Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 126Рубрики 53Авторы 9760Новости 1909Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

30 место — направление «Психология»

0,404 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,000 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Аутизм и нарушения развития

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1994-1617

ISSN (online): 2413-4317

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2003 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: Русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Влияние системы альтернативной коммуникации PECS на проявления вокальной речи у детей с аутизмом 169

|

Попова О.А.
директор, АНО «Инклюзивный центр “Моя Планета”»
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3455-7600
e-mail: director@moaplaneta.com

Филина Н.М.
Клинический руководитель, АНО «Инклюзивный центр “Моя Планета”», Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2295-3342
e-mail: nadejda.filina@moaplaneta.com

Аннотация

Показано положительное влияние обучения системе альтернативной коммуникации с помощью обмена изображениями PECS (Picture exchange communication system) на проявления вокальной речи у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Представлены материалы эмпирического исследования троих детей с РАС и другими ментальными нарушениями в возрасте 2—4 лет. В течение трех месяцев проводились замеры количества коммуникативных инициатив у детей в виде просьб с помощью карточек PECS. В результате обучения общению с помощью системы PECS у двоих детей из троих появились вокальные речевые реакции в виде слов и фразовой речи. У всех троих детей произошло уменьшение количества эпизодов нежелательного поведения по мере обучения функциональной коммуникации. Выяснено: обучение просьбам с помощью PECS позитивно влияет на проявления вокальной речи у детей с аутизмом и с другими ментальными нарушениями. Дети, обученные общению с помощью системы альтернативной коммуникации PECS, реже демонстрируют нежелательное поведение, приобретают функциональные коммуникативные навыки, что в целом улучшает качество жизни семьи и ребенка.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Альтернативная и дополнительная коммуникация в работе с детьми и взрослыми, имеющими интеллектуальные и двигательные нарушения, расстройства аутистического спектра: Сборник статей / Рыскина В.Я. (ред.-сост.). Санкт-Петербург: Скифия, 2016. 288 с. ISBN 978-5-00025-076-1.
  2. Купер Дж.О., Херон Т.Э., Хьюард У.Л. Прикладной анализ поведения. Москва: Практика, 2016. С. 348—349, 456— 472. ISBN 978-5-89816-157-6. 826
  3. Сандберг М.Л. VB-MAPP: Оценка вех развития вербального поведения и построение индивидуального плана вмешательства: [В 2 ч.: Ч. 1]. Протокол. [Ч. 2]. Руководство. Программа оценки речи и социального взаимодействия для детей с аутизмом и другими нарушениями развития. Ришон ле-Цион: MEDIAL, 2013. [Ч. 1:] 108 с. ISBN 978- 965-559-012-8. [Ч. 2:] 275 с. ISBN 978-965-559-011-1
  4. Сандберг М.Л., Партингтон Дж. Формирование речевых навыков у детей с аутизмом и иными ограниченными возможностями в развитии. Pleasant Hill: Partington Behavior Analysts, 2013. 238 с.
  5. Течнер С., Мартинсен Х. Введение в альтернативную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также расстройствами аутистического спектра. Москва: Теревинф, 2014. 432 с. ISBN 978-5-4212-0194-6.
  6. Фрост Л., Бонди Э. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS: Руководство для педагогов. Москва: Теревинф, 2011. 416 с. ISBN 978-5-4212-0026-0.
  7. Bondy A., Frost L. The Picture Exchange Communication System. Behavior Modification, 2001, vol. 25, no. 5, pp. 725— 744. DOI:10.1177/0145445501255004
  8. Bondy A., Frost L. The Picture Exchange Communication System. Focus on Autistic Behavior, 1994, vol. 9, no. 3, pp. 1—19. DOI:10.1177/108835769400900301
  9. Bondy A., Frost, L. The Delaware Autistic Program. In Harris S.L., Handleman J.S. (eds.) Preschool Education Programs for Children with Autism. Austin: Publ. Pro-Ed, 1994. Pp. 37—54. ISBN 0-89079587-8.
  10. Bondy A. The Pyramid Approach to Education: Guide to functional ABA. 2nd ed. Newark: Publ. Pyramid Educational Consultants, 2011. Pp. 74—94, 106—113, 190—209. ISBN 978-1-92859820-6.
  11. Bondy A. The unusual suspects: myths and misconceptions associated with PECS. The Psychological Record, 2012, vol. 62, pp.  789—816. DOI:10.1007/BF03395836
  12. Carpenter M., Charlop-Christy M., LeBlanc L., Le L. An evaluation of spontaneous speech and verbal imitation in children with autism after learning the picture exchange communication system (PECS). Paper presented at the meeting of the Association for Behavior Analysis: Orlando, Florida. 1998. pр. 2—5.
  13. Carpenter M., Charlop-Christy M.H. Verbal and nonverbal communication in children with autism after learning the Picture Exchange Communication System (PECS). Paper presented at the meeting of the Association for Behavior Analysis Conference: Washington, D.C. May 2000. pp. 1—19.
  14. Frost L., Daly M., Bondy A. Speech features with and without access to PECS for children with autism. Paper presented at meeting of the New Jersey Center for Outreach and Services for the Autism Community. Long Beach, New Jersey. April 1997.
  15. Le L., Charlop-Christy M.H. PECS and social behavior. Paper presented at the meeting of the California Association for Behavior Analysis: San Francisco, California. February 1999. pp. 101513.
  16. Le L., Charlop-Christy M.H., Carpenter M., Kellet K. Assessment of social behaviors following acquisition of PECS for children with autism. Paper presented at the meeting of the Association for Behavior Analysis Conference: Chicago, Illinois. May 1999. pp. 1—3.
  17. Mirenda P., Erickson K.A. Augmentative communication and literacy. In Wetherby A.M., Prizant B.M. (eds.) Autism spectrum disorders: A transactional developmental perspective. Baltimore: Publ. Brookes, 2000. Pp. 333—369. ISBN 1-55766-445-5.
  18. Romski M.A., Sevcik R.A. Breaking the speech barrier: Language development through augmented means. Baltimore: Publ. Brookes, 1996. 197 p. ISBN 1-55766-252-5.
  19. Sigafoos J., O’Reilly M., DrasgowE., Reichle J. Strategies to achieve socially acceptable escape and avoidance. In Reichle J., Beukelman D.R., Light J. (eds.) Exemplary Practices for Beginning Communicators: Implications for AAC. Baltimore: Publ. Brookes, 2002. Pp. 157—186. ISBN 1-55766-529-X.
  20. Schwartz I., Garfinkle A., Bauer J. The Picture Exchange Communication System: Communicative Outcomes for Young Children with Disabilities. Topics in Early Childhood Special Education, 1998, vol. 18, no. 3, pp. 10—15.
  21. Skinner B.F. Science and Human Behavior. New York: Publ. Macmillan, 1953. Pp. 227—242.
  22. Skinner B.F. Selection by consequences. Behavioral and Brain Sciences, 1984, vol. 7, no. 4, pp. 477—481. DOI:10.1017/ S0140525X0002673X
  23. Skinner B.F. The control of human behavior. Transactions of the New York Academy of Science, 1955, vol. 17, no. 7 Series II, pp. 547—551. DOI:10.1111/j.2164-0947.1955.tb02820.x
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика