Цифровые решения в инклюзивном образовании детей с расстройствами аутистического спектра

263

Аннотация

В статье дано описание ассистирующих технологий — мобильных приложений «Читаю без мамы» и «Мой альбом», разработанных для обучения детей с расстройствами аутистического спектра. Представленные электронные программы спроектированы на базе традиций отечественного научного знания и помогают в решении задачи включения детей с расстройствами аутистического спектра в образовательное пространство. Нацеленные на выделение и развитие «Я-действия» ребенка, становление поля осмысления понятия, а также на развитие устной речи (у неговорящих детей дошкольного возраста посредством перестройки способа реализации нарушенной функции), они помогают организовать работу с детьми, могут стать функциональным протезом при отсутствии речи на начальном этапе работы с ребенком (одно из приложений можно использовать в качестве коммуникатора). Ориентированные на обобщенный способ педагогического действия мобильные приложения имеют форму шаблона, который позволяет использовать их вариативно, персонифицируя образовательную траекторию не только в работе с данной категорией детей. Приложения дополнены методическими рекомендациями для специалистов и родителей.

Общая информация

Ключевые слова: коммуникатор, поле осмысления понятия, «Я-действие», межфункциональный анализ, цифровые технологии, культурно-историческая психология, расстройства аутистического спектра, деятельностный подход

Рубрика издания: Методы обучения и сопровождения

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2021190303

Для цитаты: Солдатенкова Е.Н., Блинова И.В. Цифровые решения в инклюзивном образовании детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2021. Том 19. № 3. С. 23–30. DOI: 10.17759/autdd.2021190303

