Применение визуального расписания для детей с РАС в Центре длительной реабилитации «Добрый сад»

5250

Аннотация

Адаптация детей с расстройствами аутистического спектра к социальной среде в условиях детского сада — непростая задача, предусматривающая комплексное внедрение специальных методов. Эффективность визуального расписания при обучении и социализации детей с РАС обусловлена его вариативностью и возможностью его интеграции в различные цели и задачи обучения и реабилитации конкретных детей. Описан ход работы по внедрению такого метода в Центре длительной реабилитации детей «Добрый сад» города Нижний Новгород. Отмечены препятствия к введению расписания в занятия с группой детей, а также способы их преодоления. Приведены примеры эффективности применения визуального расписания в решении проблемных ситуаций в условиях детского сада. В части 1 статьи описаны функции и виды визуального расписания, подготовительный и начальный этапы работы специалистов центра «Добрый сад» по введению расписаний в группе детей из восьми человек с официально установленным диагнозом F.84.

Общая информация

Рубрика издания: Психолого-педагогическая и медико-социальная помощь

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2018160203

Для цитаты: Гусева Н.Ю. Применение визуального расписания для детей с РАС в Центре длительной реабилитации «Добрый сад» // Аутизм и нарушения развития. 2018. Том 16. № 2. С. 21–28. DOI: 10.17759/autdd.2018160203

Полный текст

Известно, что дети с РАС гораздо быстрее приобретают навыки в четкой структуральной обстановке. Одним из основных компонентов структурированной среды является визуальная поддержка, предполагающая использование наглядных стимулов, несущих в себе ту необходимую информацию, которую ребенку с аути­стическими чертами трудно воспринимать на слух и удерживать в памяти.

Визуальная поддержка широко применяется при коррекционной работе по развитию способностей к коммуникации, помогая ребенку как воспринимать сообщения, так и продуцировать их с помощью наглядных средств. Следует отметить, что средства визуальной поддержки эффективны не только в отношении освоения различных навыков, но и в редукции психологического напряжения и тревожности, обусловленных трудностями понимания контекста социальных ситуаций.

 

Одним их наиболее системных и эффективных средств визуальной поддержки в работе с детьми с РАС является визуальное расписание.

Функции и виды визуального
расписания

Визуальное расписание для ребенка с РАС — это наглядное отображение того, что произойдет в течение дня либо во время какого-то одного занятия или события. Визуальное расписание не столько информирует о предстоящих событиях, сколько направляет к деятельности в определенной ее последовательности.

Визуальное расписание может иметь различные виды, среди которых:

—   расписание всего распорядка дня;

—   расписание определенных видов деятельности или занятий;

—   расписание конкретных процессов или заданий.

При этом указанные виды будут включать в себя несколько последовательных шагов.

Визуальное расписание может сопровождать различные виды деятельности, например, обеспечивать пошаговое выполнение бытовых действий, а также учебных и даже игровых и творческих заданий.

Кроме того, визуальное расписание способно решать различные проблемы и компенсировать разные дефициты детей, использующих его. Одним детям оно помогает воспринимать информацию, которую они затрудняются понять на слух, другим оно помогает удерживать ее в памяти, третьим расписание помогает справиться с тревожностью, давая стабильность и понимание последующих событий.

Несмотря на множество преимуществ, внедрение расписания в жизнь ребенка с аутистическими чертами нельзя назвать легкой задачей. Данный процесс требует тщательной диагностики возможностей освоения такого расписания конкретным ребенком, оценки его социальной среды и ее ресурсов для внедрения данной системы, а также комплексного и планомерного подхода по ее внедрению и реализации.

В статье рассмотрены особенности освоения визуального расписания детьми с РАС в условиях детского сада реабилитационной направленности, то есть в условиях среды, направленной на реализацию нескольких масштабных задач: медицинскую реабилитацию, коррекционное обучение, социальную адаптацию в группе сверстников.

Работа по применению визуального
расписания в центре длительной
реабилитации детей «Добрый сад»

Работа проводилась в Центре длительной реабилитации детей «Добрый сад» Федерального государственного бюджетного учреждения «Приволжский федеральный медицинский исследовательский центр» города Нижний Новгород. С сентября 2016 г. по май 2017 г. педагоги центра: дефектолог, воспитатель, педагоги по физкультуре и музыке решали задачу по подготовке и введению в коррекционную работу визуальных расписаний в группе детей из восьми человек (4 девочки и 4 мальчика) с официально установленным диагнозом F.84; возрастной диапазон группы — от 4 до 7 лет.

