Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 128Рубрики 53Авторы 9855Новости 1928Ключевые слова 5095 Подать рукописьRSS RSS

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

91 место — направление «Психология»

0,056 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

 

0,148 — двухлетний импакт-фактор

Вестник практической психологии образования

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2658-3100

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2004 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Учебно-профессиональная коммуникация: пилотное исследование затруднений в письменной речи студентов-дефектологов 21

|

Сунько Т.Ю.
кандидат педагогических наук, доцент кафедры специального (дефектологического) образования факультета «Клиническая и специальная психология», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9848-7977
e-mail: tasunko@yandex.ru

Аннотация

Статья посвящена изучению затруднений в письменной речи студентов-дефектологов в процессе развития учебно-профессиональной коммуникации. Выполнен краткий обзор исследований письменно-речевой коммуникации в профессиональной сфере и возникающих затруднений по применению правил правописания, пониманию написанного, использованию временных, зрительных, пространственных ориентиров. Представлены результаты пилотного эмпирического исследования затруднений в письменной речи на онлайн-выборке у студентов-добровольцев первого года обучения (N=109), 6 юношей и 103 девушки в возрасте от 17 до 20 лет. Респонденты отвечали на полузакрытые вопросы составленной анкеты. Выделены две группы затруднений в письменной речи на основе контент-анализа и экспертной оценки. Результаты свидетельствуют о затруднениях в письменной речи, связанных с особенностями процессов чтения, письма: 20,2% испытывают затруднения с правописанием, 40,4% не замечают своих ошибок на письме, 37,6% читают дольше, чем другие, 11% испытывают трудности в определении дат, времени. Выделенные эмпирические данные обосновывают полученные в пилотном исследовании две группы затруднений у студентов-дефектологов, мешающих выстраивать учебно-профессиональную коммуникацию, обучаться академическому письму на уровне высшего образования.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Ермолаева М.В., Исаев Е.И., Лубовский Д.В. Развитие личностных качеств студентов в ходе обучения в магистратуре [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 2. C. 33–43. DOI:10.17759/pse.2020250203
  2. Кулагина И.Ю., Апасова Е.В. Развитие личности при обучении в вузе (сравнительное исследование) [Электронный ресурс] // Культурно-историческая психология. 2018. Том 14. № 2. С. 12–23. DOI:10.17759/chp.2018140202
  3. Нечаев Н.Н. Психологические аспекты коммуникативной подготовки студентов высшей школы [Электронный ресурс] // Образование и наука. 2017. Том 19. № 3. С. 120–141. DOI:10.17853/1994-5639-2017-3-120-141
  4. Сунько Т.Ю. Инклюзивная образовательная среда: пилотное исследование взаимодействия педагогов и специалистов образовательной организации [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2020. Том 9. № 2. C. 161–172. DOI:10.17759/cpse.2020090208
  5. Сунько Т.Ю. Показатели инклюзии как система ценностей в развитии инклюзивного образования // Сборник научно-методических трудов с международным участием «Теория и практика специально-го и инклюзивного образования» / Отв. ред. И.В. Прищепова. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. С. 222–227.
  6. Сунько Т.Ю. Современное состояние проблемы нарушений процесса письменной речи // PROчтение: дислексия в XXI веке. Сборник материалов IХ Международной научно-практической конференции Российской ассоциации дислексии [Электронное издание] / Под общ. ред. А.В. Лагутиной и О.А. Величенковой. М.: Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, 2020. С. 197–200.
  7. Хмеларова З., Чонкова А., Шолтес Э. Страх публичных выступлений у учеников и студентов в подростковом и юношеском возрасте [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 4. С. 70–79. DOI:10.17759/pse.2018230407
  8. Bolívar-Cruz A., Verano-Tacoronteab D. Self-assessment of the oral presentation competence: Effects of gender and student’s performance // Studies in Educational Evaluation. 2018. Vol. 59. P. 94–101. DOI:5048/10.1016/j.stueduc.2018.04.001
  9. Darvin R., Norton B. Identity and a Model of Investment in Applied Linguistics // Annual Review of Applied Linguistics. 2015. Vol. 35 (1). Р. 36–56. DOI:10.1017/S0267190514000191
  10. Effect of mobile technology featuring visual scene displays and just-in-time programming on communication turns by preadolescent and adolescent beginning communicators / C. Holyfield et al. // International journal of speech-language pathology. 2019. Vol. 21 (2). P. 201–211. DOI:10.1080/17549507.2018.1441440
  11. Huettig F., Mani N. Is prediction necessary to understand language? Probably not // Language, Cognition and Neuroscience. 2016. Vol. 31 (1). P. 19–31. DOI:10.1080/23273798.2015.1072223
  12. Kintsch W., van Dijk T.A. Toward a model of text comprehension and production // Psychological Review. 1978. Vol. 85 (5). P. 363–394. DOI:10.1037/0033-295X.85.5.363
  13. Komesidou R., Summy R. Developmental Language Disorder: Considerations for Implementing School-Based Screenings [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2020. Том. 9. № 3. С. 34–47. DOI:10.17759/cpse.2020090303
  14. Kuperberg G.R., Jaeger T. F. What do we mean by prediction in language comprehension? // Language, Cognition and Neuroscience. 2015. Vol. 31 (1). Р. 32–59. DOI:10.1080/23273798.2015.1102299
  15. Mortimore T., Crozier W. R. Dyslexia and difficulties with study skills in higher education // Studies in Higher Education. 2006. Vol. 31 (2). Р. 235–251. DOI:10.1080/03075070600572173
  16. O’Birne C., Jagoe C., Lawler M. Experiences of dyslexia and the transition to university: a case study of five students at different stages of study // Higher Education Research & Development. 2019. Vol. 38 (5). Р. 1031–1045. DOI:10.1080/07294360.2019.1602595
  17. Qvortrup A., Qvortrup L. Inclusion: Dimensions of inclusion in education // International Journal of Inclusive Education. 2018. Vol. 22 (7). P. 803–817. DOI:10.1080/13603116.2017.1412506
  18. Riddick B. Dyslexia and inclusion: Time for a social model of disability perspective? // International Studies in Sociology of Education, 2001. Vol. 11 (3). P. 223–236. DOI:10.1080/09620210100200078
  19. Screening for dyslexia, dyspraxia and Meares‐Irlen syndrome in higher education / S. A. Nichols et al. // Dyslexia. 2009. Vol. 15 (1). P. 42–60. DOI:10.1002/dys.382
  20. Takala M., Silfve E., Karlsson Y., Saarinen M. Supporting Pupils in Finnish and Swedish Schools–Teachers’ Views // Scandinavian Journal of Educational Research. 2020. Vol. 2 (1). P. 313–332. DOI:10.3402/edui.v6.24277
  21. Träff U., Passolunghib M. C. Mathematical skills in children with dyslexia // Learning and Individual Differences. 2015. Vol. 40. P. 108–114. DOI:10.1016/j.lindif.2015.03.024
  22. Waterfield J. Dyslexia: Implications for Learning, teaching and Support // Planet. 2002. Vol. 6 (1). P. 22–24. DOI:10.11120/plan.2002.00060022
Статьи по теме
 
Баннер проекта по Консультированию родителей
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика