионе и стране приводит к повышению региональной идентичности и ощущения принадлежности к определенной общности.

Взаимосвязь уровня образования, предпочтения российского гражданства и территориальной устойчивости с точки зрения региона можно объяснить тем, что чем выше уровень образования респондентов, тем больше информации они получают о своей стране и регионе, о возможностях и перспективах, существующих в месте их проживания. Это приводит к увеличению территориальной устойчивости с точки зрения проживания как на уровне страны, так и на уровне региона. Отсутствие взаимосвязи каких-либо параметров гражданского самосознания и готовности к поддержке различных идей развития страны и региона проживания с местом жительства отражает репрезентативность выборки и свидетельствует о том, что сформулированные ранее выводы характерны для респондентов вне зависимости от места их проживания. Отсутствие взаимосвязи между уровнем благосостояния и параметрами гражданского самосознания, готовности к поддержке различных идей развития страны и региона проживания показывает, что уровень гражданского самосознания, готовности к поддержке различных идей развития страны и региона проживания не связан с благосостоянием респондентов.

Заключение

Различные формы социальной активности взаимосвязаны между собой, взаимодополняют и могут сочетаться и переходить друг в друга. Положительно взаимосвязаны следующие формы социальной активности: альтруистическая и экологическая; спортивно-оздоровительная и культурно-массовая; культурно-массовая и образовательно-развивающая; гражданская и социально-политическая; социально-экономическая и профессиональная; духовная и образовательно-развивающая; социально-политическая и протестная; протестная и радикально протестная. Молодежный возраст положительно взаимосвязан с профессиональной, социально-политической, гражданской и отрицательно — с интернет-сетевой активностью.

В структуре социальной активности молодежи с учетом различных направлений и уровней можно выделить 7 укрупненных групп, характеризующих виды социальной активности молодежи: 4 смешанных (Участие в коллективных субкультурно-протестных акциях, Обсуждение социально-политической и экономической активности для последующей индивидуальной реализации, Участие в коллективных экологическо-альтруистических акциях, Культурно-досуговая активность, связанная с индивидуальным образованием) и 3 однородных (Спортивно-оздоровительная, Семейно-бытовая и Религиозная).

Женщины в большей степени, чем мужчины, склонны оценивать процесс и результат социальной активности с точки зрения социальных отношений. Об этом говорит большая значимость для женщин мотивов социального успеха.

Каждый из компонентов гражданского и регионального самосознания имеет набор наиболее значимых корреляционных связей, отражающий специфику социальной активности. Респонденты с высоким уровнем гражданского самосознания нацелены на просоциальную активность в наиболее традиционных формах, которая направлена на взаимопомощь, совместную деятельность и конструктивное развитие общества. Респонденты с высоким уровнем региональной идентичности нацелены на те формы активности, цель которых — преобразование бытовой составляющей действительности.

Анализ взаимосвязи феноменов гражданского самосознания с социально-демографическими характеристиками респондентов указывает на то, что с возрастом респонденты усиливают свою социальную привязанность, уровень ассимиляции и идентичности, что приводит к увеличению уровня территориальной устойчивости с точки зрения проживания как на уровне региона, так и на уровне страны. Более высокий уровень образования позволяет получать больше информации о возможностях и перспективах места проживания, что также приводит к увеличению уровня территориальной устойчивости на разных уровнях.

Ограничение результатов данного исследования связано с участием малочисленной группы молодежи, проживающей в сельской местности и мегаполисах, в основном в выборке представлены жители больших и малых городов России.

Полученные результаты могут быть использованы в работе с молодежью, для привлечения ее к прогрессивным преобразованиям общества и государства, могут быть основой молодежной политики и просоциальной работы в направлении формирования, развития и реализации идей, приводящих к повышению интенсивности и эффективности участия молодежи в развитии гражданского общества, своей страны и региона.

Перспективы дальнейших исследований могут быть связаны с изучением влияния социальной активности молодежи на бытийные и мировоззренческие установки, с определением степени радикализации социальной активности молодежи, изучением механизма поиска групп поддержки с использованием цифровых и традиционных средств, а также с расширением выборки участников исследования за счет жителей сельской местности, мегаполисов, представителей этнических областей и округов России. Перспективным представляется анализ социальной активности с точки зрения системно-диахронического подхода, позволяющего оценить траекторию и динамику социальной активности молодежи в разные временные отрезки.

