Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 126Рубрики 53Авторы 9739Новости 1907Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

91 место — направление «Психология»

0,056 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

 

0,148 — двухлетний импакт-фактор

Вестник практической психологии образования

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2658-3100

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2004 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Вторичная психологическая профилактика самоповреждающего поведения школьников 74

|

Билецкая Н.Х.
заместитель директора по воспитательной работе, Средняя общеобразовательная школа № 108 г. Челябинска имени Героя Российской Федерации А.В. Яковлева (МАОУ «СОШ № 108 г. Челябинска»), Челябинск, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8748-5981
e-mail: nelnik17@mail.ru

Белоусова С.А.
доктор психологических наук, доцент, профессор, кафедры психологии, Челябинский государственный университет (ФГОУ ВО ЧелГУ), Челябинск, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1243-5947
e-mail: belousova.s.2018@yandex.ru

Тетюева Т.А.
педагог-психолог, Средняя общеобразовательная школа № 108 г. Челябинска имени Героя Российской Федерации А.В. Яковлева (МАОУ «СОШ № 108 г. Челябинска»), Челябинск, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6107-288X
e-mail: psiholog_108@mail.ru

Аннотация

Данная программа описывает систему работы школьного психолога с обучающимися подросткового и юношеского возрастов, а также их ближайшим окружением на вторичном уровне профилактики. Программа согласована с особенностями целевой группы: в ней учитывается культурная специфика подростково-юношеских субкультур, в которых самоповреждение используется для создания групповой идентичности и коммуникации с другими членами группы; учитывается контекст (особенности школьной среды); уровень развития подростков (например, их стремление к независимости в отношениях с родителями и соответствующие проблемы в коммуникации с ними); траектория формирования нежелательного поведения. На основе анализа критериев оценки самоповреждающего поведения подобраны способы его диагностики, в том числе — в группе риска, а также инструменты изучения имеющейся суицидальной опасности. Предусмотрено обсуждение критериев и показателей отслеживания результативности психологического воздействия. В соответствии с психологическим анализом явления предполагаются индивидуальные и групповые формы психологической помощи. Основные направления психологического воздействия — формирование конструктивной мотивации (позитивных ценностей, ориентации на выполнение социальных требований и самосохранение); интеграция индивидуального опыта; совершенствование саморегуляции; повышение стрессоустойчивости и расширение ресурсов личности; выработка жизненно важных умений; устранение или уменьшение проявлений дезадаптивного поведения; расширение социальных связей и позитивного социального опыта личности. Формы работы психолога: организация социальной среды; информирование; активное социальное обучение (тренинг); инициация поиска / организации альтернативной деятельности; активизация личностных ресурсов; проектирование минимизации негативных последствий; др. Основные виды деятельности, в которые включаются школьники: индивидуальное консультирование; участие в тренинговых группах с целью коррекции негативных эмоционально значимых ситуаций; индивидуальная работа с системой ценностей ребенка; обучение социальным навыкам, способам эффективного общения, конструктивному поведению в конфликтных ситуациях. Основные группы применяемых методов: методы стимулирования мотивации изменения поведения; методы коррекции эмоциональных нарушений; методы саморегуляции; методы когнитивного переструктурирования; методы угашения нежелательного поведения; методы формирования позитивного поведения (подкрепление, репетиция — тренинг ассертивности и др.).

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Кузнецова А.С. Психопрофилактика стрессов. М.: Изд-во МГУ,1993. 128 с.
  2. Макаров И.В., Кравченко И.В. Патологическое фантазирование у детей // Журнал неврологии и психиатрии им. C.C. Корсакова. 2015. Т. 115. С. 3–7.
  3. Руденский Е.В. Социально-психологическая виктимология личности: пропедевтика: Монография. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. 238 с.
  4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практ. пособие. М.: Генезис, 2010. 541 с.
  5. Шабанов С., Алешина А. Эмоциональный интеллект. Российская практика. М.: Манн, Иванов и Фабер, 2014. 448 с.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика