Сунько Т.Ю. кандидат педагогических наук, доцент кафедры специального (дефектологического) образования факультета «Клиническая и специальная психология», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9848-7977 e-mail: tasunko@yandex.ru
Статья посвящена изучению затруднений в письменной речи студентов-дефектологов в процессе развития учебно-профессиональной коммуникации. Выполнен краткий обзор исследований письменно-речевой коммуникации в профессиональной сфере и возникающих затруднений по применению правил правописания, пониманию написанного, использованию временных, зрительных, пространственных ориентиров. Представлены результаты пилотного эмпирического исследования затруднений в письменной речи на онлайн-выборке у студентов-добровольцев первого года обучения (N=109), 6 юношей и 103 девушки в возрасте от 17 до 20 лет. Респонденты отвечали на полузакрытые вопросы составленной анкеты. Выделены две группы затруднений в письменной речи на основе контент-анализа и экспертной оценки. Результаты свидетельствуют о затруднениях в письменной речи, связанных с особенностями процессов чтения, письма: 20,2% испытывают затруднения с правописанием, 40,4% не замечают своих ошибок на письме, 37,6% читают дольше, чем другие, 11% испытывают трудности в определении дат, времени. Выделенные эмпирические данные обосновывают полученные в пилотном исследовании две группы затруднений у студентов-дефектологов, мешающих выстраивать учебно-профессиональную коммуникацию, обучаться академическому письму на уровне высшего образования.
Ермолаева М.В., Исаев Е.И., Лубовский Д.В. Развитие личностных качеств
студентов в ходе обучения в магистратуре [Электронный ресурс] //
Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 2. C. 33–43.
DOI:10.17759/pse.2020250203
Кулагина И.Ю., Апасова Е.В. Развитие личности при обучении в вузе
(сравнительное исследование) [Электронный ресурс] // Культурно-историческая
психология. 2018. Том 14. № 2. С. 12–23. DOI:10.17759/chp.2018140202
Нечаев Н.Н. Психологические аспекты коммуникативной подготовки студентов
высшей школы [Электронный ресурс] // Образование и наука. 2017. Том 19. № 3. С.
120–141. DOI:10.17853/1994-5639-2017-3-120-141
Сунько Т.Ю. Инклюзивная образовательная среда: пилотное исследование
взаимодействия педагогов и специалистов образовательной организации
[Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2020. Том 9. № 2.
C. 161–172. DOI:10.17759/cpse.2020090208
Сунько Т.Ю. Показатели инклюзии как система ценностей в развитии
инклюзивного образования // Сборник научно-методических трудов с международным
участием «Теория и практика специально-го и инклюзивного образования» / Отв.
ред. И.В. Прищепова. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. С. 222–227.
Сунько Т.Ю. Современное состояние проблемы нарушений процесса письменной
речи // PROчтение: дислексия в XXI веке. Сборник материалов IХ Международной
научно-практической конференции Российской ассоциации дислексии [Электронное
издание] / Под общ. ред. А.В. Лагутиной и О.А. Величенковой. М.: Гос. ИРЯ им.
А.С. Пушкина, 2020. С. 197–200.
Хмеларова З., Чонкова А., Шолтес Э. Страх публичных выступлений у учеников
и студентов в подростковом и юношеском возрасте [Электронный ресурс] //
Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 4. С. 70–79.
DOI:10.17759/pse.2018230407
Bolívar-Cruz A., Verano-Tacoronteab D. Self-assessment of the oral
presentation competence: Effects of gender and student’s performance // Studies
in Educational Evaluation. 2018. Vol. 59. P. 94–101.
DOI:5048/10.1016/j.stueduc.2018.04.001
Darvin R., Norton B. Identity and a Model of Investment in Applied
Linguistics // Annual Review of Applied Linguistics. 2015. Vol. 35 (1). Р.
36–56. DOI:10.1017/S0267190514000191
Effect of mobile technology featuring visual scene displays and
just-in-time programming on communication turns by preadolescent and adolescent
beginning communicators / C. Holyfield et al. // International journal of
speech-language pathology. 2019. Vol. 21 (2). P. 201–211.
DOI:10.1080/17549507.2018.1441440
Huettig F., Mani N. Is prediction necessary to understand language?
Probably not // Language, Cognition and Neuroscience. 2016. Vol. 31 (1). P.
19–31. DOI:10.1080/23273798.2015.1072223
Kintsch W., van Dijk T.A. Toward a model of text comprehension and
production // Psychological Review. 1978. Vol. 85 (5). P. 363–394.
DOI:10.1037/0033-295X.85.5.363
Komesidou R., Summy R. Developmental Language Disorder: Considerations for
Implementing School-Based Screenings [Электронный ресурс] // Клиническая и
специальная психология. 2020. Том. 9. № 3. С. 34–47.
DOI:10.17759/cpse.2020090303
Kuperberg G.R., Jaeger T. F. What do we mean by prediction in language
comprehension? // Language, Cognition and Neuroscience. 2015. Vol. 31 (1). Р.
32–59. DOI:10.1080/23273798.2015.1102299
Mortimore T., Crozier W. R. Dyslexia and difficulties with study skills in
higher education // Studies in Higher Education. 2006. Vol. 31 (2). Р. 235–251.
DOI:10.1080/03075070600572173
O’Birne C., Jagoe C., Lawler M. Experiences of dyslexia and the transition
to university: a case study of five students at different stages of study //
Higher Education Research & Development. 2019. Vol. 38 (5). Р. 1031–1045.
DOI:10.1080/07294360.2019.1602595
Qvortrup A., Qvortrup L. Inclusion: Dimensions of inclusion in education //
International Journal of Inclusive Education. 2018. Vol. 22 (7). P. 803–817.
DOI:10.1080/13603116.2017.1412506
Riddick B. Dyslexia and inclusion: Time for a social model of disability
perspective? // International Studies in Sociology of Education, 2001. Vol. 11
(3). P. 223–236. DOI:10.1080/09620210100200078
Screening for dyslexia, dyspraxia and Meares‐Irlen syndrome in higher
education / S. A. Nichols et al. // Dyslexia. 2009. Vol. 15 (1). P. 42–60.
DOI:10.1002/dys.382
Takala M., Silfve E., Karlsson Y., Saarinen M. Supporting Pupils in Finnish
and Swedish Schools–Teachers’ Views // Scandinavian Journal of Educational
Research. 2020. Vol. 2 (1). P. 313–332. DOI:10.3402/edui.v6.24277
Träff U., Passolunghib M. C. Mathematical skills in children with dyslexia
// Learning and Individual Differences. 2015. Vol. 40. P. 108–114.
DOI:10.1016/j.lindif.2015.03.024
Waterfield J. Dyslexia: Implications for Learning, teaching and Support //
Planet. 2002. Vol. 6 (1). P. 22–24. DOI:10.11120/plan.2002.00060022