Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 104Рубрики 51Авторы 8833Новости 1762Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

39 место — направление «Психология»

0,344 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,771 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Аутизм и нарушения развития

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1994-1617

ISSN (online): 2413-4317

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2003 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: Русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Особенности мышления у детей с аутизмом без умственной отсталости 271

Иванова М.М.
Студент, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3945-5486
e-mail: upk.ivanova@yandex.ru

Бородина Л.Г.
кандидат медицинских наук, детский психиатр, доцент кафедры клинической и судебной психологии факультета юридической психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия
e-mail: bor111a@yandex.ru

Аннотация

В исследовании, посвященном изучению особенностей мышления у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) без умственной отсталости, приняли участие 22 ребенка с расстройствами аутистического спектра и 26 нейротипичных детей от 7 до 10 лет. Были использованы методики, направленные на изучение мышления у младших школьников, рассказ в свободной форме. Установлено, что у детей из группы с РАС некоторые особенности мышления выражены достоверно сильнее, чем у нейротипичных: недостаточная целенаправленность, разноплановость мышления с искажением процесса обобщения, конкретность. Полученные баллы у детей с РАС находились, в основном, в пределах средних значений, в то время как у группы нейротипичных детей по большей части располагались в пределах высоких значений. Выявлено, что дети с РАС чаще, чем нейротипичные, демонстрируют сочетание конкретности мышления и некоторых особенностей, считающихся характерными для шизофренического патопсихологического симптомо-комплекса.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Зверева Н.В. Когнитивный дизонтогенез при расстройствах аутистического спектра и эндогенной психической патологии у детей и подростков / Н.В. Зверева, А.А. Коваль-Зайцев [Электронный ресурс] // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. 2016. № 2 (13). С. 12—19. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/kognitivnyy-dizontogenez-pri-rasstroystvah-autisticheskogo- spektra-i-endogennoy-psihicheskoy-patologii-u-detey-i-podrostkov    (дата    обращения:  28.02.2020).
  2. Коваль-Зайцев А.А. Виды когнитивного дизонтогенеза у детей, больных эндогенными психическими заболеваниями, протекающими с аутистическими расстройствами: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук / А.А. Коваль-Зайцев. Санкт-Петербург, 2010. 26 с. [Электронный ресурс]. URL: http://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00-04/dissertaciya-vidy-kognitivnogo- dizontogeneza-u-detey-bolnyh-endogennymi-psihicheskimi-zabolevaniyami-protekayuschimi-s- autisticheskimi (дата обращения: 28.02.2019).
  3. Никольская О.С. Структура нарушения психического развития при детском аутизме / О.С. Никольская [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. 2014. № 18. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-18/struktura-narushenija-psihicheskogo- razvitija-pri (дата обращения: 28.02.2020).
  4. Симашкова Н.В. Клинико-биологические подходы к диагностике [Электронный ресурс] / Н.В. Симашкова, Т.П. Клюшник, А.А. Коваль-Зайцев, Л.П. Якупова // Аутизм и нарушения развития. 2016. Том 14. № 4. С. 51—67. URL: http://psyjournals.ru/autism/2016/n4/simashkova_klushnik. shtml (дата обращения: 28.02.2020). doi:10.17759/autdd.2016140408
  5. Туганбекова К.М. Особенности психического и речевого развития детей с ранним детским аутизмом / К.М. Туганбекова, А.Т. Арбабаева, У.Н. Мадетова [Электронный ресурс] // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 12 (Ч. 8). С. 1559—1562. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=11083 (дата обращения: 28.02.2020).
  6. Hobson P.R. Autism, Literal Language and Concrete Thinking: Some Developmental Considerations / P.R. Hobson [Электронный ресурс]. Metaphor and Symbol, 2012, vol. 27, pp. 4—21. URL: https:// www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/10926488.2012.638814 (дата обращения: 28.02.2020). doi:1 0.1080/10926488.2012.638814
  7. Ziermans T. Formal Thought Disorder and Executive Functioning in Children and Adolescents with Autism Spectrum Disorder: Old Leads and New Avenues / T. Ziermans, H. Swaab, A. Stockmann, S. van Rijn, E. de Bruin [Электронный ресурс]. Journal of Autism and Developmental Disorders, 2017, vol. 47, no. 6, pp. 1756—1768. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/28342165 (дата обращения: 28.02.2020). doi:10.1007/s10803-017-3104-6
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа

Яндекс.Метрика