Основным препятствием внедрения визуального расписания в деятельность группы была значительная гетерогенность ее состава как по возрасту, так и по уровню навыков, и соответственно разная степень подготовленности к восприятию визуально представленного материала.

Подготовительная работа

Для оценки перспектив эффективности внедрения визуального расписания в данной группе детей были использованы результаты тестирования по VB-MAPP[II]. Прежде всего, специалистов интересовали уровни по шкалам: «визуальное восприятие» и «навык поведения в группе». Были выявлены неоднородные результаты, но при этом оказалось, что большинство детей не готовы к использованию визуального расписания всего дня в условиях группового пребывания. Пять детей из восьми имели низкие баллы по навыкам визуального восприятия. В данной выборке детей средний показатель эффективности визуального восприятия составлял всего 3 балла (из максимальных 15), то есть 20% по сравнению с нормой. Полученные данные говорили о том, что пиктограммы, фотографии и другие возможные наглядные материалы, используемые для визуального расписания, не были бы для них различимыми стимулами. Кроме того, уровень развития навыков поведения в группе у детей на момент поступления в детский сад был еще ниже, чем навыки визуального восприятия (средний показатель по группе 13,3%). Данные показатели говорили о том, что работа со средствами визуальной поддержки в группе пока не будет эффективна, так как будет осложняться нежелательным поведением. Таким образом, визуальное расписание для большинства исследуемых детей не облегчало бы, а только осложняло пребывание их в группе, предлагая им еще одну непосильную задачу.

Этапы введения визуального расписания

Анализ полученных данных позволил разработать план внедрения визуального расписания в данной группе детей, который был индивидуальным для каждого ребенка, но при этом имел общие основные три этапа: подготовительный этап, этап освоения расписания индивидуального занятия, этап освоения расписания дня в группе кратковременного пребывания.

Для большинства детей был необходим подготовительный, «нулевой», этап, который заключался в выработке навыка различения визуальных стимулов. Данный этап продолжался до появления устойчивого навыка соотнесения картинки с предметом.

Следует отметить, что для 3 из 8 детей подготовительный этап ограничился только диагностикой и ознакомлением с новыми карточками.

После достижения остальными детьми 4—5 баллов по шкале «Визуальное восприятие» VB-MAPP, работа была продолжена на первом этапе — внедрения визуального расписания индивидуального занятия.

Второй этап работы — внедрение общего группового расписания всего дня — наиболее сложный для освоения, так как ребенку нужно ориентироваться не только в собственных карточках, но и отличать свое расписание от чужого, расположенных на одной доске.

Для того чтобы ребенок подготовился к работе с расписанием группы, и оно стало для него ресурсом для комфортного и эффективного пребывания в ней, необходимо провести интенсивную подготовку на предыдущем уровне, проработав все возможные сложности и предусмотрев преграды для использования ребенком визуального расписания в индивидуальном порядке.

Уровни сложности визуального материала расписания

В качестве первого индивидуального визуального расписания было выбрано расписание занятия с дефектологом. Выбор был сделан по следующим основаниям:

— дефектологическое занятие присутствует в расписании ребенка каждый день, что обеспечивает интенсивность тренировки навыка работы с расписанием;

—  данный вид занятий является наиболее структурированным видом деятельности ребенка;

— визуальное расписание стало естественным продолжением работы над различением стимулов на занятиях с дефектологом;

—  визуальное расписание участвует в решении многих дефектологических задач, значительно повышая эффективность занятия, а продуктивные занятия в свою очередь позволяют усложнять расписание и развивать навыки работы с ним.

Кроме того, сложность визуального расписания с точки зрения восприятия ребенком значительно варьируется. Специалисты сада в своей работе опирались на различные уровни сложности восприятия детьми визуального материала:

Первому уровню соответствовало использование карточек, обозначающих предметы, чаще всего это фотографии реальных учебных материалов, с которыми ребенок уже был знаком.

После успешного освоения конкретного расписания постепенно осуществлялся переход на второй уровень сложности, то есть на использование более абстрактных картинок — символов, которые подразумевают работу с несколькими подобными материалами.

Третий уровень сложности предполагал использование карточек с изображением действий с учебными материалами. Для детей с развернутым глагольным словарем и способных различать действия на карточках, расписание делалось более разнообразным уже в самом начале работы.

При составлении визуального расписания следует уделить внимание изображениям действий людей, так как не все виды деятельности можно отобразить конкретными предметами. Применение подобного визуального материала соответствует четвертому уровню сложности.

Ситуация дефектологического занятия является наиболее подходящей для начала работы с визуальным расписанием, поскольку позволяет проработать дефициты визуального восприятия ребенка, чтобы далее использовать тот визуальный материал, которого требуют жизненные и учебные ситуации, не думая о его сложности (см. рис. 1).

Рис. 1. Уровни сложности визуального расписания для дефектологического занятия.

Предлагается еще один вариант визуального расписания, который может подходить не всем детям, при этом для определенной категории может быть очень эффективным, — цифровая лента.

Рис 2. Цифровая лента — вариант визуального
расписания индивидуального занятия.

Расписание в виде цифровой ленты будет эффективнее, если ребенок знает цифры и их соотношение с количеством. Более того, многие дети с РАС предпочитают цифры другим символам и изображениям, и использование их в качестве расписания может помочь сделать учебную деятельность более мотивационной.

Возможности применения визуального расписания в детском саду при разных видах деятельности

Детям, успешно освоившим расписание на дефектологических занятиях, было предложено расписание на индивидуальных прикладных занятиях музыкой, рисованием, физкультурой, что позволяло обобщать полученные навыки и интегрировать их в разные виды деятельности. Расписание внедрялось лишь в те занятия, к которым ребенок уже был адаптирован, и в первую очередь были задействованы самые любимые занятия.

Пример

Девочка В. (4 года) имела низкий уровень развития графомоторных навыков, не проявляла интереса к сенсорным материалам: пластилину, краскам, глине и т.п. Все виды деятельности на рисовании были разбиты на самые простые задания с этими материалами, при этом они имели продуктивный замысел: простая аппликация или поделка. До этого В. только хаотично черкала карандашами или мяла пластилин для сенсорного насыщения, при этом негативно относилась к попыткам направить ее сенсорную активность в продуктивное русло. Поскольку В. очень эффективно пользовалась визуальным расписанием на занятиях с дефектологом, на творческих занятиях ей было предложено освоить простые виды продуктивной деятельности с визуальной поддержкой. В результате данного опыта В. не только смогла применять материалы, предоставляющие новый сенсорный опыт, в простой творческой деятельности, но и освоила некоторые графомоторные навыки: научилась соединять точки прямой линией, рисовать круг, закрашивать простые раскраски.

Расписание занятий по изобразительной деятельности может иметь множество вариантов в зависимости от уровня графо­моторных навыков и творческих способностей ребенка. Пример расписания «рисование» размещен ниже (см. рис. 3).

Рис. 3. Пример расписаний занятий музыкой, рисованием и физкультурой.

Особое значение для развития ребенка с РАС в детском саду имеют занятия физической культурой. Детям с РАС зачастую особенно тяжело организовать свое поведение в пространстве: сложнее воспринимать инструкцию, удерживать ее, не переносить внимание на посторонние стимулы. Занятия физкультурой подразумевают постоянные передвижения в пространстве, и ребенку трудно найти стереотипные опоры для поддержания своей деятельности. Именно поэтому визуальное расписание на занятиях физической культурой (см. рис. 3) повышает качество и общий уровень пространственной организации ребенка. Ведь занятия за столом гораздо быстрее структурируют деятельность ребенка, так как он привыкает к своему рабочему месту, которое практически не меняется, и поэтому, садясь за тот же стол на один и тот же стул, работая с одинаковыми материалами, он быстро погружается в сформированный стереотип предметной деятельности. Чтобы сделать более понятным визуальное расписание физкультурного занятия, его можно составить из карточек с изображением спортивного инвентаря. Если ребенок хорошо различает действия на картинках, можно сформировать расписание из карточек с изображением упражнений (см. рис. 3). Освоение ребенком визуального расписания, содержащего в себе действия и реализуемое в пространстве без опоры на конкретные предметы, может значительно ему помочь в освоении расписания в любом окружении: в группе сверстников или дома.

Важным аспектом внедрения визуального расписания в детском саду стало его использование при освоении детьми бытовых навыков. Данный вид расписания достаточно прост для понимания детьми, так как представляет собой логическую последовательность событий и конкретные предметы, определяющие контекст ситуации. Тем не менее, по способу его освоения произошло усложнение, так как предыдущие виды расписания ребенок осваивал на индивидуальных занятиях с педагогами, а расписание бытовых действий дети осваивали в группе сверстников.

Например, визуальное расписание, отображающее последовательность действий во время процедуры мытья рук, является алгоритмом одной деятельности (см. рис. 4). Такое расписание требует дополнительной полоски внизу, чтобы на нее ребенок перемещал карточки, отображающие выполненную деятельность (удобно использовать съемные карточки на липучках). Данное условие облегчает ребенку понимание того, что он уже сделал, и каким должен быть его следующий шаг. То же самое касается процесса одевания: последовательность одевания очень важна, при этом ребенок не всегда удерживает в голове, что он уже надел, и может продолжать искать эти предметы в шкафу. И расписание помогает ребенку самостоятельно одеваться и меньше тратить времени на этот процесс.

Рис. 4. Визуальное расписание для формирования навыка самостоятельного мытья рук.

Расписание бытовых действий, направленное на освоение определенной последовательности в деятельности, которую он выполняет, помогает ребенку стать более самостоятельными и не зависеть от пошаговой помощи, которую не всегда возможно оказать во время групповых занятий.

Еще одной сферой для применения визуального расписания была выбрана игровая деятельность. Предметная игра относится к видам деятельности, которым можно обучить, визуально представив в виде цепочки. Если у ребенка не формируются игровые навыки в естественной среде, не стоит упускать время сензитивного периода, так как в развитии этих навыков мы также можем прибегнуть к расписанию. Следует отметить, что данный вид расписания был предложен только двум детям из группы, так как у остальных были слабо развиты предпосылки для игровой деятельности.

Пример

Следующий вид расписания (см. рис. 5) был разработан для девочки С. (6 лет), которая часто брала в руки куклу, но ее игра ограничивалась манипулятивным и исследовательским уровнями. С помощью визуального расписания появилась возможность помочь ей перешагнуть на уровень сюжетной игры. Кроме того, девочка любила лепить из пластилина, поэтому на одном из занятий творческой деятельностью было решено совместить два ее интереса и предложить покормить куклу, предварительно сделав для нее «угощение» в форме шариков.

Рис. 5. Пример визуального расписания для сопровождения игровой деятельности.

Наиболее интересным в данном опыте было то, будет ли ребенок дальше пользоваться данной предложенной игрой и будет ли ее развивать. В результате мы наблюдали, как С. с удовольствием приняла игру и впоследствии могла повторять ее без визуального расписания, более того, она переносила игру на другие игровые предметы. Правда, сюжетно игра пока еще не развивалась. Этот пример подтверждает, что ребенку нужно предлагать множество моделей игры, в том числе с помощью визуального расписания, чтобы он впоследствии мог использовать их, разворачивая свою игровую деятельность со сверстниками.

Если ребенок еще не готов поддержать сюжетную линию игры, ему будет трудно обучаться стереотипам игровых действий. Тем не менее, если ребенок находится на манипулятивном или исследовательском уровнях игры, визуальное расписание может помочь ему сделать ее более структурированной и осознанной. В данном случае расписание будет представлять собой не картинки с цепочкой действий, а набор расположенных последовательно карточек с изображенными игрушками или действиями, символизирующими игры.

Пример:

Мальчик Л. (5 лет) не демонстрировал интереса к игровой деятельности, при этом был достаточно успешен в предметной деятельности, но занимался ею только на занятиях с дефектологом. Было принято решение перенести уже освоенные им виды предметной деятельности в среду группы и помогать ему выполнять уже знакомые действия не по инструкции педагога, а самостоятельно, с опорой на визуальную поддержку. Для него было составлено визуальное расписание (см. рис. 6) для формирования навыка самостоятельной игры. Пользуясь им, мальчик научился играть, а также убирать за собой учебные и игровые материалы после занятий.

Рис. 6. Визуальное расписание для формирования навыка самостоятельной игры и уборки игровых материалов.

Навык уборки игрушек и пособий позволяет более эффективно организовывать время и пространство, структурирует быт, что крайне важно именно для детей с аути­стическими расстройствами. Пример с Л. подтверждает, что его можно тренировать с помощью расписания. После того как навык уборки игрушек и материалов будет сформирован, можно убирать подсказку (расписание), так как при переходе от одной игры к другой для ребенка будет естественно убрать материалы на место и освободить пространство для следующей деятельности.

Работа педагогов Центра длительной реабилитации «Добрый сад» по введению общего визуального расписания для группы детей будет описана во 2 части статьи. 

Окончание читайте в следующем номере журнала

Информация об авторах

Гусева Надежда Юрьевна, кандидат психологических наук, руководитель ресурсного центра сопровождения образования людей с РАС, ГБУДО НО "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи", Нижний Новгород, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2629-6319, e-mail: gn-nglu@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2731
В прошлом месяце: 36
В текущем месяце: 31

Скачиваний

Всего: 5250
В прошлом месяце: 93
В текущем месяце: 53