Научно-методические аспекты психолого-педагогического сопровождения профилактической работы с несовершеннолетними

390

Аннотация

В статье рассматриваются основные направления деятельности системы дополнительного профессионального образования педагогических работников в вопросах профилактической работы с несовершеннолетними на примере Института развития образования Липецкой области. Описано межведомственное взаимодействие структур, осуществляющих профилактическую работу с несовершеннолетними, перечислены основные нормативные документы, необходимые для реализации данного направления. Научно-методические аспекты раскрыты через семь основных направлений деятельности Института развития образования. Акцентировано внимание на психолого-педагогическом сопровождении вопросов профилактики девиаций и аддикций обучающихся. Обозначены перспективы деятельности научно-методического направления системы дополнительного педагогического образования в профилактической работе с несовершеннолетними.

Общая информация

Ключевые слова: профилактика , несовершеннолетние обучающиеся, психолого-педагогическое сопровождение, профессиональный стандарт, система дополнительного профессионального образования, девиантное, делинквентное, аддиктивное поведение, службы примирения образовательных организаций, межведомственное взаимодействие, научно-методическая работа

Рубрика издания: Развитие региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Драганова О.А. Научно-методические аспекты психолого-педагогического сопровождения профилактической работы с несовершеннолетними [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2018. Том 15. № 1. С. 47–52. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2018_n1/Draganova (дата обращения: 20.04.2024)

Полный текст

Профилактическая работа с несовершеннолетними на сегодняшний день призвана объединить усилия разных ведомств и направить их на создание условий для всесторонней поддержки различных категорий обучающихся и предотвращения деструктивного поведения современных подростков.

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся является необходимым компонентом образования, реализующим профилактическую работу с несовершеннолетними. Профилактика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса прописана в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования (п. 28 ФГОС НОО, п. 25 ФГОС ООО, п. 25 ФГОС СОО).

В трудовой функции «развивающая деятельность» профессионального стандарта «Педагог» среди трудовых действий указано «освоение и применение психолого-педагогических технологий, необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: ... в том числе ... дети с девиациями поведения, дети с зависимостью» [6].

Прежде чем приступить к применению психолого­педагогических технологий в работе с данными категориями обучающихся, педагогу необходимо разобраться в понятиях.

Итак, под девиацией подразумевается «отклонение от нормы», зависимым (аддиктивным) поведением считается «поведение, связанное с психологической или физической зависимостью от употребления какого-либо вещества или от специфической активности, посредством изменения своего психического состояния», а «действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время правовых норм...» называют делинквен­тным поведением [4, с. 283].

Как педагогу вести работу с обучающимися, которые проявляют признаки девиантного, аддиктивного, делинквентного поведения?

Как диагностировать начинающиеся отклонения в поведении?

Какие мероприятия провести, чтобы предотвратить конформное поведение обучающихся, которое проявляется в следовании модным течениям молодежной субкультуры, романтизирующим и принимающим как норму различные подростковые девиации?

Куда обратиться за помощью в каждом конкретном случае проявления отклоняющегося поведения и какими законодательно-нормативными актами руководствоваться?

Ответы на эти вопросы предполагают формирование новых компетенций у педагогов.

Согласно идее общенациональной системы учительского роста (НСУР), система дополнительного профессионального образования педагогических работников должна обеспечивать формирование (совершенствование) — наряду с предметными и методическими — таких профессиональных компетенций педагогов, как психолого-педагогические и коммуникативные [7].

Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Липецкой области «Институт развития образования» (далее — Институт) оказывает научно-методическую поддержку педагогическим работникам, в том числе в вопросах профилактики девиантного, делинквент­ного, зависимого поведения. Кафедра психологии и педагогики, являясь одним из структурных звеньев Института, нацелена на формирование и развитие психолого-педагогической компетентности всех педагогических и административных работников в психолого-педагогических и социально-юридических вопросах профилактики несовершеннолетних.

При работе с педагогами по профилактическим мероприятиям обучающихся сотрудники Института опираются на следующие нормативные документы: • Указ Президента РФ от 09.06.2010 г. №690 (ред.

