Вестник практической психологии образования
2009. Том 6. № 4. С. 66–73
ISSN: 2658-3100 (online)
Мониторинг как вид профессиональной деятельности педагога-психолога
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: психологический мониторинг, психологическая диагностика, программа мониторинга, процедуры мониторинга, управленческий заказ, профессиональная компетентность педагога-психолога образовательного учреждения
Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций
Для цитаты: Алехина С.В., Битянова М.Р. Мониторинг как вид профессиональной деятельности педагога-психолога [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2009. Том 6. № 4. С. 66–73. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2009_n4/27746 (дата обращения: 23.11.2024)
Полный текст
Замысел этой статьи возник при анализе итогов Всероссийского мониторинга профессиональной деятельности педагогов-психологов системы образования Российской Федерации. Данное исследование было подготовлено и проведено сотрудниками лаборатории психологического мониторинга Московского городского психолого-педагогического университета в 2008—2009 годах.
Рассматривая виды профессиональной деятельности педагогов-психологов, мы получили удивившие нас результаты. Оказалось, что психологический мониторинг занимает серьезное место в структуре профессиональной деятельности специалистов, работающих в системе образования. Если точнее, то половина психологов России (55% от общей выборки в 7 тысяч респондентов) несколько раз в год проводят психологический мониторинг. А почти каждый шестой психолог делает это каждый месяц! При сравнении средних показателей по частоте выполнения этого вида профессиональной деятельности мы получили, что наиболее часто проводят психологический мониторинг психологи СОШ (1,3572 баллов при максимально возможном значении 6 баллов), гимназий и лицеев (1,4406), психологи ПМСС- центров (1,4464). В остальных образовательных учреждениях средние значения ниже отмеченных.
В табл. 1 отражено частотное распределения выполнения этого вида профессиональной деятельности (данные представлены в % от общей выборки по России).
Табл. 1
|
Ни разу |
Несколько раз в году |
Раз в в месяц |
Несколько раз в месяц |
Раз в неделю |
Несколько раз в неделю |
Каждый день |
СОШ |
15,4 |
54,9 |
15,9 |
8,9 |
2,7 |
1,6 |
0,6 |
Гимназии |
13,2 |
52,8 |
20,6 |
7,9 |
2,1 |
2,6 |
0,8 |
Школы-интернаты |
20,3 |
53,7 |
15,4 |
5,7 |
3,3 |
0,8 |
0,8 |
Коррекционные школы |
23,0 |
56,7 |
10,3 |
6,9 |
1,1 |
1,1 |
0,8 |
Детские дома |
21,5 |
48,1 |
12,7 |
12,7 |
3,2 |
0,6 |
1,3 |
Учреждения доп. образования |
16,3 |
57,1 |
10,2 |
10,2 |
5,1 |
|
1,0 |
ПМСС-центры |
18,8 |
50,0 |
15,0 |
8,0 |
2,7 |
2,9 |
2,5 |
ДОУ |
24,8 |
58,3 |
10,0 |
4,0 |
1,3 |
1,1 |
0,5 |
На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что мониторинг прочно входит в нашу профессиональную жизнь. Это не может не радовать. Ведь мониторинг — современный, чрезвычайно востребованный вид деятельности, без которого невозможны развитие системы образования, реализация инновационных проектов, достижение высокого качества подготовки учащихся. Если психологи научатся проектировать и проводить мониторинговые исследования, грамотно анализировать получаемые результаты, они станут объективно востребованными современным образованием.
Вместе с тем, чрезмерное увлечение психологов мониторингом вызывает и серьезные опасения. Опыт общения со специалистами разного ранга в различных регионах нашей страны показывает, что представление о мониторинге у большинства из них весьма расплывчаты и запутаны. В профессиональном сознании психологов мониторинг часто тождественен диагностике, поэтому в программах исследований можно увидеть такой пункт, как «гипотеза исследования», а в качестве процедур используются и личностные тесты, и проективные методики, и клинические пробы... Все это наводит на размышление о качестве выполняемых в этой сфере работ и о понимании психологами особенностей психологического мониторинга как особого вида деятельности (и даже особого стиля профессионального мышления). Если мониторинг подменяется иным видом деятельности (например, экспертизой или психологической диагностикой), то он не выполняет поставленных задач, а деятельность психолога дискредитируется. Это может навредить и без того непростой ситуации, в которой сегодня функционирует и ныые|,я |ати|:а1ья 11ра1.|и'1е1.ая IHI/."- логия в системе образования.
Наш опыт разработки психологических мониторинговых программ федерального, муниципального уровней, а также уровня конкретного образовательного учреждения позволил сформировать определенный багаж методологических представлений и практических навыков в этой сфере деятельности. Некоторыми из наших «приобретений» мы хотели бы поделиться с читателями в этой статье.
Что такое психологический мониторинг?
Под мониторингом понимается система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе, которая ориентирована на информационное обеспечение процесса управления. Это позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития. В управлении мониторинг выполняет следующие основные функции: а) диагностическую; б) контрольную, в частности, контроль за отклонениями от нормативных параметров в системе; в) оценочную, особенно, в случае необходимости оценки эффекта нововведения. Таким образом, основная функция мониторинга — информационное обеспечение управления, а основное назначение — возможность судить о состоянии объекта, осуществлять прогноз и, как следствие, — обеспечивать эффективность последующих проектировочных и управленческих шагов. Это касается любого мониторинга, реализуемого в системе образования. А что можно сказать о психологическом мониторинге?
В Инструктивном письме Минобрнауки от 28.12.2007 № 06-1965 «Рекомендации по совершенствованию деятельности образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центров)» дается развернутое определение психологического мониторинга как нового направления деятельности педагогов-психологов ППМС-центров системы образования: «В современных условиях в системе образования становятся наиболее востребованными такие направления деятельности ППМС-центров, как социально-психологическое проектирование, социально-психологическая экспертиза и социально-психологический мониторинг образовательной среды и уровня развития обучающихся, воспитанников. Социально-психологический мониторинг — специально организованное систематическое наблюдение за интеллектуальным, личностным, социальным развитием обучающихся, воспитанников с учетом влияния образовательной среды учреждения, позволяющее администрации, педагогическому коллективу образовательного учреждения, органам управления образованием осуществлять анализ воздействия традиционных и инновационных образовательных и психолого-педагогических технологий на качество обучения и личностные изменения обучающихся, воспитанников; принимать управленческие решения, распределять кадровые, финансовые и иные ресурсы, основываясь на объективных данных». Здесь мы снова видим четкую ориентацию мониторинга на обеспечение управленческих задач и функций: он позволяет отслеживать психологическую составляющую образования и своевременно принимать решения о судьбе тех или иных педагогических инноваций, корректировать образовательные задачи, создавать необходимые условия для развития и т. д. Что же должен представлять из себя психологический мониторинг, ориентированный на решение задач управления процессом и результатом образования? Один из первых вопросов, который нуждается в обсуждении, — специфика данного вида профессиональной деятельности.
Мониторинг и другие виды профессиональной деятельности психолога
Мониторинг — особый вид профессиональной деятельности, и для понимания как его происхождения, так и его специфики важно сравнить мониторинг с другими видами деятельности психолога: мониторинг — исследование — экспертиза — измерение — диагностика.
Мониторинг и исследование. Исследование — характерный для науки способ порождения, получения, производства нового знания. Если согласиться с данной формулировкой, то мониторинг может быть определен как вид исследовательской деятельности (эмпирическое исследование), направленное на прояснение причинно-следственных связей между процессами или явлениями. Однако, мониторинг — весьма специфический вид исследования. Он не опирается на гипотезу, основная причина его проведения — не поиск истины, как в уважающем себя научном исследовании, а получение информации о качестве осуществляемой деятельности (реализуемого процесса). Кроме того, ценность мониторинговых данных объективно весьма ограничена по времени, а мониторинговая процедура не предполагает манипулирования условиями и показателями. Это очень стабильная процедура, воспроизводимая раз за разом без изменений.
Таким образом — мониторинг может быть рассмотрен как специфическая исследовательская деятельность, направленная на отслеживание глубинных причинно-следственных связей и иных объективных отношений между реально существующими процессами или явлениями.
Мониторинг и экспертиза. Психологическая экспертиза — это комплексное психологическое обследование человека, в котором решающую роль играет заключение психолога-эксперта, отвечающего на определенный ясно сформулированный практический вопрос. Цель психологической экспертизы в системе образования может быть определена как установление соответствия между социально-педагогическими условиями и требованиями к деятельности и поведению учащихся и их возрастными, индивидуальными и прочими возможностями и задачами развития. Возможными объектами психологической экспертизы могут выступать: образовательная среда учреждения; урок или другая форма обучения и воспитания, их методическое и содержательное наполнение; педагогическая программа, педагогическая технология или методика; выбранный педагогом способ воздействия на ребенка и др.
