Внедрение профессионального стандарта педагога-психолога: спираль развития

797

Аннотация

Статья посвящена проблеме внедрения профессионального стандарта педагога-психолога в практику работы психологической службы системы образования Ярославской области. Цель статьи – сравнительный анализ положений Стандарта и положений методических рекомендаций «Содержание деятельности педагога-психолога», разработанных специалистами Ярославской области и являющихся ключевыми в организации деятельности педагога-психолога на ее территории. В статье дано краткое описание содержания деятельности педагога-психолога образования: основные направления деятельности и виды работ. Охарактеризован контингент, с которым работает психолог. Указана специфика деятельности в зависимости от возрастной категории обучающихся. Представлены результаты анализа содержания Стандарта и его соотношения с предлагаемым содержанием деятельности психологической службы образования Ярославской области. Материалы статьи могут быть использованы представителями психологических служб образования любого уровня, руководителями образовательных организаций, студентами и преподавателями вузов. Основной вывод статьи: реализуемая на территории Ярославской области деятельность психологической службы по отношению к трудовым функциям профессионального стандарта является исчерпывающей, в то же время сам Стандарт требует доработки.

Общая информация

Ключевые слова: психологическая служба, педагог-психолог, профессиональный стандарт, трудовые функции, содержание деятельности педагога-психолога, направления деятельности и виды работ педагога-психолога

Рубрика издания: Развитие региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Ансимова Н.П., Кузнецова И.В., Большакова О.В., Хорошавина Е.В. Внедрение профессионального стандарта педагога-психолога: спираль развития [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 1. С. 56–63. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2019_n1/Ansimova_Kuznetsova_Bolshakova_K (дата обращения: 28.03.2024)

Фрагмент статьи

Ориентация современной образовательной системы на результаты образования, определяющие в качестве ключевых ценностей развитие личности, ее самоопределение, активную жизненную и гражданскую позицию, высокую нравственность, позитивное отношение к себе и другим, задает достаточно четкую систему требований к уровню профессионализма специалистов, способных и готовых работать в новых социально-экономических условиях. В этой ситуации изменяются ожидания от психологической службы системы образования, способной решать не только ставшие традиционными задачи психологического сопровождения ребенка, но и задачи серьезного методического уровня.

Литература

  1. Арон И.С. Формирование психологической готовности к профессиональному самоопределению в детском возрасте как основа профессионального здоровья будущего специалиста [Электронный ресурс] // Сетевые образовательные сообщества «Открытый класс – 2010». 22.11.2010. URL: http://www.openclass.ru/node/183274 (дата обращения: 27.05.2015).
  2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / под ред. Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Изд_во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 352 с.
  3. Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. 1972. №2. С. 114–123.
  4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.В. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008. 151 с.
  5. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: общие и возрастные особенности: учебное пособие. Изд. 2-е, дополненное. Минск: ТетраСистемс, 2000. 432 с.
  6. Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2015 года [Электронный ресурс]. URL: http://psiholog_rmo.ru/wp/wp_content/uploads/2018/01/20180117_koncepciya_17.pdf (дата обращения: 12.01.2017).
  7. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. 96 с.
  8. Мухина В.С. Проблемы генезиса личности: Учебное пособие к спец. курсу. М.: МГПИ, 1985. 103 с.
  9. Нежнова Т.А. Динамика «внутренней позиции школьника» при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1988. №1. С. 50–61.
  10. Письмо Минобрнауки России от 10.02.2015 №ВК_268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/8022/файл/7244/ВК_268_07%20от%2010.02.2015.pdf (дата обращения: 27.05.2015).
  11. Приказ Минтруда России от 24.07.2015 № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» [Электронный ресурс] / Министерство труда и социальной защиты РФ. Банк документов. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy_informatsionnyy_blok/natsionalnyy_reestr_professionalnykh_standartov/reestr_professionalnykh_standartov/index.php?ELEMENT_ID=57963 (дата обращения: 03.08.2015).
  12. Психические особенности общения младших школьников: Курсовая работа [Электронный ресурс] / URL: http://www.bestreferat.ru/referat_148981.html (дата обращения: 23.08.2017).
  13. Содержание деятельности педагога-психолога: методические рекомендации / сост. Н.П. Ансимова, О.В. Большакова, И.В. Кузнецова, Н.Г. Рукавишникова, И.В. Сера_ фимович, М.Н. Хахунова. Ярославль: Центр «Ресурс», 2015. 226 с.
  14. Хрестоматия по детской психологии. От младенца до подростка / под ред. Г.В. Бурменской. М.: Московский психолого-социальный университет, 2005. 656 с.
  15. Эльконин Д.Б., Венгер А.Л. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста. М.: Педагогика, 1988. 140 с.

Информация об авторах

Ансимова Нина Петровна, доктор психологических наук, профессор кафедры общей и социальной психологии, ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского» (ЯГПУ), Ярославль, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0459-6502, e-mail: miklinar@yandex.ru

Кузнецова И.В.

Большакова Ольга Васильевна, заместитель директора по научно-методической работе, Государственного учреждения Ярославской области «Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки «Ресурс» (ГУ ЯО ЦПОиПП «Ресурс»), Ярославль, Россия, e-mail: bolshakova27@yandex.ru

Хорошавина Елена Валентиновна, заведующая информационно-методическим отделом, Государственного учреждения Ярославской области «Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки «Ресурс» (ГУ ЯО ЦПОиПП «Ресурс»), Россия, e-mail: zmejka_77@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 990
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 797
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 4