от 23.02.2018 г.) «Стратегия государственной антинаркотической политики РФ до 2020 года»;

•    Указ Президента РФ от 01.06.2012 г. №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;

•    Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. №240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»;

•      Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;

•      Распоряжение Правительства РФ от 22.03.2017 г. №520-р «Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года»;

•      Закон Липецкой области от 22.08.2007 г. №87-ОЗ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Липецкой области»;

•      Распоряжение администрации Липецкой области от 26.10.2012 г. №500-р «Об утверждении Стратегии действий в интересах детей Липецкой области на 2012-2017 годы» и другие.

На основе вышеуказанных нормативных документов разработаны дополнительные профессиональные программы для педагогов-психологов, социальных педагогов, классных руководителей по сопровождению склонных к девиациям и аддикциям обучающихся. Кроме этого, ежегодно Институтом охвачены 4-5 тыс. педагогических работников, для которых на курсах повышения квалификации инвариантным модулем программ дополнительного профессионального образования является «Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса», в рамках которого освещаются вопросы ан- тидевиантной, антинаркотической профилактики несовершеннолетних обучающихся.

Профилактику отклоняющегося поведения обучающихся необходимо осуществлять комплексно. Эффективно выстроить этот процесс возможно только при совместных усилиях, при межведомственном взаимодействии структур, отвечающих за профилактическую работу с несовершеннолетними.

Для проведения лекционных и практических занятий по заданной проблеме мы приглашаем сотрудников следующих структур: областной комиссии и подразделений по делам несовершеннолетних, отдела профилактики УФСКН России по Липецкой области, УМВД, судебной системы, Центра медицинской профилактики, ГУЗ «Липецкий областной наркологический диспансер», ГУЗ «Липецкий областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями», органов опеки и попечительства, социальной защиты населения Липецкой области, Центра ППМСП и др.

С целью осуществления межведомственного взаимодействия в Липецкой области функционирует Координационный совет по развитию дружественного к ребенку правосудия, на заседаниях которого обсуждаются и принимаются решения по работе с несовер-

шеннолетними, в том числе развитию медиативного подхода.

В результате принятых организационно-практических мер, направленных на предупреждение безнадзорности и правонарушений, по итогам 2017 года отмечены положительные тенденции в структуре и динамике преступности несовершеннолетних в регионе.

По данным ежегодного доклада «О положении детей и семей, имеющих детей, в Липецкой области», число преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их соучастии в регионе, в прошедшем году сократилось на 14,4% (2015 г. — 278, 2016 г. — 251, 2017 г. — 238) [3].

Роль Института как системы дополнительного профессионального педагогического образования в профилактической работе с несовершеннолетними заключается в научно-методическом комплексном сопровождении педагогических работников по следующим направлениям.

1.   Реализация дополнительных профессиональных программ, направленных на развитие профессиональных компетенций педагогических работников в области организации профилактической деятельности с несовершеннолетними.

Организуются курсы повышения квалификации педагогических работников по вопросам психолого­педагогического сопровождения детей с девиантным поведением, профилактики рискованного и зависимого поведения: такие как «Уроки наркоустойчивос­ти», «Форум-театр как интерактивная техника профилактической направленности», «Методы и формы профилактики суицидального поведения» и др.

Отдельный модуль по профилактике, выявлению и коррекции девиантного поведения детей и подростков включён в курсы повышения квалификации для всех категорий педагогических работников образовательных организаций.

Особо востребована в регионе программа дополнительного профессионального образования «Содержательные и методические аспекты программы первичной профилактики рискованного поведения у детей и подростков «ЛадьЯ»: 350 педагогов уже прошли обучение по данной программе и обучили 876 школьников. Программа «ЛадьЯ», в отличие от информационно-обучающих программ, обращается не к вопросу «что?», а к вопросу «почему?». В ее основу положены принципы неспецифической профилактики, направленные на формирование у подростков таких духовно-нравственных ориентиров, которые, реализуясь в поведении участников программы, сводили бы риск зависимого поведения к минимуму.

Среди курсов повышения квалификации, проводимых Институтом, следует отметить программу дополнительного профессионального образования «Организация служб примирения: психолого-педагогические и социально-юридические аспекты» для заместителей директоров, классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов (кураторов школьных служб примирения), которую Институт плодотворно реализует уже несколько лет. В июне 2017 года была апробирована программа дополнительного профессионального образования «Нормативно-правовое обеспечение деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав» для специалистов муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав Липецкой области.