Мониторинг и экспертизу «роднит» высокая нау- коемкость процедуры, наличие у специалиста, создающего мониторинговые и экспертные процедуры, глубоких знаний и психологии, и педагогики, и практики образования, а также конкретность запроса (особенно — в проблемных мониторингах). Вместе с тем, экспертиза не ориентирована на прогноз, это разовая процедура обследования, а не систематическая отслеживающая деятельность (как мониторинг).
Мониторинг и измерение. Измерение — процедура качественной и количественной оценки определенного свойства, в процессе которой числа или порядковые величины приписываются вещам или явлениям по особым правилам. Мониторинг обязательно содержит в себе процедуры измерения, но по своей сути он — более широкая и сложная деятельность, в которой процедура измерения подчинена общей задаче получения информации об объекте. Предпочтение отдается такой форме измерения, как шкалирование.
Мониторинг и диагностика. Сравнение этих двух видов деятельности вызывает особый интерес. Психологическая диагностика может быть понята в данном контексте двояко. С одной стороны, это деятельность по выявлению и изучению индивидуальнопсихологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека. Диагностическая деятельность и мониторинговая деятельность генетически близки по структуре. Вместе с тем, диагностика преимущественно ориентирована на выявление актуального состояния и сравнение его с некоторым эталоном (нормой развития, например), т. е. по сути — на постановку психологического диагноза. Мониторинг же фиксирует актуальное состояние в целях составления прогноза и обеспечения функции управления ситуацией и процессом.
Другое понимание психологической диагностики — совокупность специальных процедур, позволяющих выявлять и измерять те или иные психологические свойства и состояния человека. Это различные методы и конкретные приемы психологического диагностирования, которые достаточно часто рассматриваются как основное содержание мониторинговых программ. Большинство психологических мониторингов, описанных в современной российской литературе — это большие и малые исследования, построенные на основе батарей психологических опросников, тестов и экспериментальных процедур. По нашему мнению, использование психологических диагностических методик в качестве процедур в психологическом мониторинге связано с большим количеством сложностей и, в конечном счете, в преобладающем большинстве случае, — не целесообразно. Вот только некоторые из проблем, которые возникают в подобных ситуациях:
— проблема соответствия психологических средств задачам мониторинга;
— преувеличение значения и возможностей процедуры тестирования;
— отсутствие в психологических методиках стандартов оценки;
— трудности с получением обобщенных результатов (среднее — это суммирование индивидуальных результатов, а не обобщение);
— высокая доля в результате биологических и социальных факторов (их невозможно учесть в управлении);
— низкая динамичность характеристик личности, фиксируемых теми или иными методиками.
Подводя итог, можно сказать следующее: мониторинг — самостоятельный вид профессиональной деятельности, в чем-то созвучный с другими, более привычными и отработанными — исследованием, измерением, экспертизой, диагностикой. Эти созвучия, с одной стороны, помогают увидеть родство мониторинга с другими видами деятельности психолога, а с другой стороны, «зашумляют» восприятие его специфики, его особенности. Возникает иллюзорное ощущение понятности, завышение субъективной оценки собственных возможностей, компетентности в реализации данного вида работы. Профессиональная позиция психолога, реализующего мониторинговое исследование, существенно отличается от позиции психолога-исследователя или психолога-диагноста. Покажем это на конкретном материале.
Мониторинг как особый вид деятельности и мышления психолога
Ниже в таблице представлена сравнительная характеристика этапов диагностической и мониторинговой деятельности психолога. Рассмотрим эту информацию внимательнее (табл. 2).
Табл. 2
Психологическая диагностика: |
Психологический мониторинг: |
— Анализ проблемы, определение целей, подготовка плана, согласование с заказчиком — Разработка или подбор инструментария — Проведение обследования — Обработка и анализ данных — Подготовка отчета и рекомендаций — Использование результатов в собственной практической деятельности и/или передача рекомендаций заказчику |
— Получение предварительного задания на мониторинг (заказа) — Создание рабочего проекта мониторинга — Уточнение задания (заказа) — Создание инструментария — Сбор данных — Обработка и первичный анализ — Обсуждение — Подготовка заключительных документов — Использование результатов в управленческой деятельности |
Информация, представленная в таблице, открывает много возможностей для размышлений и выводов, мы же хотим привлечь внимание читателей только к некоторым из них.
