Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 108Рубрики 53Авторы 9029Новости 1788Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

30 место — направление «Психология»

0,404 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,000 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Аутизм и нарушения развития

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1994-1617

ISSN (online): 2413-4317

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2003 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: Русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Подход DIRFloortime в логопедической работе по развитию речи у детей с РАС и другими нарушениями. Рекомендации родителям и педагогам 601

Гомозова Е.С.
логопед-дефектолог, эксперт и преподаватель DIR/Floortime, АНО дополнительного образования Коррекционно-Развивающий Центр, Москва, Россия
e-mail: 79853555000@ya.ru

Гомозова М.А.
сертифицированный специалист DIRFloortime уровня Proficient, центр «РечеЦветик», Москва, Россия
e-mail: 79853555000@ya.ru

Полный текст

В процессе развития речи ребенок проходит три стадии освоения этого навыка. Первая стадия – беспорядочное употребление слов, лепетное называние отдельных предметов. На этой стадии ребенок часто называет слово исключительно ради того, чтобы насладиться его звучанием. Вторая стадия – намеренное использование слов для сообщения о своих желаниях. На третьей стадии освоения речи ребенок начинает использовать слова целенаправленно и в соответствии с контекстом, то есть для поддержания коммуникации. Описанные стадии не всегда сменяют друг друга, иногда они могут накладываться одна на другую: ребенок может продолжать пользоваться лепетными словами и одновременно использовать их (или другие) обдуманно. Он может использовать слово «печенье», когда хочет печенье, но путать слова «сыр» и «сок», так как путает значения или сбивается из-за ассоциаций. Логопеды могут назвать ряд причин такого явления. Иногда ребенок может участвовать в диалоге, а в других случаях – игнорировать взрослых и лепетать что-то.

Мы можем помочь ребенку, связывая все произнесенные им слова с его действиями. Как только он начинает лепетать, дайте ему тот предмет, который он пытается назвать. Если он пытается сказать «сок», дайте ему стакан сока или покажите пальцем на сок в холодильнике. Если он пытается произнести имя брата, то отведите его к брату или покажите фотографию. Чем чаще вы связываете слова ребенка с конкретными предметами, тем более осмысленной становится его речь.

У некоторых детей, в том числе и с РАС, наблюдается рост словарного запаса, в то время как речь остается беспорядочной и своеобразной, специфической. Ребенок может много говорить, при этом речь его будет практически бессмысленной и не обращенной ни к кому. Если так происходит, то необходимо присмотреться к его поведению. Целенаправленны ли его движения? Может ли он подвести вас к шкафу, может ли показать на дверь, демонстрируя желание выйти? Если он усвоил построение диалога с помощью жестов, необходимо убедиться в том, что взрослые используют слова, общаясь с ребенком. В этом случае важно, чтобы взрослые использовали простые нераспространенные предложения, медленный темп. «Можно мяч?», – если протягиваете руку за мячом. «Хочешь баранку?», – если предлагаете ему баранку. Когда вы будете часто сопровождать действия словами, ребенок начнет связывать свои слова с целенаправленным поведением. Сначала он использует слова неуверенно, ошибается, но вместе с ростом инициативы речь становится четче и яснее.

Если поведение ребенка бесцельно, как и речь, помогите ему освоить базовый тип взаимодействия «дать - взять». Открывайте и закрывайте круги общения жестами. Усильте невербальные способы коммуникации, которыми вы пользуетесь. Однако важно не упускать из виду индивидуальные особенности ребенка, чтобы понимать, как надо и как нельзя с ним общаться. Например, слишком громко нельзя говорить с ребенком со слуховой гиперчувствительностью, следует избегать большого количества жестов с ребенком, у которого наблюдается зрительная гиперчувствительность. Продолжайте использовать слова как часть взаимодействия. Не старайтесь упрощать, учите ребенка словам, называйте предметы и побуждайте его повторять фразы. Общайтесь и разговаривайте. Не бросайте работу над словами: вы можете учить ребенка словам, которые связаны с его действиями. Однако не ждите, что он начнет разговаривать до той поры, пока не освоит целенаправленное поведение.

Часто, осваивая грамматическую структуру языка, дети «застревают» на определенных ошибках. Чаще всего можно наблюдать неправильное использование местоимений. Иногда эти ошибки живут очень долгое время. Желание исправлять ошибки вполне естественно. Однако старайтесь не исправлять ребенка в моменты говорения. Идеи намного важнее этих деталей. Когда скорость речи и процесс мышления разовьются, ребенок станет в речи допускать меньше неточностей. Но если все же возникает потребность разобраться с его ошибками, не делайте этого, поправляя ребенка. Такой подход приведет к чрезмерному контролю и зависимости от прямых подсказок. Намного лучше направить ребенка на открытое обсуждение его идей. Когда он обратится к себе со словом «ты», скажите: «Подожди, я запуталась. Ты кого имеешь в виду – меня или себя?». Продолжайте до тех пор, пока ребенок не исправит свою ошибку. Таким образом вы поможете ребенку самому ее увидеть и сохранить непринужденный характер общения.

Выражение чувств и развитие речи

При выборе ребенком игры он опирается на свои эмоциональные импульсы, – так происходит экспрессивное выражение его эмоционального состояния. На первый взгляд может показаться, что игра ребенка не связана с его эмоциями: он просто играет в семью, школу, магазин. Однако причины, которые побудили ребенка играть именно в эту игру, а не в другую, – это выражение его собственных чувств. Floortime предлагает научиться смотреть глубже и с помощью различных деталей понимать эмоциональное содержание игр ребенка.

На самом деле, количество эмоциональных тем, лежащих в основе игры ребенка, очень небольшое. Поэтому разглядеть по деталям спрятанную в глубине суть игры будет не так сложно. Как правило, эти темы происходят из ситуаций реальной жизни или идей, которые ребенок почерпнул из фильмов и книг.

Эмоции, которые разыгрывает ребенок, могут не совпадать с эмоциями, которые он выражает в общении. Это объясняется тем, что дети редко испытывают только одно чувство. Например, ребенок осознает свою зависимость от родителей, он рад, что мама или папа рядом и готовы оказать ему поддержку, но в то же время он очень хочет стать взрослым и независимым. Оба этих эмоциональных компонента проявляются в игре: один в содержании сценки, а другой – в отношении ко взрослому, которого ребенок может отталкивать при попытке оказать ему помощь.

Что делать, если во время игры вы замечаете эти эмоции на поверхности? Покажите ребенку, что вы понимаете их. Не обязательно на них отвечать, зафиксируйте их или обсудите с ним. Просто дайте ему понять словами или жестами, что вы видите, что он их выражает, попытайтесь развить диалог. Если основой является компонент власти и силы, предложите устроить гонки машин или обсудите, какая из них самая мощная. Если основой является зависимость, и ребенок хочет обняться, спросите: «насколько крепко ты хочешь обняться?». Присоединитесь к теме, которая волнует ребенка.

Очень полезно разговаривать с героями, которыми играет ребенок. Используйте преувеличенно яркие интонации: они будут понятны больше, чем слова. Можно инициировать взаимодействие с помощью слов или жестов, а затем превратить их в сценку.

– Если куклы обнимаются, улыбнитесь с пониманием и изобразите объятие, чтобы показать ребенку, что вы его понимаете. Можно добавить: «О, Маша так тебя любит!», – и послать воздушный поцелуй.

– Если машинки ссорятся, изобразите удар и нахмурьтесь, показывая ребенку, что вы понимаете его эмоциональный настрой. Добавьте: «Ох, Маккуин так зол! Лучше тебе остановиться!».

– Если большой и страшный медведь рушит дом, скажите: «О, нет! Большой медведь разрушил дом! Уходи, медведь! Уходи!». Или: «Я поймаю тебя! Ты не сможешь навредить моей Свете!». Изобразите, как медведь рушит дом, и покажите обеспокоенность. Ребенок должен знать, что вы понимаете, как он себя чувствует.

– Если ребенок запускает машинку в воздухе, как ракету, возьмите вторую машинку и совершите быстрый полет. Скажите: «Ух ты! Смотри, как она летит! Вжик!», – чтобы подчеркнуть силу и экспрессию. Он поймет, что вы уловили его эмоциональный тон.

Называйте вслух те чувства, которые ребенок

выражает по отношению к вам

– Когда ребенок настаивает на том, чтобы делать что-то по-своему, примите его потребность в контролировании и скажите: «Я понимаю. Ты здесь главный», – и покажите жестами, что позволяете управлять вашими действиями.

– Если ребенок проявляет зависимость от вас и просит внимания, прижмитесь к нему. Спрашивайте его, как именно он хочет обняться, пока он не будет готов снова вступить в игру.

– Если ребенок отталкивает вас и не позволяет вступить в игру, покажите ему, что понимаете, и скажите: «Я вижу, ты хочешь все делать сам». Отодвиньтесь от ребенка, показывая, что даете ему больше пространства.

Вашей задачей не является изменение чувств ребенка. Вы должны показать, что вы видите и понимаете его чувства, что принимаете их и вместе можете обсудить.

Ребенку, который не начал говорить, помогайте изучать эмоции с помощью ролевой игры.

Переход к ролевым играм является одним из важных скачков, которые совершает ребенок в своем развитии. Притворяясь, что коробка – это машина, а шкаф – полка в магазине, ребенок перестает зависеть от мира конкретных вещей и начинает представлять определенные предметы и образы, используя предметы-заменители. Затем он сможет использовать жест, изображая, как едет на машине (своего рода пантомима). Таким образом, ребенок начинает думать абстрактно. Это невероятно важный этап. Абстрактное мышление является основой огромного количества вещей, которые мы делаем в жизни. Оно позволяет экспериментировать с идеями в сознании без необходимости реализовывать их. Благодаря абстрактному мышлению мы можем воображать, понимать других, представляя понятия и вещи так, словно они находятся перед нами. Мы можем исчислять время, пространство, скорость и степень их изменения. Мы можем видеть последствия наших действий. Без способности абстрактно мыслить мы ограничены понятиями «здесь и сейчас». Мы не способны планировать; все, что мы можем, – реагировать.

У большинства детей переход на уровень воображения происходит автоматически. Они не нуждаются в дополнительной или специально организованной помощи родителей, вовлечении в общение для развития фантазии об их опыте близости, двусторонней коммуникации и привычных предметах. Но у многих детей с особыми потребностями этот переход не может произойти без постоянных упражнений. Им проще играть с конкретными вещами, видеть вещи такими, какие они есть, а не такими, какими они могут быть.

Ролевая игра предполагает использование символов, а для большинства детей с особыми потребностями использование символов является сложным процессом. Когда ребенок воображает, что ведерко с камнями – это миска с конфетами, он использует в сознании камни для обозначения сладостей. Он обращается к своему опыту, вспоминает вид, вкус и запах конфет, ощущение конфеты в руке и во рту, и создает мультисенсорную мысленную картину, идею конфеты в сознании. Ребенок, который переживал разнообразный опыт, может создать такую идею не только о конфете, но о тысяче других вещей, и легко использовать их в игре.

Но у ребенка с сенсорными или двигательными нарушениями нет такого свободного опыта. Поэтому ему так трудно подняться на уровень идей (5-6 ступень функционального эмоционального развития в рамках подхода DIRFloortime)[1]. Его опыт ограничен его особенностями. Ему может не хватать данных от конкретных органов чувств, эти данные могут быть искажены или фрагментарны. Если у ребенка нарушение слухового восприятия, то ему будет трудно представлять в сознании звуки и слова. Для него сложно увидеть связь между словом для обозначения предмета, его видом и набором движений, связанных с ним. Идеи возникают из опыта всех наших чувств и двигательной системы. Мы объединяем всю входящую информацию и формируем идею. Ребенок с нарушением восприятия с трудом обрабатывает и распознает информацию, которую получает при контакте с определенным предметом.

