Вестник практической психологии образования
2020. Том 17. № 2. С. 118–129
doi:10.17759/bppe.2020170211
ISSN: 2658-3100 (online)
Особенности запросов на дистанционную психологическую помощь в период самоизоляции (COVID-19)
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: детско-родительские конфликты, COVID-19, самоизоляция, дистанционная психологическая помощь, доступность психологической помощи, подростки, Детский телефон доверия, суицидальные мысли
Рубрика издания: Профессиональная подготовка специалистов к работе с различными категориями детей
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2020170211
Тематический сетевой сборник: 25 лет научных публикаций в журналах издательства МГППУ
Для цитаты: Гаязова Л.А., Вихристюк О.В. Особенности запросов на дистанционную психологическую помощь в период самоизоляции (COVID-19) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 2. С. 118–129. DOI: 10.17759/bppe.2020170211
Полный текст
Выявление того, как пандемия и самоизоляция 2020 г. влияет на детей и подростков, их психическое развитие и состояние, представляет понятный интерес для исследователей. Эти данные также остро востребованы специалистами в области практической психологии, специалистами системы здравоохранения. С начала развития ситуации пандемии (COVID-19) регулярно публикуются материалы о рисках и угрозах для детей, которые затрагивают намного более широкие области, помимо риска непосредственного инфицирования и болезни. В этой работе мы обращаемся к вопросу о том, как ситуация пандемии и самоизоляции отразилась на запросах о психологической помощи и поддержке населения на примере абонентов детского телефона доверия.
Детские телефоны доверия являются важным ресурсом поддержки и источником информации для детей и молодежи в ситуациях неопределенности. Особая ценность дистанционной помощи — ее доступность для уязвимой категории детей, тех, кто уже подвергался жестокому обращению и насилию и оказался в еще более опасной ситуации из-за ограничений контактов с внешним миром во время самоизоляции [Child Helpline Services]. Применение технологий, не требующих встречи специалиста и ребенка лицом к лицу (телефоны доверия, веб-сайты, различные средства телекоммуникации, приложения), может улучшить результаты деятельности службы охраны психического здоровья детей и подростков [Cliffe, 2020].
Исследователи прогнозируют рост потребности в психологической помощи, как на основании последствий пандемии и самоизоляции в первом полугодии 2020 г., так и в связи с возможностью второй волны инфицирования. Отмечаются негативные эффекты, связанные с особенностями освещения ситуации в средствах массовой информации. Их следствием могут стать усиление тревоги, стресса, неуместное поведение, направленное на защиту здоровья, что подтверждается предыдущими кризисными ситуациями в мире (например, вспышки вируса Эбола и H1N1 и др.) [Garfin, 2020].
Предыдущий опыт оказания психологической помощи населению, текущая ситуация пандемии и самоизоляции в связи с COVID-19 актуализируют вопросы, связанные с развитием цифровых технологий в области психологического консультирования. Это обучение специалистов [Вихристюк, 2019; Marques, 2020; Taylor, 2020], лицензирование их деятельности, безопасность и конфиденциальность онлайн-консультирования, способы оплаты, оценка эффективности помощи [Taylor, 2020], развитие исследований, направленных на разработку стандартов оказания помощи (например, протоколов оказания помощи при переживании острого горя) [Marques, 2020], развитие механизмов регулирования профессиональным сообществом качества оказания дистанционной психологической помощи [Гильяно, 2017].
За относительно непродолжительный период пандемии COVID-19 с декабря 2019 г. по июнь 2020 г. опубликован ряд материалов, демонстрирующий негативное влияние как самой ситуации пандемии, так и вынужденных, но необходимых мер по ограничению взаимодействия и передвижения людей на их психическое состояние.
По данным ООН, социально-экономические последствия пандемии COVID-19 и необходимые меры защиты оказывают негативное влияние на детей всех возрастов из всех стран; наибольшая опасность грозит детям из наиболее бедных стран и регионов, а также тем, кто уже находился в уязвимом положении (дети-мигранты, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, проживающие в социальных учреждениях); меры изоляции, карантин повышают риск того, что дети окажутся свидетелями насилия или его жертвами [Policy brief: The]. Исследователи говорят о высоком уровне вероятности связи между пандемией и увеличением количества суицидов [Holmes, 2020; Stein, 2020] за счет возрастания тревоги, депрессии, одиночества и социальной изоляции [Holmes, 2020]. Так, например, эпидемия тяжелого острого респираторного синдрома в 2003 г. была связана с увеличением на 30% числа самоубийств среди людей в возрасте 65 лет и старше [Holmes, 2020].
