Использование проблемных ситуаций в работе с детьми старшего дошкольного возраста с целью развития мотивационной направленности на усвоение этических понятий

6854

Аннотация

В статье рассматриваются психолого-педагогические особенности формирования у детей этических представлений. Также обосновывается эффективность применения проблемных ситуаций для развития мотивационной направленности личности детей старшего дошкольного возраста на усвоение этических понятий.

Общая информация

Ключевые слова: психология дошкольника, нравственное развитие, нравственная сфера, этические понятия, развивающая программа , коррекция, проблемная ситуация

Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Севостьянова Е.О. Использование проблемных ситуаций в работе с детьми старшего дошкольного возраста с целью развития мотивационной направленности на усвоение этических понятий [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2011. Том 8. № 3. С. 78–82. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2011_n3/47714 (дата обращения: 25.04.2024)

Полный текст

Такие общечеловеческие ценности, как милосердие, справедливость, гуманность, сострадание, должны стать главными ориентирами в определении содержания нравственного воспитания подрастающего поколения [3].

Нравственная сфера является системным психологическим образованием, так как уровень нравственного развития дошкольника детерминирован системой факторов и условий. Качество уровня нравственного развития зависит от освоения ребенком важных этических понятий и представляет собой единство нравственного сознания, поведения, отношений, переживаний и чувств. Основные этические инстанции складываются именно в дошкольном возрасте [2].

Развитие нравственной сферы личности — процесс овладения детьми нравственным опытом. И происходит этот процесс через приобретение заданных обществом нравственных образцов, которые вырабатываются на основе базисных этических понятий (плохой — хороший, злой — добрый, можно — нельзя и пр.) [1].

Дети учатся усваивать этические знания, подражать нравственным эталонам, совершать моральный выбор. Этот опыт способствует развитию позитивной внутренней мотивации к повторению нравственных поступков.

Одной из сторон развития мотивов поведения старших дошкольников является повышение их осознанности, приобретение личностного смысла. Для формирования морального поведения необходимым условием является осознание моральных норм и, следовательно, понимание ребенком этических понятий. Опыт составляет основу нравственного формирования личности ребенка. Нравственные привычки детей крепнут лишь постепенно, по мере обогащения их социального опыта. Наличие личностного, заинтересованного отношения к знанию, когда оно становится внутренним приобретением, является важным условием превращения нравственных знаний в убеждения, а стимулов в мотивы [3].

Наше исследование по выяснению особенностей проявления детьми основ нравственной культуры, проведенное с помощью специально подобранного комплекса методик, на констатирующем этапе показало: нравственные и этические представления детей старшего дошкольного возраста недостаточно глубоки, зачастую неадекватны и не реализованы детьми в жизненной практике. Проведенное нами диагностическое обследование старших дошкольников показало, что этические представления у обследуемых нами детей или недостаточно правильные, или отсутствуют вовсе.

Полученные результаты подтвердили необходимость разработки модели развития мотивационной направленности усвоения детьми этических понятий. С этой целью мы разработали программу по развитию мотивационной направленности на усвоение этических понятий старшими дошкольниками «Страна Добра». Занятия программы ориентированы на психолого-педагогический уровень этического воспитания, на творческое личностное осмысление старшим дошкольником нравственных проблем жизнедеятельности человека.

Реализация данной программы направлена на формирование у старших дошкольников следующих способностей и качеств:

— полнота, осознанность знаний и представлений о морально-этических нормах и правилах, нравственных ценностях,

— стремление выразить личное отношение к окружающему миру,

— адекватные эмоциональные реакции на поступки, — доброжелательные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками,

— умение оперировать ситуацией нравственного выбора,

— моральная саморегуляция, рефлексия, са- морефлексия,

— высокая активность в освоении этических Мв понятий.

В каждое занятие программы «Страна Добра» были включены проблемные ситуации, способствующие развитию мотиваци­онной направленности детей старшего дошкольного возраста на усвоение этических понятий и нравственных норм.

Целью решения детьми проблемных ситуаций является формирование осознанного отношения к собственным поступкам и поступкам других людей. Проблемные ситуации ставят ребенка в ситуацию нравственного выбора. При этом возникают механизмы нравственной идентификации, обогащается личный опыт ребенка. Они также учат дошкольников понимать другого человека, постигать его внутренний мир, мир человеческих взаимоотношений, формируют умение самостоятельно разрешать конфликты. Кроме того, проблемные ситуации тренируют детей в установлении причинно-следственных связей при определении причин смены настроения людей.

