Развитие когнитивных процессов у детей младшего школьного возраста с разными типами онтогенеза.*

2126

Аннотация

Раздел 2 коррекционного курса представляет задания на развитие и формирование у детей младшего школьного возраста познавательных универсальных учебных действий: зрительного восприятия, двигательной сферы, пространственных представлений, речи. Предлагаются упражнения для обучения детей. чтению, в том числе глобальному, на развитие памяти, мыслительных процессов, на обучение счету и счетным операциям.

Общая информация

* Коррекционный курс. Раздел 2. Продолжение. Начало см. в № 1 (54), 2017 г.

Ключевые слова: младший школьный возраст, универсальные учебные действия, развитие, когнитивные процессы

Рубрика издания: Учебные и методические пособия

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2017150305

Для цитаты: Максименко М.Ю., Шаль Л.Г. Развитие когнитивных процессов у детей младшего школьного возраста с разными типами онтогенеза. // Аутизм и нарушения развития. 2017. Том 15. № 3. С. 34–47. DOI: 10.17759/autdd.2017150305

Полный текст

Радел 2 коррекционного курса представляет задания на развитие и формирование у детей младшего школьного возраста познавательных универсальных учебных действий: зрительного восприятия, двигательной сферы, пространственных представлений, речи. Предлагаются упражнения для обучения детей. чтению, в том числе глобальному, на развитие памяти, мыслительных процессов, на обучение счету и счетным операциям.Благодарность

Авторы выражают искреннюю благодарность за помощь, оказанную в подготовке материалов программы, студенту МГППУ Ворончихину Максиму Федоровичу.

Когнитивные процессы являются базовой основой психической деятельности, поскольку обеспечивают опе­рациональную сторону всех высших психических функций: зрительного восприятия, моторных и пространственных функций, памяти, речи и мышления. Вся учебная деятельность детей реализуется с опорой на соответствующие функции. Отставание в развитии даже отдельных составляющих при нормальном онтогенезе приводит к трудностям в усвоении конкретного учебного материала. При различных вариантах дизонтогенеза (нарушениях развития) отчетливая несформиро- ванность психических функций в разной степени приводит к выраженным трудностям усвоения общеобразовательной программы (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Т.В. Ахутина, С.Г. Шевченко).

Предлагаемый коррекционный курс предполагает целенаправленную работу над конкретными звеньями высших психических функций у детей, формирование которых обеспечивает полноценное усвоение учебного материала. Представленные задания, направленные на развитие конкретной психической функции, выстроены с учетом логики усложнения психической деятельности [Гальперин, 2010].

Раздел 2. Развитие и формирование познавательных универсальных учебных действий

Развитие зрительного восприятия предметных изображений в сенсибилизированных условиях, активности и стратегии зрительного восприятия и актуализация зрительных образов.

Функции

Темы

Время выполнения упражнения

Основное содержание работы

Зрительное восприятие

Идентификация зрительных изображений

5 минут

5 минут

Упражнение № 1

Подбор предметных изображений к стилизованному схематическому варианту. Гностическая сложность образов варьируется по частотности и перцептивной сложности.

Упражнение № 2

Опознание стилизованных схематических изображений.

 

Нахождение недостающих и составляющих частей образа

10—15 минут

Упражнение № 3

Поиск недостающих деталей с последующим их объяснением на изображениях предметов и букв.

Перцептивное моделирование

10—15 минут

Упражнение № 4

Нахождение половинок симметричных объектов с варьированием степени сложности образов и составных частей.

 

Опознание изображений в усложненных условиях

10 минут

Упражнение № 5

Наложенные перечеркнутые фигуры. Модифицированный вариант предполагает опознание, называние и обведение каждой из нескольких фигур в отдельности [Ахутина, 2003].

Упражнение № 6

Перепутанные линии: поиск каждой из нескольких перепутанных линий, связывающих один образ с другим.

Функции

Темы

Время выполнения упражнения

Основное содержание работы

 

 

10 минут

Упражнение № 7

Нахождение и выделение целостного образа, состоящего из геометрических фигур или деталей.

Активность зрительного восприятия

Стратегия зрительного анализа сюжетных изображений

10 минут

Упражнение № 8

Поиск отличий двух сюжетных изображений на основе формирования аналитической стратегии восприятия с последующей вербализацией местоположения найденных отличий

Развитие двигательной сферы: а) развитие тонкой моторики (дающей возможно- сти точного выполнения движений), диф- ференцированных положений пальцев рук, развитие мелкой мускулатуры пальцев рук;
б) развитие плавности, переключаемости и точности движении; в) повышение общей подвижности ребенка; г) развитие произвольной регуляции движений и моторного программирования.

 

 

Время

 

Функции

Темы

выполнения упражнения

Основное содержание работы

Тонкая моторика: возможность точного

 

3 минуты

Вначале маркируется левая рука.

Упражнение № 1

Пальчиковая гимнастика.

выполнения движений, дифференцировки положения

 

10 минут

Упражнение № 2

Мешочек с буквами: поиск и называние найденных в мешочке предметов, в более сложном варианте — букв и цифр попеременно ведущей и неведущей руками.

пальцев рук

 

15 минут

10 минут

20—25 минут

Упражнение № 3

Работа с пластилином: создание по инструкции психолога фигур, букв и цифр в объемном и плоскостном варианте.

Упражнение № 4

Шнуровки на предметных изображениях и составление узоров.

С введением разного уровня моторного программирования.

Упражнение № 5

Оригами: складывание из листа бумаги различных фигур

Моторное программирование

 

5 минут

10 минут

5 минут

5 минут

10—15 минут

Упражнение № 6

Работа за столом, ориентация на листе бумаги, выполнение по инструкции психолога различных линий и составление полимодального образа [Егупова, 2010].

Упражнение № 7

Продолжение заданного образца ряда невербализуемых фигур с переключением внимания на цвет, форму, размер.

Упражнение № 8

Графическая проба «Забор», модифицированный вариант.

Упражнение № 9

Выстраивание по речевой инструкции ряда геометрических фигур (методика «Учимся считать»). Усложнённый вариант: выполнение аналогичного задания в графической форме.

Упражнение № 10

Наложенные фигуры. Модифицированный вариант заключается в смене при обведении цветов карандашей (фломастеров). Выполняется на материале упражнения № 5 в разделе «Зрительное восприятие».

Функции

Темы

Время выполнения упражнения

Основное содержание работы

 

 

0—15 минут

Упражнение № 11

Воспроизведение образца по принципам дополнения образа до симметричного в системе координат: лево — право, верх — низ.

Зрительно-моторная координация

 

3 минуты

10 минут

5—10 минут

Упражнение № 12

Глазодвигательные упражнения. Произвольные движения глаз за лазерной указкой или на основе речевой программы по инструкции психолога.

Упражнение № 13

Воспроизведение моторного образа программы с фиксацией основных элементов (точек) на основе их зрительно-пространственного расположения.

Упражнение № 14

Копирование схематизированных изображений

 

Развитие пространственных представлений, формирование: а) устойчивых координат («право — лево», «верх — низ»); б) со- мато-пространственного гнозиса.

Функции

Темы

Время выполнения упражнения

Основное содержание работы

Пространственные процессы.

Задания от простого к сложному на материале телесного пространства, окружающего предметного мира и на основе графического представления о пространственном расположении предметов и объектов

Телесное пространство

10 минут

5 минут

10 минут

Сначала маркируется левая рука с помощью яркого браслета или цветной резинки.

Упражнение № 1

Выполнение по инструкции педагога телесно-ориентированных движений; следующий этап — повторение за педагогом движений с перешифровкой «лево — право», «верх — низ», «вертикально — горизонтально» сначала с развёрнутой речевой инструкцией, которая сворачивается по мере правильного выполнения ребенком движений.

Упражнение № 2

Осуществление на речевом уровне поэлементного анализа поз педагога и последующее поэлементное выполнение с опорой на речь (проговаривание).

Упражнение № 3

Выполнение педагогом пространственных движений при самостоятельном формировании ребенком инструкции; функцию контроля выполняет сам ученик.

 

Окружающий предметный мир

10—15 минут

10—15 минут

Упражнение № 4

Освоение внешнего пространства комнаты. Задание: по инструкции педагога исследовать пространство кабинета, классной комнаты, коридора и пространственно расположенные в них предметы с помощью речевой инструкции «поворот налево — направо; вперед — назад».

