О практическом изучении основ социальной психологии старшими школьниками и студентами

177

Аннотация

В статье представлена практическая часть авторского методического пособия «Социальная возрастная психология. Учебно-методические материалы к практическим занятиям и семинарам». Полная версия пособия представлена в электронной версии журнала (CD-диск).

Общая информация

Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Поляков С.Д., Тихонова А.А. О практическом изучении основ социальной психологии старшими школьниками и студентами [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2014. Том 11. № 2. С. 42–47. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2014_n2/Polyakov_Tikhonov (дата обращения: 20.04.2024)

Полный текст

 

Окончание. Начало в «Вестнике практической психологии образования» №4 за 2013 год.

В статье представлена практическая часть авторского методического пособия «Социальная возрастная психология. Учебно-методические материалы к практическим занятиям и семинарам». Полная версия пособия представлена в электронной версии журнала (CD-диск).

Тема 5. Стимулирование групповой творческой деятельности

1.     Теоретическое введение

Процесс выдвижения новых идей, предложений, как момент группового творчества, в различных группах происходит по-разному и с разной результативностью. Это зависит, в частности, от того, насколько нормы групповой работы позволяют выдвигать, предлагать необычные идеи.

Существуют различные технологии, способствующие выдвижению идей группой. Опробуем и проанализируем три из них: «Совещание», «Мозговой штурм» и «Ролевая синектика».

2.     Практическая часть

1.    Подготовка к работе

Студенческая группа делится на 3 микрогруппы. Микрогруп­пы рассаживаются примерно кругом вокруг сдвинутых столов (расположение столов и стульев для всех микрогрупп одинаково). В каждой микрогруппе назначаются координатор, таймер (отслеживающий время работы) и протоколист (записывающий идеи).

2.    Задание

Микрогруппам (на листочках) даются инструкции.

Группе «Совещание»:

—    предлагать идеи,

—    обсуждать предложенные идеи,

—    записывать идеи.

Группе «Мозговой штурм»:

—   предлагать идеи (категорически запрещается критиковать предложенные идеи);

—    поощрять развитие высказанных идей, — записывать идеи.

№ п/п

Предмет

Ин

Ин ср

Гр

д

1

Коробок спичек

 

 

 

 

2

Пищевые концентраты

 

 

 

 

3

20м нейлонового шнура

 

 

 

 

4

Шелковый купол парашюта

 

 

 

 

5

Переносной обогреватель на солнечных батареях

 

 

 

 

6

Коробка сухого молока

 

 

 

 

7

Два баллона с кислородом по 50кг

 

 

 

 

8

Звездная карта лунного неба

 

 

 

 

9

Самонадувающаяся спасательная лодка

 

 

 

 

10

Магнитный компас

 

 

 

 

11

25 л воды

 

 

 

 

12

Сигнальные ракеты

 

 

 

 

13

Аптечка первой помощи с инъекционными иглами

 

 

 

 

14

Приемопередатчик на солнечных батареях

 

 

 

 

Табл. 6 (к практической части темы 4)

Группе «Ролевая синектика»:

— предлагать идеи в соответствии с заданной преподавателем ролью (категорически запрещается критиковать предложенные идеи);

—поощрять развитие предложенных идей; записывать идеи.

Перед группами ставится проблема, требующая выдвижения идей для её разрешения, например: как сделать наш университет более эффективным, успешным. На работу отводится 20 минут.

Для группы «Ролевая синектика» задаются роли-позиции, связанные с решением заданной проблемы. Например, студента-отличника, молодого преподавателя, опытного преподавателя, «здания университета».

Г руппа последовательно выполняет задание, «тратя» на предложение идей с позиции каждой роли по 5 минут.

3. Анализ результатов

1)      На доске записываются идеи, предложенные каждой группой.

2)           Подсчитывается число предложенных каждой группой идей. Фиксируется, что число идей в «Мозговом штурме» и в «Ролевой синектике» больше, чем в «Совещании».

3)   Подсчитывается число оригинальных идей (вычёркиваются все идеи, которые повторяются в разных способах работы). Фиксируется, что число оригинальных идей в «Мозговом штурме» и «Ролевой синекти- ке» больше (если получится, что в «Ролевой синекти- ке» больше, чем в «Мозговом штурме», — это довольно часто бывает — фиксируется и этот факт).