1. В диагностическом исследовании цели формулируются самим специалистом на основе проведенного им анализа существующих проблем и их психологической «подоплеки». Цели мониторинга всегда лежат вне деятельности психолога. Он получает их в виде первоначального заказа от управленца. Анализируя заказ, психолог создает рабочий проект будущей мониторинговой программы (параметры — показатели — критерии — возможности применения данных и др.), который обязательно обсуждает с заказчиком. В процессе этого согласования задание уточняется и конкретизируется до конкретного заказа. В диагностическом исследовании, как правило, психолог самостоятельно превращает проблему в цель и согласовывает лишь план и организационные процедуры.
2. В психологической диагностике точность диагноза и содержательность рекомендаций во многом определяется качеством инструмента, его валидностью, надежностью. Создание инструмента — это скорее исключение. Правилом является применение диагностического средства, зарекомендовавшего себя, имеющего научную репутацию. В мониторинге, напротив, готовый инструмент является большой редкостью. В большинстве случаев он создается непосредственно под тот или иной заказ. К нему, естественно, также предъявляются определенные требования, но они весьма специфичны (мы обсудим это немного позднее).
3. Результаты диагностики — это рекомендации и выводы, которые психолог адресует другим специалистам и на которые опирается сам при выстраивании практической работы по решению проблем. Они непосредственно «вытекают» из тех данных, которые были получены в процессе исследования (наблюдений, тестирования, опроса и др.). Результаты мониторинга проходят ряд фильтров, прежде чем они лягут на стол заказчика. Сначала первичный анализ, который проводит сам психолог, далее — обсуждение данных с экспертами, специалистами в той или иной области, и лишь затем — предоставление результатов заказчику. Выводы и управленческие решения осуществляет сам заказчик на основе предоставленной информации. Т. е. данные мониторинга добываются психологом, но принадлежат не ему, и свою окончательную «обработку» проходят уже в кабинете управленца.
Подводя итоги, можно сказать, что мониторинг предполагает особый взгляд психолога на суть своей деятельности и ее назначение в образовательной системе в целом. Он перестает быть «специалистом для себя» и становится в полной мере «специалистом для системы», поставщиком уникальной информации для принятия обоснованных управленческих решений.
Виды мониторинга
В процессе принятия заказа и разработки программы определяется тот вид мониторинга, который будет соответствовать задаче исследования. В целях информационного обеспечения Службы практической психологии образования на различном уровне ее деятельности могут применяться различные виды мониторингов.
Информационный мониторинг — это сбор, накопление, систематизация и, возможно, распространение информации, которое не предусматривает проведение специально организованного обследования. Реализация информационного мониторинга целесообразна на уровне региональной системы образования. Для образовательного учреждения важно иметь возможность использовать результаты работы этого мониторинга, так же как и региональному органу управления важно иметь доступ к информационным ресурсам систем информационного мониторинга, которые реализуются на федеральном или межрегиональном уровнях.
Базовый мониторинг (мониторинг «бдительности и предусмотрительности»). Цель базового мониторинга — предупреждение о потенциальных опасностях и рисках в обследуемой системе. Стремление к комплексному, многоаспектному измерению системы, покрывающему все поле возможных сбоев в функционировании и развитии объекта. Предметность мониторинга — как правило, сложная, иерархическая система. Например, если это региональная система образования, то разработкой может заниматься группа специалистов Регионального центра, а проведением — специалисты образовательных учреждений или методических центров на основе внешних инструкций в условиях контроля над процедурой. Задачи базового мониторинга:
— выявление закономерностей;
— выявление новых проблем и опасностей до того, как они станут осознаваемыми на уровне управления;
— постоянное отслеживание состояния отдельных подсистем или всей системы с целью выявления отклонений, которые могут представлять опасность.
Система сбора информации базового мониторинга должна представлять собой сеть индикаторов и показателей, которые прямо или косвенно характеризуют состояние системы. Такая система сбора информации должна обладать способностью в случае наличия негативных тенденций вовремя это выявить и применить систему мер, которые могли бы изменить положение дел.
Проблемный мониторинг. Основная цель проблемного мониторинга — отслеживание рисков, трудностей и предупреждение о реальных и известных опасностях в жизни обследуемой системы. Задачи проблемного мониторинга:
— выявление и отслеживание тенденций, процессов, опасностей, тех проблем, которые известны и насущны с точки зрения управления (осуществляется по заказу органа управления);
— отслеживание и оценка эффективности, последствий и вторичных эффектов, принятых в области управления данной системой. Предметом проблемного мониторинга будут являться относительно простые системы, отдельные проблемы и задачи. Чаще всего проблемный мониторинг разрабатывается согласно внутреннему заказу, но анализ проводится с учетом мнения внешних специалистов-экспертов.
Управленческий мониторинг — это отслеживание и оценка эффективности, последствий и вторичных эффектов, принятых в области управленческого решения. Задачей мониторинга становится построение систем оценок для определения динамики и возможности влияния внешних или внутренних факторов для наблюдаемых эффектов. Хорошей иллюстрацией такого вида мониторинга может быть разработанная нашей лабораторией программа мониторинга эффективности классов коррекционноразвивающего обучения в общеобразовательных школах. Мониторинг разрабатывался и апробировался по заданию Департамента образования города Москвы.
Знакомство с видами мониторинга может помочь нам преодолеть один непродуктивный стереотип, который сложился в отношении нашей деятельности и нами же поддерживается. Мы привычно называем психологическим мониторингом все виды диагностического отслеживания развития и состояния учащихся, которые осуществляет психолог в образовательном учреждении. И тем самым путаем и себя, и других.
Самый распространенный сегодня вид психологического отслеживания состояния и развития учащихся — скрининг. Скрининг — особым образом содержательно выстроенная и организованная экспресс-диагностика, которая позволяет из всей совокупности обследованных выделить группу учащихся, испытывающих различные психологические трудности в решении задач образования и развития. Скрининг не отвечает нам на вопрос, в чем причина этих трудностей, это задача последующих диагностических этапов, но он позволяет а) обнаруживать проблемы здесь и сейчас, б) фиксировать динамику развития учащихся по определенным значимым показателям, в) проводить сравнительный анализ.
В преобладающем большинстве случаев скрининг не является мониторингом не по своим задачам, не по своему предмету изучения. По своим задачам скрининг ориентирован на деятельность самого психолога. Он обеспечивает психолога информацией для организации развивающей, коррекционной, консультативной и иных видов деятельности. Предметом изучения в скрининге являются сложные процессы и состояния, в причинах развития и функционирования которых переплетается генетика, личная история жизни ребенка и педагогические влияния. Расплести узлы и раздать «всем сестрам по серьгам» невозможно. Но психолог умеет работать с такими сложными явлениями, у него для этого есть специальные инструменты (коррекционные методы, консультативные техники). А вот другим специалистам результаты скрининга как правило ясности не добавляют. Наоборот, «напускают туман» и на проблемы ребенка, и на работу самого психолога. Это вполне объяснимо: результаты скрининга сформулированы на профессиональном языке психолога и ему самому и предназначены. При передаче их другим психолог сталкивается с непростой (и не всегда нужной по существу) задачей перевода данных другим специалистам в виде рекомендаций.
Вместе с тем, скрининг может стать мониторинговым исследованием при соблюдении ряда требований. Прежде всего, тщательном отборе исследуемых параметров и показателей, отражающих реальные результаты деятельности других специалистов. Тогда его данные будут востребованы этими специалистами. Правда еще вопрос, а будут ли они нужны самому психологу?
Мониторинг как технология
Мы рассмотрели мониторинг как особый вид деятельности. Это важная, но неполная его характеристика. Реализация мониторинговой программы — это сложная организационная технология, но и собственно подготовка психологического мониторинга — это также технологически выстроенная «цепочка» действий:
— уточнение заказа (заказчиком на мониторинг чаще всего является человек, отвечающий за результат процесса);
— составление плана, программы исследования (предмет, объект, метод, цикличность измерения);
— обоснование выборки и деление ее на группы;
— выделение и научное обоснование параметров мониторинга;
— разработка инструмента;
— разработка математической модели обработки данных;
— разработка организационной модели проведения мониторинга.
Выделим наиболее сложные этапы в подготовке мониторинга — уточнение заказа и разработка инструментария.
Уточнение заказа. При обсуждении специфики мониторинга с педагогами-психологами образовательных учреждений понимаешь, что постановка самой задачи проведения мониторинга становится сложной проблемой. Причем, как для психолога, так и для его заказчика, управленца. А пока нет понимания, в какой ситуации и для решения каких задач необходим этот вид деятельности, каковы функции мониторинга, как могут использоваться данные, полученные в результате мониторинга, невозможно разработать программу и создать инструмент. В случае трудности оформления заказа и отсутствия четкого понимания специфики мониторинга у заказчика руководителю образовательного учреждения можно предложить несколько вопросов.
1. В чем вы видите особенность вашего учебного учреждения, которая выгодно отличает его от остальных учреждений, делает его более эффективным?
2. Существуют ли трудности и вопросы, для решения которых вам как руководителю не хватает достоверной информации? На какой вопрос должен ответить мониторинг?
3. Какую информацию для принятия управленческих решений вы хотели бы получить от мониторинга?
4. Как вы планируете использовать результаты мониторинга?
5. Управленческие решения какого уровня вы планируете принимать после знакомства с результатами мониторинга?
6. Как часто вы хотели бы получать информацию?
Опыт показывает, что для уточнения заказа не нужно жалеть времени. Чем качественнее проведена предварительная работа по прояснению цели проведения мониторинга, уточнению задач, которые он решает, тем полезнее и точнее полученные результаты. Крайне важным является этап использования итоговых результатов мониторинга. Этот вопрос должны решить не только разработчики и исполнители мониторинга, но прежде всего — его заказчики. Способы популяризации данных крайне важны для решения основной задачи любого мониторинга — информационного обеспечения необходимых изменений. Средства популяризации могут быть различны: от итогового педагогического совета до выступления в средствах массовой информации.
Разработка инструмента. Мониторинговый инструмент — особый продукт. В своих лучших образцах он предельно прост, предельно конкретен и максимально лаконичен. Каждый замер — будь то наблюдение, специальное задание, вопрос-самоот- чет и т. д. — непосредственно соотносится с тем качественным показателем, который нам необходимо изучить. Мониторинговый вопрос не терпит многозначности и проективной глубины, мониторинговые наблюдения очевидны, так как фиксируют поведение или иные однозначно различаемые признаки. Кажется, все очень примитивно... но при этом объективно по результату и чрезвычайно сложно по процессу разработки. Трудно сказать, что легче: разработать опросную методику на 100 вопросов, приводящих в результате к фиксации уровня развития одного показателя, или экспертный опрос, состоящий из 15 пунктов и фиксирующий уровень развития (сформированности) 15 показателей.
Для разработчика мониторингового инструмента существует базовая последовательность шагов, соблюдение которой незыблемо: от теоретических параметров — к эмпирическим показателям, от показателей — к выбору процедуры и определению индикаторов (дескрипторов). Индикаторы могут быть удивительно просты: «есть» или «нет», «правильно» или «ошибка». Они могут быть представлены в виде описаний поведения или характеристик самоотчета, при этом каждая характеристика соотнесена с тем или иным уровнем проявления искомого показателя.
Создание мониторингового инструмента — особое искусство, отдельное профессиональное удовольствие и, в случае удачи, предмет законной гордости профессионала.
Цикличность мониторинга
Для мониторинга представляется очень важным вопрос о периодичности проведения измерений, поскольку процессы, которые определяют изменчивость показателей, имеют разную динамику. Некоторые показатели, например, развитость психических познавательных процессов имеют очень слабую динамику, и их измерение имеет смысл производить один раз в несколько лет. Другие, например, удовлетворенность качеством образовательной услуги, изменяются очень быстро. Кроме того, одни показатели детерминированы только образовательной системой, другие имеют сложную систему детерминант, что может оказывать существенное влияние на их динамичность. Естественно, что различные показатели могут быть подвержены влиянию нескольких циклов, например, усталость учеников имеет как недельный, так и четвертной циклы колебания, уровень тревожности старшеклассников повышается с приближением экзаменов, усталость педагогов накапливается к концу учебного года, а весной, как правило, происходит обострение отношений в педагогических коллективах.
Наличие таких многочисленных циклов, конечно, затрудняет их учет в процессе измерения. Время измерения должно выбираться таким образом, чтобы влияние возможных циклов было минимальным, т. е. если проведено измерение в конце учебного года, то и для получения динамики повторное исследование лучше провести тоже в конце года. Если предполагается почетвертные измерения, то их лучше проводить во временном промежутке, равном от конца четверти, лучше в середине четверти. Может показаться, что чем чаще проводятся измерения, тем лучше. Для образовательных систем при частых измерениях возможен эффект привыкания респондентов к вопросам, что может привести к формированию стереотипа ответа, а значит к искажению результатов. Педагоги-психологи, занимающиеся разработкой мониторинговых программ, должны учитывать цикличность изменений объекта мониторинга, только тогда данные исследования будут отражать достоверные результаты и проводить к обоснованным выводам.
Педагог-психолог —
автор и исполнитель мониторинга (квалификационные требования)
И последнее. Каким квалификационным уровнем должен обладать психолог, для того чтобы качественно выполнить эту профессиональную деятельность. Какими умениями и знаниями он должен обладать?
Анализ практики показывает, что психологические мониторинговые исследования школьные психологи порой разрабатывают самостоятельно, не имея соответствующей квалификации и подготовки. Важным организационным вопросом является вопрос о том, кто в системе образования должен и может заниматься разработкой программ мониторингов. Ответ на этот вопрос во многом зависит от процесса организации программ повышения квалификации педагогов-психологов.
Зная специфику и содержание процесса создания и проведения психологического мониторинга в системе образования, мы абсолютно убеждены в том, что знаний, полученных в высшем учебном заведении, недостаточно, чтобы справиться с этой задачей. Здесь необходима дополнительная подготовка, как методологическая, так и технологическая. Более того, наш опыт в разработке и проведении психологического мониторинга убеждает нас в том, что мониторинг возможно подготовить только командой специалистов, в которой есть некоторое ролевое распределение позиций. Если же постараться сформулировать некоторый перечень профессиональных требований к психологу, который занимается разработкой и проведением психологического мониторинга, то необходимо выделить несколько важных компетенций: 1. умение организовать исследование (умение работать с проблемой);
2. способность выстраивать технологическую цепочку действий (проектирование процесса): проблема — задача — способ решения — подбор средств — исполнение — анализ — рекомендации;
3. умение получать, систематизровать и обрабатывать данные, наличие аналитических способностей;
4. знание принципов и способов математической обработки данных;
5. способность к построению и реализации организационных моделей исследовательской деятельности;
6. знание особенностей возрастного развития и закономерностей изменения организационной системы;
Эффективной стратегией повышения квалификации могло бы стать введение специальных блоков по организации и проведению психологических мониторингов в рамках программ повышения квалификации по экспериментальной и инновационной деятельности в образовании для методистов и организаторов психологических служб. Мы рассматриваем психологический мониторинг как прикладную технологию, необходимую для оценки и аналитико-информационного обеспечения развивающих процессов в образовании, условий, средств и программ, применяемых в опытно-экспериментальной педагогической работе.
Если же психолог образовательного учреждения становится исполнителем в проведении мониторингового исследования в своей школе, он должен хорошо понимать свою ответственность и роль в проведении мониторинговой процедуры. Организаторы мониторинга в таком случае должны провести инструктивный семинар для исполнителей процедуры и дать подробные рекомендации по форме и регламенту проведения процедуры, нормам коммуникации с респондентами во время исследования, способам сбора первичных данных.
Разработкой же программ психологического мониторинга и анализом данных, по нашему мнению, должны заниматься подготовленные к этому виду деятельности специалисты. Причем различные виды мониторингов должны готовиться на разном уровне службы практической психологии образования. Например, информационный мониторинг — это зона ответственности региональных и муниципальных служб, а проблемный мониторинг может быть качественно подготовлен и проведен командой специалистов отдельного психолого-медико-педагогического центра. В рамках образовательного учреждения разработкой и проведением психологических мониторингов может заниматься только группа подготовленных к этому виду профессиональной деятельности специалистов.
Для того чтобы психологический мониторинг стал эффективным видом информационноаналитической деятельности педагогов-психологов и его проведение помогало принимать правильные решения и проектировать нужные изменения, необходимо понять, что этому надо учиться.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2634
В прошлом месяце: 72
В текущем месяце: 37
Скачиваний
Всего: 8122
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 11