Упражнение № 5

Освоение рабочего пространства стола с отработкой понятий: «право — лево», «над — под», «за — перед».

 

Функции

Темы

Время выполнения упражнения

Основное содержание работы

 

Графическое представление пространственного расположения предметов и объектов

5 минут

10 минут

Упражнение № 6

Отработка и закрепление понятий «центр», «край листа», «право -лево» и «верх — низ» на материале геометрических фигур.

Упражнение № 7

Работа с трафаретами:

животных, насекомых, фруктов и с тематическими трафаретами (например, «Новый год»). Задание: расположить и обвести фигуры в соответствии с заданной программой (в левую или правую сторону, вверху, внизу).

 

5—10 минут

Упражнение № 8

Отработка и закрепление понятий «центр», «край листа», «право —лево», «верх — низ», «левее — правее», «выше — ниже». По инструкции, в которой задается пространственное положение объектов, нарисовать на листе бумаги геометрические фигуры, буквы, цифры. Количество объектов варьируется с тенденцией к их постепенному увеличению.

 

5—10 минут

Упражнение № 9

Отработка и закрепление понятий «право — лево» на предметных изображениях.

 

10—15 минут

Упражнение № 10

Методика «Графические диктанты». Варьируется размер клеток от увеличенного к стандартному и образцы от простых к сложным (упор делается на количество переключений) [Хотылева, 2010].

 

10—15 минут

Упражнение № 11

Работа с кубиками Никитина с выстраиванием стратегии конструирования и отработки последовательности.

 

10 минут

Упражнение № 12

Работа с часами: определение времени по аналоговым часам, закрепление понятий «минута», «час». Сначала работа идет с использованием пронумерованного циферблата. Усложненный вариант: определение времени по «слепым» часам путем постановки стрелок или с обозначением цифрами пронумерованного циферблата. Усложнение: определить время по слепым часам путем расстановки стрелок или обозначив цифрами их положе-

 

10—15 минут

10—15 минут

Упражнение № 13

Палочковый тест Гольдштейн-Ширера, модифицированный вариант [Исаев, 2014]. Данная методика направлена на развитие конструктивного праксиса. Ученик по образцу воспроизводит из счетных палочек различные фигуры.

Упражнение № 14

Танграм:

развитие у детей пространственных представлений, элементов геометрического воображения, выработка практических умений в составлении новых фигур путем присоединения одной из них к другой. Заключается в составлении фигуры по образцу

 

Развитие речи предполагает расширение активного словарного запаса, а именно: существительных, глаголов и прилагательных, обеспечивающих со- ставление фразы, ее связность и структурированность, а также формирование развернутого речевого высказывания с использованием логико-грамматических конструкций и связующих элементов (со-юзов).

Функции

Темы

Время выполнения упражнения

Основное содержание работы

 

Речь

 

10 минут

Упражнение № 1

Актуализация слов -названий представителей животного мира, растений и предметов различных категорий

 

 

 

10—15 минут

Упражнение № 2

Актуализация глаголов к существительным, составление глагольных сеток. С развернутой (с использованием наглядных представлений) и со свернутой инструкцией.

 

 

запаса

10—15 минут

Упражнение № 3

Актуализация прилагательных к существительным.

 

 

10—15 минут

Упражнение № 4

Избирательная актуализация глаголов, адекватных содержанию фразы (вставить пропущенные глаголы).

 

Актуализация словарного

 

 

10—15 минут

Упражнение № 5

Избирательная актуализация прилагательных, адекватных содержанию фразы (вставить пропущенные прилагательные) [Акимова, 2000].

 

 

10—15 минут

Упражнение № 6

Подбор антонимов к существительным, глаголам и прилага-

 

 

 

тельным.

 

 

20 минут

Упражнение № 7

Методика «Пирамида». [Пирамида «Найди противоположное», 2007]. Побор прилагательных, противопо-

 

 

10—15 минут

ложных по смыслу. Упражнение № 8 Кроссворды.

 

 

 

 

 

20 минут

Упражнение № 9

Подбор слов -наименований, отражающих личностные и профессиональные качества людей, с опорой на картиночный материал и по памяти. Составление двух типов «сеток»: качества — профессия и профессия — качества.

 

 

 

20 минут

Упражнение № 10

Методика «Речевое домино»2. Составление фразы на основе «сложения» двух объектов, одного предмета и одного сюжета. С последующим усложнением зрительно воспринимаемого материала и с изменением длины фразы.

 

 

Фразовая речь

20 минут

Упражнение № 11

Составление фраз с установлением причинно-следственных отношений. Методика «Речевое домино», варианты «Почемучка?», «Чувства».

 

 

10—15 минут

Упражнение № 12

Составление предложений из отдельных слов. Усложненный вариант: отсутствие модификаций окончаний.

 

 

10—15 минут

Упражнение № 13

Составление предложений из слов с опорой на сюжетную кар-

 

 

 

 

тинку и их серии.

 

 

 

10—15 минут

Упражнение № 14

Составление фразы по набору букв, обозначающих начало

 

 

 

 

слова.

 

 

 

5—10 минут

Упражнение № 15

Продолжение фразы, фиксирующей конкретные жизненные события.

 

 

Функции

Темы

Время выполнения упражнения

Основное содержание работы

 

Формирование развернутого речевого высказывания

 

Упражнение № 16

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Усложненный вариант: придумать события, предшествовавшие сюжету и последующие за ним [Радлов, 2013].

Упражнение № 17

Продолжение и завершение истории по заданному началу.

Упражнение № 18

Составление целостного текста из разрозненных предложений.

Упражнение № 19

Задание: расскажи о событиях твоей жизни и жизни твоей семьи.

Упражнение № 20

Пересказ текста по плану, составленному самостоятельно и совместно с педагогом-психологом.

 

Логико-грамматические конструкции

10—15 минут

Упражнение № 21

Вставить в предложение пропущенные предлоги с опорой на сюжетные картинки.

 

1. Понимание и использование предлогов.

10—15 минут

Упражнение № 22

Понимание предлогов на предметном материале и геометрических фигурах в разном пространственном расположении: в плосткостном и объемном (квадрат под кругом).

 

2. Сравнительные конструкции, понимание и оперирование.

10—15 минут

Упражнение № 23

Модифицированный вариант теста Бине [Агафонова, 1996]. Нахождение объекта в условиях двойного сравнения.

 

3. Определение последовательности событий

10—15 минут

Упражнение № 24

Установление последовательности событий с выделением опорных слов, отражающих временные отношения между событиями

При коррекционной работе основной ак- цент делается на глобальном чтении и вы- работке аналитического компонента при
чтении слогов, слов и предложений. Работа с послоговым чтением и чтением слов осу- ществляется логопедами.

Функции

Темы

Время выполнения упражнения

Основное содержание работы

Чтение

Глобальное чтение

5—10 минут

Упражнение № 1

Подбор ребенком наиболее частотных слов (чай, молоко, кино, магазин, кот и др.).

 

Чтение

аналитическое звуко-буквенное

5—10 минут

15—20 минут

5—10 минут

Упражнение № 2

Нахождение слов, замаскированных в ряду букв.

Упражнение № 3

Нахождение в буквенной сетке конкретных слов, имеющих разное пространственное расположение: по горизонтали, вертикали и диагонали.

Упражнение № 4

Запоминание букв с наглядно-образным опосредованием (Ф — Фонарь).


 

Функции

Темы

Время выполнения упражнения

Основное содержание работы

 

 

5—10 минут

5—10 минут

Упражнение № 5

Разделение слитного текста на слова и предложения.

Упражнение № 6

Чтение слов в условиях сенсибилизированной представленности букв

Развитие памяти предполагает опору на полимодальный способ запоминания (зрительно-вербально-моторный) и направлено на прочное усвоение различных образов, букв, цифр, геометрических фигур. Особое внимание уделяется расширению объема активного запоминания, использованию различных стратегий и способов запоминания с включением мотивационного компонента.
 

Функции

Темы

Время выполнения упражнения

Основное содержание работы

Произволь-

Зрительная память

10 минут

Упражнение № 1

ная память

10 минут

Запоминание предметных изображений, графических фигур и их количества с последующим узнаванием или воспроизведением.

Упражнение № 2

Запоминание опорных элементов предметных образов с после-

 

 

дующим воспроизведением

 

Опосредованное запоминание

15 минут

Упражнение № 3

Модифицированный вариант методики «Пиктограмма». Модификация заключается в формировании понятия символ с использованием конкретных образов и обобщенных понятий.

 

10 минут

Упражнение № 4

Методика «Логический поезд» [Логический поезд (Умные, 2000]

 

Зрительно-пространственная память

10 минут

Упражнение № 5

Запоминание расположения геометрических фигур, букв и цифр. Варьируется их количество и местоположение.

 

15—20 минут

Упражнение № 6

Методика «Парочки» [Парочки (лото +, 2001]. Запоминание отдельных изображений, их местоположения, с последующим нахождением пар картинок.

 

10 минут

Упражнение № 7

Воспроизведение программы выполнения фигур из кубиков Кооса на других цветах

 

 

 

 

 

 

Развитие мыслительных процессов предполагает работу с различными формами мышления: наглядно-образным, вербально­логическим, дискурсивным и конструктивным. Развитие наглядно-образного мышления направлено на выделение существенных элементов, установление между ними связей, выдвижение гипотез и установление причинно-следственных отношений происходящих событий. В вербально-логическом мышлении развиваются возможности выделения категориальных различий и сходств, а также осуществления вербальных обобщений. В дискурсивном мышлении акцент делается на развитие способности анализировать условия задачи и ее составные элементы, находить необходимые операции и выстраивать последовательную цепь промежуточных операций для правильного конечного решения. Развитие конструктивного мышления предполагает формирование возможностей анализировать пространственную структуру образца, выделять части и вновь создавать целостный пространственный образ.

Функции

Темы

Время выполнения упражнения

Основное содержание работы

Мыслительные процессы

Наглядно-образное мышление

15 минут

15 минут

15 минут

Упражнение № 1

Методика В.А. Ковшикова [Ковшиков]. Задание на понимание смысла серий картинок, в которых представлены бытовые сюжеты. Варьируется количество картинок сюжетов.

Упражнение № 2

Н.Э. Радлов «Рассказы в картинках» [Радлов, 2013]. Задание на понимание смысла серий сюжетных картинок. Варьируется количество картинок и сюжетов. Упражнение № 3

Методика «Что за чем и почему?» Г.С. Кагарлицкой [Кагарлицкая, 2011]. Раздел «Расскажи историю».

Составление рассказа по сериям сюжетных картинок, где задания варьируются от простых сюжетов к сюжетам со скрытым смыслом и юмором.

Упражнение № 4

Рисунок по рассказу с прорисовыванием значимых элементов сюжета и отражением последовательности событий.

 

Вербально-логическое мышление

10 минут

10 минут

10 минут

15 минут

10 минут

10 минут

5 минут

15—20 минут

15 минут

10—15 минут

15 минут

Упражнение № 5

Формирование обобщающих понятий («назови одним словом») о различных категориях

представителей животного мира, растений и предметов.

Упражнение № 6

Формирование обобщающих понятий — «часть — целое» и «целое — часть»; усложненный вариант — «общее — частное».

Упражнение № 7

Формирование противоположных понятий на материале существительных, глаголов и прилагательных.

Упражнение № 8

Формирование понимания рядоположенности [Акимова, 2000].

Упражнение № 9

Формирование понятий по принципу функциональности.

Упражнение № 10

Формирование операций анализа и синтеза. Методика «Третий, или четвертый, или пятый лишний» на картиночном и вербальном материале [Семенович, 2005].

Упражнение № 11

Формирование причинно-следственной связи: «что сначала, что потом».

Упражнение № 12

Формирование причинно-следственной связи: «причина — следствие».

Упражнение № 13

Нахождение вербализуемых различий (для сравнения используются сюжетные картинки; сначала на них мало объектов, и самые простые различия: наличие/отсутствие деталей, изменение цвета, формы, количества).

Упражнение № 14

Понимание значения метафор и фразеологизмов, обсуждение их использования в коммуникации и литературе.

Упражнение № 15

Методика Г. Айзенка, модифицированный вариант [Айзенк, 1972]. Выделение сравнительных признаков изображений с последующим дорисовыванием недостающего образа.

Упражнение № 16

Решение логических задач на вербальном материале с опорой на наглядную схему решения.

 

 

Функции

Темы

Время выполнения упражнения

Основное содержание работы

 

 

15—20 минут

Упражнение № 17

Нахождение отличительных признаков профессий и личностных качеств, соответствующих различным профессиям; выбор качеств из предложенного списка. Обсуждение значения качеств.

 

Дискурсивное мышление

20 минут

20 минут

20 минут

Упражнение № 18

Решение арифметических задач по программе Т.В. Ахутиной,

И.О. Камардиной, Н.М. Пылаевой [Ахутина, 2012].

Упражнение № 19

Решение задач с неполными условиями.

Упражнение № 20

Решение задач с абсурдными условиями.

 

Конструктивное мышление

10 минут

10—15 минут

10 минут

10—15 минут

10—15 минут

Упражнение № 21

Методика на развитие конструктивного праксиса, модификация [Семенович, 2005]. Перешифровка невербализуемых фигур, варианты «лево или право», «верх или низ» и одновременно «лево — право, верх — низ». Варьируется степень сложности стимульного материала. От развернутой к свернутой вербализованной программе.

Упражнение № 22

Кубики Б.П. Никитина (Кооса).

Конструирование по образцу из разноцветных кубиков.

Упражнение № 23

Конструирование по образцу из объемных геометрических фигур.

Упражнение № 24

Модифицированная методика Ж. Пиаже «Представление о перемещении улитки» [Манелис, 1997]. Формирование представлений о местоположении и взаимном расположении частей тела улитки при движении по кругу.

Упражнение № 25

Методика «Сохранение кругового порядка». Расположение последовательного сохранения порядка при изменении местоположения точки отсчета.

Упражнение № 26

Методика Г. Айзенка [Айзенк, 1972].

 

 

10 минут

Выделение лишнего изображения из предложенных по пространственным параметрам на основе кругового порядка

Обучение счету на первых этапах предполагает закрепление образа цифр и их соотношения с количеством, формирование понятия разрядного строениячисла. В последующем осуществляется закрепление счетных операций с постепенным их усложнением и автоматизацией.

Функции

Темы

Время выполнения упражнения

Основное содержание работы

Число, счет и счетные операции

Число

5 минут

10 минут

5—10 минут

Упражнение № 1

Закрепление образа цифры в сенсибилизированных условиях.

Упражнение № 2

Закрепление соотношения числа и количества. Методика «Школа внимания» [Ахутина, 2008].

Упражнение № 3

Закрепление образа римских цифр. Методика «Школа внимания» [Ахутина, 2008].

 

Функции

Темы

Время выполнения упражнения

Основное содержание работы

 

 

15—20 минут

Упражнение № 4

Понятие разрядов (в соответствии с учебной программой). Закрепление разрядного строения числа.

 

Счетные операции

10—15 минут

10—15 минут

10—15 минут

15—20 минут

10—15 минут

15 минут

Упражнение № 5

Нахождение суммы двух чисел, равной 10, из сетки цифр.

Упражнение № 6

Методика «Математическая Пирамида» [Математическая Пирамида. Игра, 2007].

Упражнение № 7

Методика «Продолжи ряд» [Агафонова, 1996]. Нахождение программы с использованием математических действий и продолжение дискретного числового ряда с применением найденной программы.

Упражнение № 8

Счетные аналогии: с увеличением объема счетных операций (от 3 и более).

Упражнение № 9

Последовательное выполнение счетных операций на сложение и вычитание, вариация методики «Серийный счет» [Агафонова, 1996]. В устной и письменной форме.

Упражнение № 10

Методика «Школа умножения» Н.М. Пылаевой, Т.В. Ахутиной [Ахутина, 2006]

Развитие письма в начале работы направлено на закрепление зрительно-про- странственного образа букв, звуко-бук-венный анализ и закрепление правил русского языка на уровне слов и предложений.

 

 

Время

 

Функции

Темы

выполнения упражнения

Основное содержание работы

Письмо

Самостоятельное письмо

10 минут

Упражнение № 1

Закрепление образа букв: печатных, строчных и прописных.

 

10 минут

Упражнение № 2

Закрепление и написание слов на основе звуко-буквенного анализа.

 

10 минут

Упражнение № 3

Усложнение материала, актуализация слов с опорой на внешнюю структуру. Методика «Кроссворды» выполняется на материале Упражнения № 8 в разделе «Речь».

 

10 минут

Упражнение № 4

Закрепление правил оформления предложения (заглавные буквы, запятые, точки) и границ предложения.

 

Правила русского языка

10—15 минут

Упражнение № 5

Закрепление правил на безударные гласные, согласные, двойные согласные, окончания и приставки

 

Навыки контроля

10—15 минут

Упражнение № 6

Формирование навыков контроля при зрительном восприятии печатного материала.

 

10—15 минут

Упражнение № 7

Формирование навыков контроля при воспроизведении зрительно воспринимаемого рукописного материала

Продолжение читайте в следующих номерах журнала.


Продолжение. Начало см. в № 1 (54), 2017 г.

Литература

  1. Агафонова И.Н. Учимся думать. Сборник занимательных логических задач, тестов и упражнений. Уч. пособие. СПб.: «МиМ-Экспресс», 1996. 96 с.
  2. Айзенк Г. Проверь свои способности. М.: Мир, 1972. 177 с.
  3. Ахутина Т.В. Дети с трудностями учения // Начальная школа: плюс, минус, 2000. № 212. С. 20—25.
  4. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Диагностика развития зрительно-вербальных функций. М.: ИЦ «Академия», 2003. 64 с.
  5. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Школа умножения. Методика развития внимания у детей 7—9 лет. М.: Теревинф, Генезис, 2006. 16 с.
  6. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Школа внимания. Методика развития внимания у детей 5—7 лет. 4-е изд. СПб.: Питер, 2008. 112 с.
  7. Ахутина Т.В., Камардина И.О., Пылаева Н.М. Нейропсихолог в школе. Пособие для педагогов, школьных психологов и родителей. М.: В. Секачев, 2012. 48 с.
  8. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьника. М.: Академия, 2000. 160 с.
  9. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 томах. Т. 2. М.: Педагогика, 1982. С. 174.
  10. Выготский Л.С. Проблема развития и распада высших психических функций / Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995. С. 404—418.
  11. Гальперин П.Я. О формировании умственных действий и понятий // Культурно-историческая психология, 2010. № 3. С. 111—114.
  12. Егупова М.Г. Веселая разминка. Арт-терапевтические упражнения. М.: Изд-во РООИ «Ковчег», 2010. 23 с.
  13. Исаев Д.Н. Психиатрия детского возраста. Психопатология развития. СПб.: СпецЛит, 2014. 469 с.
  14. Кагарлицкая Г.С. Что за чем и почему? Комплект коррекционно-развивающих материалов для работы с детьми от 4 лет. М.: Генезис, 2011. 32 с.+ (34 л.).
  15. Ковшиков В.А. Серии сюжетных картинок: Пособие для развития связной речи. СПб.: Нива,1996. 12 с.
  16. Логический поезд (Умные игры). Екатеринбург: Центр ИНВАСС Детское народное издательство «Витаминка», 2000.
  17. Манелис Н.Г. Развитие оптико-пространственных функций в онтогенезе // Школа здоровья, 1997. № 3. Т. 4. С. 25—37.
  18. Математическая Пирамида. Игра от 6 лет и старше. Киров: ОАО «Радуга», 2007.
  19. Парочки (лото + pexeso). Екатеринбург: Центр ИНВАСС детское народное издательство «Витаминка», 2001.
  20. Пирамида «Найди противоположное» . Игра от 6лет и старше. Киров: ОАО «Радуга», 2007.
  21. Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение. Начальные классы (I—IV). Под. ред. С.Г. Шевченко. М.: Школьная пресса, 2004. 176 с.
  22. Радлов Н.Э. Рассказы в картинках. М.: Изд-во «Мелик-Пашаев», 2013. 56 с.
  23. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М.: Генезис, 2005. 319 с. с ил.
  24. Хотылева Т.Ю., Пылаева Н.М. Графические диктанты. Рабочая тетрадь для детей 5—7 лет. М.: ЦПМССДиП, 2010. 40 с.

Информация об авторах

Максименко Марина Юльевна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, e-mail: vladmaks@yandex.ru

Шаль Людмила Георгиевна, педагог-психолог, ГБОУ г. Москвы "Школа № 1321 "Ковчег", старший преподаватель, кафедра клинической, нейро- и патопсихологии ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет», Москва, Россия, e-mail: larionoval@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2908
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 2126
В прошлом месяце: 23
В текущем месяце: 17