Анализ проблем, возникающих в дошкольном образовательном учреждении при создании специальных образовательных условий для детей с РАС. Результаты анкетирования*

1996

Аннотация

Часть методических рекомендаций по разработке специальных образовательных условий в дошкольных образовательных учреждениях для детей, имеющих нарушения в развитии аутистического спектра, выполненных сотрудниками ЦПМССДиП МГППУ в 2013 г., посвящена анализу проблем, которые возникают при определении ребенка в дошкольное образовательное учреждение. Выяснено, что к неудачам в интеграции, помимо нарушений у детей поведения и речи, приводят незнание специалистами методов работы с такими детьми, отсутствие специальных образовательных условий, а также алгоритма поведения специалистов. Проведенное анкетирование родителей и специалистов помогло в разработке рекомендаций.

Общая информация

* Работа выполнена в рамках Государственного задания ГБОУ ВПО МГППУ на 2013 г. «Разработка специальных образовательных условий для детей, имеющих нарушения в развитии аутистического спектра, в дошкольных образовательных учреждениях».

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, качество жизни, дошкольная образовательная среда, специальные условия, компетентность персонала, организация среды, малая группа

Рубрика издания: Теория и методология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Манелис Н.Г., Медведовская Т.А., Субботина Е.В. Анализ проблем, возникающих в дошкольном образовательном учреждении при создании специальных образовательных условий для детей с РАС. Результаты анкетирования // Аутизм и нарушения развития. 2013. Том 11. № 2. С. 1–10.

Полный текст

 

Часть методических рекомендаций по разработке специальных образовательных условий в дошкольных образовательных учреждениях для детей, имеющих нарушения в развитии аути­стического спектра, выполненных сотрудниками ЦПМССДиП МГППУ в 2013 г., посвящена анализу проблем, которые возникают при определении ребенка в дошкольное образовательное учреждение. Выяснено, что к неудачам в интеграции, помимо нарушений у детей поведения и речи, приводят незнание специалистами методов работы с такими детьми, отсутствие специальных образовательных условий, а также алгоритма поведения специалистов. Проведенное анкетирование родителей и специалистов помогло в разработке рекомендаций.

Введение

Расстройства аутистического спектра возникают в детском возрасте, в разной степени сохраняются на протяжении всей жизни человека и характеризуются качественными нарушениями в сфере коммуникации, социального взаимодействия, а также склонностью к стереотипному поведению. Нарушения социального взаимодействия проявляются в неспособности адекватно использовать контакт взора, мимическое выражение, жестикуляцию. При аутизме нарушена реакция на других людей, отсутствует модуляция поведения в соответствии с социальной ситуацией. Дети не способны устанавливать взаимосвязь со сверстниками, у них отсутствуют общие интересы с другими людьми.

Аномалии в общении проявляются в форме задержки или в полном отсутствии спонтанной речи, без попыток компенсировать этот недостаток жестикуляцией и мимикой. Люди, страдающие аутизмом, не могут начинать или поддерживать беседу (при любом уровне речевого развития), для них типична повторяющаяся и стереотипная речь. Характерно нарушение игры: у аутичных детей могут отсутствовать подражательные, ролевые игры, очень часто отсутствует символическая игра.

Стереотипное поведение проявляется в форме поглощенности однообразными и ограниченными интересами. Характерна навязчивая привязанность к специфическим, нефункциональным поступкам или ритуалам. Очень часто имеют место повторяющиеся вычурные движения. Для детей характерно повышенное внимание к частям предметов или нефункциональ­ным элементам игрушек (к их запаху, осязанию поверхности, издаваемому ими шуму или вибрации).

Большинство детей, страдающих аутизмом, имеет снижение интеллекта. Примерно 20% детей демонстрируют уровень интеллектуального развития, соответствующий возрасту.

К расстройствам аутистического спектра также относят синдром Аспергера. Синдром характеризуется теми же нарушениями, что и аутизм, но, в отличие от него, при синдроме Аспергера нет задержки в интеллектуальном и речевом развитии.

Согласно оценке ВОЗ (резолюция от 8 апреля 2013 года), распространенность РАС составляет 32/10000, то есть один ребенок из 160 страдает нарушением аутистического спектра с последующей инвалидностью. Эта оценка представляет собой среднее значение, и во многих контролируемых исследованиях приводятся существенно более высокие показатели. Кроме того, всюду отмечается рост расстройств аутистического спектра. Так, например, в США с 1980-х годов число таких детей выросло примерно в 10 раз. В настоящее время в Российской Федерации отсутствуют достоверные статистические данные о частоте встре­чаемости РАС. Однако, исходя из эпидемиологических данных, можно предполагать, что даже по самым осторожным оценкам, в Российской Федерации число детей с РАС в возрасте до 18 лет варьирует в пределах 300-400 тысяч.

В связи с высокой частотой встречае­мости аутистических расстройств велика вероятность нахождения ребенка с РАС практически в каждом образовательном учреждении. При этом адаптация этих детей крайне затруднена, прежде всего, из-за нарушений коммуникации и социализации, а также в связи с наличием деза- даптивных форм поведения. Для успешной интеграции детей с РАС необходимы специальные образовательные условия, которые позволят этим детям получить доступ к образованию.

Конечной целью оказания помощи детям с РАС является повышение качества жизни человека, страдающего аутизмом. Под термином «качество жизни» понимается следующее:

   уровень самостоятельности;

   возможность устанавливать социальные отношения;

   возможность учиться и работать;

   доступ к активному отдыху и досугу.

Для повышения качества жизни людей с РАС необходимы два взаимодополняющих направления в работе. С одной стороны, работа должна быть направлена на формирование новых навыков и устранение нежелательных форм поведения (агрессия, аутоагрессия, истерики и пр.), которые препятствуют социализации. Поскольку во многих случаях далеко не все навыки, необходимые для независимого функционирования, могут быть сформированы, следует создавать специальные условия или среду, которая позволит компенсировать отсутствующие навыки. Наличие таких условий позволит обеспечить достаточно высокое качество жизни даже при низком уровне функционирования человека.

Чем больше навыков удается сформировать, тем менее жесткими становятся требования к среде, и тем больше возможности существовать в обычной среде.


Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

 

   В связи с высокой частотой встречае­мости аутистических расстройств вероятность нахождения ребенка с РАС практически в каждом ДОУ крайне велика.

   Адаптация детей с РАС затруднена, прежде всего, из-за нарушений коммуникации и социализации, а также в связи с наличием дезадаптивных форм поведения, к которым относятся: агрессия, ауто­агрессия, самостимуляция, импульсивность и другие особенности поведения, препятствующие адаптации.

   Расстройства аутистического спектра представляют собой неоднородную группу. Степень выраженности тех или иных нарушений варьирует от относительно незначительных до грубых, приводящих к тяжелым проблемам адаптации.

   Ребенок с аутизмом нуждается в специальных условиях в ДОУ.

К таким условиям относятся:

   Компетентность персонала (знают и учитывают особенности детей с РАС, знают и используют методы, позволяющие развить навыки, устранить нежелательные формы поведения).

   Организация среды, позволяющая компенсировать отсутствующие навыки. Иначе говоря, с одной стороны, нужно направлять усилия на адаптацию ребенка к социуму, а с другой, - адаптировать среду к особенностям и потребностям самого ребенка.

   Командная работа (специалисты разного профиля, родители).

   Дополнительные ресурсы (малая группа, постепенная интеграция, тьютор и пр.).

Часть 1. Анализ проблем, возникающих в ДОУ при создании специальных образовательных условий для детей с РАС.

Результаты анкетирования

Для того чтобы проанализировать проблемы, возникающие в ДОУ при создании специальных образовательных условий для детей с РАС, было проведено анкетирование специалистов, работающих в ДОУ, а также родителей, чьи дети имеют РАС и посещают или посещали в недавнем прошлом ДОУ в г. Москве. Всего было опрошено 74 специалиста и 97 родителей. Анализ результатов опроса выявил следующее. Ниже приводятся обработанные результаты анкетирования, сгруппированные по темам.

