Модель оказания экстренной психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных происшествиях и кризисных ситуациях: зарубежный и отечественный опыт

269

Аннотация

В статье проанализирован зарубежный и отечественный опыт оказания экстренной психологической помощи пострадавшим. Представлен обзор моделей оказания экстренной психологической помощи в практике США, Кореи, Франции. В отечественной практике более подробно раскрыта модель оказания экстренной психологической помощи антикризисного подразделения г. Рязани. Определены актуальные структурные компоненты, наличие которых требуется предусмотреть в модели оказания экстренной психологической помощи субъектам образовательных отношений. Представлен трехуровневый подход к построению целостной комплексной системы оказания экстренной психологической помощи участникам образовательных отношений, включающий федеральный, региональный и локальный уровни модели. Разработка новых моделей оказания экстренной психологической помощи в рамках трехуровневого подхода установила необходимость организационных и процессуальных аспектов межведомственного взаимодействия при оказании экстренной психологической помощи по ключевым проблемам современного детства.

Общая информация

Ключевые слова: экстренная психологическая помощь, кризисная ситуация, травматическое событие, образовательные отношения, межведомственное взаимодействие

Рубрика издания: Аксиологическая и личностно-ориентированная основа сотрудничества и взаимодействия субъектов образовательной среды

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2022190108

Получена: 10.02.2022

Принята в печать:

Для цитаты: Вихристюк О.В., Ульянина О.А., Гаязова Л.А., Ермолаева А.В., Файзуллина К.А., Логинова Е.А. Модель оказания экстренной психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных происшествиях и кризисных ситуациях: зарубежный и отечественный опыт [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2022. Том 19. № 1. С. 87–98. DOI: 10.17759/bppe.2022190108

Полный текст

Введение

К настоящему времени в отечественной и в зарубежной практике накоплен опыт оказания экстренной психологической помощи пострадавшим в результате кризисной ситуации, которая реализуется согласно комплексу мер. Они являются структурными компонентами различных моделей, применяемых отдельными ведомствами, организациями.

Существующие модели оказания экстренной психологической помощи условно можно разделить на два вида:

  • организационные, описывающие направления деятельности по организации работы службы, оказывающей экстренную психологическую помощь;
  • содержательные, отражающие этапы работы психолога с пострадавшим, включая формы, методы, техники оказания психологической помощи.

Обзор зарубежных практик оказания экстренной психологической помощи пострадавшим

Модель PAR (preparation, action, recovery), авторами которой являются МакАдамс и Кинер [6], предполагает прохождение школьными психологами докризисной подготовки, обучение действиям во время кризиса и основам посткризисного восстановления пострадавших. Структуру данной модели составляют шесть этапов:

  1. общая подготовка школьных психологов к работе в условиях кризисной ситуации;
  2. определение эмоциональной и технологической готовности школьных психологов к работе в кризисной ситуации;
  3. эффективное содействие деэскалации кризисной ситуации и оказание экстренной психологической помощи пострадавшим;
  4. осведомленность педагогов-психологов о возможных угрозах в ходе оказания психологической помощи пострадавшим и о способах их преодоления;
  5. осуществление посткризисного психологического сопровождения пострадавших с целью преодоления неблагоприятных последствий кризисной ситуации и восстановления психоэмоционального состояния пострадавших;
  6. оказание содействия участникам травмирующего события во избежание возможных рисков в ходе восстановления психоэмоционального состояния.

В Корее разработан протокол Children in Disaster: Evaluation and Recovery (CIDER) V1.0 для детей и подростков. CIDER — это терапевтическая работа, которая помогает стабилизировать симптомы реагирования на травму у детей и подростков и включает семь сеансов.

Реализация протокола CIDER направлена на содействие способности самопомощи в нормализации психологических реакций детей и подростков, регуляции эмоций, управлении стрессом и повышении возможности совладания.

Протокол CIDER может быть применен к индивидуальной, групповой терапии и включает семь 50-минутных сессий с группой детей и подростков.