 

Таблица 1

Показатели факторной модели социальной активности молодежи

Формы и уровни социальной активности

Фактор 1

Фактор 2

Фактор 3

Фактор 4

Фактор 5

Фактор 6

Фактор 7

Субкультурная ИР

0,83

-

-

-

-

-

-

Субкультурная КВ

0,82

-

-

-

-

-

-

Протестная КВ

0,69

-

-

-

-

-

-

Субкультурная МО

0,62

-

-

-

-

-

-

Протестная ИР

0,62

-

-

-

-

-

-

Социально-политическая КВ

0,57

-

-

-

-

-

-

Гражданская ИР

0,56

-

-

-

-

-

-

Гражданская КВ

0,49

-

-

-

-

-

-

Экономическая КВ

0,41

-

-

-

-

-

-

Социально-политическая МО

-

0,77

-

-

-

-

-

Гражданская МО

-

0,74

-

-

-

-

-

Экономическая МО

-

0,69

-

-

-

-

-

Протестная МО

-

0,65

-

-

-

-

-

Социально-политическая ИР

-

0,59

-

-

-

-

-

Экологическая ИР

-

-

0,79

-

-

-

-

Экологическая КВ

-

-

0,79

-

-

-

 

Экологическая МО

-

-

0,73

-

-

-

-

Альтруистическая КВ

-

-

0,60

-

-

-

-

Альтруистическая МО

-

-

0,57

-

-

 

-

Образовательная КВ

-

-

0,46

-

-

-

-

Альтруистическая ИР

-

-

0,46

-

-

-

-

Культурно-массовая КВ

-

-

0,39

-

-

-

-

Досуговая МО

-

-

-

0,76

-

-

-

Культурно-массовая МО

-

-

-

0,75

-

-

-

Культурно-массовая ИР

-

-

-

0,63

-

-

-

Образовательно-развивающая МО

-

-

-

0,61

-

-

-

Досуговая КВ

-

-

-

0,59

-

-

-

Образовательно-развивающая ИР

-

-

-

0,57

-

-

-

Досуговая ИР

-

-

-

0,47

-

-

-

Спортивно-оздоровительная МО

-

-

-

-

0,80

-

-

Спортивно-оздоровительная ИР

-

-

-

-

0,75

-

-

Спортивно-оздоровительная КВ

-

-

-

-

0,75

-

-

Семейно-бытовая ИР

-

-

-

-

-

0,74

-

Семейно-бытовая КВ

-

-

-

-

-

0,70

-

Семейно-бытовая МО

-

-

-

-

-

0,58

-

Религиозная МО

-

-

-

-

-

-

0,70

Религиозная ИР

-

-

-

-

-

-

0,68

Религиозная КВ

-

-

-

-

-

-

0,54

Условные обозначения: МО — уровень межличностного общения и обсуждения, ИР — индивидуальная реализация, КВ — коллективное взаимодействие.

 

Таблица 2

Сравнительный анализ мотивов социальной активности молодежи
в зависимости от пола (max 5 баллов)

Группы

Стат.

показатели

Мотивы социальной активности

I

II

III

IV

V

VI

VII

Жен.

Средн.

3,59

3,42

3,58

3,79

4,49

4,06

4,53

Станд. откл.

1,21

1,23

1,25

1,15

0,78

1,08

0,79

Муж.

Средн.

3,47

3,26

3,32

3,05

4,28

3,36

4,31

Станд. откл.

             
 

t-Стьюдента

0,07

0,09

0,11

1,96*

0,10

1,96*

0,10

Вся выборка

Средн.

3,54

3,36

3,49

3,65

4,41

3,88

4,45

Станд. откл.

1,21

1,24

1,26

1,17

0,83

1,15

0,86

Примечание: * — уровень значимости р<0,05.

Таблица 3

Значимость форм социальной активности молодежи для гражданского и регионального самосознания

Формы социальной активности молодежи

Отношение к стране и региону проживания

Патриотическое самосознание

Гражданское самосознание

Региональная идентичность

Региональное самосознание

Альтруистическая активность

з

з

з

з

Досуговая активность

с.з

з

м

з

Спортивно-оздоровительная активность

з

з

с.з

з

Культурно-массовая активность

з

з

с.з

з

Семейно-бытовая активность

з

з

з

з

Экологическая активность

з

з

з

з

Социально-политическая активность

с.з

з

с.з

з

Интернет-сетевая активность

м

з

м

з

Интернет-поисковая активность

м

з

м

з

Гражданская активность

з

з

з

з

Социально-экономическая активность

м

с.з

м

с.з

Профессиональная активность

с.з

з

м

з

Образовательно-развивающая активность

з

з

м

з

Духовная активность

с.з

з

м

з

Религиозная активность

з

с.з

з

з

Протестная активность

м

с.з

с.з

с.з

Радикально-протестная активность

м

с.з

м

с.з

Субкультурная активность

м

м

м

м

Условные обозначения: з. — значимая форма; с.з. — среднезначимая; м. — малозначимая.

