Ребенок с трудностями в обучении. Как ему помочь (окончание)*

1441

Аннотация

В работе рассказывается о современных коррекционно-развивающих технологиях повышения качества усвоения знаний учащимися в 1—4-х и 5—7-х классах. Даются практические примеры их применения.

Общая информация

* Окончание. Начало в «Вестнике практической психологии образования» № 3, 4 за 2010 год.

Рубрика издания: Профессиональная подготовка специалистов к работе с различными категориями детей

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Защиринская О.В. Ребенок с трудностями в обучении. Как ему помочь (окончание) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2011. Том 8. № 1. С. 97–104. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2011_n1/47631 (дата обращения: 20.04.2024)

Полный текст

 

Окончание. Начало в «Вестнике практической психологии образования» № 3, 4 за 2010 год.

Семейные уроки (читаем, пишем, считаем вместе)

Ученые установили, что у всех детей, страдающих нарушениями письма, имеются явные недостатки ориентировки во времени и пространстве.

При посещении своих знакомых я разговорилась с сыном одного из них, которому уже исполнилось 6 лет. Для поддержания разговора мне пришло в голову задать элементарный вопрос — когда у него день рождения.

Мальчик смело ответил:

— У меня день рождения на даче.

Я немного растерялась.

— На даче? То есть летом?

— Ну да.

— А в каком месяце?

С небольшим волнением я ожидала ответа.

— Летом.

Ребенок явно не мог назвать месяц, в котором у него день рождения. Тогда пришлось задавать наводящие вопросы.

— В самом начале лета? В июне?

— Да, — прозвучал неуверенный ответ.

— А может, в середине лета? В июле?

— Да.

— Может, в августе? Когда ты уже собираешься возвращаться с дачи домой, в город?

— Да.

Я повернулась к матери и спросила, когда у ее ребенка день рождения. Она ответила:

— 10 августа.

Удивляться не надо. Не только в шесть лет, но во 2—3-м классах у учащихся в 40% случаев обнаруживается незнание времен года (Садовникова И.Н., 1995). Среди школьников распространены ошибочные обозначения даже бытового времени: «утро», «вечер», «завтра», «скоро», «потом», «недавно», «на днях». Такие проблемы ориентировки приводят к возникновению трудностей в усвоении грамматики языка.Стимулировать развитие у ребенка представлений о времени могут в первую очередь сами родители. Как это делать? Для этого есть задания, которые разработаны для развития целого ряда важных навыков.

Надо:

1)    приучать детей к чтению;

2)    развивать «чувство языка»;

3)    пополнять словный запас;

4)    учить рассуждать, оперируя полученной информацией;

5)    формировать представления об окружающем мире;

6)    развивать образное мышление и т. д.

Совсем немного усилий требуется для того, чтобы у детей возникало меньше проблем в обучении русскому языку (чтению и письму). Далее мы предлагаем задания, которые не требуют от родителей никакой специальной подготовки. Только надо уделить немного времени для общения с ребенком после работы, на выходных днях или во время совместных поездок.

Задание «Объясни выражения»

(1—4-й классы)

Цель: развитие представлений о различном времени суток.

Задачи: 1) расширять словарный запас учащихся; 2) развивать образное мышление.

Дидактический материал. Строчки из стихотворений русских поэтов:

Ночью звезды мерцают

Ночь идет на мягких лапах,

Дышит, как медведь.

(В. Инверг. «Сыну, которого нет (Колыбельная песня)»)

Как рана, запекся

Закат.

(В. Луговской. «Костры»)

Сквозь морозные ресницы

Утро смотрит на синицу.

На синицу, на березу,

Драгоценную с мороза.

(И. Уткин. «Утро»)

Задание для ребенка. Внимательно выслушай отрывки стихотворений и назови время суток, которым они посвящены. Объясни слова и выражения, применяемые авторами стихотворений для описания указанного времени суток.

Задание «Ранее утро» (1—4-й классы)

Цель: закрепление представления об утреннем времени суток — понятиях «заря», «зорька», «рассвет».

Дидактический материал. Отрывки из стихотворений различных поэтов. Например,

Красавица зорька

В небе загорелась,

Из большого леса

Солнышко выходит.

(Отрывок из стихотворения А. В. Кольцова «Песня пахаря»)

Задание для ребенка. Внимательно послушай тексты стихотворений, в которых поэты описывают одно и то же время суток. О каком времени суток идет речь? Как по-разному его называют? (Раннее утро, заря, зорька.)

Какие слова авторов позволяют догадаться о времени суток, описанном в стихотворении? Расскажи, встречал ли ты когда-нибудь рассвет? Какая природа в это время суток? Вспомни картины известных художников с изображением раннего утра. Назови их, кратко опиши.

Назови промежуток времени, который мы называем ранним утром? (С четырех до шести часов утра.)

Какие слова в тексте стихотворений показались тебе незнакомыми? Давай вместе дадим им объяснение.

Задание «Утро» (1—4-й классы)

Цель: закрепление представления о времени суток «утро».

Дидактический материал. Отрывки из стихотворений различных поэтов, например, «Я пришел к тебе с приветом» А.А. Фета, «Ласково синеет утреннее небо» И.А. Бунина.

Задание для ребенка. По каким признакам ты понимаешь, что наступило утро? В какое время, глядя на часы, ты говоришь о том, что сейчас утро? (С шести до десяти часов утра.) Как ты думаешь, что значит позднее утро? (Время с одиннадцати до двенадцати часов.)

Задание «Вечер» (1—4-й классы)

Цель: закрепление представления о времени суток «вечер».

Дидактический материал. Отрывки из стихотворений различных поэтов. Например, отрывок из стихотворения Н.П. Огарева «Вечер»).

Задание для ребенка. Расскажи об основных признаках вечернего времени суток. Как об этом пишут в стихах поэты? Что означают слова «вечереет», «вечерело»?

Назови промежуток времени по часам, когда наступает ранний вечер (где-то от шести до семи часов дня: 18.00—19.00). Когда наступает поздний вечер? (С десяти часов: 22.00—24.00.)

Задание «Январь» (1—4-й классы)

Цель: формирование у ребенка временных представлений на примере зимних календарных месяцев: декабрь, январь и февраль.

Дидактический материал. Стихотворения разных поэтов («Как поработала зима» С.Я. Маршака, отрывки из стихотворения Д. Бедного «Снежинки», Д. Кедрина «Зимнее», А. Ахматовой, Ф.И. Тютчева)

Задание для ребенка. Я сейчас тебе прочитаю стихотворения разных поэтов о зиме. Как можно по их текстам определить точное время года?

Объясните выражения: «косматая метель»; «разгульная метель»; «белое пламя»; «ледяные ослепительные розы». Какие слова помогают тебе точно догадаться, что речь идет о зиме, о месяце «январь»? Какие слова создают у читателя ощущение холода, мороза? Что хотел сказать автор, когда назвал зиму «чародейкой», «колдуньей»?

Вспомни русские народные сказки, в которых говорится о морозе.

Почему эти стихотворные отрывки подходят к описанию месяца «февраль»? Что особенного хотелось автору выразить в словах: «еще земли печален вид»? Какие подсказки есть в тексте, помогающие тебе понять, что зима скоро закончится? Какие цвета используются для описания природы в феврале?

Все ли выражения в стихотворениях ты понимаешь? Как объяснить: «молодеет божий мир», «слезится снег», «вечер коротая», «редеющий сон».

Задание «Март» (1—4-й классы)

Цель: формирование у ребенка временных представлений на примере календарных весенних месяцев :март, апрель, май.

Дидактический материал. Стихотворения, посвященные началу весны.

Задание для ребенка. Как ты думаешь, какой общей темой можно объединить все эти стихотворения? Что хотел автор передать словами: «зима злится»; «все засуетилось»; «зима еще хлопочет»; «зима взбесилась»?

Расскажи, когда бывает ранняя весна? Какие у нее признаки? Какие образные слова и выражения используют авторы для описания вновь приходящей на смену зимы весны?

Найти в тестах стихотворения незнакомые слова и выражения. Расскажи, как ты их понимаешь?

Найди в тексте стихотворений «весенние» слова (устно) или выпиши их в тетрадь.

Расскажи о чувствах, которые возникают при прочтении этих стихотворений. Назови слова, которые передают чувства (повеселелые, радость, любовь). Почему люди, животные и растения с нетерпением ждут прихода весны? Как они встречают приход весны (со звонким смехом, беззаботным пеньем).

По каким словам в тексте стихотворений можно догадаться, что природа оживает (тихонько шумят, лепечут песню новую, дробь и трели, мощь дня и света, теплей и ярче солнце, крики)?

Вспомни, в каком месяце в нашем городе начинает таять снег и бегут ручьи? Это первая или вторая половина марта? Может быть, апрель?

Назови основные характеристики для описания «весенних вод». Какой эмоциональный настрой создают у тебя такие слова, как «шумят», «толпится», «бегут и будят», «бегут и блещут и гласят»?

Объясни своими словами, чем месяц март отличается от другого весеннего месяца — апреля.

Задание для ребенка. Назови основные отличия месяца мая от других (более ранних) месяцев весны.

Какие чувства, переживания возникают у поэтов при описании явлений природы в мае? Какие слова помогают проникнуться теми чувствами, которые испытывают сами поэты («раскаты молодые», «голубое небо», «лазурное небо», «молодой лес», «свежие порывы ветра»)?

Задание «Июнь» (1—4-й классы)

Цель: развитие у ребенка представления о летних месяцах года на примере июня, июля, августа.

Дидактический материал: стихотворения русских поэтов, посященные середине лета.

Задание для ребенка. Послушай два стихотворения. Можно ли сказать, что в одном из них говорится о начале месяца июня, а второе — о его окончании. По каким признакам ты об этом догадался?

Какое время суток предпочитают авторы стихотворений в июне? По каким словам из текста об этом можно догадаться? Почему утро или вечер предпочтительнее дня?

Послушай (прочти) образные выражения: «румяный вечер», «златой час утра», «день сгорел». Что пытаются передать авторы стихотворений с помощью этих выражений?

Задание для ребенка. Послушай перечень разных признаков двух летних месяцев. Угадай, о каком именно месяце идет речь: «первый желтый лист» (август); «зной нестерпимый» (июль); «желтые скирды» (август); «солнце нещадно палит» (июль).

Если ребенок уже освоил навыки чтения и письма, ему можно предложить еще одно задание.

Пожалуйста, внимательно ознакомься с текстом стихотворений. Создай в тетради простую таблицу из двух столбцов. Подпиши их: июль и август. Выпиши в два столбика характерные признаки каждого из указанных месяцев. Обоснуй свой ответ. В чем состоят самые основные отличия в природных изменениях середины и конца лета? Какие слова и выражения являются для тебя незнакомыми? Предложи свое объяснение, давай обсудим их значение вместе.

Загадка «Макушка лета» (1—4-й классы)

Цель: закрепление у ребенка представления об основных отличиях летних месяцев года.

Дидактический материал. Загадка: «Наступила жара. Под каблуками плавится асфальт. Горожане спешат в ближайшие пригороды, к водоемам, к спасительному свежему воздуху. Это время называют макушкой лета».

(Июль.)

Задание для ребенка. Выслушай внимательно загадку. О каком летнем месяце в ней говорится? Почему? Докажи мне.

Задание «Осень» (1—4-й классы)

Цель: научить ребенка выделять и сопоставлять различные признаки осеннего времени года.

Дидактический материал. Тексты стихотворений, в которых говорится об осени.

Задание для ребенка. Послушай, пожалуйста, эти стихотворения. Какие у тебя возникают чувства? Почему осень сравнивают с грустным взглядом? Перечисли признаки, по которым ты сам догадываешься, что лето закончилось?