Еще один фактор, важный для появления и развития ролевой игры у ребенка, – необходимость иметь представление о собственных потребностях и желаниях. Это требуется для связывания желания с действиями и символами. Из-за нарушений обработки поступающей информации многие дети с РАС и другими нарушениями развития не могут создавать связь между эмоцией и поведением, между эмоцией и символом. Основной элемент в процессе общения – это связывание эмоций, поведения и символа, построение «мостиков» между ними. У детей с этот элемент отсутствует.

Чтобы помочь ребенку с особыми потребностями образовать этот жизненно важный элемент, следует связывать весь опыт, который переживает ребенок, с его желаниями и намерениями. Если каждый раз, когда он тянется за куклой, вы говорите: «Куклу, хочу куклу», – ребенок начнет ассоциировать желание взять куклу со словами «хочу куклу» и чувствами, которые он испытывает в этот момент. Этот момент обучения имеет глубокий эмоциональный смысл.

Таким образом, основное правило оказания помощи ребенку при обучении использованию идеи и слова – постоянное, постоянное связывание слов и идей взрослого с желаниями и намерениями ребенка. Если при работе с ребенком вы используете вещи, в которых он заинтересован, и чувства, которые он испытывает, вы поможете ему перейти в мир идей. Вы можете работать над этой способностью в двух направлениях – с помощью ролевых игр и посредством бытового общения, это могут быть разговоры или общение жестами.

На этом этапе работы важна способность ребенка инициировать коммуникацию и эмоциональные сигналы (т.е. открывать и закрывать круги коммуникации). Ребенок зовет взрослого не только из-за дискомфорта, но и для того, чтобы просто пообщаться. Например, ребенок выбрасывает игрушку из кроватки и привлекает внимание взрослого взглядом (открытие коммуникативного цикла); к нему подходит мама и отдает игрушку обратно (поддержание инициативы); ребенок улыбается и смеется в ответ на действия мамы (закрытие круга коммуникации).

Если ребенок закрывает множество кругов коммуникации, вы можете вводить в программу ролевые игры. Лучше всего начать с добавления воображаемых элементов в его любимые занятия.

– Когда ребенок начинает щекотаться, щекочите его какой-нибудь игрушкой, а не пальцами.

– Если ребенок играет с куклой, возьмите еще одну и разговаривайте с ним от лица куклы. Или посадите на руку игрушечного щенка и говорите его голосом.

– Когда ребенок стереотипно катает машинку по полу, посадите в нее куклу и попросите прокатить ее: «Я хочу покататься!». Используйте пластилин, чтобы прикрепить игрушку на крышу машинки, если ее нельзя посадить внутрь. 

– Когда ребенок забирается на горку, называйте ее горой. Когда вы качаете ребенка на качелях, задержите его на высоте, посчитайте: 5, 4, 3, 2, 1 – и изобразите, что ребенок отправляется на Луну на ракете или плывет на корабле в шторм.

– Если ребенок захотел есть или пить во время игры, сначала предложите ему ненастоящую еду (детский чайный сервиз и игрушечную еду). Отпейте из детской игрушечной чашки и скажите «М-м!», а затем предложите попробовать ребенку.

– Во время игры добавьте к имени ребенка звание или титул. Это поможет ему представить себя кем-то другим.

Рассматривайте все действия во время игры как возможность добавить воображаемые элементы. Попытайтесь вспомнить, как вы играли в воображаемые игры, когда были маленьким: путешествия, приключения и другие сценарии.

Наиболее эффективным способом вовлечения ребенка является включение вас в его игру. Вы должны стать персонажем в игре.

– Когда ребенок играет с куклой, повторимся, разговаривайте от имени игрушки, которую вы держите. Говорите: «Я хочу есть! Я голоден! Я хочу яблочного пюре! А сейчас хочу молока!». Не стойте в стороне, комментируя действия ребенка. Сделайте себя героем его истории. Говорите с его куклой напрямую. Вместо того чтобы спрашивать ребенка о кукле, обращайтесь к ней самой: «Ты хочешь молока или яблочного пюре?».

