Аутизм и нарушения развития
2014. Том 12. № 1. С. 1–18
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
Анализ проблем, возникающих в дошкольном образовательном учреждении при создании специальных образовательных условий для детей с РАС. Результаты анкетирования**
Аннотация
Общая информация
* Окончание. Начало см. в № 2, 2013 г.
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, качество жизни, дошкольная образовательная среда, специальные условия, компетентность персонала, организация среды, малая группа
Рубрика издания: Теория и методология
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Манелис Н.Г., Медведовская Т.А., Субботина Е.В. Анализ проблем, возникающих в дошкольном образовательном учреждении при создании специальных образовательных условий для детей с РАС. Результаты анкетирования* // Аутизм и нарушения развития. 2014. Том 12. № 1. С. 1–18.
Полный текст
6. Взаимоотношения родителей и сотрудников ДОУ
Большинство детей помимо детского сада посещали развивающие занятия с другими специалистами — на дому или в другом учреждении. При этом родители считали, что в наибольшей степени справиться с проблемами детей помогло посещение этих занятий.
Отвечая на вопрос о том, как часто у воспитателей ДОУ возникают проблемы с родителями детей с ОВЗ, 10% опрошенных воспитателей ответили, что сталкиваются с такими проблемами часто. Остальные ответы разделились поровну: редко или никогда не сталкивались. Основную причину таких конфликтов воспитатели видят в том, что, по мнению родителей, их ребенку уделяют недостаточно внимания, в том числе, что специалисты не вовлекают ребенка в совместные игры и деятельность с другими детьми. Среди других причин выделялись такие: частые замечания в адрес ребенка, недостаточное количество занятий или несоответствие программы уровню ребенка. Было также отмечено, что некоторые родители не признают наличия проблем у ребенка, считают негативные проявления особенностями характера и предъявляют воспитателям требования по перевоспитанию их ребенка, что также может приводить к конфликтным ситуациям.
Часто ли родители детей с нарушениями развития предлагают свою помощь детскому саду, группе или воспитателям? Только одна десятая часть респондентов ответили, что сталкивались с этим часто. Причем большинство таких ответов мы получили от сотрудников комбинированных ДОУ. Остальные преподаватели отвечали, что в их практике не было, чтобы родители предлагали помощь, или предлагали ее редко.
Судя по ответам респондентов, партнерские отношения между родителями и воспитателями устанавливаются достаточно редко.
7. Что можно сделать для улучшения ситуации
7.1. Советы и пожелания педагогам
Советы родителей детей с РАС для специалистов можно сгруппировать следующим образом.
Большинство родителей рекомендуют повышать квалификацию и улучшать профессиональные навыки, читать современную литературу по психологии, посещать курсы ABA, консультироваться с другими, более опытными специалистами.
Улучшать условия в ДОУ для детей с проблемами в развитии. Обеспечивать лучший присмотр и уход, если ребенок посещает сад с обязательным пятидневным пребыванием, терпеливо и внимательно относиться к ребенку. По возможности помещать ребенка в группу малой наполняемости, обеспечивать большим количеством занятий с логопедом и психологом.
Работать над человеческими качествами. Хотелось бы, чтобы специалисты любили и принимали детей, были добрее, терпеливее, относились к каждому ребенку как к личности и не рассматривали группу как безликую массу.
Стремиться осуществлять индивидуальный подход к детям, подбирать задания по возрасту и по возможностям ребенка, учитывать его особенности и помогать ему.
Поддерживать контакт с родителями ребенка.
Подавляющее большинство педагогов (90%) выразили готовность получить дополнительное обучение для работы с детьми с нарушениями развития.
В первую очередь, им хотелось бы овладеть методами работы с трудностями поведения, и, во вторую очередь, методами и технологиями по работе с речевыми расстройствами. Причем повышение квалификации по данным направлениям интересно как для сотрудников общеобразовательных дошкольных учреждений, так и для сотрудников частных ДОУ и ДОУ компенсирующей направленности. Для того чтобы ребенок с РАС лучше адаптировался к детскому саду, 65% опрошенных считают необходимым уменьшить наполняемость групп, получить больше возможностей консультироваться со специалистами (логопедами, психологами, дефектологами, поведенческими терапевтами), а также получить возможность изменения игровой и учебной среды. Половина опрошенных считают необходимым дополнительно обучать специалистов детских садов работе с детьми с РАС. И немного менее половины воспитателей ДОУ отметили, что необходимо ввести должность тьютора. Дополнительно сотрудники ДОУ комбинированного вида сочли нужным предложить использование эффективных методик работы с особыми детьми. В отдельных случаях было рекомендовано проведение целенаправленной работы по установлению сотрудничества с родителями, а также по осуществлению междисциплинарного подхода к решению задач, стоящих перед ребенком и группой.
На вопрос «Считаете ли Вы, что качество работы воспитателей с детьми с нарушениями развития повысится, если она будет оплачиваться дополнительно?», половина респондентов ответила утвердительно.
7.2. Советы и пожелания родителям
Многие родители захотели поделиться опытом выбора для ребенка с аутизмом дошкольного учреждения и дать некоторые советы.
В первую очередь искать для ребенка специализированное учреждение или вариативные формы образования (лекоте- ка, группа кратковременного пребывания, специализированный детский сад, в котором сотрудники имеют опыт работы с особыми детьми). Прежде чем отдать ребенка в сад, поговорить со специалистами и директором учреждения, узнать, готовы ли они работать с вашим ребенком. Уточнить количество детей в группе и выбрать группу с малой наполняемостью. Обязательно читать отзывы родителей о ДОУ в интернете. Соотносить возможности ребенка с возможностями ДОУ. Старайтесь готовить ребенка к посещению ДОУ. Обращайтесь в ОПМПК.
В свою очередь воспитатели, ответившие на вопросы анкеты, также выразили свои пожелания и рекомендации родителям детей с нарушениями развития при выборе ДОУ:
• соотносить свои запросы с возможностями учреждения;
• выбирать ДОУ в шаговой доступности;
• учитывать наличие специалистов, способных помочь ребенку;
• выбирать ДОУ, в котором осуществляется индивидуальный подход к ребенку;
• обращаться за помощью к специалистам (психологам, логопедам, дефектологам, методистам);
• сотрудничать со специалистами ДОУ;
• познакомиться с воспитателями заранее.
Некоторые воспитатели рекомендовали выбирать специализированные или частные учебные заведения или определять ребенка в группу с малой наполняемостью детей.
Таким образом, мнения родителей и специалистов относительно того, что нужно сделать, чтобы оказание помощи в ДОУ детям с РАС стало более эффективным, фактически совпадают.
Анализ данных, полученных в ходе анкетирования, позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время во многих ДОУ г. Москвы отсутствуют специальные образовательные условия для детей с РАС. Прежде всего, это касается недостаточного уровня компетенции персонала дошкольных учреждений, а именно:
• Воспитатели слабо осведомлены о том, что такое РАС.
• Они недостаточно владеют методами работы с детьми с РАС.
• Прежде всего, они не справляются с нарушениями поведения, которые типичны для этих детей.
• Речевые нарушения детей с РАС также являются серьезным препятствием для их интеграции в ДОУ.
• Отсутствует командная работа и партнерские отношения с родителями.
• Большинство педагогов заинтересованы в повышении уровня компетентности и проявили готовность работать с детьми с РАС.
Заключение
В последние годы в нашей стране уделяется особое внимание реабилитации и образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с расстройствами аутистического спектра составляют среди них многочисленную группу, которая до недавнего времени не имела возможности получать качественные образовательные услуги. С распространением инклюзивного образования, изучением мирового опыта исследований в области аутизма, с разработкой новых законодательных и правовых актов, направленных на повышение качества жизни детей с ОВЗ, благодаря активной позиции специалистов и семей, воспитывающих детей с РАС, эти дети включились в образовательный процесс, их родители имеют возможность выбора форм и методов обучения. Несмотря на достаточную изученность данной проблемы в нашей стране, специалистам и родителям еще очень не хватает грамотных практических пособий по организации среды и обучения детей с РАС.
Методические рекомендации, созданные научным коллективом ЦПМССДиП ГБОУ ВПО МГППУ, имеющим многолетний опыт практической работы с детьми с РАС, призваны восполнить этот пробел. Рекомендации направлены на распространение опыта обучения, воспитания и социализации детей с РАС в детских дошкольных образовательных учреждениях г. Москвы и рассматривают основные особенности психического развития детей с РАС и рекомендуемые условия для их социализации и адаптации.
Приложение 1
[*] Окончание. Начало см. в № 2, 2013 г.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1696
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 2364
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 3