Каталог изданий 119Рубрики 53Авторы 9266Новости 1834Ключевые слова 5095 |
Правила публикацииВебинары![]() |
Рейтинг Science Index РИНЦ 2019 91 место — направление «Психология» 0,056 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX
0,148 — двухлетний импакт-фактор Вестник практической психологии образования Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (online): 2658-3100 DOI: https://doi.org/10.17759/bppe Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 2004 года Периодичность: 4 номера в год Формат: сетевое издание Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Вестник практической психологии образования Проблемы профессиональной подготовки специалистов для работы с детьми с трудностями в обучении и развитии 52Зарецкий В.К. АннотацияВ данной статье обосновывается тезис о том, что одной из важнейших компетенций современного учителя является способность оказывать учащимся помощь в преодолении учебных трудностей. При оказании помощи должны учитываться индивидуальные особенности учащегося, а сама помощь должна способствовать его развитию. Далее дается характеристика так называемой «учебной трудности» как ресурса для развития. Также описываются психологические механизмы, работа которых превращает учебную деятельность в источник развития. Кроме того, в статье ставится проблема: как взрослый (учитель, психолог, родитель), оказывая помощь учащемуся в преодолении учебных трудностей, может научиться сам создавать условия для развития ученика в ситуации столкновения с учебной трудностью. В качестве теоретико-методологических оснований для оказания помощи, способствующей развитию учащихся, выступают основные положения культурно-исторической психологии: о взаимосвязи обучения и развития, о зоне ближайшего развития, о сотрудничестве ребенка и взрослого, об осознанном присвоении ребенком опыта совместной деятельности. Положения культурно-исторической психологии дополнены современными представлениями о роли субъектной позиции ученика по отношению к учебной деятельности, о способности ученика к рефлексии. Также в статье описывается многолетняя практика оказания помощи различным категориям учащихся в преодолении учебных трудностей. При этом используются средства рефлексивно-деятельностного подхода. Сама практика имеет глубокое теоретическое обоснование, которое было отработано и легло в основу системы подготовки студентов МГППУ к оказанию психолого-педагогической помощи учащимся с трудностями в обучении. Данная система является мощным ресурсом и для подготовки учителей и психологов для работы с учащимися, имеющими трудности в обучении. Ключевые слова: учебная деятельность, развитие, учебная трудность, культурно-историческая психология, зона ближайшего развития, многовекторная модель зоны ближайшего развития, субъектная позиция, рефлексия, дети с особенностями развития, рефлексивно-деятельностный подход Рубрика: Профессиональная подготовка специалистов к работе с различными категориями детей Тип: научная статья Фрагмент статьи
В последние два-три десятилетия проблема учебных трудностей детей и помощи в их преодолении становится все более острой и постепенно выходит на первый план. В этих условиях проблема учебных трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся при освоении учебного материала и учителя, пытающиеся оказывать помощь в их преодолении, нуждается в переосмыслении, а способность учителя оказывать такую помощь рассматривается как одна из важных компетенций, освоение которой должно стать составной частью профессиональной подготовки педагогов. Литература
Статьи по теме
Психология развития, Социальная психология | Рубцов В.В. Два подхода к проблеме развития в контексте социальных взаимодействий: Л.С. Выготский vs Ж. Пиаже Психология развития, Теория и методология | Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Педагогическое образование, Психология развития | Гордеева Т.О. Психология личности, Психология развития | Бажан Т.М., Шоманбаева А.О. |
© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|