– Когда ребенок катает машинку по полу, а вы сажаете в нее куклу, говорите от лица куклы: «Я хочу поехать в зоопарк! Ты можешь подвезти меня в зоопарк? Мы можем поехать домой?». Если ребенок упирается и не дает вам вторгнуться в его игру, поставьте на пути его машинки «здание» и скажите: «Здесь дом. Теперь машина приехала домой». Если ребенок сопротивляется и в этот раз, возьмите вторую машинку и скажите: «Давай устроим гонки. Я быстрее!». Продолжайте пробовать разные сценарии на тему машинки, до тех пор пока ребенок не проявит интереса к игре. Когда это произойдет, не отходите в сторону, вы должны оставаться в игре в роли созданного вами персонажа.

– Если ребенок гремит кастрюлями, присоединяйтесь. Скажите: «Я тоже в команде!». Вводите новые инструменты и наблюдайте, станет ли ребенок их отнимать у вас. Превратите эту игру в ролевую, сделав себя ведущим игроком. Начните маршировать, чтобы придать стучанию по кастрюлям цель. Вы можете даже добавить в игру микрофон: покажите, как он работает, и отдайте ребенку или поднесите к его рту.

Пока ребенок расширяет набор ролевых игр, он, возможно, будет сам пытаться вести машину, толкать корзину для покупок или есть. Когда он сможет использовать фигурки и куклы для представления самого себя (он перестанет игнорировать кукол, сидящих в его машинке), вы поймете, что ребенок сделал еще один шаг к миру символов.

Очень часто родители жалуются на то, что ребенок играет в одну и ту же игру или придерживается только одного сюжета. Конечно, если оставить ребенка наедине с его привычками, он будет разыгрывать одну и ту же историю, ведь привычность является очень комфортной для детей с особенностями развития. Дети со множественными нарушениями ориентируются на привычные действия, поскольку они дают им ощущение безопасности. Ваша задача – дать игре новые направления: остаться в тематике, приятной ребенку, но ввести элементы, до которых он сам не додумался.

– Если ребенок постоянно играет с пожарной машинкой и ездит тушить пожары, притворитесь кошкой, которая не может спуститься с дерева и нуждается в помощи. Затем позвоните 911 и вызовите пожарную машину.

– Если ребенок постоянно «ездит» в магазин и покупает одни и те же товары, притворитесь продавцом, который говорит: «Молока нет. Все продано. Может быть, купите хлеба?». Или закройте магазин, когда машинка ребенка подъедет к нему.

– Если ваш ребенок постоянно укладывает куклу спать, притворитесь ребенком, который не хочет ложиться или отказывается вставать.

  Когда ребенок постоянно разыгрывает знакомый ему сюжет – куплет из песни или предложение из книги, – постройте ролевую игру, основываясь на предложенных рекомендациях. Постепенно вводите новые элементы: разыгрывайте сцену каждый раз немного по-другому, используйте разные игрушки или новые места. Шаг за шагом превращайте знакомый сюжет или героя из мультика в другую историю или иного персонажа. Чем сильнее ребенок привязан к сценарию, тем более творческими должны быть вы. Используйте слова и действия, чтобы вдохновить ребенка на новые направления игры. Не стесняйтесь физически его направлять. Если Паровозик Томас ездит только кругами, заблокируйте его дорогу и скажите: «Путь закрыт». Или поставьте на дороге куклу, которая говорит: «Я хочу попасть на поезд!». Становясь героем игры и давая ей новое направление, вы постепенно расширите репертуар ребенка. Если вы не будете повторяться, ребенок тоже не сможет. Рассматривайте его повторяющиеся действия как вызов, возможность для вас стать более творческим. Если вы терпеливы и упорны, вы сможете сделать ребенка более гибким и поможете ему попасть в мир идей, встать на 5-6-ю ступени функционального эмоционального развития.



[1] См. статью: Гомозова Е.С. Базовые принципы методики Floortime // Аутизм и нарушения развития, 2017. № 4.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Гринспен С. На ты с аутизмом: использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления / С. Гринспен, С. Уидер. М.: Теревинф, 2013. 512 с.
  2. Гринспен С., Льюис Д. Методология развития речи, основанная на аффекте. ICDL, Bethesda, 2005, апрель.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика