Технологии межведомственного взаимодействия

388

Аннотация

Авторы в своей статье обобщают межведомственный опыт создания системы раннего выявления семейного неблагополучия. Объектом вторичной профилактики сиротства являются семьи, находящиеся в социально опасном положении, конечная цель работы с ними — это сохранение биологической (кровной) семьи для ребенка. Рассмотренный авторами опыт специалистов системы профилактики Вейделевского района Белгородской области оказания помощи семье и детям основывается на принципе сплоченности работы всех ведомств. Особое внимание авторы уделяют деятельности по работе с семьями, которая состоит из следующих этапов: выявление семей, диагностика социального неблагополучия, социальный патронаж семьи. Авторами предоставлено обоснование того, что без своевременного взаимодействия невозможно в настоящее время гарантировать осуществление защиты прав несовершеннолетних, предоставление квалифицированной помощи родителям, опекунам, попечителям.

Общая информация

Ключевые слова: социальное сиротство, межведомственное взаимодействие, формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, службы сопровождения замещающих семей

Рубрика издания: Развитие региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Скокова Т.И., Яковлев В.Н. Технологии межведомственного взаимодействия [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 1. С. 108–111. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2019_n1/Skokova_Yakovlev (дата обращения: 22.11.2024)

Полный текст

 

Процесс осуществления деятельности по опеке и попечительству несовершеннолетних граждан имеет свою специфику. Из-за нее специалистам, работающим в данной сфере, приходится содействовать в получении гражданами различных видов помощи, в том числе педагогической, психологической, а иногда и юридической. Данная помощь нужна каждому человеку вне зависимости от возраста и пола, но особенно часто в этой помощи нуждаются люди, под ответственностью которых находятся еще не совсем состоявшиеся, но уже равнозначные члены общества — дети. Помощь законным представителям несовершеннолетних в порядке межведомственного взаимодействия на практике оказывается часто.

Время показало, что без комплексного подхода последовательная охрана и особенно защита прав ребенка невозможны. Явное и тревожное неблагополучие в положении детей заставляет еще и еще раз обратиться к проблеме межведомственного взаимодействия. Растет число социальных сирот, детей безнадзорных и беспризорных, несовершеннолетних правонарушителей. Нынешнее состояние безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних свидетельствует о том, что негативные последствия изменившейся социально-экономической ситуации в стране, в первую очередь, отразились на детях, и таковы первопричины нарушения интересов большей части детского населения. Особенно той, в которую входят осиротевшие, оставшиеся без собственной семьи несовершеннолетние. Отсюда следует, что качество, эффективность охраны прав ребенка, в первую очередь, зависят от решения проблем, касающихся всех сторон жизнедеятельности государства. Вместе с тем, его прямая заинтересованность в здоровье нации, полноценности подрастающего поколения заставляет предпринимать усилия, направленные на оказание помощи детям, нуждающимся в государственной поддержке. И, в первую очередь, детям, оказавшимся по разным причинам без родительского попечения. Большинство детей-сирот воспитывается в условиях, далеких от семейных, что позволяет говорить об актуальности этой проблемы.

В осуществлении своей деятельности специалисты органов опеки и попечительства регулярно контактируют с различными категориями населения. Законные представители несовершеннолетних — регулярные и наиболее частые посетители органов опеки и попечительства, так как с целью соблюдения законных прав интересов несовершеннолетних помимо волеизъявления родителей для осуществления сделок с имуществом несовершеннолетних необходимо также согласие органов опеки и попечительства, помимо со­гласий (разрешений) органы опеки и попечительства участвуют в жизни семей путем оказания различных консультаций, направления законных представителей несовершеннолетних в соответствующие организации, а также оказания всесторонней помощи.

Дла решения вопросов развития, а также оказания различной помощи наиболее эффективной оказывается работа в рамках проектной деятельности, поскольку к участию в проектах привлекаются специалисты — педагоги, юристы, психологи. Аудитория (участники, пользователи) проекта зависит от его целей и задач. В настоящее время в Вейделевском районе Белгородской области реализуется такой проект, как «Создание центра развития личности для будущих и молодых мам “Дорога в будущее” на территории Вейделевского района», аудиторией данного проекта являются молодые и будущие мамы из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, некоторые девушки из данной категории уже являются законными представителями, ввиду сложившихся трудных жизненных обстоятельств многие из них не могут обеспечить своим детям условия, необходимые для полноценного и всестороннего развития, так как в свое время сами не получили определенных знаний от своих родителей. А целью вышеупомянутого проекта является предотвращение возникновения вторичного сиротства с вовлечением не менее 20 молодых девушек и женщин, в том числе из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Вейделевского района к апрелю 2018 года. С помощью данного проекта молодым мамам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется квалифицированная психологическая, юридическая помощь. Организуются встречи участников проекта со специалистом-психологом по следующим темам: «Роль мамы в нравственном воспитании детей», «О половом воспитании детей в семье», «О мерах поощрения и наказания детей в семье», «Рекомендации психолога молодой маме». Данные темы могут в значительной степени обеспечить молодых мам необходимой информацией для полноценного воспитания несовершеннолетних детей. Также в рамках вышеуказанного проекта организовываются встречи молодых мам со специалистом-юристом, проводятся тренинги на тему: «Деятельность микрофинасовых организаций», «Подача искового заявления (защита прав и законных интересов матери и ребенка)», «Права и обязанности детей и родителей в соответствии с Семейным кодексом, Конвенцией о правах ребенка», «Алиментные обязательства». Раскрытие данных тем позволит молодым мамам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не только расширить свои познания в области права, но и также сэкономить семейный бюджет, а в некоторых случаях и увеличить его дополнительными доходами, которые полагаются в соответствии с законодательством и послужат обеспечению прав и законных интересов несовершеннолетних.

Также успешно завершается проект «Создание алгоритма профилактики и раннего выявления семей группы риска на территории Вейделевского района». Результат проекта — создание комплексной системы профилактической, коррекционной и реабилитационной работы с семьями группы риска на ранней стадии неблагополучия и снижение роста постановки на учет на территории Вейделевского района». Разработаны методические рекомендации по совместным действиям субъектов профилактики при оказании помощи семьям и детям из неблагополучных семей.

Таким образом, в рамках проектной деятельности законные представители несовершеннолетних на практике обеспечиваются необходимыми консультациями различных специалистов.

Работа специалиста органов опеки и попечительства в основе своей является «кабинетной», пересекается с приемом граждан, консультированием, но невозможно в полной мере защищать права несовершеннолетних без применения норм права на практике. В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 №120-ФЗ (ред. от 07.06.2017) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», специалисты органов опеки в составе межведомственных комиссий участвуют в проверках условий жизни семей, находящихся в социально опасном положении. В ходе таких проверок выявляются семьи, в которых права и законные интересы несовершеннолетних ущемляются фактически теми лицами, которые должны их в первую очередь охранять, — законными представителями. С целью устранения подобных нарушений специалистами органов опеки и попечительства оказывается первичная консультация взрослых членов данных семей, направление их к соответствующим специалистам.

На практике в 2017 году произошел случай, когда 32-летняя мать двоих несовершеннолетних детей утонула, купаясь в водоеме своего населенного пункта в летний период. Данное происшествие произошло на глазах ее детей. В дополнение к данной ситуации следует сказать, что неординарность этого несчастного случая заключается в том, что дети у утонувшей женщины были от разных отцов, ни с одним из которых она не проживала. Несовершеннолетний сын, на глазах которого утонула мама, очень сильно переживал и нуждался в оказании специалистом психологической помощи. Также в помощи психолога нуждался не только сын, но и отцы несовершеннолетних детей, поскольку до этого несчастного случая они не проживали совместно со своими детьми, им нужно было правильно осознать сложившуюся ситуацию, получить совет, благодаря которому они смогут найти подход к ребенку, помогут ему забыть несчастный случай. В данной ситуации предоставление психологической помощи родителям несовершеннолетних было осуществлено с помощью межведомственного взаимодействия, была проведена консультация психолога, и дети на данный момент проживают с отцами.

