Учебные компетенции на уроках окружающего мира при работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра

944

Общая информация

Ключевые слова: аутизм, коррекционная помощь, окружающий мир, развитие учебных навыков

Рубрика издания: Педагогический опыт

Тип материала: краткое сообщение

Для цитаты: Дмитриева О.М. Учебные компетенции на уроках окружающего мира при работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2012. Том 10. № 1. С. 50–60.

Полный текст

 

Образование играет важнейшую роль в обществе. Цели, задачи и методы обучения меняются, ориентируясь на современные требования. Если раньше в результате успешного обучения ученик овладевал знаниями, навыками и умениями по программе, то современный ученик должен быть личностью, обладающей образовательными компе­тенциями, необходимыми для полноценной жизни в обществе.

Считается, что White R.W. (1959) ввёл в обращение термин «компетенция» для описания особенностей индивидуальности, которые связаны с «превосходным выполнением работы и высокой мотивацией». Он определил компетентность как эффективное взаимодействие человека с окружающей средой. D.M. Woodruff (1991) предлагает разделить компетентность как аспекты работы, которую человек может выполнить, и компетенцию как поведенческую характеристику, способствующую компетентному выполнению. Для школьного образования это означает, в первую очередь, что ребёнок должен уметь применить свои знания, умения и навыки на практике. Компе- тентностный подход в образовании, в противоположность концепции «усвоения знаний», предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем эффективно решать задачи профессиональной, личной и общественной жизни. Причем особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующие средства. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов. Как пишут Bowden и Morton: «Если вы не представляете, с какими ситуациями могут столкнуться ваши ученики в будущем, учите их тому, что они могут применить в любых ситуациях».

Смысл обучения в школе заключается в развитии у учеников способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах деятельности на основе социального и собственного опыта. Особенности детей с РАС проявляются в том, что часто навыки, освоенные в школе, не переносятся во внешнюю деятельность. Поэтому перед школой стоит задача научиться работать с такими детьми, корректировать особенности их поведения, развивать их возможности для получения полноценного образования. Чтобы ребёнок мог хорошо ориентироваться в различных ситуациях, образовывать общие понятия и использовать свои навыки не только в школе или кабинете психолога, требуется чёткая координация работы семьи и школы.

Давайте подробнее рассмотрим трудности, возникающие у таких детей на уроке. Мотивация к учебной деятельности у большинства аутистов может иметь специфическое направление: один ребёнок может быть «зациклен» на сведениях о природе, другой — на календарях, третий — бесконечно путешествует по схеме линий метрополитена. При аутизме дети имеют проблемы поведения, социальной адаптации, коммуникации. Задача учителя помочь такому ребёнку услышать вопрос и понять его, включиться в урок. Грамотно построенное занятие содержит конкретные указания и помощь ученику. Например, если сохранному ребёнку достаточно назвать страницу учебника, которую он должен открыть, и номер

рисунка, на который он должен посмотреть, то детям с РАС часто необходима помощь в нахождении страницы и рекомендация держать палец на рассматриваемом рисунке. На уроке должна быть задана программа действий: на слух (учитель произносит вопрос), зрительно (на доске написано, с какими страницами работать, прикреплены иллюстрации) и тактильно (применяется большое количество раздаточного материала, поясняющего ребёнку суть задания). В урок должны быть включены различные виды деятельности. Мотивация может быть повышена за счёт включения в урок сюжета, демонстрации отрывков интересных фильмов и мультфильмов по теме урока.

Часто наличие знаний у ребёнка с РАС не предполагает их применения на практике. Приведём конкретный пример. Мы с учениками вырастили рассаду цветов и весной сажали их на школьной клумбе. Дети уже заканчивали третий класс и были прекрасно осведомлены о строении и особенностях жизнедеятельности растений. Тем не менее один из учащихся целенаправленно отрывал у цветов только головки и пытался их посадить в землю. Ещё двое «укореняли» рассаду корнями вверх. Очень характерным примером также являются постоянные попытки укусить муляжи овощей и фруктов на уроке, несмотря на неоднократное предупреждение детей о том, что все они сделаны из пластмассы. Дети на уроке прекрасно отвечают цепи питания животных, а, придя в зоопарк, не знают, чем их угостить. Часто или совсем не поливают цветы в классе (потом искренне горюя, что они погибли) или, наоборот, поливают их несколько раз в день, пока вода не станет переливаться через край.

Таким образом, при обучении детей с расстройствами аутистического спектра задача формирования компетенций стоит особенно остро. Занятия на уроках окружающего мира являются самыми сложными, так как требуют понимания целостной картины мира, часто недоступной таким детям.

Предлагаемые в данной работе задания, разработанные как обучающие компетенции, позволяют проверить знания детей, приблизить их к использованию в реальной жизни. Подобные задания помогают формировать практические навыки и у детей с особенностями развития.

Методика представляет собой набор тестовых заданий на основе программы массовой школы по окружающему миру с тремя вариантами ответов. Включает в себя четыре части для 1-4-х классов соответственно. Ребёнку после прохождения соответствующей темы выдаётся карточка с заданием и предлагается представить, что он оказался в описываемой ситуации. Необходимо плюсом отметить правильный ответ.

1-й КЛАСС

1.     Какой камень ты выберешь, чтобы высечь искру:

О лёгкий белый

0 коричневый с острыми краями

О тяжёлый с розовыми и чёрными крапинками

2.     Какой предмет ты возьмёшь, чтобы показать форму Земли своей младшей сестре:

О тарелку

О грушу

0 мяч

3.    Откуда лучше наблюдать звёзды:

О с крыши дома

О с башни

0 с высокой горы

4.    Когда ты будешь сажать цветы возле дома: О зимой

0 весной

О осенью

5.      Ты собираешь коллекцию насекомых и пересчитываешь:

О крылышки

0 лапки

О усики

6.      Какую рыбу ты выпустишь в реку:

0 щуку

О акулу

О камбалу

7.      Во дворе держали кур. Что ты найдёшь на земле:

О чешую

0 перья

О шерсть

8.      Чем ты покормишь новорожденного котёнка:

О мясом

О овощами

0 молоком

9.      Какой фломастер тебе не нужен, чтобы нарисовать радугу:

О красный

О фиолетовый

0 белый

10.      Сейчас воскресенье, через сколько дней снова будут выходные:

О через 7 дней

0 через 5 дней

О через 3

11.      Наступил новый учебный год. Какое сегодня число:

О 31 декабря

О 1 января

0 1 сентября

12.      С какой части растения ты сорвёшь плод у огурца:

О с корня

0 со стебля

О с листа

13.      На какой свет светофора ты будешь переходить улицу:

0 зелёный

О жёлтый

О красный

14.      В какую сторону нужно посмотреть при переходе улицы без светофора:

0 налево, потом направо

О прямо и налево

О направо и назад

15.     Какой переход более безопасный:

О наземный переход «зебра»

0 подземный переход

О надземный переход-мост

16.     Знак «Осторожно, дети» сделан для:

О пешеходов

0 водителей

О школьников

17.      Какой транспорт ты выберешь для быстрого путешествия:

0 самолёт

О поезд

О машину

18.      Как ты узнаешь, есть ли в снежке грязь:

О внимательно рассмотришь

О попробуешь на вкус

0 растопишь в стакане

19.      Ты весной выйдешь на полянку, где цветёт много ландышей. Что ты сделаешь:

О сорвешь один цветок

О нарвешь букет

0 сфотографируешь

20.      На прогулке ты увидел гнездо птицы. Что ты сделаешь:

О возьмешь его

О возьмешь одно яйцо

0 тихо отойдешь

2-й КЛАСС

1.      В энциклопедии ты будешь искать Землю как:

О звезду

0 планету

О спутник

2.      У мамы на паспорте нарисован двуглавый орёл. Это герб:

О города Москва

О вашего района

0 страны Россия

3.      Ты пишешь доклад о живой природе. Что ты выберешь:

О Солнце, воздух и воду

0 лису, зайца и растения

О ручей, луну и дерево

4.      Младший брат попросил тебя объяснить, что такое «изделия». Ты приведёшь в пример:

О тела природы

0 то, что сделано руками человека

О будешь показывать всё вокруг

5.       Недавно летом был твой день рождения. Какие времена года должны пройти до следующего:

0 осень, зима, весна

О зима, весна, лето

О весна, зима, осень

6.      Сейчас наступает зима. Что ты скоро увидишь:

О грозу

О цветение трав

0 метель

7.      Весной ты будешь наблюдать:

0 цветение ландыша

О отлёт перелётных птиц

О с ильные морозы и толстый слой льда

8.      Летом ты увидишь:

О листопад

0 окукливание бабочки

О гололедицу

9.      Осенью ты услышишь:

О писк птенцов в гнёздах птиц

О скрип снега на морозе

0 шум дождя

10.      Ты держишь в руках термометр. Что им измеряют:

О влажность воздуха

0 температуру

О скорость ветра

11.     По народным приметам будет дождь.

Ты увидел как:

0 закрываются одуванчики

О улетают птицы

О шишки ели раскрываются

12.      Осенью ты наблюдал отлёт птиц на зимовку:

О голубей, ворон, воробьёв

0 ласточек, уток, грачей

О дятла, совы, ястреба

13.      Ночью ты вышел наблюдать звёзды и увидел созвездия:

О Два Коня

0 Большую и Малую Медведицу

О Мышь и Кошку

14.      Ты нашёл на дороге гранит. В его состав входят:

О песок, глина и кварц

О малахит и кремень

0 слюда, кварц и полевой шпат

15.      На улице летом тебе стало трудно дышать из-за:

0 выхлопных газов автомобилей

О того, что растения перестали выделять кислород

О нехватки углекислого газа

16.      Вода в пруду вдруг изменила цвет и стала плохо пахнуть. Что ты сделаешь:

О буду плавать как обычно

О буду ловить рыбу для кота

0 позвоню в экологическую службу

17.      Какие ты видел в парке жизненные формы растений:

О землянику и ель

0 деревья, кусты и травы

О мхи и лишайники

18.      Какие группы животных ты видел в зоопарке:

0 насекомых, зверей, рептилий

О слонов, львов, крокодилов

О медведей, волков, фламинго

19.      В ваш сад на даче прилетели божьи коровки. Что они едят:

О листочки

О нектар

0 тлю

20.      Ты приехал к бабушке в деревню. Кого ты там увидел:

О льва и волка

0 коров и кур

О лошадь и оленя

21.      Родители повели тебя в зоопарк. Каких животных из Красной книги ты там встретил:

0 зубра и стерха

О кабана и черепаху

О петуха и лису


3-й КЛАСС

1.      Ты делаешь доклад о царстве растений. Какие примеры ты используешь:

0 мхи, папаротники и злаки

О ирис, берёза и кобылка

О водоросли, головастик и лактобак­терия

2.      Ты с родителями путешествуешь по другой стране. Какие символы государства ты там можешь увидеть:

О флаг, границы, бюджет

О гимн, флаг, численность населения

0 гимн, флаг, герб

3.      Летом ты видел, как кошка поймала мышь. Какие экологические связи ты можешь проследить:

О между животными и растениями

0 между двумя животными

О между человеком и природой

4.      Ты приехал на экскурсию в заповедник. Что там можно делать:

О потрогать животных

0 смотреть через ограждение

О покормить животных

5.       Ты случайно пролил воду, и она разлилась по полу. Это доказывает, что вода:

О прозрачна

О превращается в пар

0 жидкая

6.      Ты захотел проверить качество творога и капнул на него капельку йода. Творог посинел. Это доказывает, что:

О творог качественный

0 творог некачественный, содержит крахмал

О творог жирный

7.      Зимой твоё окно с внутренней стороны запотело. Это доказывает, что в воздухе есть:

0 водяной пар

О загрязнения

О кислород

8.      Весной лёд на подоконнике растаял, и обнаружился чёрный осадок. Это:

О остатки азота

0 нерастворившиеся вещества

О растворившиеся вещества

9.      Летом ты наблюдал кучевые облака. Откуда они взялись:

О из подземных рек

О они всегда летают вокруг земли

0 э то вода испарилась с поверхности земли и океана

10.      На поверхности воды и морском побережье ты видел тёмную плёнку и погибших животных. Откуда эти загрязнения:

0 т анкер с нефтью напоролся на скалы

О рыболовецкое судно затонуло

О в море цветут водоросли

12.      На даче ты помогаешь копать грядки и видишь почвенных животных:

О трясогузку, дождевого червя

О мышь, корни растений

0 личинок жуков, медведку

13.      Ты пишешь доклад о веществах, получаемых растениями из почвы:

О минеральных солях, сахарах

0 воде, минеральных солях

О углекислоте, перегное

14.      Младший брат спросил тебя о водорослях. Ты рассказал о:

О хвоще

О можжевельнике

0 ламинарии

15.      Ты хочешь подуть на одуванчик. Значит, его семена могут распространяться:

О по воде

О только птицами

0 по воздуху

16.      Ты пишешь доклад о различных группах животных. Основным признаком группы насекомые является:

О полёт

0 6 ног

О членистое тело

17.       По телевизору ты видел, как волк догнал и схватил оленя. Это значит, что волк животное:

О растительноядное

О всеядное

0 хищное

18.      Ты увидел, как на огороде бабочка отложила яйца на капусту. Кто из них выйдет:

0 гусеницы

О новые бабочки

О куколки

19.      В зоопарке ты увидел тигра. Это исчезающий вид, потому что:

О на них охотятся волки

0 их уничтожают браконьеры

О у них совсем не осталось пищи

20.      В лесу ты нашёл грибы и рассмотрел, из чего состоит их тело:

О шляпка и ножка

0 шляпка, ножка и корни

О шляпка, ножка, грибница

21.      У тебя заболел живот. Кишечник человека относится к:

0 пищеварительной системе

О дыхательной системе

О нервной системе

22.      На обед ты съел суп из овощей и мясо с картофелем. Какие питательные вещества ты получил:

О белки и жиры

0 белки, жиры и углеводы

О только углеводы

4-й КЛАСС

1.      Младший брат спросил, сколько планет в Солнечной системе. Ты ответил:

О 3

0 8

О 11

2.      Наступило утро. Солнце встало. Это произошло, потому что:

О Земля вращается вокруг Луны

0 Земля вращается вокруг Солнца

О Солнце вращается вокруг Земли

3.      На ночном небе ты пытаешься найти Полярную звезду. В каком она созвездии:

0 Малая медведица

О Большая медведица

О Орион

4.      Вы с семьёй едете отдыхать на Чёрное море. В какой океан из него можно попасть:

О Тихий

О Индийский

0 Атлантический

5.       Ты пишешь доклад по древней истории. Куда ты обратишься за древними документами:

О в магазин

0 в архив

О на выставку

6.      Летом ты почувствовал запах гари. Это загорелся лес из-за:

О работы лесопилки

О скопления вредных веществ

0 небрежного обращения с огнём

7.      Летом шли обильные дожди, и на краю поля возле твоего дачного участка образовался:

0 овраг

О балка

О карьер

8.      Почему нельзя купаться в непроверенном месте? Чего надо опасаться на дне реки:

О хищников

О холодных ключей

0 брошенного строительного мусора

9.      Возле твоего дома можно найти горные породы:

О золото

0 глину и песок

О каменный уголь

10.      Если у тебя дома газовая плита, то какое полезное ископаемое там сгорает:

О углекислый газ

О кислород

0 природный газ

11.      На какой почве лучше выращивать дома цветы:

О песчаной

0 чернозёмной

О глинистой

12.      Ты пишешь доклад о жителях леса. Каких животных ты выберешь:

0 сову, кабана, жука-дровосека

О оленя, выдру, моржа

О лося, сайгака, ласку

13.      Ты пишешь доклад о жителях луга. Каких животных ты выберешь:

О червя, тушканчика, сову

О сома, медведя, бабочку

0 шмеля, трясогузку, мышь

14.      Ты пишешь доклад о жителях водоёма. Каких животных ты выберешь:

О утку, лисицу, щуку

0 жука-плавунца, бобра, утку

О рака, карася, белку

15.      Ты поехал на экскурсию в хлебопекарню. Там выпекали чёрный хлеб из:

0 ржаной муки

О пшеничной муки

О кукурузной муки

16.     На даче ты посадишь овощи:

О клубнику, лук, салат

О малину, свеклу, картофель

0 картофель, лук, перец

17.       Младшая сестра спросила тебя, что такое рогатый скот. Ты привёл в пример:

0 коров, овец, коз

О коров и лошадей

О свиней, коз, овец

18.      Ты приехал на Тверскую площадь в Москве и увидел памятник основателю города:

О Дмитрию Донскому

0 Юрию Долгорукому

О Ивану Грозному

19.      В художественном музее ты увидел картину столичного пира князя Владимира. В каком городе это происходило:

О Москве

О Владимире

0 Киеве

20.       Ты пишешь доклад о татаро-монголах. Как называлось их государство:

О Монголия

0 Золотая Орда

О Казанское ханство

21.     На станции Китай-город ты видел остатки крепостной стены из красного кирпича. Это:

О Кремль

0 крепость Китай-город

О Земляной город

В 2011-2012 учебном году школьники ЦПМССДиП охотно выполняли приведенные задания, часто просили еще задать «интересные» вопросы, что говорит о высокой мотивации к данному виду работы на уроке.

В основном встречались ошибки на понимание текста задания, а также дети путались в общебиологических понятиях (группы животных), в последовательности времён года и т.д. Все ошибки проговаривались и разбирались на уроке.

Таким образом, можно рекомендовать использование подобных заданий в работе с детьми с особенностями развития, в том числе с расстройствами аутистиче­ского спектра. Эти задания позволяют учителю формировать у учащихся компетенции, включающие знания, умения, навыки и установки.

Данные разработки можно рекомендовать педагогам на уроках окружающего мира в начальной школе, на уроках дополнительного образования, а также для самоконтроля при занятиях детей с родителями.

Литература

  1. Аппе Франческа. Введение в психологическую теорию аутизма. – М., 2006.
  2. Ахутина Т.В, Горина И.С., Манелис Н.Г., Пылаева Н.Н. Диагностика и коррекция пространственных нарушений у детей. – М., 2000.
  3. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Диагностика развития зрительно-вербальных функций. – М.: Академия, 2003.
  4. Бабкина Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе: пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения. – М.: Айрис-пресс, 2006.
  5. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебники 1-4 кл. – М.: Просвещение, 2007.
  6. Тихомирова Е.М. Тесты по предмету «Окружающий мир» к учебному комплекту А.А.Плешакова «Мир вокруг нас 1-4 класс», экзамен. 2010.

Информация об авторах

Дмитриева О.М., педагог-психолог ЦПМССДиП, Москва, Россия, e-mail: cpmsdip@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1003
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 14

Скачиваний

Всего: 944
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0