Литература

  1. Анохин П.К. Системогенез как общая закономерность эволюционного процесса // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. 1948. Т. 26. № 8. С. 81—99.
  2. Алехина С.В., Солдатенкова Е.Н. Технология развития коммуникации детей с РАС как составляющая инклюзивной практики // Инклюзивное образование: результаты, опыт, перспективы: Сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С.В. Алехиной. Москва: МГППУ, 2015. С. 470—478. ISBN 978-5- 94051-117-5.
  3. Архипов Б.А, Эльконин Б.Д. Язык антропотехнического (посреднического) действия // Антропопраксис: Ежегодник гуманитарных исследований: Т. 3. Ижевск: ERGO, 2011. С. 5—16. ISBN 978-5-98904-121-3.
  4. Воронцов А.Б. Формирующее оценивание: подходы, содержание, эволюция: Краткое пособие по деятельностной педагогике: Часть 1. Москва: Авторский клуб, 2018. 166 с. ISBN 978-5-906778-78-9.
  5. Выготский Л.С. Психология развития человека. Гл. 11. Мышление и речь. [Электронный ресурс]. Москва: Смысл: Эксмо, 2006. 1136 с. ISBN 5-699-13728-9. URL: https://megaobuchalka.ru/6/5720.html (дата обращения: 28.07.2021).
  6. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т.: Т. 2. Проблемы общей психологии / под ред. В.В. Давыдова. Москва: Педагогика, 1982. 504 с.
  7. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т.: Т. 3. Проблемы развития психики / под ред. А.М. Матюшкина. Москва: Педагогика, 1983. 368 с.
  8. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т.: Т. 5. Основы дефектологии / под ред. Т.А. Власовой. Москва: Педагогика, 1983. 368 с.
  9. Деятельностный подход в образовании: Монография: Кн. 1 / сост. В.А. Львовский. Москва: Авторский клуб, 2018. 360 с. ISBN 978-5-907027-04-6.
  10. Деятельностный подход в образовании: Монография: Кн. 2 / сост. В.А. Львовский. Москва: Авторский клуб, 2019. 304 с. ISBN 978-5-907027-25-1.
  11. Деятельностный подход в образовании: Монография: Кн. 3 / сост. В.А. Львовский. Москва: Авторский клуб, 2020. 232 с. ISBN 978-5-907027-32-9.
  12. Записные книжки Л.С. Выготского: избранное / под общ. ред. Е. Завершневой и Р. ван дер Веера. Москва: Канон- плюс, 2018. 608 с. ISBN 978-5-88373-064-0.
  13. Ильенков Э.В. <Лекция о сознании> / Публ., предисл. и примеч. А.Д. Майданского // Философский журнал. 2021. Т. 14. № 1. С. 162—172. DOI:10.21146/2072-0726-2021-14-1-162-172
  14. Мелас В.Б., Золотухина-Аболина Е.В. Переживание и действие: Феноменологический и экзистенциальный подходы. Санкт-Петербург: Владимир Даль, 2020. 254 с. ISBN 978-5-93615-243-6.
  15. Михантьева М. Как устроена доказательная медицина и почему не всякое лекарство — благо [Электронный ресурс] // Теории и практики. 22 июля 2019. URL: https://theoryandpractice.ru/posts/17560 (дата обращения: 28.07.2021).
  16. Солдатенкова Е.Н., Федоренко Н.Л., Хилько А.В. Развитие представлений о себе у детей с РАС / Развитие региональной сети образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи в городе Москве: 1993—2009 годы / отв. ред. Т.Н. Гусева. Москва: Школьная книга, 2009. 624 с.
  17. Эльконин Б.Д. Л.С. Выготский — Д.Б. Эльконин: знаковое опосредствование и совокупное действие // Вопросы психологии. 1996. № 5. С. 57—63.
  18. Эльконин Б.Д. Опосредствование. Действие. Развитие. Ижевск: ERGO, 2010. 280 с. ISBN 978-5-98904-078-0.
  19. Эльконин Б.Д. О феноменах переходных форм действия // Вопросы психологии. 1994. № 1. С. 47—54.
  20. Эльконин Б.Д. Посредническое Действие и Развитие // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 3. С. 93—112. DOI:10.17759/chp.2016120306
  21. Эльконин Б.Д. Продуктивное действие // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15. № 1. С. 116—122. DOI:10.17759/chp.2019150112
  22. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. Санкт-Петербург: Университетская книга: Рудомино, 1997. 576 с. ISBN 5-7914-0023-3.
  23. Alekhina S., Soldatenkova E. The development of communication as a condition for inclusion of children with autism in education. In INTED2015 [9th International Technology, Education and Development Conference] Proceedings. Madrid: Publ. IATED, 2015. Pp. 3331—3336. ISBN 978-84-606-5763-7.
  24. Bondy A., Frost L. Educational Approaches in preschool: Behavior techniques in a public school setting. In Schopler E., Mesibov G.B. (eds.) Learning and Cognition in autism. New York: Publ. Plenum, 1995. Pp. 311—333. ISBN 978-0-306- 44871-3. DOI:10.1007/978-1-4899-1286-2_16
  25. Lovaas O.I. Behavioral treatment and normal educational and intellectual functioning in young autistic children. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 1987, vol. 55, no. 1, pp. 3—9. DOI:10.1037//0022-006x.55.1.3
  26. Skinner B.F. Verbal Behavior. New York: Publ. Appleton-Century-Crofts, 1957. 470 p. ISBN 0-39081295-1.
  27. Sundberg M.L., Partington J.W. Teaching language to children with autism or other developmental disabilities. Pleasant Hill: Publ. Behavior Analysts Inc., 1998. 246 p. ISBN 978-0-96809850-9.

Информация об авторах

Солдатенкова Елена Николаевна, Педагог-психолог Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС, ФГБОУ ВО "Московский государствнный психолого-педагогический университет", Аспирант кафедры Возрастной психологии им. Л.Ф. Обуховой факультета психологии образования Московского государственного психолого-педагогического университета, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6901-4396, e-mail: ElenaSol08@mail.ru

Блинова Ирина Валерьевна, руководитель отдела образования, Общество с ограниченной ответственностью "Исток Аудио Трейдинг", Москва, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5885-8534, e-mail: io@istok-audio.info

Метрики

Просмотров

Всего: 793
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 23

Скачиваний

Всего: 263
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 10