Население Китая в ситуации пандемии COVID-19 продемонстрировало более высокий уровень тревоги, депрессии, опасного и вредного употребления алкоголя и более низкий уровень психического благополучия, чем обычно; при этом молодые люди в возрасте 21-40 лет находятся в более уязвимом положении с точки зрения их психического здоровья и употребления алкоголя [Ahmed, 2020]. Имеются данные, подтверждающие негативное влияние ситуации пандемии на психологическое состояние россиян. В исследовании с участием 7588 респондентов, проведенном в первом полугодии 2020 г., выявлено, что более 60% из них находятся в состоянии эмоционального истощения, 35,3% имеют высокий уровень истощения [Аналитический бюллетень НИУ]. Наиболее часто негативные психологические последствия пандемии и сопутствующих мер защиты исследователи связывают со стрессом, тревогой, депрессией, одиночеством, дополнительно в отношении детей существуют данные о более высоком риске насилия и жестокого обращения.
Цель данного исследования — выявить изменения в запросах на дистанционную психологическую помощь несовершеннолетних и их родителей, проживающих в столичном регионе, в условиях пандемии и самоизоляции в период с января по май 2020 г. по сравнению с данными 2010-2019 гг.
Методология
В данном исследовании анализируются данные детского телефона доверия ФГБОУ ВО МГППУ (далее — ДТД), подключенного к единому общероссийскому номеру детского телефона доверия 8-800-2000-122 и оказывающего психологическую помощь несовершеннолетним, их родителям (преимущественно проживающим в г. Москве). Приблизительная оценка объема выборки абонентов детского возраста может быть осуществлена на основе данных Управления Федеральной службы государственной статистики по г. Москве и Московской области [статистики по]. Так, в 2017-2019 гг. доля обращений на ДТД составила от 0,53 до 0,77% относительно численности жителей города Москвы моложе трудоспособного возраста (до 16 лет) (табл. 1).
Таблица 1.
Объем выборки — численность абонентов ДТД г. Москвы детского возраста относительно численности постоянных жителей г. Москвы моложе трудоспособного возраста (до 16 лет)
Год |
Численность жителей г. Москвы моложе трудоспособного возраста (до 16 лет), чел. |
Количество обращений абонентов ДТД г. Москвы до 18 лет включительно |
Доля обращений относительно численности постоянных жителей г. Москвы моложе трудоспособного возраста (до 16 лет), % |
|
Всего, чел. |
Из них в возрасте 12-18 лет, чел. (%) |
|||
2017 |
1824300 |
9724 |
8701 (89,5%) |
0,53 |
2018 |
1878900 |
14448 |
12263 (84,9%) |
0,77 |
2019 |
1925400 |
11534 |
10298 (89,3%) |
0,60 |
Необходимо принять во внимание, что в государственной статистике представлены данные о постоянном населении города Москвы моложе трудоспособного возраста (до 16 лет), а данные ДТД включают сведения об абонентах до 18 лет включительно; также на ДТД преимущественно обращаются подростки в возрасте от 12 до 18 лет, и их доля от общего количества обращений абонентов детского возраста составляет более 80%. То есть данные можно рассматривать как репрезентативные для детей подросткового возраста.
Использование данных телефона доверия, который оказывает дистанционную психологическую помощь населению, имеет ряд преимуществ и ограничений, когда речь идет об оценке изменений в потребности населения в психологической помощи. В том числе в ситуации пандемии и самоизоляции.
В числе преимуществ — массовость, анонимность и доступность психологической помощи. Абонент может обратиться за помощью в любой момент времени в течение суток, он не ограничен финансовыми обязательствами или необходимостью раскрытия персональных данных. В отношении несовершеннолетних дополнительным преимуществом является отсутствие необходимости участия родителей (законных представителей) в процедуре получения помощи и, как следствие, большая открытость и искренность детей. Имеются исследования, подтверждающие связь между обращениями на детский телефон доверия и некоторыми социальными явлениями, например, связь между увеличением уровня безработицы в стране и количеством звонков детей на линию помощи, а также обращениями детей в связи с проблемой насилия [Van Dolen, 2013].
К недостаткам и ограничениям использования данных телефона доверия можно отнести:
• недостаточный уровень информированности населения о существовании служб бесплатной психологической помощи;
• особенности восприятия образа психолога и психологической службы населением и сопутствующие мифы о работе психолога;
• отсутствие исследований, подтверждающих или опровергающих то, что проблемы и переживания людей, обращающихся за психологической помощью, идентичны тем проблемам и переживаниям, которые имеют люди, которые за помощью не обращаются — по различным причинам.
Результаты
С начала 2020 г. количество обращений всех категорий абонентов (детей, подростков, юношей; их родителей и близких; других взрослых, педагогических работников; прочих абонентов) на детский телефон доверия увеличилось по сравнению с аналогичными месяцами:
• в январе на 38,02% (количество обращений в 2020 г. — 3333, среднее значение в 2010-2019 гг. — 2065,8);
• в феврале на 49,0% (количество обращений в 2020 г. — 4447, среднее значение в 2010-2019 гг. -2268);
• в марте на 43,06% (количество обращений в 2020 г. — 4206, среднее значение в 2010-2019 гг. — 2394,7);
• в апреле на 13,26% (количество обращений в 2020 г. — 2595, среднее значение в 2010-2019 гг. — 2250,8);
• в мае на 14,56% (количество обращений в 2020 г. — 2868, среднее значение в 2010-2019 гг. — 2450,4) (рис. 1).
Рисунок 1.в 2020 г. и в период с 2010 по 2019 гг. (январь-май)
Значимая доля обращений связана с группой проблем, отраженных в классификаторе ДТД как запросы информационного характера, включающие разнообразные запросы на информацию, обсуждение и оценку работы телефона доверия, запросы, требующие консультации у юрисконсульта, прочее. Психологические консультации абонентов обычно составляют лишь определенную долю от всех обращений на ДТД. Рассмотрим их соотношение в январе-мае 2020 г. по отношению к данным за 2010-2019 гг. (рис. 2).
Рисунок 2на детском телефоне доверия МГППУ (без учета обращений, связанных
с информационными запросами) в 2020 г. и в период с 2010 по 2019 гг. (январь-май)
Количество психологических консультаций различных категорий абонентов (без учета обращений информационного характера) незначительно возросло в январе — на 1,34% (количество консультаций в 2020 г. — 479, среднее значение в 2010-2019 гг. — 472,6) и феврале — на 9,9% (количество консультаций в 2020 г. — 601, среднее значение в 2010-2019 гг. — 541,5).
С апреля по май наблюдается уменьшение количества консультаций, в марте на 14,85% (количество консультаций в 2020 г. — 480, среднее значение в 2010-2019 гг. — 563,7), в апреле 47,14% (количество консультаций в 2020 г. — 299, среднее значение в 2010-2019 гг. — 565,6), в мае на 49,8% (количество консультаций в 2020 г. — 320, среднее значение в 2010-2019 гг. — 637,4) (рис. 2).
Качественный анализ причин обращений абонентов детского телефона доверия при использовании критерия доли психологических консультаций относительно общего количества обращений показывает увеличение объема обращений в 2020 г. за счет информационных запросов. Доля консультаций в январе составила 14,37% (по средним значениям количества обращений и консультаций в январе в 2010-2019 гг. — 22,88%), феврале — 13,51% (по средним значениям количества обращений и консультаций в феврале в 2010-2019 гг. — 23,88%), марте — 11,41% (по средним значениям количества обращений и консультаций в марте в 2010-2019 гг. — 23,54%), апреле — 11,52% (по средним значениям количества обращений и консультаций в апреле в 2010-2019 гг. — 25,13%), мае — 11,16% (по средним значениям количества обращений и консультаций в мае в 2010-2019 гг. — 26,01%).
При рассмотрении данных, касающихся количества обращений на ДТД несовершеннолетних абонентов, выявлено, что количество обращений в апреле и мае существенно ниже относительно средних значений в эти же месяцы в 2010-2019 гг. более чем на 50% (рис. 3).
Рисунок 3.
Количество обращений несовершеннолетних абонентов
на детский телефон доверия МГППУ в 2020 г. и в период с 2010 по 2019 гг. (январь-май)
Количество психологических консультаций абонентов до 18 лет с января по май 2020 г. ниже, чем среднее количество консультаций в те же месяцы в 2010-2019 гг. (рис. 4).
Рисунок 4.
Количество психологических консультаций категории абонентов «Дети, подростки, юноши» на детском телефоне доверия МГППУ (без учета обращений, связанных с информационными запросами) в 2020 г. и в период с 2010 по 2019 гг. (январь-май)
Количество консультаций всех категорий абонентов ДТД в январе-мае 2020 г. возросло относительно средних значений в те же месяцы 2010-2019 гг. по следующим группам проблем:
• в феврале — по семейной проблематике (наиболее часто по данной группе проблем проводились консультации для детей, обратившихся по поводу конфликтов с родителями, и родителей, обратившихся по поводу конфликтов с детьми, а также консультации для различных категорий абонентов по проблемам воспитания детей);
• в январе — по проблемам здоровья;
• с января по май — по проблемам социальной адаптации разнообразного характера;
• в январе-марте — по проблемам антивитальных переживаний и суицидального поведения (наиболее часто проводились консультации в связи с суицидальными мыслями у несовершеннолетних абонентов);
• в январе и марте — по проблемам употребления психоактивных веществ и различным формам зависимости (проведены консультации преимущественно в связи с употреблением алкоголя и курением) (табл. 2).
Таблица 2.
Количество психологических консультаций по различным группам проблем всех категорий абонентов на детском телефоне доверия МГППУ в 2020 году и в период с 2010 по 2019 гг. (январь-май)
Группа проблем |
2020 год |
Среднее значение количества обращений с 2010 по 2019 гг. |
||||||||
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
|
Семейная проблематика |
100 |
127 |
110 |
101 |
90 |
112,2 |
121,2 |
125 |
124,5 |
128,2 |
Проблемы социальной адаптации |
93 |
204 |
86 |
26 |
49 |
19,2 |
22,2 |
21,8 |
25,1 |
23,9 |
Проблемы здоровья |
69 |
42 |
44 |
33 |
42 |
56,6 |
65,8 |
67,7 |
61,8 |
67,8 |
Проблемы взаимоотношений полов |
35 |
46 |
56 |
30 |
38 |
57,3 |
57,9 |
65,7 |
66,1 |
85,2 |
Учебные проблемы |
48 |
53 |
42 |
25 |
5 |
48,3 |
63 |
70,1 |
74,2 |
71,6 |
Отношения со сверстниками |
26 |
32 |
49 |
18 |
26 |
45,1 |
59,5 |
58,3 |
58,1 |
85 |
Травматические ситуации |
36 |
25 |
21 |
21 |
24 |
34,2 |
35,1 |
39,9 |
42,9 |
46,5 |
Проблемы принятия себя |
27 |
19 |
14 |
22 |
19 |
25,2 |
32,4 |
29,8 |
32,8 |
35,2 |
Проблемы сексуальной сферы |
6 |
9 |
4 |
4 |
3 |
38,3 |
40,8 |
40,1 |
40,5 |
55,3 |
Антивитальные переживания и суицидальное поведение |
20 |
30 |
32 |
12 |
15 |
17,3 |
21,2 |
24,1 |
19,7 |
17,8 |
Употребление психоактивных веществ и различные зависимости |
19 |
14 |
22 |
7 |
9 |
16,1 |
19 |
18,8 |
17,1 |
18,9 |
Количество консультаций несовершеннолетних абонентов в 2020 г. возросло относительно средних значений в первые пять месяцев в 2010-2019 гг. по следующим группам проблем:
• в феврале-апреле — по семейной проблематике (преимущественно в связи с консультациями детей по поводу конфликтов с родителями);
• в январе-марте — по проблемам антивитальных переживаний и суицидального поведения (преимущественно в связи с суицидальными мыслями);
• в феврале и марте — по проблемам социальной адаптации;
• в январе — по проблемам здоровья и принятия себя (табл. 3).
Таблица 3.
Количество психологических консультаций по различным группам проблем несовершеннолетних абонентов на детском телефоне доверия МГППУ в 2020 году и в период с 2010 по 2019 гг. (январь-май)
Группа проблем |
2020 год |
Среднее значение количества обращений с 2010 по 2019 гг. |
||||||||
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
|
Семейная проблематика |
44 |
62 |
60 |
61 |
56 |
52,1 |
48,8 |
54,2 |
56,2 |
68,4 |
Проблемы взаимоотношений полов |
31 |
43 |
53 |
27 |
37 |
51 |
50,7 |
58,5 |
59,4 |
79,3 |
Отношения со сверстниками |
23 |
31 |
48 |
16 |
24 |
42 |
55,3 |
53,7 |
52,8 |
82 |
Проблемы здоровья |
29 |
24 |
26 |
18 |
19 |
27,4 |
28 |
30,7 |
29,6 |
37 |
Учебные проблемы |
18 |
22 |
19 |
11 |
2 |
19,2 |
28,8 |
33,9 |
34,6 |
44,3 |
Проблемы принятия себя |
27 |
19 |
11 |
18 |
16 |
20,67 |
20,1 |
21,4 |
23,4 |
25,9 |
Проблемы сексуальной сферы |
6 |
8 |
3 |
3 |
2 |
29,9 |
31,3 |
29,4 |
31,1 |
43,4 |
Травматические ситуации |
18 |
14 |
13 |
11 |
13 |
17,1 |
15,8 |
20,9 |
21,3 |
26,4 |
Антивитальные переживания и суицидальное поведение |
13 |
16 |
22 |
6 |
10 |
7,7 |
8,9 |
9,3 |
10,7 |
10,7 |
Проблемы социальной адаптации |
3 |
8 |
10 |
5 |
5 |
4,44 |
4,80 |
7,33 |
6,44 |
7,67 |
Употребление психоактивных веществ и различные зависимости |
2 |
6 |
4 |
2 |
5 |
6,1 |
6,8 |
8,8 |
6,2 |
10 |
Обсуждение результатов
Количество обращений на детский телефон доверия МГППУ в феврале и марте 2020 г. увеличилось на 49% и 43,06%, в апреле и мае 2020 г. — на 13,26% и 14,56%, соответственно. При этом доля психологических консультаций на протяжении всех пяти месяцев сократилась примерно наполовину, возросшее количество обращений связано с увеличением запросов на информационную поддержку.
На основе количества психологических консультаций по различным группам проблем в январе-мае 2020 г. и сравнения с данными 2010-2019 гг. можно предположить возрастание актуальности психологической поддержки населения по проблемам детско-родительских отношений, в связи с разнообразными нарушениями социальной адаптации несовершеннолетних, в связи с суицидальными мыслями и самораз- рушающими действиями, употреблением алкоголя и курением несовершеннолетних.
Снижение количества обращений и количества консультаций детей, подростков, юношей в апреле- мае 2020 г. может быть связано с тем, что в условиях самоизоляции дети не имеют возможности оставаться в уединении, постоянно находятся по месту проживания со взрослыми. Обращение на телефон доверия является способом и возможностью проговорить проблемы и получить психологическую помощь в тех ситуациях, когда ребенок по каким-либо причинам не может это сделать с родителями или другими взрослыми. Обращение на детский телефон доверия в присутствии родителей или других людей делает невозможным обсуждение проблем для многих несовершеннолетних. Отчасти данный вывод подтверждается тем, что количество звонков, совершаемых детьми и подростками в целях розыгрышей, развлечения, сократилось в апреле и в мае: с 385,2 (среднее значение в апреле за период 2010-2019 гг.) до 66 в апреле 2020 г. и с 469,7 (среднее значение в мае за период 2010-2019 гг.) до 152 в мае 2020 г.
Также ранее в исследованиях фиксировались факты отказа от обращения детей за помощью в связи со страхом наказания со стороны родителей; мнения родителей о том, что их дети не нуждаются в психологической поддержке со стороны, и восприятия ими обращения ребенка на детский телефон доверия как показателя их несостоятельности, как угрозы своему авторитету [Михайлова, 2013].
Существенное снижение к маю 2020 г. относительно аналогичного периода в 2010-2019 гг. количества обращений детей, подростков, юношей по группам проблем, связанных со взаимоотношениями с противоположным полом (объектом привязанности, влюбленности), учебными проблемами, взаимоотношениями со сверстниками в целом, также может быть связано с объективной ситуацией, характеризующейся существенным ограничением социального взаимодействия в ситуации самоизоляции и преобладанием, в известной степени, ограниченных способов общения в сети Интернет.
Исходя из этого, можно говорить о том, что на статистику обращений детей, подростков, юношей за психологической помощью на детский телефон доверия МГППУ в период самоизоляции с высокой долей вероятности оказывает влияние факт постоянного нахождения среди членов семьи и невозможность уединения. Приоритетные ранее, до пандемии и самоизоляции, группы проблем (различные аспекты взаимоотношений со сверстниками) остались важны, но на первом месте в текущей ситуации оказались проблемы во взаимоотношениях с родителями.
Заключение
Пандемия COVID-19 и изоляция в очередной раз привлекли внимание к уже существующим социальным и психологическим проблемам, которые обострились в ситуации кризиса. Многие из ожидаемых последствий карантина и связанные с этим меры социального и физического дистанцирования сами по себе являются ключевыми факторами риска для психического здоровья и благополучия [Holmes, 2020].
Выявленные изменения в запросах населения, в том числе детей, на дистанционную психологическую помощь в период пандемии и самоизоляции (на основании данных ДТД в январе-мае 2020 г.) позволяют определить в качестве наиболее востребованных направлений поддержки:
• психологическую помощь в разрешении детско-родительских конфликтов;
• помощь в связи с разнообразными нарушениями социальной адаптации несовершеннолетних;
• помощь в связи с суицидальными мыслями и самоповреждающим поведением подростков;
• помощь в связи с употреблением алкоголя и курением несовершеннолетних;
• удовлетворение возросшей потребности населения в информационной поддержке.
Литература
- Аналитический бюллетень НИУ ВШЭ об экономических и социальных последствиях коронавируса в России и в мире. № 1. 14.05.2020 [Электронный ресурс] // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». URL: https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/366228092.pdf (дата обращения: 20.05.2020).
- Вихристюк О.В., Гаязова Л.А., Ермолаева А.В. Модель подготовки и сопровождения специалистов детского телефона доверия в системе дополнительного образования [Электронный ресурс] // Психология и право. 2019. Том 9. № 3. С. 84–97. doi: 10.17759/psylaw.2019090307.
- Гильяно А.С., Баранова Е.М. Этические принципы в интернет-консультировании: постановка проблемы [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2017. № 2 (51). С. 69–73. URL: https://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2017/n2/Guiliano_Baranova.shtml (дата обращения: 17.06.2020).
- Михайлова Е.А. Телефоны доверия как инструмент профилактики социального неблагополучия [Электронный ресурс] // Мониторинг общественного мнения. 2013. № 7 (113). C. 109–113. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/telefony-doveriya-kak-instrument-profilaktiki-sotsialnogo-neblagopoluchiya (дата обращения: 20.05.2020).
- Распределение постоянного населения по возрасту и полу [Электронный ресурс] // Управление Федеральной службы государственной статистики по г. Москве и Московской области. URL: https://mosstat.gks.ru/storage/mediabank/Распределение%20по%20полу%20и%20возрасту(1).doc (дата обращения: 20.05.2020).
- Ahmed M. Z. et al. Epidemic of COVID-19 in China and associated Psychological Problems // Asian Journal of Psychiatry. 2020. Vol. 51, June. doi: 10.1016/j.ajp.2020.102092.
- Child Helpline Services and the COVID-19 Outbreak [Электронный ресурс] // Child Helpline International. URL: https://www.childhelplineinternational.org/child-helplines/tools/coronavirus/the-covid-19-outbreak-andchild-helpline-services/ (дата обращения: 04.06.2020).
- Cliffe B. et al. Clinicians’ use of and attitudes towards technology to provide and support interventions in child and adolescent mental health services // Child and Adolescent Mental Health. 2020. Vol. 25. No. 2. P. 95–101. doi: 10.1111/camh.12362.
- Garfin D. R., Silver R. C., Holman E. A. The novel coronavirus (COVID-2019) outbreak: Amplification of public health consequences by media exposure // Health Psychology. 2020. Vol. 39 (5). P. 355–357. doi: 10.1037/hea0000875.
- Holmes E. A. et al. Multidisciplinary research priorities for the COVID‐19 pandemic: A call for action for mental health science // Lancet Psychiatry. 2020. No. 7(6). P. 547–560. doi: 10.1016/S2215-0366(20)30168-1.
- Marques L. et al. Three steps to flatten the mental health need curve amid the COVID‐19 pandemic // Depression and Anxiety. 2020. No. 37. P. 405–406. doi: 10.1002/da.23031.
- Policy brief: The impact of COVID-19 on children. 15 April 2020 [Электронный ресурс] // United Nations. URL: https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/policy_brief_on_covid_impact_on_children_16_april_2020.pdf (дата обращения: 20.05.2020).
- Stein M. B. Mental health participation in the fight against the COVID‐19 pandemic // Depress Anxiety. 2020. No. 37. P. 404. doi: 10.1002/da.23027.
- Taylor C. B., Fitzsimmons‐Craft E.E., Graham A. K. Digital technology can revolutionize mental health services delivery: The COVID‐19 crisis as a catalyst for change // International Journal of Eating Disorders. 2020. Vol. 53 (1). doi: 10.1002/eat.23300.
- Van Dolen W. M., Weinberg C. B., Ma L. The influence of unemployment and divorce rate on child helpseeking behavior about violence, relationships, and other issues. // Child Abuse & Neglect. 2013. Vol. 37(2/3). P. 172–180. doi: 10.1016/j.chiabu.2012.09.014.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 685
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 264
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2