2.   Организация семинаров, круглых столов, тренингов для педагогических работников, посвященных вопросам организации профилактической деятельности с несовершеннолетними обучающимися.

Практико-ориентированные семинары по вопросам профилактики и коррекции девиантного поведения детей, такие как «Технологии работы в профилактике и коррекции девиантного поведения детей и подростков», «Профилактика рискованного поведения обучающихся», «Меры профилактики правонарушений несовершеннолетних», «Формы и методы профилактики ксенофобии и формирования толерантного сознания обучающихся» и др. (ежегодно, в рамках декады правовых знаний).

Круглые столы проходят с приглашением представителей власти, духовенства, общественности, учёных и специалистов по актуальным направлениям работы с несовершеннолетними: психолого-педагогическому сопровождению детей из социально неблагополучных семей, профилактике экстремизма и терроризма, формированию позитивного мировоззрения обучающихся и другие.

В ходе просветительских мероприятий для педагогических работников по направлению «профилактика девиаций и аддикций» участники семинаров разбирают основные понятия и теоретические аспекты девиантного и аддиктивного поведения.

На практических занятиях слушатели знакомятся с превентивными методами и формами работы с несовершеннолетними, конструируется система профилактических мер зависимого поведения в рамках школьного пространства.

Тренинговая форма работы позволяет в имитационных ситуациях сформировать навыки, необходимые для адаптации и социализации в естественных условиях. Тренинги используются как активная форма работы с педагогами по сопровождению детей с поведенческими проблемами, аддикциями. Тренинг для педагогических работников «Формирование толерантных установок у современной молодёжи» проводится ежегодно накануне Международного дня толерантности 16 ноября и способствует предупреждению и коррекции асоциального поведения школьников.

Разработанная нами тренинговая программа профилактики асоциального поведения школьников «По дороге с позитивом» направлена на актуализацию в детях доброго начала, формирование способности сопротивляться зависимостям, развитие личностно­нравственного потенциала [1].

3.Осуществление информационно-методической поддержки педагогических работников по взаимодействию с различными контингентами обучающихся.

Осуществление информационно-методической поддержки педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов-предметников происходит на основе разработанных на кафедре методических рекомендаций, пособий, коррекционно-развивающих программ, учебно-методических комплексов, лучших видеоуроков по профилактике девиантного поведения и правонарушений.

Востребованным на сегодня является обеспечение педагогов информацией о диагностических инструментах для выявления склонных к риску обучающихся. Кафедра психологии и педагогики Института принимает участие в организации, проведении и анализе мониторингов, связанных с исследованиями различных контингентов обучающихся, методов и форм работы с ними. Результаты данных мониторин­гов и исследований обобщаются, анализируются и доводятся до сведения педагогических и административных работников с целью применения непосредственно в работе и при принятии управленческих решений.

Информирование педагогической общественности происходит и через средства массовой информации, а также посредством размещения оперативной информации на сайте Института http://www.iro48.ru.

4.  Координация деятельности региональных инновационных площадок.

Региональные инновационные площадки представляют собой форму совместной деятельности Института и образовательных организаций Липецкой области, а также работодателей (социальных партнеров образовательных организаций), организаций, где апробируются результаты исследований по структурному и содержательному обновлению системы образования в соответствии с приоритетными направлениями государственной политики в области образования.

Приказом ректора Института назначаются научные руководители инновационной деятельности по профилю научных исследований из числа сотрудников Института, на которых возлагается обязанность координировать деятельность инновационной площадки, оказывать методологическую и информационно-консультационную поддержку. В регионе функционирует 50 инновационных площадок по разным направлениям.

По направлению профилактической работы с несовершеннолетними передача инновационного опыта для педагогов — не только Липецкой области, но и других регионов — осуществляется на базе таких инновационных площадок, как:

•  «Социализация личности школьников в процессе обучения и внеурочной деятельности» (МБОУ СОШ п. Солидарность Елецкого района, МБОУ гимназия №11 г. Ельца, МБОУ СОШ №47 г. Липецка);

• «Формирование модели профилактической работы с подростками по предупреждению девиантно­го поведения в условиях введения ФГОС ООО» (МБОУ СОШ с. Хрущёвка Липецкого района);

•  «Формирование системы личностных ценностей у школьников через организацию работы центра духовно-нравственного воспитания в сельской школе» (МБОУ СОШ с. Большое Попово Лебедянско­го района);

•   «Моделирование школьного уклада на основе духовно-нравственных ценностей» (МБОУ СОШ с. Б. Хо- мутец Добровского района);

•  «Создание образовательного пространства в Кадетской школе, обеспечивающего социализацию личности воспитанника» (ГБОУ КШ им. майора милиции Коврижных А.П. г. Липецка).

5.   Сопровождение служб примирения образовательных организаций

Одной из альтернативных форм профилактики правонарушений несовершеннолетних является организация в образовательной организации деятельности службы примирения. В Липецкой области увеличилось количество образовательных организаций, имеющих службы примирения, подтвердивших их существование в виде локального акта.

Медиативный подход в системе образования Липецкой области начал внедряться ещё в 2008 году. Тогда были открыты в регионе всего 5 служб медиации. В 2014 году — 36 служб примирения, из них 11 — в г. Ельце и 8 — в г. Липецке; в 2015 году уже было 60 служб примирения общеобразовательных организаций, в 2016 году — 135. На данный период (2017 год) зафиксированы 147 образовательных организаций Липецкой области, имеющих службы примирения (медиации), что составляет 52,2% от общего количества общеобразовательных учреждений.

На базе Института развития образования создана Ассоциация служб примирения образовательных организаций Липецкой области, куда входят кураторы школьных служб примирения города и области, медиаторы АНО «Служба урегулирования конфликтов». С момента создания Ассоциации налажена систематическая работа с кураторами школьных служб примирения в формате методических встреч, супер- визии с привлечением межведомственных структур по работе с несовершеннолетними. Запущен сетевой проект инновационной деятельности Института по теме «Служба примирения как форма восстановительной медиации в регулировании отношений участников образовательного процесса», в котором базовыми площадками являются образовательные организации, апробирующие разные модели и подходы служб примирения: МБОУ СОШ №4 г. Грязи, МБОУ гимназия №97 г. Ельца, МБОУ СОШ №1 г. Дан­ков, МБОУ №32 г. Липецка.

На данный период в Липецкой области действует утверждённый в апреле 2016 года Порядок межведомственного взаимодействия муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов внутренних дел, органов следствия, судов и служб примирения (медиации) Липецкой области по реализации восстановительных технологий [2].

В 2017 году было выпущено учебно-методическое пособие «Организация службы примирения (медиации) в системе образования», при создании которого активно использовался опыт и методические наработки Ассоциации восстановительной медиации и Центра «Судебно-правовой реформы» [5].

6.   Организация ежегодной научно-практической конференции «Психолого-педагогические и социально-юридические аспекты сопровождения несовершеннолетних».

Ежегодно в мае проходит межрегиональная научно-практическая конференция «Психолого-педагогические и социально-юридические аспекты сопровождения несовершеннолетних» (тематика немного меняется, а направление работы с несовершеннолетними всегда сохраняется в качестве секционного). Целью конференции является формирование коммуникативной площадки по обмену научной и практической информацией о работе с несовершеннолетними, систематизация теории и практики профилактики асоциального поведения обучающихся, ознакомление с методами, формами, технологиями сопровождения детей и подростков в формировании их личности.

В материалах конференции находят отражение вопросы психолого-педагогического сопровождения детей и подростков в социокультурных условиях; технологии воспитания и социализации в образовании; значение социальных институтов в формировании и развитии личности; роль духовной культуры в системе ценностей современной молодёжи; восстановительный подход (медиация) как форма работы с несовершеннолетними и организация межведомственного взаимодействия; методы формирования правосознания и профилактики асоциального поведения обучающихся; профориентация в жизненном самоопределении детей подросткового и юношеского возраста.

Участники конференции ежегодно имеют возможность не только выступить и поделиться своим опытом работы, новинками, научными открытиями в этом направлении, но и принять участие в мастер-классах, которые дают победители областного конкурса программ психолого-педагогического сопровождения.

7.   Экспертиза программ психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних и их семей.

С целью диссеминации лучших практик в работе с несовершеннолетними ежегодно в марте-апреле организуется областной конкурс программ психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних и их семей (далее — Конкурс).

Перед Конкурсом ставятся следующие задачи:

•  выявление эффективных перспективных психолого-педагогических программ для работы с несовершеннолетними обучающимися, воспитанниками, их семьями, апробированных на базе образовательных организаций Липецкой области;

•   внедрение инновационных технологий, форм и методов сопровождения несовершеннолетних и их семей в профилактическую деятельность образовательных организаций;

•    стимулирование мотивации профессионального роста и развитие в ходе конкурса индивидуально-творческого потенциала педагогических работников.

Как показывают итоги конкурса, для профилактики асоциального поведения обучающихся наиболее эффективными являются такие формы и методы профилактической работы, как проектная деятельность, организация классных часов, реализация образовательных блоков по наиболее актуальным проблемам социально-психологической направленности в рамках программы родительского всеобуча; работа социального педагога по контролю за эффективностью социализации ребенка (выявление социально-психологического климата семьи); взаимодействие с родителями; организация досугового времени работниками образовательных организаций дополнительного образования детей; вовлечение «трудных» учащихся в различные виды положительной деятельности.

Профилактическая деятельность с учащимися эффективна в том случае, когда совместно с педагогами в ней принимают участие школьная администрация, педагог-психолог, классные руководители, родители. Успех дела во многом зависит от единства работы всех перечисленных выше участников образовательного процесса.

Перспективы деятельности научно-методического направления системы дополнительного педагогического образования в регионе в профилактической работе с несовершеннолетними:

•    оказание методической помощи педагогам по вопросам гармоничного всестороннего воспитания обучающихся на всех уровнях образования при межведомственном взаимодействии со структурами, занимающимися профилактикой среди несовершеннолетних;

•    проведение курсов повышения квалификации педагогических работников и семинаров по профилактике аддиктивного (зависимого), девиантного и делинквентного поведения обучающихся;

•       реализация тренинговых программ для педагогов по формированию личности обучающегося и профилактических программ «ЛадьЯ», «Азимут», «Форум-театр»;

•    содействие функционированию инновационных площадок на базе образовательных организаций, имеющих успешный опыт деятельности служб примирения с целью дессиминации опыта внедрения медиативных технологий как формы профилактики правонарушений несовершеннолетних;

•    организация конкурса психолого-педагогических и социальных программ для работы с различными контингентами обучающихся;

•    издание методических рекомендаций и учебно­методических пособий для педагогов и специалистов структур, занимающихся профилактической работой с детьми и подростками.

•    взаимодействие с общественными организациями по оказанию адресной помощи несовершеннолетним.

 

Литература

  1. Драганова, О.А. Коррекционно-развивающая антиаддиктивная работа в образовательных учреждениях / О.А. Драганова, Э.Н. Вайнер // Основы безопасности жизни. — 2011. — №8. — С. 30–38; №9. — С. 32–38.
  2. Драганова, О.А. Организация службы примирения (медиации) в системе образования: Учебно-методическое пособие / О.А. Драганова, Н.Н. Калугина, И.В. Климова. — Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2016. — 70 с.
  3. Доклад «О положении детей и семей, имеющих детей, в Липецкой области (2017 год)». — Липецк, 2018. — 222 с.
  4. Змановская, Е.В., Девиантология (психология отклоняющегося поведения): Учебное пособие / Е.В. Змановская. — М.: Академия, 2003. — 339 с.
  5. Коновалов, А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: Практическое руководство / Под общ. ред. Карнозовой Л.М. / А.Ю. Коновалов. — М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012. — 256 с.
  6. Концепция и содержание профессионального стандарта педагога [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://минобрнауки.рф/documents/3071 (дата обращения: 15.03.2018).
  7. Письмо Министерства образования и науки РФ «О модернизации системы дополнительного педагогического образования в Российской Федерации» №08_2739 от 27.12.2017 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://минобрнауки.рф (дата обращения: 02.04.2018).

Информация об авторах

Драганова Оксана Александровна, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии и педагогики, Государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования, председатель Липецкого регионального отделения Федерации психологов образования России, главный внештатный психолог-эксперт в системе образования Липецкой области директор, Центр развития семейных форм устройства, социализации детей, оставшихся без попечения родителей, и профилактики социального сиротства «СемьЯ» (Г(О)БУ Центр «СемьЯ»), Липецк, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9220-6422, e-mail: dragoks@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 826
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 390
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 3