Нарисуй картину «Осень». Какие ее признаки ты изобразишь? Напиши их в тетради.

Какие основные изменения происходят в природе в сентябре? Перечисли (выпиши) их. Дай характеристику сентября, расскажи о нем, используя необходимые для этого слова. Какие слова показались тебе незнакомыми? Давай вместе обсудим их значение.

Как школьники готовятся к встрече сентября?

Расскажи, что же происходит с природой в октябре? Назови (напиши) отличия сентября от октября. Какой месяц тебе больше нравится? Почему?

Послушай внимательно стихотворения русских поэтов о ноябре. Ты знаешь, что конец ноября называют «глубокой осенью». Как ты это понимаешь? Расскажи об основных признаках глубокой осени. Запиши их в тетради. Нашел ли ты в тексте стихотворения новые слова и выражения? Выпиши их в тетради и устно объясни.

Задание «Объясни выражения»

(5—6-й классы)

Цель: развитие у ребенка представлений о различных периодах времени (годы, десятилетия, столетие, века).

Дидактический материал. Строчки из стихотворений русских поэтов: «промчавшиеся годы»; «вековые леса»; «урочный / неурочный час»; «вековой вопрос»; «извечная проблема»; «ежегодный»; «сиюминутное желание».

Задание для ребенка. Объясни, в каких случаях так могут сказать. Приведи примеры из своего жизненного опыта. Сколько по времени означает понятие «век»? Объясни, как ты понимаешь слова и выражения: «вековать», «век доживать», «не дал веку», «век живать».

Давай вспомним пословицу: «Век живи — век учись». Как ты ее понимаешь?

1667—1745

Джонатан Свифт

«Хижина дяди Тома»

1828—1910

Лев Николаевич Толстой

«Робинзон Крузо»

1811—1896

Гарриет Бичер-Стоу

«Тема и Жучка»

1660—1731

Даниель Дефо

«Путешествие Гулливера»

1860—1904

Антон Павлович Чехов

«Записки Пиквикского клуба»

1789—1851

Фенимор Купер

«Детство. Отрочество. Юность»

1812—1870

Чарльз Диккенс

«Айвенго»

1835—1910

Марк Твен

«Последний из могикан»

1771—1832

Вальтер Скотт

«Белый клык»

1859—1930

Артур Конан Дойл

«Приключения Тома Сойера»

1876—1916

Джек Лондон

«Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»


Знаешь ли ты, кто живет почти век или больше века (животные, растения)? Как говорят о них? (Вековые.)

Задание «Определи время в веках»

Цель: формирование у учащихся математических представлений о веках и переходе из одного века в другой.

Оборудование. Тетрадь, ручка.

Дидактический материал: арифметические задачи.

Задание для ребенка. Придумай вместе с родителем задачи, в которых нужно вычислить протяженность событий в веках. Вспомни, что ты знаешь о веке.

Задание «Детские писатели» (3—6-й классы)

Цель: формирование у школьника временных представлений на примере продолжительности жизни всемирно известных детских писателей.

Оборудование. Тетрадь, ручка.

Дидактический материал. Перечень имен и фамилий писателей с указанием дат их жизни.

Задание для ребенка. Изучение школьной программы, домашнее чтение помогли тебе познакомиться со знаменитыми писателями, которыми написаны известные всему миру произведения для детей и взрослых. Их имена и фамилии перечислены на листе бумаги. Указаны годы их жизни.

Тебе предстоит выполнить несколько заданий.

Задание 1. Соедини прямой линией фамилию и имя писателя с названием его произведения(ий) (табл. 1).

Задание 2. Составь список из фамилий и имен указанных писателей в соответствии с очередностью дат их рождения.

Задание 3. Составь список из фамилий и имен указанных писателей в соответствии с очередностью дат их смерти.

Задание 4. Перечисли фамилии и имена всех писателей в зависимости от продолжительности их жизни. Начни с тех, кто прожил самую короткую жизнь.

Задание 5. Составь два разных списка. В одном из них укажи писателей, которые жили в одном веке. В каком именно? Во втором списке перечисли писателей, у которых дата рождения и смерти принадлежит разным векам. Каким именно?

Задание «Расстояние от Солнца»

(2—4-й классы)

Цель: закрепление у ученика пространственных представлений на примере знаний из уроков природоведения.

Оборудование. Тетрадь в клеточку, ручка.

Дидактический материал. Таблица с перечнем планет Солнечной системы и указанием расстояния их местонахождения от Солнца (в млн км) (табл. 2).

Задание для ребенка. Внимательно посмотри на таблицу. В ней перечислены все известные тебе планеты Солнечной системы. Они по-разному удалены от Солнца. Выпиши их в тетради по порядку удаления от Солнца. Не забывай указывать расстояние.

Задание «Вращение планет» (3—6-й классы)

Цель: закрепление у ученика временных представлений на примере знаний из уроков природоведения.

Дидактический материал. Таблица с перечнем планет Солнечной системы с указанием времени их обращения вокруг своей оси (табл. 3).

Оборудование. Тетрадь в клеточку, ручка.

Задание для ребенка. Внимательно посмотри на таблицу. В ней содержится перечень хорошо знакомых вам планет Солнечной системы.

У каждой из них разное время обращения вокруг своей оси. Продолжи заполнение таблицы. Укажи время в секундах, минутах, часах, сутках. Распредели все планеты по порядку возрастания времени их обращения вокруг своей оси.

Задание «Исследователи Земного шара»

(3—5-й классы)

Цель: закрепление у ученика временных представлений на примере знаний об открытиях, которые были сделаны известными исследователями Земного шара.

Оборудование. Рабочая тетрадь, ручка.

Планета

Расстояние от Солнца (млн км)

1

Меркурий

57,9

2

Нептун

4496,7

3

Сатурн

1427,0

4

Марс

227,9

5

Венера

108,2

6

Плутон

5900,0

7

Земля

149,6

8

Юпитер

778,3

9

Уран

2869,6


Дидактический материал. Таблица с указанием основных достижений великих исследователей Земного шара и дат их жизни (табл. 4).

Задание для ребенка. Тебе предлагаются краткие сведения о знаменитых исследователях-путешественниках. Внимательно их прочти. На основании предложенных описаний правильно найди годы жизни каждого из великих путешественников.

Расскажи, что тебе еще известно об этих знаменитых людях? В каких книгах, журнальных статьях или на сайтах тебе удалось о них прочитать?

Правильные ответы

Христофор Колумб — 1451—1506

Руаль Амундсен —1872—1928

Фернан Магеллан — 1480—1521

Джеймс Кук — 1728—1779

Дэвид Ливингстон — 1813—1873

Марко Поло — 1254—1324

Васко да Гама — 1469—1524

Задание можно усложнить, исключив из перечня дат года смерти знаменитых путешественников.

Задание «Самые длинные реки

Земного шара» (2—4-й классы)

Цель: формирование у ученика пространственных представлений на примере протяженности рек Земного шара.

Задачи: 1) развивать представления об окружающей действительности на примере изучения рек Земного шара; 2) закреплять знания о составе слова; 3) учить выполнять задания, требующие одновременного использования знаний по русскому языку, математике и географии.

Оборудование. Тетради, ручка.

Дидактический материал. Перечень длины самых больших по протяженности рек Земного шара (табл. 5). (Названия рек и длины расставлены в произвольном порядке.)

Задание для ребенка. Назови, пожалуйста, самую длинную реку в Европе (Волга). ... в Китае (Янцзы). ... в Северной Америке (Мисси-сипи). . в Южной Америке (Амазонка). . в Африке (Нил).

Какая из перечисленных рек является самой длинной в мире? (Нил.)

Протяженность рек обычно измеряется в километрах. На листе написаны названия рек и их длина в произвольном порядке. Постарайся, отвечая на вопросы, правильно определить длину каждой реки.

