Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 139Рубрики 53Авторы 10332Новости 1983Ключевые слова 5081 Подать рукописьRSS RSS

РИНЦ

CrossRef

Социальные науки и детство

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2713-0584

DOI: https://doi.org/10.17759/ssc

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2020 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

К вопросу о потребности специалистов органов опеки и попечительства в повышении компетентности и методическом сопровождении деятельности в субъектах Российской Федерации 54

|

Волчанская В.О.
кандидат психологических наук, директор, АНО «Центр содействия детям, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей «Два крыла», Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1685-2713
e-mail: vmerkul@mail.ru

Аннотация

В статье представлен анализ результатов мониторинга по определению потребности в повышении уровня компетентности специалистов органов опеки и попечительства (ООП) (2020), предоставленных Департаментом государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации. В условиях постоянного расширения полномочий специалистов ООП видна важность специальной профессиональной и методической подготовки специалистов органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних в соответствии с требованиями профессионального стандарта и междисциплинарных компетенций. В исследовании приняли участие 406 специалистов органов опеки и попечительства 85 субъектов Российской Федерации. Проведен анализ 406 анкет, специалистов ООП, имеющих разный стаж работы в органах опеки и попечительства. Средний возраст специалистов ООП, принявших участие в опросе составляет 40 лет. Гендерный состав респондентов представлен преимущественно специалистами женского пола (92,2% женщин со стажем работы менее 1 года и 98,3% — со стажем работы более 5 лет). Представители органов исполнительной власти в сфере опеки и попечительства отмечают необходимость актуализации существующего профессионального стандарта специалиста органов опеки и попечительства в соответствии с изменениями в государственной политике в сфере защиты прав несовершеннолетних. Наиболее востребованы такие формы получения методической помощи, как: участие в обучающих семинарах, конференциях, круглых столах, вебинарах; онлайн-консультации с экспертами. Методическую поддержку специалисты ООП предпочитают получать посредством консультаций по телефону, через различные интернет-ресурсы; в виде методических рекомендаций; супервизий, деловых игр, тренингов, курсов повышения квалификации. Проблемной областью остается современное содержание программ подготовки, мультидисциплинарный подход, постоянное расширение необходимых для работы компетенций специалистов. Показано, что для специалистов с разным стажем работы должен быть реализован свой принцип построения программ повышения квалификации с разным объемом и содержанием подготовки для этих категорий специалистов с обязательной опорой на кейс-стади.

Ключевые слова: органы опеки и попечительства, специалист органов опеки и попечительства, профессиональный стандарт, защита прав детей, трудовые функции, компетентность, наставничество в профессиональной сфере

Рубрика: Подготовка кадров для работы c детьми

Тип: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/ssc.2021020208

Благодарности. Автор благодарит Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации за предоставление данных мониторинга.