4)   Обсуждается, почему в «Мозговом штурме» и в «Ролевой синектике» количество оригинальных идей больше.

Преподаватель поддерживает выводы (или сам их формулирует), что в этих способах стимулирования групповой творческой деятельности удовлетворена в большей мере потребность в безопасности, уменьшается чувство ответственности, групповое эмоциональное состояние чаще создает стенические (активизирующие) эмоции.

3.    Теоретическое послесловие

«Мозговой штурм» разработал руководитель одного из американских рекламных агентств А. Осборн в 1957 году, и затем этот метод приобрёл большую популярность в различных организациях США, а позже и в других странах. У. Гордон (США) в 1950-е годы предложил метод «Синергетический штурм» (кратко синектика), в рамках которого он предлагал выработать как можно больше прямо противоположных предложений по решению проблемы. Для этого в группе выделяются синергеторы — своеобразные «затравщики» дискуссии, которые наиболее чётко формулируют противоположные мнения, озвучиваемые группой. Один из вариантов выдвижения противоположных идей — работа в ролях, существенно отличающихся по видению проблемы («Ролевая си- нектика»).

Запись технологии «Мозгового штурма» и «Ролевой синектики».

1)   «Мозговой штурм»:

—   этап выдвижения идей,

—   этап анализа идей.

Варианты проведения анализа идей:

—   последовательная, в той группе, что и выдвинула идеи;

—   последовательная, в новой (аналитической) группе;

—   параллельно. Результаты работы группы — генератора идей сразу передаются в группу аналитиков.

2)   «Ролевая синектика»:

—   этап выбора ролей;

—   этап выдвижения идей в соответствии с ролями (правила выдвижения идей такие же, как при «мозговом штурме»);

—   этап анализа идей (формы такие же, как при «мозговом штурме»).

4.    Домашнее задание.

Основное домашнее задание: провести «Мозговой штурм» и «Ролевую синектику» индивидуально, самостоятельно выбрав проблему.

Дополнительные домашние задания: найти или придумать 3 других метода, способа стимулирования предложения идей.

Тема 6. Динамика эмоционального состояния группы

1.    Теоретическое введение

На этом занятии синтезируются темы «Психология групп», «Общение», «Социальная психология личности».

В процессе занятия моделируется влияние различных форм и содержания деятельности на динамику эмоционального состояния группы.

Схема занятия. В начале занятия объясняется методика диагностики эмоционального состояния группы «Цветопись» (автор А.Н. Лутошкин). На протяжении занятия она применяется четырежды (в начале занятия и после окончания каждого задания).

2.    Практическая часть

2.1.     Введение методики «Цветопись»

Большинство людей (70-80%) алый цвет связывают с праздником, романтикой, радостью, бодростью, светло-зеленый — со спокойствием, легкой грустью, тускло-темно-фиолетовый — с напряжением, тревогой. Эти ассоциации легли в основу методики определения эмоционального состояния группы (табл. 7).

Измерение I. Оцените, какого цвета настроение в группе в данный момент. Поставьте значок «+» в колонке I Инд в строке соответствующего цвета.

2.2.    Задание первое. Тема «Применение тран- зактного анализа».

1)   Напоминается, что значит в транзактном анализе Родительская, Взрослая, Детская позиции в общении.

Цвет

I

II

III

IV

 

Инд

Гр

Инд

Гр

Инд

Гр

Инд

Гр

Алый

 

 

 

 

 

 

 

 

Оранжевый

 

 

 

 

 

 

 

 

Желтый (солнечный)

 

 

 

 

 

 

 

 

Светло-зеленый

 

 

 

 

 

 

 

 

Темно-синий

 

 

 

 

 

 

 

 

Темно-фиолетовый

 

 

 

 

 

 

 

 

Тускло-черный

 

 

 

 

 

 

 

 

Табл. 7

Позиция Родителя — «надо», «обязан», «должен». В этой позиции мы обращаемся к собеседнику с целью проконтролировать выполнение им правил и норм либо позаботиться о нём и ведём себя так, как, казалось нам в детстве, вели себя наши родители, учителя и другие значимые взрослые.

Позиция Ребёнка (Детская) — «хочу!». В этой позиции мы свободно играем, веселимся, занимаемся творчеством, либо, напротив, ведём себя согласно принятым в социуме правилам, испытываем стыд и вину перед собеседником, указавшим на наши ошибки, либо («Протестующий Ребёнок») проявляем протест против этих правил (позиция «не хочу», «не буду!»).

