Аутизм и нарушения развития
2014. Том 12. № 4. С. 66–68
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
Из опыта работы библиотекаря с детьми, имеющими РАС
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, библиотека, адаптация
Рубрика издания: Педагогический опыт
Тип материала: краткое сообщение
Для цитаты: Баранова Н.А. Из опыта работы библиотекаря с детьми, имеющими РАС // Аутизм и нарушения развития. 2014. Том 12. № 4. С. 66–68.
Полный текст
Подготовка персонала библиотеки к работе с детьми с РАС
Важна подготовка всех сотрудников библиотеки для работы с детьми с РАС, начиная с гардеробщицы и других технических служащих. Хотя бы минимум знаний о поведенческих особенностях таких детей должен иметь весь коллектив библиотеки. Эти знания помогут привлечь новых посетителей в библиотеку. С самого порога ребенок с проблемами должен слышать добрые слова, и персоналу следует выработать ритуал приветствия и прощания, который для детей с аутизмом может быть и жестовым, а можно использовать даже речевки или игрушки. При общении с незнакомым еще ребенком следует меньше задавать вопросов (дети с РАС часто их избегают), иначе потом трудно будет установить с ними контакт. Детей можно приглашать на праздничные мероприятия библиотеки, если будут учтены их поведенческие особенности. От сотрудников библиотеки требуется спокойное отношения к стереотипным фразам и движениям ребенка, ему необходимо разъяснить, где и как стоят книги, то есть попробовать совершить экскурсию по библиотеке, рассказать про отделы, полки, указатели. Если ребенок готов, ему можно показать книги, журналы, предложить их полистать, поиграть в настольные игры. Очень нравятся нашим детям книжки с большими картинками, если текст набран крупным шрифтом, на светлой или белой бумаге.
Адаптация ребенка при посещении библиотеки
При первых посещениях библиотеки поведение ребенка-аутиста, как правило, хаотичное, полевое, то есть он хватает руками все книги подряд, не задерживая свой взгляд на книге. Может случиться так, что книги совсем не будут привлекать его внимание, интерес может проявиться к живому уголку, к цветам в зеленом уголке, настольным играм, возможно, ребенку понравится просто сидеть в мягком кресле с игрушкой.
После нескольких посещений ребенок привыкает к обстановке, может поздороваться со всеми, ответить на вопросы, взгляд его задерживается на книгах, картинках, он читает названия выставок, тексты на полочных указателях. Вероятно, можно будет взять его за руку, обнять.
Таким образом, со временем общение с ребенком может стать более эмоциональным, он учится взаимодействовать со взрослыми, понимать других людей.
Учет особенностей детей с РАС в библиотечной работе
При проведении библиотечных мероприятий с детьми с РАС важно основную информацию выдать за первые 10—15 минут, пока сохраняются внимание и работоспособность: ребята слушают, им интересно узнать, о чем будет беседа, они активно участвуют в викторинах. После 15-ти минут интенсивной работы следует провести 5-минутную физкультпаузу. В последние 15 минут можно предложить практическую деятельность.
В конце мероприятия следует обязательно похвалить детей, обратить внимание на выполненное задание, закрепить успех.
Тема наших встреч со школьниками в библиотеке на Кашенкином Луге формируется по книгам-юбилярам, писателям- юбилярам. Например, очень удачно прошли праздники «Дядя Стёпа» и не только», «Приключения Буратино, или Золотой ключик», «Незнайка собирает друзей», детям очень понравились встречи по книгам Сутеева «Сто смешных картинок» и Пушкина «Сказочное Лукоморье».
Уроки вежливости и доброты, проводимые в школе для детей с аутизмом, необходимо обязательно подкреплять наглядным материалом, жизненными примерами, памятками, «узелками на память».
Многочисленные нарушения в развитии детей с РАС значительно затрудняют беседы с ними о нравственности. Прочитав произведение, дети не задумываются об авторском вопросе, о том, что хотел он передать читателю. Обязательно нужно проговаривать с ребенком тему произведения, сюжеты, делать вместе выводы о прочитанном. Рассказы Льва Толстого, Валентины Осеевой, Михаила Зощенко, Николая Носова, Ирины Пивоваровой, произведения Сергея Михалкова, Корнея Чуковского, Агнии Барто, творчество Сутеева, Драгунского, Чарушина, Пришвина, Бианки наиболее приемлемы для такой работы, более просты для, восприятия детьми с РАС. Им близка тема «Детям о детях», «Ребятам о зверятах». Книги по теме «Сильный, смелый, мужественный», былины наши дети читают редко. Для многих читающих детей с РАС характерны увлечения энциклопедиями. Тема «О войне», например, им труднодоступна, непонятна. Нередко встречаются дети, читающие только энциклопедии, комиксы. Такое чтение подкрепляется хорошей механической памятью ребенка, он легко воспроизводит факты, блистает знаниями или повторяет фразы из комиксов. Часто у детей с РАС встречается «застревание» на конкретной теме. Библиотекарю следует менять тематику, знакомить с другой литературой. Можно помочь такому ребенку использовать свою память при чтении стихов Чуковского, сказок Пушкина и т.д., постепенно приучать его к осмыслению выученного, пониманию каждого прочитанного слова, всего содержания произведения. Далее можно пробовать развивать читательский вкус, интерес к культуре, предлагая ребенку рассказы, сказки. Например, в конкурсах чтецов «Осень», «Здравствуй, Зимушка-зима», «Мои любимые стихи», можно предложить чтецам выступить в нарядах, привлечь к этому и родителей, использовать специально нарисованные картинки, изготовленные детьми игрушки. К тому же такие конкурсы помогают педагогам выявлять детей с хорошей памятью, артистичностью.
Сказки в работе с детьми с аутизмом
Сказка очень сложна для понимания детьми с РАС. Требуется постоянное разъяснение, частые остановки при чтении, обязательно эмоциональное чтение взрослыми (так одновременно ребенок получает знания в области эмоций, учится понимать интонации голоса). Русские народные сказки вызывают затруднения в понимании слов, выражений, речевых оборотов, т.к. наши дети чаще всего буквально воспринимают происходящее. Образный язык, шутки не всегда доступны их пониманию. Поэтому при изучении сказок используются различные формы и методы работы: чтение чередуется с рисованием, раскрашиванием, изготовлением поделок из бумаги, пластилина, игра переплетается с драматизацией, просмотр мультфильмов сочетается с прослушиванием аудиозаписей. Лучше всего выбирать сказки, где история заканчивается возвращением домой («Маша и медведь», «Три медведя», «Петушок-золотой гребешок», «Снежная королева», «Заюшкина избушка» и т.д.). В этих сказках дом — символ жизни семьи, теплого домашнего очага, убежище, кров, защита от напастей внешнего мира.
Другой вариант — общий пир, свадьба («Царевна-лягушка», «Сивка-бурка»). Обычно дети любят сказки, в которые можно играть без подготовки и закреплять их содержание игрой («Репка», «Теремок», «Три медведя»). Вообще, театрализация сказки существенно развивает интерес к прочитанному произведению.
Игровая деятельность в библиотеке и театрализация литературных произведений
Известно, что дети с РАС испытывают серьезные трудности в сюжетно-ролевой игре. Быстрый темп, смена ролей при театрализации и проблемы с воображением у детей мешают им включаться в совместную деятельность. Только при серьезной помощи взрослых, постепенно вовлекающих детей в игру, можно достичь успехов во взаимодействии и далее в привлечении к участию ребенка к постановке пьесы.
Попробовав играть в сказке, дети начинают уже выбирать для чтения сказки осознанно, причем проявляют читательский вкус. Участие в театрализованных представлениях помогает детям с РАС осознавать личную причастность к общему делу, понимать необходимость общения с другими людьми, развивать читательский интерес, эмоции и речевые навыки.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1165
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 9
Скачиваний
Всего: 1323
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1