1.   Какие цели преследуются при определении в ДОУ ребенка с РАС

Подавляющее большинство родителей указали, что главной целью посещения ребенком детского сада являлось обучение общению с другими детьми.

Больше половины родителей видели цель посещения сада в том, чтобы ребенок ходил на развивающие занятия, научился соблюдать правила и стал более самостоятельным (приобрел навыки самообслуживания, научился сам одеваться, есть, пользоваться туалетом и т.п.), а также стал лучше говорить и научился играть.

Пятая часть опрошенных родителей связывали посещение ребенком детского учреждения с реализацией возможности выйти на работу.

По мнению специалистов ДОУ, ребенку с ОВЗ и, в частности, с РАС, посещение ДОУ необходимо для того, чтобы он научился общаться со сверстниками, а также для развития самостоятельности, для обучения следованию правилам, развития речевых, игровых и познавательных навыков. В то же время, 7% опрошенных из числа сотрудников ДОУ сочли нецелесообразным посещение ДОУ для детей с ОВЗ.

Таким образом, в целом мнения специалистов и родителей о целях пребывания в ДОУ детей с РАС совпадают.

2.    На каком основании родители выбирают ДОУ, и насколько ДОУ готово к работе с ребенком с РАС

Опрос показал, что большинство родителей чаще всего выбирали для детей общеразвивающие группы в ДОУ или лекотеку. На втором месте в их выборе оказались детские сады компенсирующего вида для детей с нарушениями речи и ЗПР. Незначительное число родителей, принимавших участие в опросе, предпочли частный детский сад или группу «Особый ребенок».

Как правило, родители выбирали ДОУ самостоятельно, рекомендациями ПМПК воспользовались менее четверти опрошенных. В ряде случаев родители опирались на мнения специалистов, наблюдавших ребенка, и советы других родителей, имеющих опыт выбора ДОУ.

Исходя из результатов анкетирования, обычно родители сообщают диагноз ребенка специалистам ДОУ. Однако в трети случаев диагноз, по разным причинам, не сообщается.

Только половина опрошенных специалистов ДОУ считают, что в своей практике они встречались с детьми с РАС, при этом 2/3 из них являлись сотрудниками специализированных дошкольных учреждений, в т. ч. детских садов комбинированного вида, или сотрудниками лекотек.

5% педагогов, принимавших участие в опросе, ответили, что ничего не знают об аутизме, в то время как остальные в той или иной степени имеют представление об этом типе дизонтогенеза. При этом четверть из них знают о РАС из кинофильмов или популярной литературы, а % - из специальной литературы и обучения.

Вопреки утверждениям родителей, подавляющее большинство опрошенных специалистов (80%) отметили, что родители редко предупреждают воспитателей о проблемах развития, имеющихся у их ребенка.

В 70% случаев педагоги обсуждали проблемы ребенка с родителями и рекомендовали обратиться к специалистам ПМС-центров или к врачам. Почти половина воспитателей ДОУ пытались самостоятельно справиться с возникшими проблемами, при этом большая часть из них являлись специалистами ДОУ комбинированного вида. 15% респондентов добавили, что направляли детей с проблемами развития к психологу детского сада. В единичных случаях педагоги направляли ребенка на окружную психолого-медико-педагогическую комиссию, обращались к коллегам или выносили обсуждение вопроса о проблемах с ребенком на педсовет, проводили работу по адаптации ребенка совместно со специалистами.

Таким образом, при выборе ДОУ родители редко обращаются за советом к экспертам. В свою очередь, сотрудники ДОУ заранее не знают об особенностях ребенка, который к ним попадает. Многие специалисты имеют достаточно смутное представление о том, что такое аутизм, не говоря уже о методах работы с такими детьми. Алгоритма поведения воспитателя в таких ситуациях нет.

3.    Формулирование проблем, препятствующих адаптации

С одной стороны, большинство родителей считают, что, для того чтобы ребенок начал посещать ДОУ, он должен обладать определенными навыками: в первую очередь навыками самообслуживания (еда, туалет, одевание) и способностью выполнять простые инструкции, а также навыком социализации (отсутствие агрессии, способность соблюдать правила). Только треть родителей убеждены, что ребенок может посещать ДОУ, не имея никаких навыков, - все зависит от типа учреждения.

В то же время родители указали, что отсутствие именно этих навыков, трудности подчинения требованиям, неспособность усидеть на занятии, непонимание того, что хотят от него окружающие, и неспособность объяснить другим, чего он сам хочет, мешали адаптации их ребенка в ДОУ.

Подавляющее большинство педагогов в различных видах ДОУ (83%) отметили, что в наибольшей степени адаптации ребенка в ДОУ препятствует наличие у него нарушений поведения (аутоагрессия, агрессия в отношении взрослых, агрессия в отношении детей, повреждение предметов, истерики, упрямство, игнорирование требований воспитателей и правил группы, отказ от занятий, срыв занятий и другое). На втором месте после проблем поведения идут трудности понимания обращенной речи. 59% всех опрошенных педагогов считают это причиной нарушения адаптации ребенка в ДОУ. 46% считают нарушение собственной речи ребенка причиной проблем адаптации. Менее половины опрошенных (38%) ответили, что отсутствие навыков самообслуживания (приучение к туалету, умение самостоятельно есть и одеваться) мешают интеграции ребенка в группе детского сада.

Необходимо отметить, что воспитатели различных по направленности ДОУ по-разному оценивают влияние тех или иных проблем у ребенка на его адаптацию в группе детей. Так, например, сотрудники частных ДОУ и ДОУ комбинированного вида меньшее значение придают недостаточно сформированным навыкам самообслуживания при интеграции ребенка в группу, в то время как воспитатели массовых дошкольных учреждений эту причину выдвигают на второе место, а нарушения собственной речи ребенка - на четвертое.

Таким образом, мнения родителей и специалистов совпадают: и те, и другие основными преградами для интеграции называют нарушения поведения и речи как экспрессивной, так и импрес- сивной. Интересно отметить, что, отдавая ребенка в ДОУ, родители считают, что ребенок в достаточной степени владеет навыками, необходимыми, по их мнению, для начала посещения детского сада.

4.             Основные сферы, в которых наблюдается положительная динамика

Анализ ответов родителей показал, что их ожидания от посещения ребенком ДОУ оправдались частично.

В первую очередь, практически все дети усвоили навыки самообслуживания (научились самостоятельно одеваться, есть, пользоваться туалетом и т. п.), также у детей улучшились речевые навыки, кроме того дети смогли многому научиться, посещая развивающие занятия.

Чуть более половины детей научились играть и следовать правилам детского сада.

Половине из опрошенных родителей удалось выйти на работу.

В меньшей степени отмечалась динамика в сфере общения: менее половины детей в той или иной степени начали общаться со сверстниками. Большинство родителей считают, что посещение ДОУ было полезным для ребенка, так как, в первую очередь, оно способствовало усвоению социальных норм и правил. Дети находились в коллективе и имели возможность наблюдать за правильной моделью общения между детьми и подражать им, научились вести себя более спокойно при взаимодействии со сверстниками, научились соблюдать определенные правила, усвоили навыки самообслуживания, стали более самостоятельными. Определенная часть родителей отмечали, что их ребенок стал проявлять больше интереса к окружающему миру и людям. У некоторых детей появились друзья.

Согласно результатам опроса воспитателей ДОУ, они успешно, без посторонней помощи, преодолевали проблемы, связанные с отсутствием навыков самообслуживания.

Примерно половине опрошенных воспитателей в ряде случаев, по их мнению, удавалось справиться с трудностями понимания детьми обращенной речи, а 35% опрошенных прибегали в данном случае к помощи других специалистов.

При наличии у детей трудностей соблюдения режима половина воспитателей ДОУ справлялись с этим самостоятельно, и только некоторые обращались за помощью к другим специалистам.

В тех случаях, когда у детей отмечались грубые нарушения собственной речи, а также проблемы поведения, сотрудники ДОУ в большей степени склонны прибегать к помощи других специалистов для преодоления этих трудностей. Причем, необходимо отметить, что в случае проявления у детей аутоагрессии, агрессии по отношению к взрослым или к сверстникам мнения педагогов разделились примерно поровну между теми, кто предпочитал справляться самостоятельно, и теми, кто привлекал других специалистов к решению возникающих трудностей. При этом сотрудники ДОУ комбинированного и компенсирующего вида в меньшей степени склонны привлекать в этих случаях других специалистов, чем сотрудники общеобразовательных учреждений.