Первая сессия посвящена психологическому просвещению и информированию, а также техникам релаксации. Просвещение и информирование способствуют осознанию и пониманию психологических симптомов травматизации. Среди техник релаксации применяется глубокое и брюшное дыхание.

Второй сеанс включает в себя навыки релаксации с использованием упражнений на заземление, основанных на технике EMDR.

Третий сеанс включает упражнения на сдерживание, которое позволяет эффективно контролировать и саморегулировать повторяющиеся инвазивные воспоминания, образы, психологический дискомфорт и ответные реакции организма.

Четвертая сессия фокусируется на записи последовательности и упражнениях в безопасном месте.

Пятая сессия включает в себя разработку и установку ресурсов, которые усиливают положительную динамику.

Шестая сессия посвящена обучению тому, как управлять повторяющимися и неприятными сновидениями и воспоминаниями с помощью создания образов.

В ходе седьмой сессии участники анализируют свой опыт работы с программой CIDER, представляют желаемый образ будущего.

Модель «Управление стрессом, вызванным травматическим событием» (CISM — Crisis Incident Stress Management) (Everly, Mitchell, 1999) представляет интегративную систему кризисного вмешательства, которая состоит из следующих этапов деятельности [3]:

  1. докризисная подготовка. На данном этапе реализуется информационно-обучающая работа, направленная на повышение психологической устойчивости лиц, которые особо подвержены психологической травматизации;
  2. составление плана действий в условиях кризисной ситуации;
  3. оказание экстренной психологической помощи пострадавшим в индивидуальной форме;
  4. организация обсуждений в малых группах;
  5. дебрифинг — форма психологической работы с группой людей, оказавшихся в одной кризисной ситуации;
  6. организация психологической работы с семьей пострадавшего;
  7. взаимодействие с другими организациями по обмену информации, совместному оказанию помощи пострадавшим;
  8. содействие в оказании дополнительной психологической помощи и/или лечения в случае необходимости.

Интересным представляется модель в формате медико-психологической ячейки неотложной помощи (cellule d’urgence médico-psychologique, CUMP) [5]: мобильное подразделение психического здоровья, которое обеспечивает немедленное краткосрочное вмешательство в ситуациях коллективной психологической травмы в каждом департаменте Франции.

Модель французской неотложной помощи в кризисной ситуации представляет последовательность нескольких этапов:

  1. эмоциональная поддержка пострадавших;
  2. информирование с последующей реструктуризацией иррациональных страхов, в том числе о нормальности острой стрессовой реакции и ее ожидаемом течении в ближайшие недели после происшествия;
  3. рекомендации по ограничению воздействия средств массовой информации и количества разговоров о травме для наиболее тревожных детей, а также предупреждение о чрезмерной защите;
  4. мотивирование на соблюдение рекомендованных мероприятий, если это возможно (включая поездки на каникулы, в ясли, детский сад или местный центр отдыха);
  5. оказание бесплатной дистанционной помощи детям и подросткам с острой стрессовой реакцией легкой и средней степени тяжести, если симптомы острой стрессовой реакции обострились или сохраняются по истечении месяца со дня происшествия.

Параллельно специалисты CUMP осуществляют наблюдение за поведением и эмоциональным состоянием несовершеннолетних пострадавших с целью выявления детей и подростков, проявляющих экстремальные и острые стрессовые реакции, взаимосвязанные с предшествующими психическими расстройствами, и, следовательно, нуждающихся в последующем наблюдении в рамках психиатрической помощи.

Отечественные практики оказания экстренной психологической помощи пострадавшим

Рассмотрим модель оказания экстренной психологической помощи антикризисного подразделения Центра по организации психологической помощи субъектам образовательного процесса в кризисных и экстремальных ситуациях, а также комплексное сопровождение образовательных организаций в их деятельности по созданию психологически безопасной образовательной среды г. Рязани [1]. Данная модель включает в себя два основных модуля:

  • практическая деятельность, которая направлена на оказание экстренной психологической помощи детям, подросткам, родителям, руководителям, педагогам, в той или иной мере пострадавшим в результате кризисной ситуации; психолого-медико-социальное сопровождение детей и подростков, пострадавших или вовлеченных в кризисную ситуацию, а также профилактику в образовательной организации явлений, снижающих уровень психологической безопасности;
  • организационно-методическая деятельность — содействие образовательным организациям, школьным антикризисным подразделениям и специалистам социально-психологической службы в повышении качества их работы по профилактике и преодолению кризисных ситуаций.