В данной статье представлены авторские проблемные ситуации, вошедшие в программу «Страна Добра», направленные на формирование нравственного опыта и стратегий нравственного поведения, на проявление и развитие моральных переживаний ребенка.

Проблемная ситуация №1

Цель: тренировка способности к установлению причинно-следственных связей при определении причин смены настроения людей; выработка навыков понимания другого человека, постижения его внутреннего мира, мира человеческих взаимоотношений; тренировка способности к активному участию в обсуждении, к сопереживанию.

Педагог: представьте себе, что вы идете из детского сада домой одни и видите, как мальчик толкает маленькую Таню в лужу. Девочка вся мокрая, горько плачет.

— Кто испортил настроение Тане?

— Настроение человека зависит от поступков и поведения окружающих?

— Вы хотите помочь девочке?

— Давайте поможем девочке. Как? Что бы вы сделали?

На данном занятии, в ситуации, когда мальчик толкнул девочку в лужу, дети сразу сказали, кто испортил настроение Тане, осознали, что настроение одного человека зависит от поступков других людей. Все ребята проявили желание помочь девочке. Они сопереживали ей, сочувствовали, проявляли милосердие. Они в воображаемом плане ярко представили предложенную педагогом ситуацию. Но в речевом плане им было сложно выразить свои чувства и отношение к происходящему.

Часть детей (29%) мгновенно эмоционально отреагировала на «случившееся». Это было видно по мимике, жестам. Они возмущались поступком мальчика и были полны решимости пресечь зло и словами, и действием. У других детей не было столь быстрой реакции (46%), и на их лицах можно было наблюдать раздумье. Вот их ответы на вопрос «Что бы вы сделали?». Елена П.: «Я отведу девочку к ней домой»; Вадим Р.: «Я бы позвал ее маму» и т. п. Третья группа детей (17%) считает, что нужно пройти мимо, потому что мальчик может и их толкнуть в лужу. Равиль Н.: «Я боюсь таких мальчиков». 8% детей вообще не представляют своего участия в происходящем событии. Женя О.: «Я бы ничего не сделала»; Олеся Я.: «Я бы пошла дальше».

Проблемная ситуация №2

Цель: стимулирование желания оказать помощь, утешить; развитие чувства доброты; формирование навыков социального поведения.

Педагог: в нашей Стране живет мальчик Вова. Однажды он вышел на улицу погулять со своим котенком. Мальчик выпустил котенка на травку. Сытый котенок игриво бегал по траве, играл с бабочками. И тут к котенку подошел дворовый котенок. Худой, грязный. Вова оттолкнул этого котенка и крикнул на него. Котенок поджал хвостик и прижался к земле. Другому мальчику Сереже стало жалко котенка. Он взял его на руки, погладил. Потом он отнес его домой. Мама разрешила оставить котенка у них дома.

— Почему Вова оттолкнул дворового котенка от своего?

— Он правильно поступил?

— А кто поступил правильно?

— Как можно назвать Вову?

— А Сережа?

— Вам жалко котенка?

— Вы хотели бы ему помочь?

— А как бы вы поступили?

Все дети осудили поступок Вовы и сказали, что Сережа поступил правильно. 72% детей назвали Вову злым, 8% — жестоким. Все дети обозначили то, что им стало очень жалко котенка. Одна девочка даже заплакала. На вопрос педагога «Вы хотели бы ему помочь? А как бы вы поступили?», — дети ответили, что хотели бы помочь бездомному котенку. 84% детей сказали, что забрали бы котенка к себе домой. 8% ребят ответили, что пожалели бы котенка. 4% детей наказали бы Вову, чтобы он больше никогда не обижал животных.

Проблемная ситуация №3

Цель: продолжение процесса формирования этических представлений ребенка (видеть взаимосвязь своего поведения с реакцией окружающих и нести за него ответственность); выработка способности проявлять внимание к родным и знакомым; развитие «социальной связанности» во взаимоотношениях.

Педагог: воскресенье. Начался любимый Ленин мультфильм. Лена садится на диван для просмотра мультика. Но мама просит ее сходить в магазин за мукой, чтобы испечь бабушке в ее день рождения любимый всеми пирог. Лена отказывается и продолжает смотреть телевизор.

— Правильно ли поступила Лена?

— Что произойдет, если Лена не пойдет за мукой и пирог так и не будет испечен?

— Кто расстроится из-за отказа Лены идти в магазин?

— Как бы вы поступили?

64% детей ответили, что Лена поступила неправильно. Кирилл Б.: «Лена не права. Из-за мультика бабушка останется без пирога». Алена Г.: «Лена могла сходить в магазин, а потом посмотреть другой мультик». Эта группа детей в первую очередь бы выполнила просьбу мамы, чтобы никого не огорчать. 20% дошкольников осудили поступок Лены, но сами предпочли бы досмотреть мультфильм. 12% детей затруднились ответить, как поступить Лене и как бы поступили они. 4% дошкольников ответил: «Никто не расстроится из-за Лены. Потом папа купит торт в магазине. Я бы лучше мультики смотрел» (Вадим Р.).

Проблемная ситуация №4

Цель: продолжение процесса закрепления этических понятий на конкретных примерах; обучение навыкам освоения эффективных способов поведения и использования их в реальной жизни.

Педагог: воспитательница попросила детей принести в детский сад свои любимые игрушки и устроить выставку. Все дети с удовольствием принесли на следующий день в садик своих любимых кукол, мишек, зайцев, машинки... Выставка была очень интересной. Дети с интересом рассматривали чужие игрушки. Потом дети взяли игрушки с полок и разрешили другим детям поиграть своими игрушками. Только Дима не разрешил. Он взял свою игрушечную пожарную машинку и играл ею в одиночестве. Как дети ни просили машинку для совместной игры, Дима так и не разрешил. Затем дети организовали общую игру «Магазин игрушек» и позвали к себе Диму. Дима отнес машинку в свой шкафчик и присоединился к ребятам.

— Правильно ли поступил Дима, когда не дал ребятам свою машинку?

— Как его можно назвать?

— А почему дети позвали в свою игру Диму, ведь он не дал им свою машинку для игры?

— Правильно ли поступили дети?

— А вам интереснее играть в одиночестве или всем вместе?

— А вы бы дали свою игрушку для общей игры?

— Почему?

Жадность считается у дошкольников одним из самых плохих качеств. Ведь главная причина конфликтов между детьми состоит в том, что каждый хочет получить привлекательный предмет. Если игрушка недоступна, то ребенок переживает сильные отрицательные эмоции.

На вопрос «Правильно ли поступил Дима, когда не дал ребятам свою машинку?», 36% детей сказали, что неправильно. Лариса Р.: «Нужно делиться с другими детками»; Вася Ш: «Мне не жалко машинки. У меня их много. Пусть другие дети ими тоже играют». 28% дошкольников сказали, что дали бы поиграть свою игрушку, но ненадолго. 20% детей отказались давать свою игрушку. Олеся Я.: «Я еще сама не наигралась. Потом когда-нибудь дам поиграть. Не сейчас». Миша У.: «Моя игрушка лучше. Не дам ее никому». 16% ребят сказали, что если они дадут свою игрушку другим детям, то их будут ругать родители. Витя Н.: «Мне мама не разрешает давать свои игрушки. Они дорого стоят».

Проблемная ситуация №5

Цель: продолжение процесса обучения детей навыкам анализа своего поведения и поступков окружающих людей.

Педагог: мама не разрешала дочке Маше играть с ее зеркальцем. Но девочка не послушала маму. Маша, играя, разбила мамино любимое зеркальце. Девочка очень расстроилась и не знала, как рассказать об этом маме.

— Маша специально разбила зеркало?

— Почему девочка боится признаться маме?

— Можно ли брать чужие вещи без разрешения?

— А вы бы как поступили?

— Помогите Маше признаться в том, что она нечаянно разбила зеркало.

На данном занятии была затронута проблема: сознаваться или не сознаваться Маше в том, что она разбила мамино зеркальце? Дети признали, что нельзя брать без разрешения чужие вещи, что сложно потом признаться в том, что совершил вдвойне плохой поступок (Маша взяла зеркало, невзирая на запреты мамы; разбила зеркало).

На просьбу педагога «Помогите Маше признаться в том, что она нечаянно разбила зеркало» — дети придумывали разные варианты признаний. Шамиль С.: «Мамочка, прости, пожалуйста, я больше так не буду»; Женя О.: «Прости меня, я не хотела»; Оля П.: «Не расстраивайся, мы с папой купим тебе новое зеркальце».

Мы постарались сделать так, чтобы признания и раскаяния детей были искренними, а не из-за боязни наказания. В этом случае ребенок монотонно твердит: «Больше не буду, больше не буду...». Но как только его простят, он вновь совершает тот же поступок, зная, что его снова простят.

Проблемная ситуация №6

Цель: развитие способности оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам героев; продолжение процесса формирования положительных моральных качеств; обучение детей навыкам морального оценивания происходящих событий.

Педагог: ребята во дворе играли в прятки. Галя водила: закрыла глаза руками. А сама сквозь пальцы подсматривала, кто куда спрятался. «Раз, два, три, четыре, пять, я иду искать», — прокричала девочка. И, не сходя с места, назвала, кто из детей где спрятался. Но ребята догадались, что Галя подглядывала, и решили они исключить ее из игры.

— За что ребята исключили Галю из игры?

— В чем дети обвинили ее?

— Какое чувство должна испытывать Галя?

— Хорошо или плохо поступила Галя?

— А вы бы как поступили?

В данной ситуации мнения всех детей сошлись на том, что нужно играть честно, по правилам. 76% детей признали, что Галю справедливо исключили из игры и что правила нужно соблюдать. 20% дошкольников сознались, что тоже всегда подсматривают, когда играют в прятки.

Нарушение определенных правил, которые часто вводят и устанавливают сами дети, организуя игру, — типичное явление. Мы старались сформировать у детей правильные представления о том, что значит играть честно и нечестно (справедливо и несправедливо), что такое настоящая дружба. Это будет способствовать появлению определенного отношения к нормам морали и к тем, кто нарушает эти нормы.

Проблемная ситуация №7

Цель: углубление представления детей о значении доброжелательного отношения к окружающим людям.

Педагог: Гена был с мамой у врача. И оказалось, что у мальчика плохое зрение. Доктор сказал Гене носить очки. Когда мальчик зашел в свою группу и дети увидели его в очках, они засмеялись и стали называть его «очкариком». Гена снял очки, положил в шкафчик и вечером маме сказал, что больше никогда не наденет очки.

— Правильно ли поступили дети?

— Плохое зрение — это болезнь. Можно ли смеяться над больными людьми?

— Вам бы понравилось, если бы все дети насмехались над вами?

— Как бы вы поступили на месте Гены?

— Как бы вы помогли Гене?

В данной проблемной ситуации нашей целью было донести до ребят мысль, что нельзя смеяться над людьми, у которых есть какой-то недостаток во внешности, над больными людьми.

52% детей сказали, что никогда не смеются над людьми, носящими очки. Сергей П.: «Ну и что тут такого? У моего папы тоже очки. Я никогда не смеюсь над людьми в очках»; Алеся О.: «Нельзя смеяться. У них глазки болят». Дети этой группы сказали, что не позволили бы другим детям смеяться над ним. 32% дошкольников признались, что хоть однажды, но смеялись над такими людьми и обзывали «очкариками». Ринат А.: «Я смеялся один раз над мальчиком с нашего двора. Но больше не буду смеяться». 16% детей ответили, что смеялись над такими детьми, но никак не аргументировали свой ответ. Также они затруднились ответить на вопрос «Как бы вы помогли Гене?».

 

Мы представили семь проблемных ситуаций, которые могут быть направлены на развитие мотива­ционной направленности усвоения этических понятий старшими дошкольниками.

Данные упражнения способствуют обучению детей дифференциации отрицательных и положительных черт характера героев. Проблемные ситуации активизируют познавательную и эмоциональную активность детей, их самостоятельность в поиске решения предлагаемых ситуаций. Обсуждаемые темы конкретны и содержат ситуации выбора и противоречий. При помощи проблемных ситуаций возможно сформировать не просто знания детей о правильном поведении, но и умение применить данные правила в повседневной жизни.

Литература

  1. Мельникова Н.В., Овчарова Р.В. Нравственная сфера личности дошкольника. — Курган: Изд-во КГУ, 2007. — 348 с.
  2. Мельникова Н.В., Овчарова Р.В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника: Монография. — СПб: Амалтея. — 2008. — 336 с.
  3. Мельникова Н.В. Этическое понимание проблемы личности старшего дошкольника // Психолого-педагогические проблемы этической психологии: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. В 2-х частях. — Ч. I. — Шадринск: ПО Исеть, 2003. — С. 86—94.

Информация об авторах

Севостьянова Елена Олеговна, педагог-психолог муниципального дошкольного образовательного учреждения «Ягодка» г. Ноябрьска, Шадринск, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 2325
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 6854
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2