С проблемой истерик и упрямства у детей самостоятельно справлялись приблизительно 75% опрошенных воспитателей, и значительно меньшая часть прибегали к помощи.

При возникновении проблем регуляции (отказ от занятий, игнорирование требований и правил) педагоги общеобразовательных дошкольных учреждений чаще стремятся справляться самостоятельно, чем прибегать к помощи специалистов, в то время как воспитатели ДОУ комбинированного и компенсирующего вида несколько чаще прибегают к помощи.

И родители, и педагоги в подавляющем числе случаев считают, что посещение ДОУ полезно для ребенка. И те, и другие отмечают, что дети становятся более самостоятельными, смягчаются поведенческие нарушения, развиваются игровые и познавательные навыки.

5.                 Насколько удается справиться с проблемами, препятствующими адаптации

Достаточно часто (39%) родители были вынуждены отказаться от посещения ДОУ. Это происходило (с равной вероятностью) либо по решению самих родителей, так как, по их мнению, ребенок не участвовал в занятиях, играх и был предоставлен самому себе, либо по настоянию сотрудников ДОУ.

По мнению большинства родителей, отсутствие положительной динамики или даже ухудшение в поведении и состоянии ребенка связаны в первую очередь с неготовностью педагогического коллектива работать с особым ребенком. Около трети респондентов не видят прогресса у ребенка в связи с отсутствием специальной среды в ДОУ и слишком большим количеством детей в группе. Незначительное число родителей убеждены в том, что посещение ДОУ не принесло ребенку пользы. По их мнению, это произошло из-за того, что воспитатели не знают особенностей детей с аутизмом и не умеют с ними взаимодействовать. Многим родителям пришлось столкнуться с негативным настроем не только со стороны воспитателей, но и со стороны родителей других детей. Также было отмечено, что посещение детского сада вызывало у ребенка чрезмерное напряжение как физическое, так и психическое, что сопровождалось частыми болезнями, в ряде случаев появлялись или усиливались агрессия, замкнутость, нежелание участвовать в занятиях, появлялась неуверенность в себе.

Оценивая результаты своей работы, специалисты ДОУ указывают на то, что непреодолимыми проблемами оказались в первую очередь нарушения поведения в форме агрессии по отношению к окружающим и аутоагрессия. Чаще всего на это указывают сотрудники общеразви­вающих групп ДОУ. Также непреодолимой преградой для интеграции ребенка оказалось неумение выполнять требования и следовать правилам. Несколько реже называются проблемы, возникающие во время дневного сна или приема пищи, а также трудности понимания обращенной речи. В то же время, в ряде случаев специалисты указывают на то, что им удалось справиться с этими проблемами, либо самостоятельно, либо с привлечением других специалистов.

Таким образом, достаточно часто, по крайней мере, с первой попытки, не удается интегрировать ребенка с РАС в ДОУ. Основные проблемы, которые не удается преодолеть, чтобы осуществить интеграцию, - нарушения поведения и речи, с которыми педагоги, по их собственному мнению, не в состоянии справиться. Неготовность специалистов работать с такого рода проблемами отмечают и родители.

Окончание читайте в следующем номере журнала.

 


Работа выполнена в рамках Государственного задания ГБОУ ВПО МГППУ на 2013 г. «Разработка специальных образовательных условий для детей, имеющих нарушения в развитии аутистического спектра, в дошкольных образовательных учреждениях».

Информация об авторах

Манелис Наталия Георгиевна, кандидат психологических наук, методист Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС, ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет", Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8776-8471, e-mail: n.manelis@gmail.com

Медведовская Т.А., педагог-психолог Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, e-mail: medved-0809@mail.ru

Субботина Е.В., педагог-психолог, ФРЦ МГППУ, e-mail: subbota2004@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2510
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 1996
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 8