Факторы, влияющие на успешность преодоления расстройств аутистического спектра

1545

Аннотация

Не более 10—20 % детей с аутизмом, став взрослыми, могут приспособиться к относительно самостоятельной жизни. Несмотря на большое число публикаций, посвященных аутизму, относительно мало работ исследуют особенности выхода и патоморфоз психических и когнитивных нарушений у людей с аутистическими нарушениями. Лишь небольшое число лонгитюдных исследований позволяет представить, что происходит в старшем возрасте с людьми, имеющими расстройства аутистического спектра (РАС). Для проведения эффективных коррекционных мероприятий с детьми с аутистическими нарушениями необходимо выявление предикторов успешности преодоления рас¬стройств. Основой для исследования, проведенного группой психологов и нейробиологов, явилось предположение, что информация об особенностях нарушений базовых нейробиологических механизмов у людей с аутистическими расстройствами должна определять тактику помощи. Выявлены генетические, нейрофизиологические и психологические факторы, обуславливающие более успешное преодоление этих расстройств у детей.

Общая информация

Рубрика издания: Научные исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2016140407

Тематический сетевой сборник: 25 лет научных публикаций в журналах издательства МГППУ

Для цитаты: Горбачевская Н.Л., Переверзева Д.С., Воинова В.Ю., Коваль-Зайцев А.А., Салимова К.Р., Данилина К.К., Юров И.Ю., Юров Ю.Б., Ворсанова С.Г., Кобзова М.П., Тюшкевич С.А., Мамохина У.А., Сорокин А.Б. Факторы, влияющие на успешность преодоления расстройств аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2016. Том 14. № 4. С. 39–50. DOI: 10.17759/autdd.2016140407

Полный текст

А.Б. Сорокин*, ФГБОУ ВО МГППУ, ФГБНУ НЦПЗ, Москва, Россия sorokin@gmx.ru

А.А. Коваль-Зайцев**, ФГБНУ НЦПЗ, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, koval-zaitsev@mail.ru

К.Р. Салимова***, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, ksalimova@yandex.ru

С.А. Тюшкевич****, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия mylist@inbox.ru

М.П. Кобзова*****, ФГБНУ НЦПЗ, Москва, Россия, kobzovamp@gmail.com

К.К. Данилина******, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, d-kk@mail.ru

У.А. Мамохина*******, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, uliana.mamokhina@gmail.com

1   Сорокин Александр Борисович, кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник НОЦ «Ней- робиологическая диагностика наследственных психических заболеваний детей и подростков» МГППУ; Москва, Россия, e-mail: sorokin@gmx.ru

2   * Коваль-Зайцев Алексей Анатольевич, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Научного центра психического здоровья, доцент кафедры нейро-и патопсихологии развития факультета клинической и специальной психологии МГППУ, Москва, Россия, e-mail: koval-zaitsev@mail.ru

3   ** Салимова Ксения Рамизовна, младший научный сотрудник НОЦ «Нейробиологическая диагностика наследственных психических заболеваний детей и подростков» МГППУ; Москва, Россия, e-mail: ksalimova@yandex.ru

4   *** Тюшкевич Светлана Анатольевна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник НОЦ «Нейробиологическая диагностика наследственных психических заболеваний детей и подростков» МГППУ, Москва, Россия, e-mail: mylist@inbox.ru

5   **** Кобзова Мария Петровна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории нейрофизиологии Научного центра психического здоровья, Москва, Россия, e-mail: kobzovamp@gmail.com ****** Данилина Камилла Казимовна, младший научный сотрудник НОЦ «Нейробиологическая диагностика наследственных психических заболеваний детей и подростков» МГППУ; Москва, Россия, e-mail: d-kk@mail.ru ******* Мамохина Ульяна Андреевна, младший научный сотрудник НОЦ «Нейробиологическая диагностика наследственных психических заболеваний детей и подростков» МГППУ; Москва, Россия, e-mail: uliana.mamokhina@gmail.com

 

И.Ю. Юров[*], ФГБНУ НЦПЗ, Москва, Россия, ivan_iourov@yahoo.com

С.Г. Ворсанова[†], МНИИ педиатрии и детской хирургии Миздравсоцрзвития, Москва, Россия, svorsanova@mail.ru

Ю.Б. Юров[‡],ФГБНУ НЦПЗ, Москва, Россия, y_yurov@yahoo.com

 

Не более 10—20 % детей с аутизмом, став взрослыми, могут приспособиться к относительно самостоятельной жизни. Несмотря на большое число публикаций, посвященных аутизму, относительно мало работ исследуют особенности выхода и патоморфоз психических и когнитивных нарушений у людей с аутистическими нарушениями. Лишь небольшое число лонгитюдных исследований позволяет представить, что происходит в старшем возрасте с людьми, имеющими расстройства аутистического спектра (РАС). Для проведения эффективных коррекционных мероприятий с детьми с аутистическими нарушениями необходимо выявление предикторов успешности преодоления расстройств. Основой для исследования, проведенного группой психологов и нейробиологов, явилось предположение, что информация об особенностях нарушений базовых нейробиологических механизмов у людей с аутистическими расстройствами должна определять тактику помощи. Выявлены генетические, нейрофизиологические и психологические факторы, обуславливающие более успешное преодоление этих расстройств у детей.

 
 

В обзоре Патриции Ховлин c соавт. (Howlin P., Magiati I., Charman T.) приводятся данные о том, что от 10 до 20 % детей, имеющих расстройства аутистического спектра, могут во взрослом возрасте вести относительно самостоятельную жизнь [8]. Это стало возможным в связи с эффективной деятельностью социальных институтов в развитых странах. Однако большинство из них живут в общинах под присмотром социальных работников. Трудоустроенные люди с расстройствами аутистического спектра в основном занимаются подсобными работами, только единицы имеют работу в соответствии с их интеллектуальным потенциалом. И это несмотря на то, что подобный исход относится только к пациентам с высоким уровнем интеллекта (больше 70). В большинстве случаев отмечается неблагополучный исход, который подразумевает отсутствие какой-либо деятельности и жизнь в семье, клиниках и специальных интернатах.

До сих пор не ясна связь выраженности аути­стических симптомов в раннем детстве и прогноза. В целом отмечается лучший исход у мальчиков, но это, вероятно, обусловлено тем, что среди высокофункциональных аутистов соотношение мальчиков и девочек достигает 14:1. Два наиболее значимых фактора — это уровень интеллекта и раннее речевое развитие. Однако даже при самом хорошем варианте трудности социальной коммуникации сохраняются, и самостоятельное функционирование возможно лишь при активной помощи окружающих.

В основном, РАС являются группой генетически гетерогенных заболеваний, их генетическая природа сложна и разнообразна, а путей патогенеза может быть множество. По-видимому, во всех случаях в той или иной степени страдают врожденные поведенческие программы: речевые, социальные и др. Предполагается, что около 90 % заболеваний аутистического спектра являются генетически детерминированными [5]. Для понимания нейробиологии аутизма в качестве экспериментальных моделей используют моноген- ные заболевания, при которых один ген отвечает не только за развитие когнитивного дефекта, но и связан (напрямую или опосредованно) с проявлениями аутизма. Синдром умственной отсталости, сцепленной с ломкой хромосомой Х (FRAXA), может являться одним из примеров моногенного заболевания, сочетающего снижение интеллекта и среднюю степень выраженности РАС. Предварительные данные, полученные в ходе клинических испытаний медикаментозной коррекции, основанной на патогенезе этого заболевания, демонстрируют снижение уровня избегания социального взаимодействия, повышение социальной коммуникации и снижение частоты стереотипных действий у взрослых больных с FRAXA [6]. Эти результаты позволяют надеяться, что успешно подобранное фармакологическое воздействие приведет к смягчению или элиминированию некоторых аутистических черт, что, несомненно, будет способствовать более успешной социальной адаптации. Таким образом, дальнейшее изучение поведенческих особенностей, нейробиоло- гических и молекулярных основ синдромальных форм, в клинической картине которых встречается РАС, позволят приблизиться к пониманию такого сложного поведенческого заболевания как аутизм.

Последние исследования нейропатологии при аутизме показывают нарушение развития мозга в целом, хотя отмечается, что за конкретные нарушения могут быть ответственны зоны коры, ассоциирующиеся с поврежденными функциями. Не исключено также, что нарушения функционирования высших отделов коры могут носить вторичный характер. Так, например, отсутствие речевого опыта уже само по себе может приводить к нарушению созревания высших корковых центров. Эта гипотеза патогенеза аутизма представляет особый интерес в свете исследований нарушения связей между отделами нервной системы.

Цель исследования

Целью исследования, проведенного группой московских нейробиологов и психологов, было определение предикторов успешности преодоления расстройств аутистического спектра, что необходимо для организации адекватных коррекционных мероприятий.

Основной гипотезой исследования было предположение, что особенности нарушения базовых нейробиологических механизмов должны определять тактику помощи больным с аутистическими расстройствами.

Материал и методы исследования

Исследовались факторы, влияющие на преодоление расстройств аутистического спектра, в двух независимых популяциях детей и подростков. Первая популяция включала 107 детей с РАС в возрасте 7—10 лет, вторая — 75 индивидуумов с РАС в возрасте от 3 до 23 лет.

Уровень психомоторного развития определялся с помощью психолого-образовательного теста (PEP) [13], который позволял оценить 7 когнитивных и 5 аутистических сфер, оценка глубины аутизма проводилась по 15 функциональным шкалам CARS [14], также оценивалась выраженность аутистических расстройств с помощью опросников WADIC [18] и «Опросника для родителей». Всем детям проводилось ЭЭГ-картирование. 65 родителей детей с ДА заполнили опросник Schizotypal Personality Questionnaire SPQ [12]. В соответствии с протоколом детям с предположением о наличии генетических нарушений проводилось то или иное генетическое исследование.

В качестве контрольных групп были выбраны группы здоровых детей (100 детей) и группа детей с синдромом Дауна (10 детей) того же психомоторного возраста, что и дети с РАС. Данные ЭЭГ- картирования сравнивались с нормативной базой ЭЭГ-данных.

Результаты исследования

Зависимость успешности социальной адаптации от уровня психомоторного развития

В зависимости от уровня психомоторного развития, определяемого с помощью РЕР, все больные были разделены на 3 группы. Наилучший исход в младшем школьном возрасте имела группа детей с близким к норме уровнем развития. Эти дети обучались преимущественно в массовых школах, часть из них обучались индивидуально в силу имеющихся нарушений социальной адаптации. В клинической картине у детей данной группы наблюдалась либо не­врозоподобная, либо психопатоподобная симптоматика. Первая проявлялась различными навязчивыми мыслями вычурного характера и навязчивыми движениями, различными страхами, порой также вычурными. Вторая же проявлялась аутистическими фантазиями, у части детей выявляли гипердинамический синдром, элементы субкататонических расстройств. Аутистические расстройства проявлялись некоторой стереотипностью поведения и расстройствами коммуникации, что приводило к определенным трудностям социальной адаптации. У части детей отмечалась аффективная нестабильность различной степени выраженности.

Группа детей со средним уровнем психомоторного развития (коэффициент интеллекта 70—90) обучались либо в коррекционных классах массовых школ, либо во вспомогательных школах, часть из этих детей обучались индивидуально. В клинической картине у детей данной группы также наблюдалась выраженная неврозоподобная и психопатоподобная симптоматика. В этой группе отмечены и более выраженные проявления ги­пердинамического синдрома с полевым поведением, разной степени выраженности кататонические и субкататонические расстройства, нестабильный аффект. У части детей данной группы наблюдались нарушения произношения отдельных звуков, смазанность речи, особая ее тембровая окраска. Аутистические расстройства проявлялись заметной стереотипностью поведения и расстройствами коммуникации, нарушенной социальной адаптацией.

Дети с наиболее тяжелыми когнитивными нарушениями обучались в специальных вспомогательных школах-интернатах либо в специальных учебных заведениях, в части случаев они были признаны необучаемыми в силу грубых проявлений олигофреноподобного или псевдооргани- ческого дефекта. В клинической картине у детей этой группы наблюдалась неврозоподобная (в виде примитивных навязчивостей) и грубая кататоническая симптоматика, выраженное полевое поведение, отчетливые аффективные колебания. У всех детей данной группы имелись нарушения звукопроизношения и тембровой окраски речи, у ряда больных наблюдались проявления элективного мутизма. Аутистические расстройства были резко выраженными и проявлялись грубой стереотипностью поведения, значительными расстройствами коммуникации, выраженной социальной дезадаптацией и социальной неадекватностью.

Исследование показало, что большинство заданий вызывали значительные затруднения, а части испытуемых подчас были малодоступны. Исследование корреляции выраженности психомоторных нарушений и аутистических расстройств, оцениваемых с помощью CARS, показали высокий уровень корреляции, что дает основание рассматривать степень выраженности аутизма как показатель тяжести заболевания.

Таким образом, наилучший уровень социальной адаптации с наименее выраженными расстройствами аутистического спектра в младшем школьном возрасте имели дети с близким к нормативному уровнем психомоторного развития. Только эти дети могли обучаться по программе массовой школы, хотя и нуждались в определенной социальной поддержке.

Особенности зрительного восприятия и зрительной когнитивной функции у детей и подростков с РАС

Для выявления черт когнитивного развития, от которых может зависеть успешность психо­социальной адаптации детей с РАС, была разработана карта оценки зрительной когнитивной функции, которая включала три основных блока: диагностику общих особенностей зрительного поведения; диагностику процесса предметного опознавания; диагностику зрительного контроля и управления движением.