Позиция Взрослого — объединение «хочу» и «надо». В этой позиции люди ориентируются на общение с партнёром на равных, предполагающие обсуждение имеющейся на данный момент информации и совместное принятие взвешенного, компромиссного решения, необходимого в данной ситуации.

2)   Работа в парах. Задание: сочинить диалог из шести предложений.

Диалог записывается в тетрадях обоих участников работы (это может быть диалог реальных персонажей или сказочных, фантастических).

В одной из тетрадей в паре расставляются значки позиций, из которых говорит персонаж (Родитель, Взрослый, Дитя), во второй тетради пары значки не ставятся.

Тетрадь без значков передается соседней паре. Они расшифровывают позиции, с которых говорят «герои».

Обсуждение в «четвёрках» — насколько точно определены позиции. Если есть расхождения, обсуждение — почему.

На группу четвёрки «докладывают» версии причин расхождения. Преподаватель акцентирует значимость интонации и невербальных средств для фиксации позиции.

Измерение II (запись в колонке II Инд).

2.3.Задание второе. Тема «Я и другие»

1)   Предлагается социально-психологическая типология восприятия человеком себя и других людей (Р. Харре), различающая позитивное и негативное отношение к себе, другому человеку и группе.Типоло- гия обозначается в виде символической схемы:

Я                 Другой

++ ++ +            —

+                       —

2)   Студенческая группа делится на микрогруппы. Микрогруппы выбирают из названных типов людей для дальнейшей работы любой один тип .

3)   Задание микрогруппам: написать краткие (3-5 слов) характеристики выбранных типов личностей.

4)   Написанные микрогруппами характеристики зачитываются на всю студенческую группу.

Комментарий преподавателя: «Отношение людей к себе и к другим людям позволяет предсказать особенности личности людей».

Измерение III (запись в колонке III Инд).

1.4.    Задание третье. Тема «Взаимодействие личности и группы»

1)   Напоминание стадий взаимоотношений личности и группы (по А.В. Петровскому): адаптация в группе, индивидуализация в группе, интеграция с группой.

Адаптация в группе — первая стадия взаимодействия личности и группы — предполагает активное усвоение действующих в группе норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Субъект не сможет проявить себя в группе как личность раньше, чем освоит действующие в группе моральные, учебные, производственные и прочие нормы. У него возникает объективная необходимость соответствовать нормам группы.

Вторая стадия — индивидуализация личности в группе — порождается обостряющимся противоречием между достигнутым результатом адаптации — субъект стал «таким, как все» в группе — и неудовлетворённой потребностью в персонализации (быть уникальной личностью, продолжить себя как личность в других). Нарастает поиск средств и способов для обозначения своей индивидуальности, отличной от других точки зрения, манеры поведения, интересов и т.п.

Третья стадия — интеграция личности с группой — объясняется противоречиями, сложившимися на предыдущей стадии. С одной стороны, субъект стремится быть представленным в других людях своими особенностями, уникальностью. С другой стороны, потребность группы состоит в принятии, одобрении, культивировании у него лишь тех особенностей, которые соответствуют ценностям и стандартам данной группы, способствуют успеху совместной деятельности. В результате интеграции с группой у субъекта развиваются такие черты личности, которые и не противоречат группе, и полезны для развития группы, и позволяют субъекту внести значимый вклад в жизнь группы.

2)   Задание каждой микрогруппе: описать 3-4 признака, по которым можно методом наблюдения определить, состоялась или не состоялась какая-либо стадия (одна стадия каждой микрогруппе, стадии можно повторять).

3)       Микрогруппы докладывают результаты.

4)   Преподаватель подчёркивает значимость выделения конкретных признаков наблюдаемого явления.

Измерение IV (запись в колонке IV Инд).

1.5.    Анализ динамики эмоционального состояния группы

В таблицу заносится количество выборов каждого цвета при каждом измерении (пример — табл. 8).

В каждом измерении выделяется цвет, получивший больше выборов (в примере выделено жирным шрифтом).

Указывается стрелочками динамика группового эмоционального состояния (10^5^8^13). Задаётся вопрос: что влияет на изменение группового эмоционального состояния?

Преподаватель поддерживает версии влияния содержания и организационных форм деятельности на эмоциональное состояние группы .

3.    Домашнее задание

Основное домашнее задание: взять ещё 2 типа личности из Упражнения 2 и охарактеризовать их.

Дополнительные домашние задания: найти или придумать еще 3 методики изучения эмоционального состояния группы (это могут быть опросы, наблюдения, игры). Назвать сложности использования таких методик и способы преодоления сложностей.

4.    Методический комментарий

При проведении практических занятий по социальной психологии преподавателю важно сочетать деловой стиль ведения занятия (он должен быть ведущим) с элементами игрового поведения, так как почти во всех занятиях есть в той или иной мере игровой элемент.

В начале каждого занятия (начиная со второго) преподаватель поясняет выполнение домашних заданий. При этом важно выяснить:

— общее количество студентов, выполнивших каждое задание (это можно сделать в форме просьбы поднять руку тем, кто выполнил такое-то задание), — вопросы, которые возникли при выполнении (на эти вопросы нужно ответить),

— «обнародовать» какие-то элементы выполненных заданий с акцентом не на контролирующую функцию такого «обнародования», а на познавательное взаимообогащение студентов. В некоторых случаях важные результаты домашних заданий некоторых студентов стоит записать всем участникам.

Темы, описанные в пособии, могут развёртываться в рамках как одного, так и двух занятий. В значительной мере это зависит от степени выполнения и необходимости анализа домашних заданий, а также «скорости» работы группы. Таким образом, приведённые выше описания шести тем могут быть реализованы в 12 занятиях (что соответствует структуре учебной дисциплины). Если какая-то тема реализуются на двух занятиях, соответственно, увеличивается число домашних заданий.

Требование реализации каждой темы на двух занятиях не обязательно. Возможно проведение занятий и на другие темы (например, основанные на домашних дополнительных заданиях — в этом случае у студентов усиливается чувство авторства в учебном курсе), а также проведение на одном из занятий контрольной работы.

Учёт выполнения домашних заданий проводится на следующем занятии, но в отдельных случаях возможен отчёт по домашним заданиям и на последующих занятиях. Однако последний срок сдачи домашних заданий должен быть указан.

Цвет

I

II

III

IV

 

Инд

Гр

Инд

Гр

Инд

Гр

Инд

Гр

Алый

 

 

 

1

 

2

 

 

Оранжевый

 

 

 

5

 

8

 

3

Желтый (солнечный)

 

5

 

5

 

5

 

13

Светло-зеленый

 

10

 

5

 

5

 

3

Темно-синий

 

4

 

4

 

 

 

1

Темно-фиолетовый

 

1

 

 

 

 

 

 

Тускло-черный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001.
  2. Битянова М.Р. Социальная психология: Учебное пособие. — СПб: Питер, 2010.
  3. Гриценко В.В. Социально-психологический практикум. — Балашов: Николаев, 2004.
  4. Методы и техники практической психологии / Под общ. ред. Л.М. Попова и С.В. Петрушина. — СПб: Речь, 2007.
  5. Немов Р.С. Психология: в 3_х кн. — Кн. 3. — М.: ВЛАДОС, 2007.
  6. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. — М.: МГППУ, 2009.
  7. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. — СПб: Питер, 2007.
  8. Практикум по социальной психологии / Под ред. И.С. Клециной. — СПб: Питер, 2008.
  9. Психология подростка от 11 до 18 лет: методики и тесты / Под ред. А.А. Реана. — М.: АСТ; СПб: Прайм-Еврознак; Владимир: ВКТ, 2008.
  10. Психология ребенка от рождения до 11: методики и тесты / Под ред. А.А. Реана. — М.: АСТ; СПб: Прайм-Еврознак; Владимир: ВКТ, 2008.
  11. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: в 2 кн. — Кн. 1 : Система работы психолога с детьми разного возраста. — М.: Владос-Пресс, 2008.
  12. Сборник задач по общей и социальной психологии. — М.: Флинта, МПСИ, 2008.
  13. Столяренко А.М. Социальная психология: Учебник. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
  14. Эльконин Д.Б. Детская психология. — М.: Академия, 2008.

Информация об авторах

Поляков Сергей Данилович, доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии Ульяновского государственного педагогического университета, Ульяновск, Россия

Тихонова Анна Александровна, ассистент кафедры психологии, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова

Метрики

Просмотров

Всего: 492
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 177
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1