Вопросы:

1.   У самой длинной реки самое короткое название. Нил — 6671 км.

2.   Марка известного автомобиля такая же, как и название самой короткой реки. Волга — 3531 км.

3.   В названии какой реки встречается три гласных буквы «А». Ее протяженность вторая по величине среди перечисленных рек. Амазонка — 6280 км.

4.   В названии этой реки четыре буквы «И». Если сложить две первых цифры в длине реки и полученную сумму поделить пополам, то получится число,  соответствующее сумме двух вторых цифр в обозначении ее длины. Миссисипи — 5970 км.

5.   В названии этой реки столько букв, что их число соответствует первой цифре в обозначении ее длины. Янцзы — 5800 км.

 

Табл. 3

Планета

Время обращения вокруг своей оси

Время обращения вокруг своей оси в.

секундах

минутах

часах

сутках

1

Меркурий

58,65 суток

 

 

 

 

2

Нептун

16 ч 3 мин

 

 

 

 

3

Сатурн

10 ч 39 мин

 

 

 

 

4

Марс

24 ч 37 мин 2 с

 

 

 

 

5

Венера

243,16 суток

 

 

 

 

6

Плутон

6 суток 9 ч

 

 

 

 

7

Земля

23 ч 56 мин 4 с

 

 

 

 

8

Юпитер

9 ч 50 мин 30 с

 

 

 

 

9

Уран

17 ч 14 мин

 

 

 

 

 Задание «Деревья-долгожители»

(3—5-й классы)

Цель: формирование у ученика временных представлений на примере возраста деревьев.

Задание для ребенка. Известен удивительный факт. Возраст отдельных деревьев может составлять от 300 до 2000 лет. Например, часто встречаются дубы в возрасте 100—500 лет.

В 1150 году на Украине из желудя появился на свет росток дуба. Из него выросло огромное растение, которым и поныне восхищаются люди. Сколько лет дубу? Назовите его возраст в годах и столетиях.

Правильный ответ: на Украине был посажен дуб в XII веке, сейчас его возраст составляет 800 лет, или 8 столетий, диаметр его кроны достигает 43 метра.

Табл. 4

Христофор Колумб. Искал путь в Индию, а в 1492 году неожиданно для всех открыл Америку. После своего открытия прожил еще 14 лет.

1813—1873

Руаль Амундсен. Полярный исследователь. Первым достиг Южного полюса в 1911 году.

Погиб через 17 лет спустя после своего открытия .

1451—1506

Фернан Магеллан. Совершил первое кругосветное путешествие (1519—1523). Погиб за два года до окончания кругосветной экспедиции на Филиппинских островах от руки местных жителей.

1469—1524

Джеймс Кук. Родился в 1728 году. Трижды смог обогнуть Земной шар. Им были открыты Новая Зеландия и Гавайские острова. Погиб, едва ему исполнилось 50 лет.

1254—1324

Дэвид Ливингстон. Год рождения — 1813. Исследовал Центральную Африку. Прожил ровно 60 лет.

1872—1928

Марко Поло. Родился в XII веке. Много лет жил в Китае. Написал книгу о странах Азии. Известен и очень большой продолжительностью своей жизни — 70 лет.

1480—1521

Васко да Гама. Родился в 1469 году. В 30 лет закончил свое знаменитое путешествие. В течение 1497—1499 гг. на корабле проплыл вдоль Африки, достиг Индии. Прожил после этого еще 25 лет.

1728—1779

 

Задание «Пчела» (5—6-й классы)

Цель: формирование у учащихся пространственных представлений с применением учебного материала из уроков математики.

Задание для ребенка. Пчела, чтобы создать 1 килограмм меда, должна принести в улей 50 000 порций нектара. Каждая порция равна половине ее собственной массы. Ей понадобится посетить 300 000 цветов, пролететь около 20 километров в день.

Табл. 5

Волга

6671 км

Амазонка

3531 км

Янцзы

5970 км

Миссисипи

6280 км

Нил

5800 км

Постарайся ответить на следующие вопросы.

1.   Сколько порций нектара соберут 100 пчел? (5 000 000 порций, или 5 миллионов.)

2.   Сколько цветков они облетят? (30 000 000, или 30 миллионов.)

3.   Какой будет протяженность их общего маршрута? (2000, или 2 тысячи километров.)

4.   Сколько километров пролетят 100 пчел, чтобы собрать 1 килограмм меда? (20 километров.)

Задание «Эрмитаж» (5—6-й классы)

Цель: формирование у ребенка пространственно-временных представлений на примере длительности осмотра музейных экспозиций.

Задание для ребенка. В Петербурге самая большая картинная галерея называется Эрмитаж. Она находится в Зимнем дворце. Потребуется пройти около 25 километров, чтобы посетить 322 зала этого уникального музея. В нем хранится около 3 миллионов произведений искусства.

Постарайся ответить на следующие вопросы:

1.   Сколько дней надо ходить по Эрмитажу, если посещать каждый раз 14 залов? (23 дня.)

2.   Хватит ли одного месяца на посещение всех залов Эрмитажа?

3.   Сколько в месяце должно быть дней, чтобы успеть посетить все залы Эрмитажа, исключая выходные дни? (В месяце может быть 31 день и 8 выходных.)

Задание «Марафон» (5—7-й классы)

Цель: закрепление у ребенка представлений о временной продолжительности событий в жизни человека.

Задание для ребенка. Одним из видов соревнований по легкой атлетике является марафонский бег. Спортсмены должны преодолеть самую большую из всех дистанций — 42 километра 195 метров.

Бег получил свое название в честь победы греков над персами. Именно такое расстояние пробежал от Марафона до Афин древнегреческий воин. Он сообщил о поражении врагов, ценой своей жизни справившись с небывало большой дистанцией.

У современных спортсменов олимпийская медаль, полученная за победу в забеге на марафонскую дистанцию, считается очень почетной. Само слово «марафон» стало нарицательным.

Вопросы к ребенку.

1.   О каком событии можно сказать, что оно похоже на марафон? (Событие, которое длится очень долго.) Приведи примеры из своего личного опыта.

2.   Какого человека зовут марафонцем? (Человека, который долго и упорно может что-то делать.) Ты знаешь таких людей? Расскажите о них.

Литература

  1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть труд­ности в обучении детей. Психодиагностические таб­лицы. Психодиагностические методики. Коррекцион­ные упражнения. — М., 1998.
  2. Белошистая А.В. Обучение математике с учетом инди­видуальных особенностей ребенка // Вопросы психо­логии. — 2001. — №5.
  3. Защиринская О.В. Психология детей с задержкой пси­хического развития: Учебное пособие. — СПб: Речь, 2007.
  4. Защиринская О.В. Дети учатся тому, что видят в жизни («Портрет» первоклассника глазами психолога) // Классный журнал 5+. — 2000. — №9. — С. 4—7.
  5. Защиринская О.В. Думайте и переживайте вместе с детьми. Общение младшего школьника. Разговор пси­холога с учителем // Классный журнал 5+. — 2000. — №11. — С. 20—23.
  6. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма и детей. — СПб, 2003.
  7. Локалова Н. П. Как помочь слабоуспевающему ребен­ку. — М., 2005.
  8. Психология детей с задержкой психического разви­тия: Хрестоматия / Сост. О.В. Защиринская. — СПб, 2003.
  9. Психология семьи и больной ребенок: Хрестоматия / Авторы-сост. И.В. Добряков, О.В. Защиринская. — СПб, 2007.
  10. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизио­логии. — М., 2000.
  11. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школь­ников. — М., 2001.

Информация об авторах

Защиринская Оксана Владимировна, доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики и педагогической психологии факультета психологии, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2666-3529, e-mail: zaoks@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2077
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 11

Скачиваний

Всего: 1441
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 4