Литература

 

  1. Арендачук И.В. Деятельностные характеристики социальной активности молодежи разных возрастных групп // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9. № 2. С. 148—161. DOI:10.18500/2304-9790- 2020-9-2-148-161
  2. Белинская Е.П., Франтова Д.К. Активность в виртуальном взаимодействии как фактор конструирования идентичности пользователями социальных сетей: межпоколенные различия // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2017. № 3. С. 22—37.
  3. Бикметова Т.И. Волонтерство как способ реализации ценностных ориентаций молодежи // Вестник Нижегородской правовой академии. 2016. № 8. С. 11—12.
  4. Еремина Л.И. Соотношение креативности и социальной активности студентов в социально-преобразующей деятельности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4. № 2. С. 155—159.
  5. Заграничный А.И. Особенности проявления социальной активности молодежи в виртуальной и реальной средах // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. № 4. С. 95—98.
  6. Кленова М.А. Проблемы и перспективы исследования социальной активности молодежи // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7. № 4. С. 319—325. DOI:10.18500/23049790-2018-7-4-319-325
  7. Коряковцева О.А., Бугайчук Т.В. Развитие гражданского самосознания молодежи: от «активности духа» к «активности действий» // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 5. С. 27—32.
  8. Макарова С.П. Читательская активность современной молодежи // Научная мысль. 2016. № 3. С. 33—35.
  9. Мартынова Т.Н., Яницкий М.С., Зеленин А.А., Пфетцер С.А. Добровольческая деятельность как форма социальной и гражданской активности студенческой молодежи // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 1. С. 160—167.
  10. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Социальная активность личности (уровни, критерии, типы и пути ее развития) // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 4. С. 164—176.
  11. Татарко А.Н. Индивидуальные ценности и социально-психологический капитал: кросскультурный анализ // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. № 9(2). С. 71—88.
  12. Усова Н.В. Социально-демографические детерминанты направленности социальной активности современной молодежи // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2019. Т. 18. № 2. С. 15—22. DOI:10.17922/2071-2019-18-2-15-22
  13. Шамионов Р.М. Соотношение социальной активности и удовлетворенности базовых психологических потребностей, субъективного благополучия и социальной фрустрированности молодежи // Сибирский психологический журнал. 2020. № 77. С. 176— 195.
  14. Шамионов Р.М., Невский Е.В. Специфика глазодвигательных реакций и ценностей как предикторов социальной активности студентов // Перспективы науки и образования. 2020. № 3. С. 294—307. DOI:10.32744/pse.2020.3.22
  15. Шамионов Р.М. Социальная активность и склонность к риску студентов с автономным и зависимым типами субъектной регуляции // Социальная психология и общество. 2021. Т. 12. № 1. С. 94—112. DOI:10.17759/sps.2021120107
  16. Шамионов Р.М. Социальная активность личности и группы: определение, структура и механизмы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2018. Т. 15. № 4. С. 379—394. DOI:10.22363/2313-1683-2018-15-4-379-394
  17. Шамионов Р.М., Григорьева М.В., Арендачук И.В., Бочарова Е.Е., Усова Н.В., Кленова М.А., Шаров А.А., Заграничный А.И. Психология социальной активности молодежи. М.: Изд-во «Перо», 2020. 200 с.
  18. Шаров А.А. Девиантная активность молодежи: особенности и механизм переноса из реальной среды в виртуальную // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2019. Т. 28. С. 103—109. DOI:10.26516/2304-1226.2019.28.103
  19. Mishna F., Regehr C., Lacombe-Duncan A., Daciuk J., Fearing G., Van Wert M. Social media, cyber-aggression and student mental health on a university campus // Journal of Mental Health. 2018. Vol. 27. № 3. Jun. P. 222—229. DOI:10.1080/09638237.2018.1437607
  20. Shiratuddin N., Hassan S., Mohd Sani M.A., Ahmad M.K., Khalid K.A., Abdull Rahman N.L., Ahmad N.S.Y. Media and youth participation in social and political activities: Development of a survey instrument and its critical findings // Pertanika Journal of Social Sciences and Humanities. 2017. Vol. 25. P. 1—19.

 

Информация об авторах

Григорьева Марина Владимировна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогической психологии и психодиагностики, Саратовский государственный университет, ФГБОУ ВО «СГУ имени Н.Г. Чернышевского», Саратов, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2541-2186, e-mail: grigoryevamv@mail.ru

Шаров Алексей Александрович, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии и психодиагностики, ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» (ФГБОУ ВО «СГУ имени Н.Г. Чернышевского»), Саратов, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0635-1413, e-mail: sha555da@mail.ru

Заграничный Антон Игоревич, ассистент кафедры социальной психологии образования и развития, ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» (ФГБОУ ВО «СГУ имени Н.Г. Чернышевского»), Саратов, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1383-9430, e-mail: zagr.93@inbox.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1148
В прошлом месяце: 79
В текущем месяце: 49

Скачиваний

Всего: 442
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 14