К сожалению, нередко возникают ситуации, когда, благодаря межведомственному взаимодействию, выясняется, что родители или опекуны нуждаются в медицинской помощи. Чаще всего это происходит так: специалисты отдела опеки и попечительства осуществляют проверку жилищно-бытовых условий несовершеннолетних по обращению граждан (о возможном нахождении несовершеннолетних в ненадлежащих бытовых условиях, о нарушении прав несовершеннолетних). И узнают, что родители злоупотребляют алкоголем. Хотя, в соответствии со ст. 69 Семейного кодекса РФ, наличие у родителя хронического заболевания алкоголизмом является причиной для лишения родительских прав, однако, исходя из принципа приоритета интересов ребенка, закрепленного в статьях 65, 66 Семейного кодекса РФ, родители первоначально направляются к врачу-наркологу для прохождения курса лечения. Очень важно в таких ситуациях дать людям шанс наладить атмосферу в семье, поправить свое здоровье, именно такой шанс и дается благодаря межведомственному взаимодействию, и приятно, когда такие действия приносят свои плоды, когда родители меняют мировоззрение и направляют свой жизненный потенциал в правильное русло, на соблюдение и защиту прав своих детей. Также был случай, когда изначально благополучная семья усыновителей не смогла справиться с произошедшим в ней горем, связанным со смертью главы семьи — отца и мужа. В данной семье воспитывались двое несовершеннолетних детей — девочка в возрасте 7 лет (усыновлена) и мальчик в возрасте 6 лет (подопечный ребенок). В результате сложившейся сложной жизненной ситуации, оставшись одна без крепкого мужского плеча, мама детей начала злоупотреблять алкоголем, появился сожитель с соответствующими интересами и статусом безработного. Органами опеки и попечительства предпринимались значительные усилия, чтобы сохранить данную семью, предоставить должную медицинскую и психологическую помощь с использованием межведомственного взаимодействия, принимались попытки самостоятельно вразумить усыновителя, но женский алкоголизм безоговорочно взял верх в сложившейся ситуации, вследствие чего была произведена отмена усыновления и отстранение от обязанностей опекуна. В завершение данной истории следует сказать, что органами опеки и попечительства была проделана серьезная работа по переустройству детей, находившихся в данной семье. Дети в настоящее время находятся в благополучной семье, их воспитанием и содержанием занимаются новые родители в полной мере. Но и в данной ситуации можно увидеть пользу межведомственного взаимодействия, поскольку если бы не получение своевременной информации, а также проведение профилактических бесед и оказание помощи, физическому и психическому здоровью детей мог быть нанесен непоправимый ущерб.

Не имеющие глубокого научного содержания государственные предписания, в какую бы форму их ни облекали, не могут принести пользу. Поэтому их необходимо интерпретировать и адаптировать к требованиям реальной жизни и практики. А для этого — использовать результаты научно-практических исследований: тех, что получены в ходе изучения сложного внутреннего мира детей, требующего бережного к себе отношения. Поэтому, например, правовое воздействие на поведение и поступки детей (часто физически и нравственно надломленных) должно осуществляться тонко, с использованием специальных педагогических и психологических приемов. В межведомственном взаимодействии важно каждое звено, и если кем-то из участников работа будет осуществляться халатно и не полностью, вся полезность выстроенной цепи исчезает. В руках каждого участника межведомственного взаимодействия судьбы людей, при принятии решений и оказании помощи главное, чтобы каждый участник не навредил законным представителям несовершеннолетних и детям, а действовал в соответствии с законом и совестью, опираясь на свой жизненный опыт и на необходимость принятия конкретной меры в каждой ситуации отдельно.

И все-таки негативная динамика развития социального сиротства в нашей стране во многом определила значимость социальной профилактики. Приоритет, по нашему мнению, должен быть отдан технологии раннего выявления семейного неблагополучия. Объектом данной технологии является даже не ребенок, а семья в целом. Эффективной будет только та помощь, которая будет направлена не только и даже не столько на ребенка, а на его ближайшее окружение с целью сохранения биологической семьи для него.

Таким образом, рассматривая все вышеприведенные обстоятельства, можно прийти к выводу о полезности и необходимости межведомственного взаимодействия, так как на практике оно не только обеспечивает людей необходимыми консультациями и помощью, но может спасти, а также мотивировать семью на стабилизацию семейных отношений, преодоление кризисов в общении с детьми, выработку новых жизненных ориентиров.

 

 

Литература

  1. Беспалов Ю.В. Защита прав несовершеннолетних // Российская газета. 1997.
  2. Свит Ю.П. Интересы ребенка — понятие правовое, оценочное и многообразное // Законы России: опыт, анализ, практика. 2006. №9.
  3. Нечаева А.М. Защита прав ребенка: законодательство и правоприменительная практика. М., 2004. 320 с.
  4. Белянинова Ю.В. Родители и дети: юридические вопросы. М., 2005. 227 с.
  5. Федеральный закон от 24.06.1999 №120_ФЗ (ред. От 07.06.2017) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Информация об авторах

Скокова Тамара Ивановна, начальник отдела опеки и попечительства, Управления социальной защиты населения администрации Вейделевского района Белгородской области, Россия, e-mail: skokova_t@mail.ru

Яковлев Виктор Николаевич, главный специалист отдела опеки и попечительства, Управления социальной защиты населения администрации Вейделевского района Белгородской области, Россия, e-mail: rooney.86@inbox.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 800
В прошлом месяце: 20
В текущем месяце: 22

Скачиваний

Всего: 388
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 4