Получена: 24.11.2021

Принята в печать: 30.11.2021

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Бухарина А.Ю. Индивидуальные планы развития в технологии и практике наставничества в организациях // Социальная психология и общество. 2018. Том 9. № 1. С. 162—176. DOI:10.17759/ sps.2018090111
  2. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования [Электронный ресурс] // Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 23—30. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-podhod-k-modernizatsii-professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 21.11.2021).
  3. Зимняя И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс] // Ученые записки национального общества прикладной лингвистики. № 4(4). С. 16—31. URL: http://www.rusreadorg.ru/ckeditor_assets/attachments/63/ i_a_zymnaya_competency_and_competence.pdf (дата обращения: 21.11.2021).
  4. Методический инструментарий по применению наставничества на государственной гражданской службе [Электронный ресурс] // Гарант. Информационно-правовое обеспечение. 2014. URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70428476/ (дата обращения: 19.11.2021).
  5. Никитин В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов: учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. 236 с.
  6. Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства. Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 № 240 [Электронный ресурс] // Гарант. Информационно-правовое обеспечение. 2021. URL: https://base.garant.ru/71684480/ (дата обращения: 28.11.2021).
  7. Об опеке и попечительстве. Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ (ред. от 29.05.2019) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_76459/ (дата обращения: 26.11.2021).
  8. Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 № 1618- р. [Электронный ресурс] // Гарант. Информационно-правовое обеспечение. 2021. URL: https://base. garant.ru/70727660/ (дата обращения: 28.11.2021).
  9. Об утверждении плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.07.2018 № 1375-р [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. 2021. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 28.11.2021).
  10. Об утверждении профессионального стандарта «Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних». Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.11.2013 № 680н [Электронный ресурс] // Минтруд России. 2021. URL: https:// mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/139 (дата обращения: 28.11.2021).
  11. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (магистратура) по направлению подготовки 44.04.02 — «Психолого-педагогическое образование». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.02.2018 № 127 [Электронный ресурс] // Гарант. Информационно-правовое обеспечение. 2021. URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71796296/ (дата обращения: 28.11.2021).
  12. Ослон В.Н., Семья Г.В., Зинченко Е.А. Модель профессиональной подготовки работников органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних в условиях профильной магистратуры [Электронный ресурс] // Психология и право. 2019. Том 9. № 3. С. 112—126. DOI:10.17759/ psylaw.2019090309
  13. План мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.01.2021 № 122-р. [Электронный ресурс] // Гарант. Информационно-правовое обеспечение. 2021. URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/400150053/ (дата обращения: 27.11.2021).
  14. Психология профессиональной деятельности: Лекции «В помощь преподавателю» / под общ. ред. А.А. Деркача. М.: РАГС, 2006. 340 с.
  15. Рубцов В.В. Анализ практик применения профессиональных стандартов работников социальной сферы, имеющих межведомственный характер: региональные модели [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2018. Том 15. № 1. С. 60—73. URL: https:// psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2018/n1/Rubtsov.shtml (дата обращения: 28.11.2021).
  16. Рубцов В.В., Алехина С.В., Вихристюк О.В., Войтас С.А., Забродин Ю.М., Зарецкий В.К., Леонова О.И., Марголис А.А., Саитгалиева Г.Г., Семья Г.В., Холмогорова А.Б., Шариков С.В. О проблемах профессиональной подготовки специалистов социальной сферы для работы с уязвимыми категориями населения [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2020. Т. 17. № 2. С. 8—34. DOI:10.17759/bppe.2020170201
  17. Сборник информационно-методических материалов по вопросам защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (нормативные правовые, методические, информационно- аналитические документы, применяемые специалистами органов опеки и попечительства при выполнении отдельных трудовых функций в соответствии с профессиональным стандартом «Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних») / под научной ред. Семья Г.В. [Электронный ресурс] // УСЫНОВИТЕ.РУ. 2017. 1268 с. URL: http://www.usynovite. ru/experience/sbornik/ (дата обращения: 21.11.2021).
  18. Семья Г.В., Лашкул М.В. Возможные модели органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан как результат реформирования и совершенствования деятельности системы // Ежегодник российского образовательного законодательства. 2020. Т. 15 (№ 20). С. 160—180
  19. Статистический бюллетень «Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту» на 01.01.2021 [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. 2021. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Bul_chislen_nasel-pv_01-01-2021.pdf (дата обращения: 21.11.2021).
  20. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2004. № 3. С. 20—26. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/npo/20120325221547.pdf (дата обращения: 21.11.2021).
  21. Шарыгина Ю.Р. Наставничество в достижении профессиональной компетентности молодого специалиста // Труд и социальные отношения. 2015. № 5. C. 101—113.
  22. Petruzyte D., Gevorgianienė V., Charenkova J., Seniutis M., Zalimiene L., Sumskiene E., Gvaldaite L. Manifestations and Preconditions of Child Rights Protection — Specialists’ Aggression towards Caregivers and Child in the Situation of Child Removal from the Family // Sustainability. Vol. 3. № 20. P. 11276. DOI:10.3390/su132011276
  23. Shaw S. European Training Foundation, Turin (Italy). Development of Core Skills Training in the Partner Countries. Subgroup D. Final Report. Washington D.C.: Distributed by ERIC Clearinghouse, 1998. 64 p.
Статьи по теме
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика