Шаповаленко Ирина Владимировна

Шаповаленко Ирина Владимировна

PsyJournalsID: 1529

кандидат психологических наук, заведующая кафедрой возрастной психологии им Л.Ф. Обуховой, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, irin_vlad@mail.ru

Награждена почетным знаком имени Петра Великого за достижения в социальном образовании II степени

Дата последнего обновления: 27.10.2023

Публикации в журналах портала PsyJournals.ru 9

Публикации в сборниках портала PsyJournals.ru 1

Другие публикации автора

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ:

  1. Теоретические и экспериментальные исследования детской имитации за рубежом//Труды IV научной конференции молодых ученых факультета психологии: Сборник в 2-х ч. - М.: МГУ, 1987. - С.108 -132.
  2. Диагностика и формирование исторических представлений у дошкольников//Труды IV научной конференции молодых ученых факультета психологии: Сборник в 2-х ч. - М.: МГУ, 1987.- С.197 -208.
  3. Роль имитации в усвоении ребенком речи//Психолингвистические основы речевого онтогенеза при усвоении родного и иностранного языков: тезисы докладов совещания. - М., 1987. - С. 61 - 62.
  4. Формирование образов исторических явлений у детей младшего возраста (опыт экспериментального исследования)//Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика. - М., 1989. - С. 52 - 63.
  5. Ребенок в музее: психолого-педагогические аспекты работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста//Музейное дело и охрана памятников. Экспресс-информация. Вып. 6. М., 1990. - 12 с.
  6. Цикл занятий «Музей и дети» в Политехническом музее/Ребенок в музее (Социологический и психолого-педагогический аспекты). - М., 1993. - С. 96 - 113.
  7. Формы и функции подражания в детском возрасте. М., Изд - во Моск. ун - та, 1994. - 112 с. (Л.Ф. Обухова)
  8. Психология старости как предмет изучения. Программа геронтопсихологии для вузов// Психология зрелости и старения. 1997. Осень.- С. 26 - 38.
  9. Проблемы преподавания геронтопсихологии. Социальная работа: Опыт и проблемы подготовки специалистов (материалы межвузовской научно-практической конференции). М., Союз, 1997. -С. 145 -148.
  10.  Познавательные интересы младших школьников (экспериментально-психологическое исследование)//Журнал практического психолога. 1998. №3.- С.17 - 24.
  11. Роль музея в развитии ребенка в дошкольные и школьные годы//XXII Всероссийский семинар «Музей и подрастающее поколение». Сборник материалов. М., 1999.
  12. Социальная ситуация развития в пожилом возрасте//Психология зрелости и старения. 1999. Лето (6).- С. 27 - 41.
  13. Научно-практическая студенческая конференция «Актуальные проблемы современной психологической науки»//Психология зрелости и старения. 1999. Лето (6). - С. 96 - 99.
  14. Психологические проблемы пожилых людей//Социальная политика в России на пороге ХХI века. Шестые годичные научные чтения МГСУ. М., «Союз», 1999. - С. 215 - 220.
  15. Altersbild und psychische Entwicklung//Alter und Altern in Russland. Fred Karl &Olga V.Krasnova (Hg.) Asanger Verlag Heidelberg, Kröning, 2001. С.129-139.
  16. Тяжелое заболевание ребенка: горестные переживания//Антология тяжелых переживаний: социально-психологическая помощь. Сборник статей/ Под ред. О.В.Красновой. М.: МПГУ, Обнинск: Принтер, 2002 г. -С. 233-255. (Миронова Т.Б.)
  17. Взаимоотношения поколений в семье//Психология семейных отношений с основами семейного консультирования// под ред. Е.Г. Силяевой. М., «Академия», 2002 г. - С. 65 - 120.
  18. Полноценная жизнь в старости: социальные факторы и личностная позиция//Талант, знания, опыт старшего поколения - на пользу Родине. М.: МГСУ, 2002.  - С.105.
  19. Диагностика уровня и содержания межпрофессионального взаимодействия специалистов социальной сферы//Межпрофессиональное  взаимодействие специалистов в области социальной работы. Сборник научных трудов. Отв. ред. О.Б. Бекасов.- М.: АСР МГСУ, 2003.  - С. 16-22.
  20. Прародители (бабушки и дедушки) в системе семейных отношений//Семейная психология и семейная терапия. 2003. №2. С.72-86.
  21. Динамика мотивационно-потребностной сферы в период старения и социальная ситуация развития.  //Тезисы съезда психологов. СПб., 2003. - 2 с.
  22. Проблема старения с биологической и психологической точки зрения//Психологическая наука и образование.- 2003. - №3.- С.25-34. (Обухова Л.Ф., Обухова О.Б.)
  23. Родительское отношение к ребенку: определение, типы  и влияние на психическое развитие//Семейная психология и семейная терапия. - 2004.- №3. - 14 с.
  24. Анализ феномена общения взрослых через ребенка в триаде «взрослый-ребенок-взрослый»// Семейная психология и семейная терапия. - 2004.-  №2.-  С. 72-90. (Ошарина В.В.)
  25. Образ старости и специфика подготовки специалистов для работы с пожилыми людьми//Имиджелогия-2004: состояние, направления, проблемы. Материалы второго международного симпозиума по имиджелогии/ Под ред. Е.А.Петровой. - М., 2004.  - 4 с.
  26. Социальная ситуация развития в пожилом возрасте // Психология старости. Хрестоматия/ - Издательство: Бахрах-М, 2004 г.- C. 525-537.
  27. Взаимоотношения поколений в семье//Психология семейных отношений с основами семейного консультирования /под ред. Е.Г. Силяевой. М.: «Академия», 2006 г. - Учебник с грифом УМО Вузов России С. 65 - 120.
  28. Старость как общественная и личностная проблема в современном мире// Глобализация: настоящее и будущее России. Материалы VI Международного социального конгресса, 24-25 ноября 2006 г. В 2-х томах. М.: Изд-во РГСУ, 2006. Т.1.с.40-41.
  29. Предпенсионный кризис: выраженность и внутреннее содержание //Ученые записки Российского государственного социального университета, 2006. №2. С.185-188.
  30. Особенности мотивационной сферы личности в период поздней взрослости//Наука - транспорту. Материалы научной конференции. - М.: МГУПС, 2006 г. - Т.4. - С. 27.
  31. Технологии профессиональной деятельности психолога  стационарного учреждения социального обслуживания/ М.: Издательско-полиграфический комплекс РГСУ «Гриф УМО вузов России по образованию в области социальной работы Союз», 2007.60 с. -  3,75 п.л. (Миронова Т.Б.)
  32. Психосоциальные технологии адаптации детей-сирот к жизни в семье М.: Издательско-полиграфический комплекс РГСУ «Союз», 2007.144 с. - 9 п.л. (Ефремова Г.И., Шмидт В.Р.)
  33. Личностные особенности людей среднего возраста в контексте проблемы кризиса середины жизни//Вестник университета (Государственный университет управления). Социология и управление персоналом. М., 2008. №1 (39). (издание, рекомендованное ВАК) С.12-15. (Алферова М.О.)
  34. Качество жизни и личностные характеристики социально-активных людей пожилого возраста: эмпирическое исследование//Социальная политика и социология. 2008. №5 (41).(издание, рекомендованное ВАК) С. 73-83.
  35. Роль околофутбольной субкультуры в процессе социализации юноши//  Вопросы гуманитарных наук. - 2008. - №3 (36). - С. 269 - 273. (Салахетдинов Э.Р.)
  36. Имидж пожилого человека у современных подростков как основа взаимоотношений поколений//Имиджелогия - 2008: Имидж как инструмент привлекательности и конкурентоспособности: Материалы Шестого Международного симпозиума по имиджелогии/Под ред. Е.А.Петровой. М.: РИЦ АИМ, 2008. С. 320-322. (Латанова Ю.С.)
  37. Психологические основы предпенсионной подготовки работников //Социальные проблемы развития современного российского общества. Материалы научно-теоретической конференции. - М.: МГУПС, 2008 г. С. 91 - 100.
  38. К вопросу о социально-психологической незрелости молодежи. //Актуальные проблемы безработной молодежи на современном этапе: Материалы научно-практической конференции 06.11.2008. РГСУ 2008. С.48-52.
  39. Социальные и психологические факторы переживания одиночества в поздней взрослости. //Психология социальности. Межвузовский сборник научных трудов. Т.2. /Под ред. Е.А.Петровой. М.: РИЦ АИМ, 2008. С.51-55.
  40. Факторы риска суицида в пожилом возрасте//Cовременное состояние суицидологии в России: актуальные проблемы, перспективы. Москва, 2008. - С. 54-56.
  41. Факторы вариативности когнитивных функций в средней и поздней взрослостиПсихология зрелости и старения, 2008. №4 (44). С.42-62.
  42. Возрастные задачи и личностные кризисы поздней взрослости//Психология зрелых возрастов. Хрестоматия. Шаповаленко И.В. (редактор-составитель). М.: АНО «Психологическая электронная библиотека», 2008.-   С.563-568.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