Результаты научного анализа зарубежного и отечественного опыта оказания экстренной психологической помощи констатируют недостаточную разработанность моделей, отражающих содержательную работу специалиста с пострадавшими в различных кризисных ситуациях. Как правило, существующие модели подробно отображают деятельность психолога в конкретных кризисных ситуациях: суицид, жестокое обращение [4; 6]. Также описываются алгоритмы оказания экстренной психологической помощи при острых эмоциональных состояниях [2]: аффективные, панические, фобические, агрессивные и др.

Проведенный анализ накопленного отечественного и зарубежного опыта оказания экстренной психологической помощи пострадавшим в результате кризисной ситуации позволяет определить актуальные структурные компоненты, наличие которых требуется предусмотреть в модели оказания экстренной психологической помощи субъектам образовательных отношений:

  1. полибригадная направленность оказываемой помощи;
  2. своевременное выявление необходимости оказания медицинской помощи пострадавшим, в том числе психиатрической;
  3. очное и дистанционное оказание экстренной психологической помощи;
  4. индивидуальная и групповая работа с пострадавшими;
  5. организационно-методическая помощь сотрудникам образовательной организации, на территории которой произошло кризисное событие;
  6. пролонгированное сопровождение пострадавших и др.

При построении целостной комплексной системы оказания экстренной психологической помощи участникам образовательных отношений целесообразно рассматривать трехуровневый подход, включающий федеральный, региональный и локальный уровни модели.

I. Федеральный уровень оказания экстренной психологической помощи.

Алгоритм действий мобильной бригады в составе специалистов психологов системы образования Минпросвещения России в случае возникновения кризисной / чрезвычайной ситуации в образовательной организации (далее — ОО).

В случае возникновения в образовательной организации кризисной или чрезвычайной ситуации Минпросвещения России при необходимости направляет в адрес ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» запрос на оказание сотрудниками сектора экстренного реагирования и консультирования Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации (далее — ФКЦ) кризисной и экстренной психологической помощи пострадавшим с привлечением мобильной бригады в составе специалистов — психологов системы образования Минпросвещения России.

Деятельность выездной бригады реализуется в соответствии с алгоритмом, включающим 3 этапа.

1.       На подготовительном этапе на базе ФКЦ осуществляется:

1.1.    сбор необходимой информации о возникшей чрезвычайной / кризисной ситуации.

1.2.    из числа сотрудников ФКЦ определяется состав выездной бригады, обозначается роль каждого члена созданной группы;

1.3.    на основании собранных данных готовится первичный план работы со всеми участниками чрезвычайной / кризисной ситуации;

1.4.    с целью получения дополнительной информации и координации совместных действий устанавливается взаимодействие с руководством образовательной организации, администрацией населенного пункта, на территории которого располагается образовательная организация.

2.       Основной этап реализуется на базе образовательной организации и включает в себя несколько стадий.

В ходе подготовительного этапа проводится

2.1.    совещание с оперативным штабом, сформированным из представителей Минпросвещения России, администрации населенного пункта и образовательной организации, а также представителей ОИВ в сфере защиты прав и интересов несовершеннолетних;

2.2.    в ходе совещания происходит оценка ситуации на месте происшествия;

2.3.    формируется и координируется сводная группа специалистов различных ведомств, привлеченных к оказанию кризисной и экстренной психологической помощи;

2.4.    проводится обучение специалистов на местах.

В ходе основного этапа:

2.5.    создается консультативный пункт;

2.6.    проводится собрание с педагогическим составом образовательной организации;

2.7.    до групп обучающихся (классов) доводится информация о возможности обращения к специалистам «Детского телефона доверия», выявляются потребности обучающихся в оказании им психологической помощи;

2.8.    на основании полученной информации проводится групповая и индивидуальная психологическая работа со всеми участниками образовательных отношений (обучающимися, родителями (законными представителями);

2.9.    …педагогическими работниками) и другими категориями пострадавших;

2.10.  при необходимости производится сопровождение траурных и иных мероприятий;

2.11.  на основании проделанной работы осуществляется ведение документации, готовятся ежедневные отчеты о работе, в оперативный штаб передаются актуальные сведения.

На заключительном этапе:

2.12.  информация о выявленной группе риска передается психологам на местах для оказания пролонгированной помощи;

2.13.  всех заинтересованных лиц информируют о возможности получения такого вида помощи;

2.14.  на заключительном совещании с участием представителей образовательной организации, администрации населенного пункта и ОИВ в сфере защиты прав и интересов несовершеннолетних подводятся итоги проведенных мероприятий. В конце этого этапа также осуществляется супервизия специалистов психологических служб муниципалитета.

3.       В ходе заключительного этапа в условиях ФКЦ:

3.1.    осуществляется подготовка отчета о проведенных мероприятиях на месте оказания кризисной и экстренной психологической помощи;

3.2.    со специалистами выездной группы проводятся мероприятия, направленные на профилактику выгорания, организуется обмен опытом;

3.3.    специалисты ФКЦ по запросу психологов на местах оказывают им дальнейшую методическую поддержку в дистанционном формате;

3.4.    данные о лицах, которым была оказана помощь, собираются и передаются специалистам для организации дальнейшей работы.

II. Региональный уровень оказания экстренной психологической помощи (на примере г. Москвы (2012–2017 гг.)

В рамках организации деятельности по оказанию экстренной психологической помощи в г. Москве с 2012 по 2017 гг. реализовывался беспрерывный мониторинг оперативной ежедневной сводки о происшествиях в образовательных организациях г. Москвы. Ведущей целью данного мониторинга являлось выявление происшествий, требующих оказания экстренной психологической помощи, — преимущественно, в случаях суицидов обучающихся.

Организационную структуру оказания экстренной психологической помощи в г. Москве составляли 4 этапа деятельности.

1.       Подготовительный этап реализовывался в условиях центра экстренной психологической помощи (далее — ЦЭПП). На данном этапе осуществлялись:

1.1.    сбор дополнительной информации о произошедшем кризисном событии с помощью анализа публикаций в средствах массовой информации, в том числе сети интернет;

1.2.    установление контакта с администрацией образовательной организации, на территории которой произошло кризисное событие;

1.3.    формирование и направление в адрес образовательной организации группы сотрудников для оказания экстренной психологической помощи на месте происшествия.

2.       Основной этап осуществлялся на базе образовательной организации с помощью таких мероприятий, как:

2.1.    совещание сотрудников ЦЭПП с администрацией образовательной организации, направленное на формирование комплексного плана работы, координирующего деятельность специалистов по оказанию экстренной психологической помощи;

2.2.    информационно-просветительская беседа с педагогическим коллективом, посвященная вопросам организации взаимодействия с обучающимися с учетом вероятных социальных, психологических и иных последствий произошедшего кризисного события;

2.3.    информирование групп обучающихся (классов) с целью предотвращения возможного неблагоприятного воздействия дезинформации о случившемся;

2.4.    групповая психологическая работа с одноклассниками суицидента, направленная на снижение риска возникновения психологической травмы в связи с эмоционально выраженным восприятием произошедшего кризисного события. Также на основном этапе деятельности проводилась информационно-психологическая работа с родителями в индивидуальной и групповой форме по нормализации их эмоционального состояния, рекомендациям по взаимодействию с детьми с учетом произошедшего кризисного события.

На базе организованного временного консультативного пункта проводились:

2.5.    индивидуальные консультации, работа в малых группах с участниками образовательных отношений;

2.6.    консультации родителей;

2.7.    информационно-психологическая работа с родителями (индивидуально и в группах);

2.8.    при необходимости сотрудники ЦЭПП осуществляли сопровождение траурных мероприятий.

3.       Завершающий этап на базе образовательной организации. В ходе данного этапа сотрудники ЦЭПП:

3.1.    выделяли группу риска из участников образовательных отношений, нуждающихся в пролонгированной психологической помощи;

3.2.    при необходимости к совместной работе с сотрудниками ЦЭПП привлекались специалисты государственного бюджетного учреждения города Москвы «Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы» (далее — ГБУ ГППЦ ДОгМ), в том числе для оказания экстренной и пролонгированной психологической помощи пострадавшим в результате кризисного события;

3.3.    важным мероприятием завершающего этапа являлась организация итогового совещания с представителями образовательной организации, на территории которой произошел суицид. В ходе совещания подводились итоги, анализировалась совместная деятельность по оказанию экстренной психологической помощи, формировался план пролонгированной психологической помощи нуждающимся участникам образовательных отношений.

4.       Завершающий этап на базе ЦЭПП включал:

4.1.    подготовку отчета для ГБУ ГППЦ ДОгМ;

4.2.    передачу информации о выявленной группе риска в ГБУ ГППЦ ДОгМ для развертывания пролонгированного сопровождения образовательной организации либо индивидуальной пролонгированной помощи участникам образовательных отношений;

4.3.    по поступившим запросам реализовывалась супервизия сложных случаев, а также индивидуальное консультирование участников образовательных отношений.

III. Локальный уровень оказания экстренной психологической помощи.

Алгоритм действий психологов образовательной организации в случае возникновения в ней кризисной / чрезвычайной ситуации.

В случае возникновения кризисной или чрезвычайной ситуации в образовательной организации реализуются следующие этапы работы.

1. Подготовительный этап. На данном этапе поступает информация о возникновении кризисной / чрезвычайной ситуации в образовательной организации. После проведенного анализа информации о происшествии информируются сотрудники, привлекаемые к оказанию кризисной и экстренной психологической помощи, а также производится оценка наличия ресурсов и формирование группы специалистов для оказания кризисной и экстренной психологической помощи.

2. Основной этап реализуется в ходе участия специалистов, оказывающих экстренную психологическую помощь в совещании с администрацией населенного пункта, администрацией образовательной организации и представителями в сфере защиты прав и интересов несовершеннолетних на месте происшествия. По итогам совещания создается первичный план оказания кризисной и экстренной психологической помощи всем участникам образовательных отношений. Организуется деятельность по прохождению вводного инструктажа по оказанию кризисной и экстренной психологической помощи всеми специалистами, привлекаемыми к оказанию помощи.

В рамках основного этапа организуется консультативный пункт по оказанию психологической помощи пострадавшим участникам образовательных отношений; реализуются собрания с педагогическим составом образовательной организации; информируются группы обучающихся (классов) и выявляются потребности в психологической помощи. Особое внимание уделяется групповой и индивидуальной психологической работе с обучающимися, родителями (законными представителями), педагогами и другими категориями пострадавших. При необходимости реализуется сопровождение траурных и иных мероприятий. В ходе данного этапа сотрудники осуществляют ведение документации, подготовку ежедневных отчетов о проделанной работе, передачу актуальных сведений в оперативный штаб.

Заключительной работой основного этапа является завершение оказания кризисной и экстренной психологической помощи, выявление групп риска и информирование заинтересованных лиц о возможности получения пролонгированной психологической помощи. Важным мероприятием является итоговое совещание с администрацией образовательной организации по анализу оказания кризисной и экстренной психологической помощи. Также среди специалистов, оказывающих помощь пострадавшим, организуется психологический шеринг, который позволяет обсудить в профессиональном сообществе полученный опыт по оказанию кризисной и экстренной психологической помощи.

3. Завершающим этапом алгоритма действий психологов является этап пролонгированной работы на базе образовательной организации, который включает в себя деятельность по оказанию дальнейшей психологической помощи на базе образовательной организации с пострадавшими, отнесенными к группе риска; обмен опытом между специалистами, оказывающими кризисную и экстренную психологическую помощь. При необходимости формируется запрос на дополнительное обучение сотрудников, привлекаемых к оказанию кризисной и экстренной психологической помощи в образовательной организации. Особого внимания в ходе завершающего этапа заслуживает скрининг состояния пострадавших из числа участников образовательных отношений для мониторинга результативности оказания психологической помощи.

