Анализ проблем, возникающих в дошкольном образовательном учреждении при создании специальных образовательных условий для детей с РАС. Результаты анкетирования**

2364

Аннотация

Часть методических рекомендаций по разработке специальных образовательных условий в дошкольных образовательных учреждениях для детей, имеющих нарушения в развитии аутистического спектра, выполненных сотрудниками ЦПМССДиП МГППУ в 2013 г., посвящена анализу проблем, которые возникают при определении ребенка в дошкольное образовательное учреждение. Выяснено, что к неудачам в интеграции, помимо нарушений у детей поведения и речи, приводят незнание специалистами методов работы с такими детьми, отсутствие специальных образовательных условий, а также алгоритма поведения специалистов. Проведенное анкетирование родителей и специалистов помогло в разработке рекомендаций.

Общая информация

* Окончание. Начало см. в № 2, 2013 г.

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, качество жизни, дошкольная образовательная среда, специальные условия, компетентность персонала, организация среды, малая группа

Рубрика издания: Теория и методология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Манелис Н.Г., Медведовская Т.А., Субботина Е.В. Анализ проблем, возникающих в дошкольном образовательном учреждении при создании специальных образовательных условий для детей с РАС. Результаты анкетирования* // Аутизм и нарушения развития. 2014. Том 12. № 1. С. 1–18.

Полный текст

Часть методических рекомендаций по разработке специальных образовательных условий в дошкольных образовательных учреждениях для детей, имеющих нарушения в развитии аути­стического спектра, выполненных сотрудниками ЦПМССДиП МГППУ в 2013 г., посвящена анализу проблем, которые возникают при определении ребенка в дошкольное образовательное учреждение. Выяснено, что к неудачам в интеграции, помимо нарушений у детей поведения и речи, приводят незнание специалистами методов работы с такими детьми, отсутствие специальных образовательных условий, а также алгоритма поведения специалистов. Проведенное анкетирование родителей и специалистов помогло в разработке рекомендаций.

6.   Взаимоотношения родителей и сотрудников ДОУ

Большинство детей помимо детского сада посещали развивающие занятия с другими специалистами — на дому или в другом учреждении. При этом родители считали, что в наибольшей степени справиться с проблемами детей помогло посещение этих занятий.

Отвечая на вопрос о том, как часто у воспитателей ДОУ возникают проблемы с родителями детей с ОВЗ, 10% опрошенных воспитателей ответили, что сталкиваются с такими проблемами часто. Остальные ответы разделились поровну: редко или никогда не сталкивались. Основную причину таких конфликтов воспитатели видят в том, что, по мнению родителей, их ребенку уделяют недостаточно внимания, в том числе, что специалисты не вовлекают ребенка в совместные игры и деятельность с другими детьми. Среди других причин выделялись такие: частые замечания в адрес ребенка, недостаточное количество занятий или несоответствие программы уровню ребенка. Было также отмечено, что некоторые родители не признают наличия проблем у ребенка, считают негативные проявления особенностями характера и предъявляют воспитателям требования по перевоспитанию их ребенка, что также может приводить к конфликтным ситуациям.

Часто ли родители детей с нарушениями развития предлагают свою помощь детскому саду, группе или воспитателям? Только одна десятая часть респондентов ответили, что сталкивались с этим часто. Причем большинство таких ответов мы получили от сотрудников комбинированных ДОУ. Остальные преподаватели отвечали, что в их практике не было, чтобы родители предлагали помощь, или предлагали ее редко.

Судя по ответам респондентов, партнерские отношения между родителями и воспитателями устанавливаются достаточно редко.

7.         Что можно сделать для улучшения ситуации

7.1.   Советы и пожелания педагогам

Советы родителей детей с РАС для специалистов можно сгруппировать следующим образом.

Большинство родителей рекомендуют повышать квалификацию и улучшать профессиональные навыки, читать современную литературу по психологии, посещать курсы ABA, консультироваться с другими, более опытными специалистами.

Улучшать условия в ДОУ для детей с проблемами в развитии. Обеспечивать лучший присмотр и уход, если ребенок посещает сад с обязательным пятидневным пребыванием, терпеливо и внимательно относиться к ребенку. По возможности помещать ребенка в группу малой наполняемости, обеспечивать большим количеством занятий с логопедом и психологом.

Работать над человеческими качествами. Хотелось бы, чтобы специалисты любили и принимали детей, были добрее, терпеливее, относились к каждому ребенку как к личности и не рассматривали группу как безликую массу.

Стремиться осуществлять индивидуальный подход к детям, подбирать задания по возрасту и по возможностям ребенка, учитывать его особенности и помогать ему.

Поддерживать контакт с родителями ребенка.

Подавляющее большинство педагогов (90%) выразили готовность получить дополнительное обучение для работы с детьми с нарушениями развития.

В первую очередь, им хотелось бы овладеть методами работы с трудностями поведения, и, во вторую очередь, методами и технологиями по работе с речевыми расстройствами. Причем повышение квалификации по данным направлениям интересно как для сотрудников общеобразовательных дошкольных учреждений, так и для сотрудников частных ДОУ и ДОУ компенсирующей направленности. Для того чтобы ребенок с РАС лучше адаптировался к детскому саду, 65% опрошенных считают необходимым уменьшить наполняемость групп, получить больше возможностей консультироваться со специалистами (логопедами, психологами, дефектологами, поведенческими терапевтами), а также получить возможность изменения игровой и учебной среды. Половина опрошенных считают необходимым дополнительно обучать специалистов детских садов работе с детьми с РАС. И немного менее половины воспитателей ДОУ отметили, что необходимо ввести должность тьютора. Дополнительно сотрудники ДОУ комбинированного вида сочли нужным предложить использование эффективных методик работы с особыми детьми. В отдельных случаях было рекомендовано проведение целенаправленной работы по установлению сотрудничества с родителями, а также по осуществлению междисциплинарного подхода к решению задач, стоящих перед ребенком и группой.

На вопрос «Считаете ли Вы, что качество работы воспитателей с детьми с нарушениями развития повысится, если она будет оплачиваться дополнительно?», половина респондентов ответила утвердительно.

7.2.   Советы и пожелания родителям

Многие родители захотели поделиться опытом выбора для ребенка с аутизмом дошкольного учреждения и дать некоторые советы.

В первую очередь искать для ребенка специализированное учреждение или вариативные формы образования (лекоте- ка, группа кратковременного пребывания, специализированный детский сад, в котором сотрудники имеют опыт работы с особыми детьми). Прежде чем отдать ребенка в сад, поговорить со специалистами и директором учреждения, узнать, готовы ли они работать с вашим ребенком. Уточнить количество детей в группе и выбрать группу с малой наполняемостью. Обязательно читать отзывы родителей о ДОУ в интернете. Соотносить возможности ребенка с возможностями ДОУ. Старайтесь готовить ребенка к посещению ДОУ. Обращайтесь в ОПМПК.

В свою очередь воспитатели, ответившие на вопросы анкеты, также выразили свои пожелания и рекомендации родителям детей с нарушениями развития при выборе ДОУ:

    соотносить свои запросы с возможностями учреждения;

          выбирать ДОУ в шаговой доступности;

    учитывать наличие специалистов, способных помочь ребенку;

    выбирать ДОУ, в котором осуществляется индивидуальный подход к ребенку;

    обращаться за помощью к специалистам (психологам, логопедам, дефектологам, методистам);

          сотрудничать со специалистами ДОУ;

    познакомиться с воспитателями заранее.

Некоторые воспитатели рекомендовали выбирать специализированные или частные учебные заведения или определять ребенка в группу с малой наполняемостью детей.

Таким образом, мнения родителей и специалистов относительно того, что нужно сделать, чтобы оказание помощи в ДОУ детям с РАС стало более эффективным, фактически совпадают.

Анализ данных, полученных в ходе анкетирования, позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время во многих ДОУ г. Москвы отсутствуют специальные образовательные условия для детей с РАС. Прежде всего, это касается недостаточного уровня компетенции персонала дошкольных учреждений, а именно:

    Воспитатели слабо осведомлены о том, что такое РАС.

    Они недостаточно владеют методами работы с детьми с РАС.

    Прежде всего, они не справляются с нарушениями поведения, которые типичны для этих детей.

    Речевые нарушения детей с РАС также являются серьезным препятствием для их интеграции в ДОУ.

    Отсутствует командная работа и партнерские отношения с родителями.

    Большинство педагогов заинтересованы в повышении уровня компетентности и проявили готовность работать с детьми с РАС.

Заключение

В последние годы в нашей стране уделяется особое внимание реабилитации и образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с расстройствами аутистического спектра составляют среди них многочисленную группу, которая до недавнего времени не имела возможности получать качественные образовательные услуги. С распространением инклюзивного образования, изучением мирового опыта исследований в области аутизма, с разработкой новых законодательных и правовых актов, направленных на повышение качества жизни детей с ОВЗ, благодаря активной позиции специалистов и семей, воспитывающих детей с РАС, эти дети включились в образовательный процесс, их родители имеют возможность выбора форм и методов обучения. Несмотря на достаточную изученность данной проблемы в нашей стране, специалистам и родителям еще очень не хватает грамотных практических пособий по организации среды и обучения детей с РАС.

Методические рекомендации, созданные научным коллективом ЦПМССДиП ГБОУ ВПО МГППУ, имеющим многолетний опыт практической работы с детьми с РАС, призваны восполнить этот пробел. Рекомендации направлены на распространение опыта обучения, воспитания и социализации детей с РАС в детских дошкольных образовательных учреждениях г. Москвы и рассматривают основные особенности психического развития детей с РАС и рекомендуемые условия для их социализации и адаптации.

Приложение 1

[*] Окончание. Начало см. в № 2, 2013 г.

Информация об авторах

Манелис Наталия Георгиевна, кандидат психологических наук, методист Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС, ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет", Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8776-8471, e-mail: n.manelis@gmail.com

Медведовская Т.А., педагог-психолог Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, e-mail: medved-0809@mail.ru

Субботина Е.В., педагог-психолог, ФРЦ МГППУ, e-mail: subbota2004@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1696
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 2364
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 3