Морозова Т.И. », руководитель. педагог-дефектолог, Региональная общественная благотворительная организация «Общество помощи аутичным детям "Добро", Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1703-5029 e-mail: tim.sam70@yandex.ru
Термин «инклюзия» не тождественен понятиям «инклюзивное обучение», «инклюзивное образование», — он значительно шире. В России официальное образование детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) только развивается, и его инклюзивная направленность — большое достижение. Инклюзивное образование при аутистических расстройствах представляет собой особый случай. Основные признаки РАС, и прежде всего, — качественные нарушения коммуникации и социального взаимодействия, а также повторяющиеся стереотипные паттерны поведения, интересов и деятельности, затрудняют инклюзию и создают особую ситуацию развития, которая заставляет решать вопросы не только улучшения организации инклюзивного процесса, но и целесообразности и возможности инклюзии. Рассмотрены типичные трудности, с которыми встречаются отечественные и зарубежные специалисты, например: повышенная социальная тревожность у детей, нехватка подготовленных кадров, недиагностированный у детей аутизм. Подчеркивается, что успешность инклюзии в целом зависит, прежде всего, от готовности к инклюзии самого ребенка с аутизмом и от готовности среды, в которую проводится инклюзия, уровня ее толерантности, компетентности психолого-педагогического персонала. Большую роль играет возраст ребенка и окружения: при прочих равных условиях раннее начало инклюзии способствует устойчивости инклюзивной готовности окружения.
Белявский Б.В., Морозов С.А., Морозова С.С. К
вопросу о систематике расстройств аутистического спектра как основе
дифференцированного подхода к комплексному сопровождению // Воспитание и
обучение детей с нарушениями развития. 2019. № 6. С. 7—14.
Коэн Ш. Как жить с аутизмом. / Пер. с англ. Игорь
Костин. Москва: Институт общегуманитарных исследований, 2008. 238 с. ISBN
978-5-88230-232-9.
Маколд Р. Наш опыт в области аутизма: основание
института в Нью-Джерси / Организация
психолого-педагогическойимедико-социальнойпомощилицамсрасстройствамиаутистического
спектра. Материалы международной научно-практической конференции [Москва, 1—3
октября 2009 г.] / Под ред. С.А. Морозова. Москва, 2009. С. 36—56.
Морозов С.А. Основы социальной и правовой помощи
лицам с аутизмом. Москва, «СигналЪ» 2002. 144 с.
Морозов С.А. О ходе апробации примерной
адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования
детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития,
2018. Т. 16. № 4. С. 3—11. doi:10.17759/autdd.2018160401
Морозов С.А. К вопросу о коморбидности при
расстройствах аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2018. Т.
16. № 2. С. 3—8. doi:10.17759/autdd.2018160201
Морозов С.А., Морозова Т.И. Социальные и правовые
аспекты помощи лицам с расстройствами аутистического спектра. Москва:
Фёдоровец, 2008. 330 с.
Никольская О.С. Аутизм лечится общением // Аутизм и
нарушения развития. 2016. Т. 14. № 4. С. 35—38.
doi:10.17759/autdd.2016140406
Чуркин А.А., Мартюшов А.Н. Краткое руководство по
использованию МКБ-10 в психиатрии и наркологии. Москва: Триада-X, 1999. 232 с.
С. 107—121. ISBN 5-8249-0012-4.
Gelbar N.W., Bruder M.B., DeBiaseE.,Molteni J.D. A Retrospective Chart Review of Children with ASD’s
Individual Education Plan Compared to Subsequent Independent Psychological
Evaluation. Journal of Autism and Developmental Disorders, 2018, vol. 48, no. 11, pр. 3808—3815.
doi:10.1007/s10803-018-3652-4
Kanner L. Autistic disturbances of affective
contact. Nervous child, 1943, vol. 2, pp. 217—250.
Larcombe T.J., Joosten A.V., Cordier R., Vaz S.
Preparing Children with Autism for Transition to Mainstream School and
Perspectives on Supporting Positive School Experiences. Journal of Autism
and Developmental Disorders, 2019, vol. 49, pp. 3073—3078.
doi:10.1007/s10803-019-04022-z
Liebal K., Colombi C., Rogers S.J., Warneken F.,
Tomasello M. Helping and Cooperation in Children with Autism. Journal of
Autism and Developmental Disorders, 2008, vol. 38, no. 2, pp. 224—238.
doi:10.1007/ s10803-007-0381-5
Majoko T. Inclusion of Children with Autism
Spectrum Disorders: Listening and Hearing to Voices from the Classroom.
Journal of Autism and Developmental Disorders, 2016, vol. 46, no. 4, pp.
1429— 1440. doi:10.1007/s10803-015-2685-1
Noland R.M., Gabriels R.L. Screening and
Identifying Children with Autism Spectrum Disorders in the Public School
System: The Development of a Model Process. Journal of Autism and
Developmental Disorders, 2004, vol. 34, no. 3, pp. 265—277.
doi:10.1023/b:jadd.0000029549.84385.44
Robertson K., Chamberlain B., Kasari C. General
Education Teachers’ Relationship with Included Students with Autism. Journal
of Autism and Developmental Disorders, 2003, vol. 33, no. 2, pp. 123— 130.
doi:10.1023/A:1022979108096
Schopler E. Principles for directing both
Educational treatment and research. In Gillberg C. (ed.) Diagnosis and
treatment of autism. New York: London: Plenum Press, 1989. X, 450 p. ISBN
978-0- 306-43481-5. Pp. 167—184. doi:10.1007/978-1-4899-0882-7
Sigafoos J., Roberts D., Kerr M., Couzens D., Baglioni
A.J. Opportunities for Communication in Classrooms Serving Children with
Developmental Disabilities. Journal of Autism and Developmental
Disorders, 1994, vol. 24, no. 3, pp. 259—280. doi:10.1007/BF02172226
Towle P.O., Vacanti-Shova K., Higgins-D’Alessandro A.,
Ausikaitis A., Reynolds C. A Longitudinal Study of Children Diagnosed with
Autism Spectrum Disorder Before Age Three: School Services at Three Points Time
for Three Levels of Outcome Disability. Journal of Autism and Developmental
Disorders, 2018, vol. 48, no. 11, pр. 2064—2076.
doi:10.1007/s10803-018-3606-x
Wing L. Social, behavioral, and cognitive
characteristics: An epidemiological approach In Rutter M., Schopler E.
(eds.) Autism: A reappraisal of concepts and treatment. New York: Plenum Press,
1978. XII, 540 p. ISBN 978-1-4684-0789-1. Pp. 27—45.
doi:10.1007/978-1-4684-0787-7
Zainal H., Magiati I. A Comparison Between
Caregiver-Reported Anxiety and Other Emotional and Behavioral Difficulties in
Children and Adolescents with Autism Spectrum Disorders Attending Specialists
or Mainstream Schools. Journal of Autism and Developmental Disorders,
2019, vol. 49, no. 4, pp. 2792—2797. doi:10.1007/s10803-016-2792-7