Общая оценка состояния зрительного восприятия с помощью патопсихологических средств показала неодинаковый вектор выявленных различий между детьми с типичным развитием и детьми с разными видами когнитивного дизонто- генеза. Всего по данной методике было обследовано 20 детей с аутизмом в возрасте от 3 до 7 лет, 5 детей с аутизмом в возрасте от 14 до 19 лет, 10 детей с синдромом Дауна и 20 нормативно развивающихся дошкольников. Протокол исследования включал оценку по стандартизированной методике PEP, которая позволила уравнять экспериментальные и контрольные группы по уровню психомоторного развития, оценку тяжести аутистических расстройств по методике CARS, сбор анамнеза и оценку зрительной когнитивной функции. Включение группы детей с синдромом Дауна в настоящее исследование было обусловлено тем, что при наличии стойкого когнитивного дефицита дети и взрослые с данным синдромом, как правило, хорошо адаптированы в социальной и общественной жизни.

Согласно полученным результатам аутисти­ческие нарушения сопровождаются неравномерным профилем когнитивного развития, который проявляется в избыточных способностях к распознаванию детализированных изображений и в снижении способности к целостной обработке информации. В результате в основу предметного опознавания помещается абстрактный признак объекта, который становится доминантой восприятия. По всей видимости, трудности интеграции, с одной стороны, и высокие способности к восприятию геометри- зованных несмысловых изображений, с другой, достигая определенного соотношения, формируют некоторый специфический паттерн, особую когнитивную стратегию, трудно поддающуюся изменению. Исследование подростков и взрослых людей с аутизмом показало, что с возрастом этот когнитивный стиль сохраняется. Было также показано, что степень выраженности подобной стратегии высоко коррелировала с тяжестью аутистических расстройств.

Принципиальным моментом, на наш взгляд, является тот факт, что прогностически неблагоприятным признаком оказывается не просто дефицит когнитивных способностей, а своеобразное сочетание усиления способностей к переработке абстрактной, геометризованной, несмысловой информации и грубого снижения возможностей целостного восприятия.

Вторым фактором, влияющим на успешность социальной адаптации, является наличие в анамнезе нормативного или приближающегося к нормативному периода исследовательской активности предметного мира.

Предметная деятельность, проявляющаяся во всестороннем исследовании объектов окружающего мира с участием различных сенсорных модальностей, является основой построения целостного образа объекта. Ограничение этой активности в сензитивный период развития, замена исследовательской активности стереотипными формами деятельности, связанными со стремлением к получению повторяющихся ощущений, становится одной из причин формирования фрагментарного образа объекта. Это, в свою очередь, может являться одним из факторов своеобразия речевой и коммуникативной деятельности и может быть расценено как прогностически неблагоприятный признак для психосоциальной адаптации таких больных в будущем.

Еще одной типичной трудностью людей с аутизмом, которая, на наш взгляд, может быть результатом нарушения базовых системных механизмов переработки информации, является неспособность к непрерывной коррекции движения в зависимости от меняющихся условий среды. В этом случае компенсаторной стратегией становится попытка минимизировать элементы, которые должны быть вовлечены в действие и стремление избегать ситуаций, требующих динамической координации, и использование в этом случае готовых стереотипов движений. Характерно, что данный паттерн не наблюдался ни в группе нормативных детей раннего возраста, ни у детей с синдромом Дауна. Эта особенность является про­гностически неблагоприятным признаком с точки зрения возможностей преодоления аутистиче­ских расстройств.

Факторы, влияющие на успешность психосоциальной адаптации детей с РАС

На основании проведенного исследования были выделены следующие факторы, от реализации которых зависят возможности психосоциаль­ной адаптации детей с аутизмом:

    равномерный или приближающийся к равномерному общий профиль развития психомоторных навыков;

    отсутствие специфических трудностей зрительно-моторной интеграции, проявляющихся в нарушении предвосхищающей готовности к действию с объектами внешнего мира;

    наличие в анамнезе нормативного периода исследовательской активности предметного мира;

           целостный характер предметного образа.

Эти данные необходимо учитывать при построении коррекционной программы, поскольку от успешного развития этих сфер зависят возможности общей адаптации пациентов с данным синдромом.

Связь тяжести заболевания со временем манифестации

Исследование анамнестических сведений о времени начала заболевания позволило выявить достоверную связь времени начала заболевания с его тяжестью. Наиболее тяжелые формы течения заболевания обнаружены при начале его в период от 10 до 20 месяцев жизни. Дети с близким к норме когнитивным развитием заболевают преимущественно после 36 месяцев жизни.

Особенности ЭЭГ, коррелирующие с лучшим выходом у детей с РАС

Результаты проведенного нейрофизиологического исследования позволили описать паттерн изменений ЭЭГ у детей с аутистическими расстройствами. Как в общей группе детей, так и в подгруппах с разным уровнем психомоторного развития отмечается повышенный уровень бета- активности на фоне снижения мощности активности в альфа-полосе частот. При этом у детей с более выраженной тяжестью состояния и более ранним началом заболевания отмечается значительное отличие ЭЭГ от ЭЭГ здоровых сверстников, преимущественно выражающееся в более высоком уровне бета-2 активности.

Кроме того, было показано, что результаты выполнения патопсихологических методик, общий балл по РЕР и CARS и возраст начала заболевания коррелируют с данными спектрального анализа ЭЭГ. Отмечается сходный паттерн зависимости: чем лучше результаты выполнения заданий, выше балл по РЕР и ниже балл по CARS, а также, чем позже началось заболевание, тем ниже уровень бета-активности в ЭЭГ, и тем выше уровень активности в узкой полосе частот 4—5 Гц.

Сходные результаты были получены и для группы детей с РАС в возрасте от 2 до 20 лет. В этой выборке детей с РАС было показано, что независимо от их возраста тяжесть аутистических проявлений, определяемая с помощью опросников, также положительно коррелировала с уровнем бета-активности и отрицательно с индексом активности в полосе 3—5 Гц. Было определено, что клиническое уменьшение психотической симптоматики у больных на фоне нейролептической терапии коррелирует со снижением уровня бета- активности, что свидетельствовало о снижении уровня возбуждения коры головного мозга. Кроме того, удалось исследовать корреляты нарушения речевой функции при сравнении двух групп детей с РАС с наличием речевого регресса и без него. Был выявлен дефицит значений абсолютной мощности в диапазоне 9-10 Гц в центрально-височных зонах коры левого полушария. Это хорошо согласуется с ведущей ролью левого полушария в формировании речи [2].

Таким образом, были выявлены ЭЭГ преди­кторы успешности преодоления РАС в виде близкого к норме уровня бета-2 и альфа-активности. Кроме того, успешность социальной адаптации положительно коррелировала с уровнем медленной активности в полосе 3—5 Гц.

Диагностические биомаркеры аутистических расстройств по данным генетического исследования Проведенное генетическое исследование детей с аутизмом и их матерей показало, что хромосомные аномалии и варианты наследуются вместе с аутистическими расстройствами, являясь семейными биомаркерами генетических процессов, связанных с патогенезом аутизма [16; 17]. Молекулярно-цитогенетический метод обнаружил, что большинство хромосомных аномалий и вариантов наследовалось по материнской линии [17]. Выявлено повышение частоты когнитивных нарушений и спонтанных абортов у матерей детей с аутизмом. Обследование с помощью опросника Schizotypal Personality Questionnaire (SPQ) [12], включающего 74 утверждения, основанные на диагностических критериях DSM-IV, показало, что у 34 % родителей детей с РАС суммарный балл по шкале превышал установленные критерии и позволял отнести данных лиц к категории шизо­типических расстройств. Было высказано предположение, что комплексное нарушение функциональной активности генов, расположенных около гетерохроматиновых районов различных хромосом [10; 16; 17], может быть связано с патологическими процессами, лежащими в основе аутистических расстройств. Наиболее тяжелые формы аутистических расстройств с плохим выходом наблюдались при хромосомных аномалиях. Оказалось, что подобные геномные нарушения наблюдаются и при других заболеваниях мозга, таких как болезнь Альцгеймера и атаксия-теле­ангиэктазия [9—11]. Это может являться новым общим патогенетическим механизмом наследственных психических заболеваний [9]. Другим патогенетическим механизмом может быть низкопроцентный хромосомный мозаицизм, который выявляется в 3—5 % у детей с умственной отсталостью и в 5—15 % при аутизме [1; 3; 10; 11; 19]. Анализ механизмов образования мозаицизма у детей с аутизмом был основан на применении современных технологий для оценки хромосомной нестабильности в пре- и постнатальном периодах [10; 11; 15]. В связи с высокой распространенностью мозаичных форм хромосомных аномалий в современной фундаментальной и прикладной биомедицине возникает вопрос о механизмах образования этой формы патологической вариации генома [9; 11]. Для решения этой задачи был проведен сравнительный анализ вариаций хромосомного набора с использованием специально разработанных высокоразрешающих молекулярно-цитогенетических технологий (многоцветовая FISH, интерфазное многоцветовое окрашивание или ICS-MCB), [11; 15] в нормальных эмбриональных тканях (n=12) и образцах лимфоцитов периферической крови детей с аутизмом (n=160). В совокупности было проведено исследование примерно 2 миллионов клеток. Сравнение проводилось с помощью индекса хромосомной нестабильности — численного показателя, позволяющего оценивать эффект мозаицизма в контексте всего генома при FISH исследовании нескольких хромосом. Нестабильность наблюдалась во всех эмбриональных тканях, и ее индекс составлял 1,45. Случаи, связанные с немозаичными хромосомными аномалиями или с большим содержанием аномальных клеток, исключались из исследования, поскольку была установлена достоверная ассоциация между ними и внутриутробной гибелью плода. Низкопроцентный мозаицизм был обнаружен у 16 % детей с аутизмом. Мозаичные хромосомные аномалии как в эмбриональных тканях, так и у детей, были представлены анеуплоидией хромосом 15, 18 и Х. Индекс хромосомной нестабильности в случаях мозаицизма в постнатальном периоде составил 1,24 и статистически не отличался от обнаруженного в тканях плода. Таким образом, с высокой долей вероятности можно предполагать, что случаи низкопроцентного хромосомного мозаицизма в постнатальном периоде являются результатом хромосомной нестабильности, образующейся на ранних стадиях внутриутробного развития. В норме аномальные эмбриональные клетки подвергаются апоптозу [10], однако этот процесс может нарушаться. Предлагаемый механизм возникновения хромосомного мозаицизма позволяет также учитывать внешние анеугенные факторы, так как их воздействие может стимулировать пролиферацию аномальных клеток или нарушать процесс апоптоза. Помимо этого, были также исследованы геномные микроперестройки, которые связаны с возникновением мозаицизма (потеря (делеция) или удвоение (дупликация) генов-регуляторов клеточного цикла и апоптоза в тканях головного мозга), с использованием метода высокоразрешающего сканирования генома — серийной сравнительной геномной гибридизации [10]. Было обнаружено, что у 8 % детей с аутизмом имеются микроделеции и микродупликации длинных плеч хромосом 15, 17 и Х (100-300 тысяч пар нуклеотидов), затрагивающие гены, кодирующие митоген-активируемые протеинкиназы (3 гена), онкосупрессоры (3 гена), а также элементы WNT-сигнального каскада (2 гена) являются необходимыми для поддержания стабильности генома в ходе митотического деления клетки, изменение экспрессии которых приводит к различным формам хромосомной нестабильности (ане- уплоидии). Следовательно, обоснован вывод, что делеции и дупликации соответствующих генов ассоциированы с мозаицизмом. Учитывая высокую частоту хромосомного мозаицизма среди детей с аутизмом и в тканях эмбрионального мозга [19], аномалии митоза приводят к повышенному числу анеуплоидных клеток, пролиферирующих из-за нарушений апоптоза. Результатом этих патологических процессов является мозаичная анеуплои- дия у детей, страдающих аутизмом.

В нашей работе мы также использовали методы молекулярного кариотипирования (array CGH) на ДНК-микрочипах [4]. При помощи молекулярного кариотипирования обследованы 50 детей с идиопатическим аутизмом. В 44 случаях из 50 (88 %) были выявлены различные аномалии и вариации генома (CNV copy number variations). В 34 случаях из 44 были обнаружены несбалансированные геномные перестройки, включающие делеции, дупликации, субтеломерные перестройки, а также сочетанные геномные нарушения. Эти данные позволяют предположить, что нарушения генома, не выявляемые обычными методами анализа хромосом, у детей с аутизмом встречаются часто. Исследования геномных и хромосомных нарушений у детей с аутистическими расстройствами и трудностями в обучении с применением комплекса современных молекулярно-цитогене­тических и геномных технологий необходимы для проведения дифференциальной нейробиологиче- ской диагностики и научно обоснованной медицинской и психологической коррекции нарушений психики.

Заключение

Проведенное мультидисциплинарное исследование позволило выявить факторы, которые способствуют более успешному преодолению расстройств аутистического спектра. К ним можно отнести близкий к нормативному уровень психомоторного развития, наличие в анамнезе нормативного периода исследовательской активности предметного мира, целостный характер предметного образа. Была показана связь времени начала заболевания с его тяжестью: наиболее тяжелые формы течения заболевания обнаружены при начале его в период от 10 до 20 месяцев жизни. Это требует сдвигов сроков помощи ко времени начала заболевания, поскольку от этого зависит возможность будущей социальной адаптации пациентов.

По данным сравнительного ЭЭГ-картирова- ния, предикторами успешности преодоления РАС были близкие к норме мощностные характеристики бета-2 и альфа-активности. Цитогенетическое исследование, выявившее у части у детей с аутизмом численные хромосомные аномалии в виде низкопроцентного мозаицизма, позволило высказать предположение о том, что в основе аутисти­ческих расстройств могут лежать нарушения процессов контроля за ростом и развитием нервной ткани.

Н.Л. Горбачевская* *, ФГБОУ ВО МГППУ, ФГБНУ НЦПЗ, Москва, Россия, gorbachevskaya@yandex.ru

Д.С. Переверзева**, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, dasha_pereverzeva@rambler.ru

В.Ю. Воинова***, МНИИ педиатрии и детской хирургии Миздравсоцрзвития, Москва, Россия. vivoinova@yandex.ru

* Горбачевская Наталья Леонидовна, доктор биологических наук, профессор, руководитель Научно-образовательного центра «Нейробиологическая диагностика наследственных психических заболеваний детей и подростков» Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный психолого-педагогический университет» (НОЦ «Нейробиологическая диагностика наследственных психических заболеваний детей и подростков» МГППУ); ведущий научный сотрудник Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Научный центр психического здоровья», Москва, Россия, e-mail: gorbachevskaya@yandex.ru

** Переверзева Дарья Станиславовна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник НОЦ «Нейробиологическая диагностика наследственных психических заболеваний детей и подростков» МГППУ, e-mail: dasha_pereverzeva@rambler.ru

*** Воинова Виктория Юрьевна, доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник Федерального государственного бюджетного учреждения «Московский научно-исследовательский институт педиатрии и детской хирургии Минздравсоцразвития России», Москва, Россия, e-mail: vivoinova@yandex.ru



[*] Юров Иван Юрьевич, доктор биологических наук, заведующий лабораторией Научного центра психического здоровья, Москва, Россия, e-mail: ivan_iourov@yahoo.com

[†] Ворсанова Светлана Григорьевна, доктор биологических наук, профессор, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Московский научно-исследовательский институт педиатрии и детской хирургии Минздравсоцразвития России», Москва, Россия, e-mail: svorsanova@mail.ru

[‡] Юров Юрий Борисович, доктор биологических наук, профессор, Научный центр психического здоровья, Москва, Россия, e-mail: y_yurov@yahoo.com

Литература

  1. Ворсанова С.Г., Юров И.Ю., Демидова И.А., Куринная О.С., Воинова В.Ю., Кравец В.С., Берешева А.К., Коло­тий А.Д., Саприна Е.А., Соловьев И.В., Юров Ю.Б. Аутистические расстройства и хромосомные вариации в семьях детей с аутизмом // Психиатрия. 2010. № 3.
  2. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. СПб., 2007.
  3. Юров И.Ю., Ворсанова С.Г., Юров Ю.Б. Генетические механизмы нарушения психики: хромосомные и ге­номные болезни // Электронный журнал «Психологическая наука и образование» PSYEDU.RU/www. psyedu.ru. 2010. № 5.
  4. Юров И.Ю., Ворсанова С.Г., Куринная О.С., Сильванович А.П., Юров Ю.Б. Генетические аспекты психологи­ческих и поведенческих нарушений у детей с аутистическими расстройствами и трудностями в обучении: диагностика геномных и хромосомных нарушений с использованием ДНК-микрочипов // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 3; URL: http://www.science-education.ru/103-6449.
  5. Benvenuto A., Moavero R., Alessandrelli R., Manzi B., Curatolo P. Syndromic autism: causes and pathogenetic path­ways // World J Pediatr. 2009. V. 5. № 3.
  6. Budimirovic D.B., Kaufmann W.E. What can we learn about autism from studying Fragile X Syndrome? // Dev Neurosci. 2011. № 33.
  7. Levy S.E., Mandell D.S., Schultz R.T. Autism // Lancet. 2009. V. 374. № 9701.
  8. Howlin P., Magiati I., Charman T. Systematic review of early intensive behavioral interventions for children with autism // Am J Intellect Dev Disabil. 2009. V. 114. № 1.
  9. Iourov I.Y., Vorsanova S.G., Yurov Y.B. Chromosomal mosaicism goes global // Molecular Cytogenetics. 2008. V. 1.
  10. Iourov I.Y., Vorsanova S.G., Yurov Y.B. Molecular cytogenetics and cytogenomics of brain diseases // Current Genomics. 2008. V. 9. № 7.
  11. Iourov I.Y., Vorsanova S.G., Liehr T. et al. Increased chromosome instability dramatically disrupts neural genome integrity and mediates cerebellar degeneration in the ataxia-telangiectasia brain // Human Molecular Genetics. 2009. V. 18. № 14.
  12. Raine A. The SPQ: a scale for the assessment of schizotypal personality based on DSM-III-R criteria // Schizophr Bull. 1991. V.17. № 4.
  13. Schopler E., Reichler R.J., Bashford A., Lansing M.D., Marcus L.M. Psychoeducational Profile-Revised (PEP-R): V. I. Baltimore, 1979.
  14. Schopler E., Reichler R.J., Renner B.R. The childhood autism rating scale (CARS) for diagnostic screening and clas­sification of autism. N.Y., 1986.
  15. Vorsanova S.G., Kolotii A.D., Sharonin V.O., Soloviev I.V., Yurov Y.B. FISH analysis of microaberrations at telo­meric and subtelomeric regions in chromosomes of children with mental retardation // Am J Hum Genet. 1998. V. 63. № suppl 4.
  16. Vorsanova S.G., Iourov I.Y., Demidova I.A. et al. Variability in the heterochromatin regions of the chromosomes and chromosomal anomalies in children with autism: identification of genetic markers of autistic spectrum disor­ders // Neurosci Behav Physiol. 2007. V. 37. № 6.
  17. Vorsanova S.G., Voinova V.Yu., Yurov I.Yu., Kurinnaya O.S., Demidova I.A., Yurov Y.B. Cytogenetic, molecular-cytogenetic, and clinical-genealogical studies of mothers of children with autism: a search of familial genetic mark­ers of autistic disorders // Neuroscience and Behavioural Physiology. 2010. V. 40. № 7.
  18. Wing L. Autistic Disorder Interview. L., 1985.
  19. Yurov Y.B., Vorsanova S.G., Iourov I.Y. et al. Unexplained autism is frequently associated with low-level mosaic aneuploidy // J Med Genet. 2007. V. 44. № 8.

Информация об авторах

Горбачевская Наталья Леонидовна, доктор биологических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), ведущий научный сотрудник Лаборатории нейрофизиологии, ФГБНУ «Научный центр психического здоровья» (ФГБНУ НЦПЗ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8558-9007, e-mail: gorbachevskayanl@mgppu.ru

Переверзева Дарья Станиславовна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник научной лаборатории Федерального ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6881-3337, e-mail: dasha.pereverzeva@gmail.com

Воинова Виктория Юрьевна, доктор медицинских наук, профессор кафедры нейро- и патопсихологии развития факультета клинической и специальной психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), ведущий научный сотрудник отдела клинической генетики РНИМУ им. Н.И. Пирогова, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8491-0228, e-mail: vivoinova@yandex.ru

Коваль-Зайцев Алексей Анатольевич, факультет клинической и специальной психологии, Старший преподаватель кафедры нейро- и патопсихологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), научный сотрудник отдела медицинской психологии Научного центра психического здоровья РАМН, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5736-5519, e-mail: koval-zaitsev@mail.ru

Салимова Ксерия Рамизовна, младший научный сотрудник научной лаборатории Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6328-001X, e-mail: ksalimova@yandex.ru

Данилина Камилла Касимовна, научный сотрудник, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы «Научно-практический центр детской психоневрологии Департамента здравоохранения г. Москвы», Младший научный сотрудник научной лаборатории Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС, ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет", Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0396-2884, e-mail: d-kk@mail.ru

Юров Иван Юрьевич, доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник НОЦ «Нейробиологическая диагностика наследственных психических заболеваний детей и подростков», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Профессор Российской академии естествознания, ведущий научный сотрудник УРАМН «Научный центр психического здоровья РАМН»., Москва, Россия, e-mail: ivan_iourov@yahoo.com

Юров Юрий Борисович, доктор биологических наук, руководитель лаборатории, УРАМН «Научный центр психического здоровья РАМН», Москва, Россия, e-mail: y_yurov@yahoo.com

Ворсанова Светлана Григорьевна, доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник НОЦ «Нейробиологическая диагностика наследственных психических заболеваний детей и подростков», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Профессор, руководитель лаборатории ФГУ «Московский НИИ педиатрии и детской хирургии» Росмедтехнологий, Москва, Россия, e-mail: svorsanova@mail.ru

Кобзова Мария Петровна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, ФГБНУ «Научный центр психического здоровья», Москва, Россия, e-mail: kobzovamp@gmail.com

Тюшкевич Светлана Анатольевна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник научной лаборатории Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС, ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет", Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9029-2830, e-mail: tyushkevichsv@yandex.ru

Мамохина Ульяна Андреевна, младший научный сотрудник научной лаборатории Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2738-7201, e-mail: uliana.mamokhina@gmail.com

Сорокин Александр Борисович, кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), научный консультант, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (ГМИИ им. А.С. Пушкина), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4148-6719, e-mail: sorokinab@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3553
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 17

Скачиваний

Всего: 1545
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 4