  1. Основные проблемы школьной психологической службы. //Программа курса для студентов психологического факультета. М., 1994. - 36 с.
  2. Возрастная психология. Программа курса для студентов факультета психологии. М., Союз, 1997. 27 с.
  3. Возрастная психология. Планы семинарских занятий. М., Союз, 1997. - 20 с.
  4. Программа повышения квалификации социального работника//Психология зрелости и старения. 1998. Весна. С. 19 - 29 (Т.Д. Марцинковская, О.В. Краснова)
  5. Геронтопсихология (Учебная программа курса). М., «Союз», 1998. - 16 с.
  6. Программа итогового квалификационного экзамена  по психологии/И.В.Шаповаленко и др. М., 2001.
  7. Закономерности психического развития ребенка в дошкольном возрасте//Сборник публичных лекций. М., «Союз», 2001. - С.286 - 303.
  8. Программа итогового квалификационного экзамена  по психологии М., Союз, 2003. - 28 с.
  9. Психология развития и возрастная психология. Учебно-методические материалы. М., Союз, 2003. -37 с.
  10. Методика преподавания психологии. Учебно-методический комплекс. М., Союз, 2004. -26 с.
  11. Возрастная психология. (Психология развития и возрастная психология). М.: Гардарики, 2004.  - 349 с.
  12. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования /под ред. Е.Г. Силяевой. М.: «Академия», 2004 г. -С. 65 - 120.
  13. Методика преподавания психологии: Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 020400 «Психология». - М., 2004. - М., РИПО ИГУМО, 2004. 64 с.
  14. Возрастная психология. (Психология развития и возрастная психология) - М.: Гардарики, 2005.  349 с.
  15. Психология развития и возрастная психология: Программа учебной дисциплины для студентов специальности 020400 «Психология».- М., РИПО ИГУМО, 2005.- 32 с.
  16. Возрастная психология. (Психология развития и возрастная психология) М.: Гардарики, 2007.  -Учебник с грифом УМО вузов по психологии  349 с.
  17. Взаимоотношения поколений в семье//Психология семейных отношений с основами семейного консультирования /под ред. Е.Г. Силяевой. М.: «Академия», 2008 г. - Учебник с грифом УМО Вузов России. С. 65 - 120.
  18. Психология зрелых возрастов. Хрестоматия. Шаповаленко И.В. (редактор-составитель). М.: АНО «Психологическая электронная библиотека», 2008. - 667 с.
  19. Об опыте разработки учебно-методических пособий инновационного типа//Современное социальное образование: опыт и проблемы модернизации: Тезисы выступлений на VII Всероссийском социально-педагогическом конгрессе 8-9 июня 2007 года. - М.: Изд-во РГСУ, 2008.  - С.220-222.
  20. Психология развития и возрастная психология. Ч.1. Теории развития.  - Конспекты лекций. Тестовые задания. М.: Изд-во РГСУ, 2008. - 43 с.
  21. Программа педагогической практики. Методические рекомендации.М.: Изд-во РГСУ, 2008. - 48 с. (Ефремова Г.И.)
  22. Геронтопсихология. Учебно-методические материалы.М.: Изд-во РГСУ, 2008. - 38 с.
  23. Психология развития и возрастная психология. Учебно-методические материалы.М.: Изд-во РГСУ, 2008. - 64 с.
  24. Возрастная психология. (Психология развития и возрастная психология) М.: Гардарики, 2009.  - Учебник с грифом УМО вузов по психологии.-  349 с.
  25. Взаимоотношения разных поколений в современной семье: cотрудничество, влияние, конфликт. //Социальная политика и социология, №5(46), 2009. -  С.37-45.
  26. Проблемы взаимоотношений разных поколений в семье. //Человеческий капитал №1(9), 2009. - С.12-18.