Развитие представлений о себе как механизм социализации детей с расстройствами аутистического спектра

2066

Общая информация

Ключевые слова: деятельность , социализация, расстройства аутистического спектра, нарушения развития, образ тела, социализация телесной сферы

Рубрика издания: Педагогический опыт

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Солдатенкова Е.Н., Федоренко Н.Л., Хилько А.В. Развитие представлений о себе как механизм социализации детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2009. Том 7. № 1. С. 13–26.

Фрагмент статьи

Разработанная и созданная усилиями отечественных специалистов системаспециализированной помощи детям срасстройствами аутистического спектра достигла определенных успехов в реше­нии задач диагностики и коррекции нару­шений познавательной деятельности. В гораздо меньшей степени в предлагаемых специалистами рекомендациях уделяется внимание изучению генезиса и специфи­ки собственно личностных проблем, неизбежно возникающих у этих детей в про­цессе их социализации. Между тем имен­но такого рода проблемы, фокусируя в се­бе сложное соединение различных факто­ров развития ребенка, оформляются в многочисленные поведенческие наруше­ния. Это приводит к общей или частич­ной дезадаптации, поскольку механизмы социально-психологической адаптации формируются и реализуются на уровне целостной личности в процессе онтогене­тической социализации и определяют качество дальнейшей интеграции.

Литература

  1. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием: младший дошкольный возраст. Альманах Института коррекционной педагогики РАО. - М., 2001. - № 4.
  2. Баенская Е.Р., Никольская О.С, Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М.: Центр традиционного и современного образования «Теревинф», 1997.
  3. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. — М.: Когито-Центр, 2000.
  4. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М., 1986.
  5. Блейхер В.М., Крук И.В. — Толковый словарь психиатрических терминов. — Киев: Высшая школа, 1996.
  6. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. — М.: Книга, 1995.
  7. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6-ти тт. - М., 1981-1984.
  8. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. — М.: Наука, 1980.
  9. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детейдошкольного возраста. — Пермь, 2002.
  10. Кон И.С. Открытие «Я». — М.: Политиздат, 1978.
  11. КрайгГ. Психология развития личности. — М., 2000.
  12. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненныйцикл развития человека. — М.: ТЦ «Сфера», 2001.
  13. Лебединская К.С., Никольская О.С, Баенская Е.Р., Либлинг М.М.Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. —М.: Мир психологии, 1990.
  14. Леви В.Л. Я и мы. - М, 1973.
  15. Москвина А.Г. Проблемы социальной адаптации и социальной защиты лиц с недостатками генотипа//Дефектология. — 1994. — № 1. — С. 34-42.
  16. Мухина B.C. К проблеме социального развития ребенка // Психологическийжурнал. - 1980. - № 5. - С. 27-32.
  17. Оллпорт Г.В. Личность в психологии. — М., 1998.
  18. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / Сост. Л.В. Куликов. - СПб.: Питер, 2000.
  19. Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия: В 2-х тт.
  20. Психология кожи. Сборник статей под редакцией Сироткина С.Ф.,Мельниковой М.Л. — Ижевск, 2004.
  21. Психология самосознания: Хрестоматия / Сост. Д.Я. Райгородский. —М.: Изд-во «Бахрах», 2003.
  22. Flavell, J. H. Cognitive development. Englewood Cliffs, N. J.: Prentice-Hall. 1977.
  23. Galenson E., Roiphe H. The impact of early sexual discovery on mood, defensiveorganization, and symbolization, Psychoanal. Study Child. 1971.
  24. Kleeman J.A. The establishment of core gender identity in normal girls. Archs.Sexual Behavior. 1971.
  25. Lichtenberg, J.D. Infant studies and clinical work with adults. Psychoanal. Inq 1987.
  26. Mahler M.S. On child psychosis and schizophrenia: Autistic and symbiotic infantile psychosis. Psychoanal. Study Child. 1952.
  27. Mahler M.S. A study of the separation — individuation process and its possibleapplication to borderline phenomena in the psychoanalytic situation. Psychoanal.Study Child. 1971.
  28. Spitz R.A. The evolution of dialogue. In Drives, affects, behavior. Vol. 2, ed. M. Schur.New York: Int. Univ. Press. 1965.
  29. Stern D.N. The interpersonal world of the infant. New York: Basic Books. 1985.
  30. Stoller R.J. Sex and gender: On the development of masculinity and femininity.New York: Science House. 1968.
  31. Sullivan H. S. Schizophrenia as a human process. New York: Norton. 1962.
  32. Sullivan H.S. Clinical studies in psychiatry. New York: Norton. 1973.

Информация об авторах

Солдатенкова Елена Николаевна, Педагог-психолог Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС, ФГБОУ ВО "Московский государствнный психолого-педагогический университет", Аспирант кафедры Возрастной психологии им. Л.Ф. Обуховой факультета психологии образования Московского государственного психолого-педагогического университета, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6901-4396, e-mail: ElenaSol08@mail.ru

Федоренко Наталия Леонидовна, педагог-психолог ЦПМССДиП ГБОУ ВПО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: cpmsdip@yandex.ru

Хилько Анастасия Владимировна, педагог-психолог ЦПМССДиП ГБОУ ВПО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: cpmsdip@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2019
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 2066
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 3