Заключение

Анализ существующих и разработка новых моделей оказания экстренной психологической помощи в рамках трехуровневого подхода позволили установить необходимость организационных и процессуальных аспектов межведомственного взаимодействия при оказании экстренной психологической помощи по ключевым проблемам современного детства. В связи с чем необходимо разработать и утвердить на федеральном уровне регламент межведомственного взаимодействия и формы сопроводительных документов, которые могут быть использованы специалистами на местах с учетом региональной специфики и реальной ситуации, в том числе доступности специалистов различных ведомств.

Литература

  1. Зайчиков В.М. Экстренная психологическая помощь участникам образовательного процесса в кризисных ситуациях // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: материалы X Междунар. науч.-практ. конф. 4–6 октября 2018 года / под общ. ред. Л.А. Байковой, А.Н. Сухова, Т.М. Беспаловой, Э.В. Самариной. Рязань: Издательство «Концепция», 2018. С. 336–340.
  2. Никишина В.Б. Алгоритмы экстренной психологической помощи при острых эмоциональных состояниях [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России. 2016. № 1 (36). URL: http://mprj.ru (дата обращения: 12.09.2021).
  3. Федунина Н.Ю. Экстренная психологическая помощь: законы жанра [Электронный ресурс] // Московский психотерапевтический журнал. 2006. № 4 (51). С. 6–25. URL: https://psyjournals.ru/mpj/2006/n4/1780.shtml (дата обращения: 31.09.2021).
  4. Шведчикова Ю.С., Карманова О.П., Орлова Д.Г. Хрестоматия по профилактике насилия в школьной среде. [Электронный ресурс]. Пермь: ООО «Пермское книжное издательство», 2021. 72 с. // Официальный сайт государственного бюджетного учреждения Пермского края «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи». URL: https://cpmpk.ru/upload/iblock/cb4/cb4cf662bf5d334592d09f2977ddc97f.pdf (дата обращения: 21.08.2021).
  5. Askenazy F. et al. Early Phase Psychiatric Response for Children and Adolescents After Mass Trauma: Lessons Learned From the Truck-Ramming Attack in Nice on July 14th, 2016 // Frontiersin in Psychiatry. 2019. Vol. 10 (65). doi:10.3389/fpsyt.2019.00065
  6. McAdams C., Keener H.J. Preparation, action, recovery: A conceptual framework for counselor preparation and response in client crises // Journal of Counseling and Development. 2008. Vol. 86. P. 388–398. doi:10.1002/j.1556-6678.2008.tb00526.x

Информация об авторах

Вихристюк Олеся Валентиновна, кандидат психологических наук, руководитель Центра экстренной психологической помощи, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5982-1098, e-mail: vihristukov@mgppu.ru

Ульянина Ольга Александровна, доктор психологических наук, доцент, Руководитель Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник Научно-исследовательского центра ФГКОУ ВО «Академия управления МВД России», профессор:Факультет социальных наук Департамента психологии НИУ ВШЭ, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9300-4825, e-mail: ulyaninaoa@mgppu.ru

Гаязова Лариса Альфисовна, кандидат психологических наук, заместитель руководителя Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0542-6687, e-mail: gayazovala@mgppu.ru

Ермолаева Анна Валериевна, руководитель сектора дистанционного консультирования «Детский телефон доверия» Центра экстренной психологической помощи, МГППУ, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5623-6248, e-mail: ermolaevaav@gmail.com

Файзуллина Ксения Александровна, начальник, отдел научно-методического обеспечения, Федеральный координационный центр по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2985-9332, e-mail: fajzullinaka@mgppu.ru

Логинова Елена Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков и межкультурной профессиональной коммуникации, Институт социально-гуманитарных наук, Тюменский государственный университет (ФГАОУ ВО ТюмГУ), Тюмень, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8252-6943, e-mail: e.a.loginova@utmn.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1014
В прошлом месяце: 35
В текущем месяце: 50

Скачиваний

Всего: 269
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 21