Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 147Рубрики 53Авторы 10644Новости 2024Ключевые слова 6329 Подать рукописьRSS RSS

РИНЦ

Включен в Science Index

CrossRef

Аутизм и нарушения развития

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1994-1617

ISSN (online): 2413-4317

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2003 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: Русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Связь сенсорного профиля с поведенческими проблемами и психофизиологическими маркерами у детей младшего школьного возраста с РАС 259

|

Громова М.O.
Тьютор Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3015-5460
e-mail: gromova.kspk@yandex.ru

Горбачевская Н.Л.
доктор биологических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8558-9007
e-mail: gorbachevskayanl@mgppu.ru

Мамохина У.А.
младший научный сотрудник научной лаборатории Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2738-7201
e-mail: uliana.mamokhina@gmail.com

Данилина К.К.
научный сотрудник, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы «Научно-практический центр детской психоневрологии Департамента здравоохранения г. Москвы», Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0396-2884
e-mail: d-kk@mail.ru

Аннотация

Сенсорные нарушения у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) могут являться одной из основных проблем, мешающих их социальной адаптации и интеграции в общество. В настоящем пилотажном исследовании было проведено изучение сенсорного профиля детей с РАС младшего школьного возраста с помощью Опросника сенсорного восприятия SEQ 3.0, который в настоящее время валидизируется на большой группе детей с нарушениями развития. Изучена взаимосвязь сенсорных нарушений с поведенческими трудностями в двух группах аутичных детей: с интеллектуальными нарушениями и без них, по 20 человек в каждой группе. Исследовались особенности их сенсорного реагирования, адаптивного поведения, биоэлектрической активности мозга и связи между ними. Полученные результаты позволяют говорить об эффективности методики SEQ 3.0 для оценки сенсорных нарушений у детей с РАС, а также раскрывают связь нарушения сенсорного восприятия при РАС с поведенческими особенностями и картиной биоэлектрической активности мозга.

Ключевые слова: сенсорный профиль, Опросник сенсорного восприятия SEQ, расстройства аутистического спектра, биоэлектрическая активность мозга, адаптивное поведение

Рубрика: Исследования и диагностика РАС

Тип: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2021190401

Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации № 073-00041-21-05 от 14.07.2021 «Комплексное сопровождение детей с РАС на основе доказательного подхода»

Получена: 30.10.2021

Принята в печать: 19.11.2021

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Богдашина О.Б. Роль различий сенсорного восприятия в аутизме: краткий обзор научных исследований прошлых лет и современности // Вестник Красноярского государственного педагогического университета. 2013. № 4. С. 14—22.
  2. Горбачевская Н.Л., Мамохина У.А., Вершинина Н.В. и др. Особенности спектральных характеристик ЭЭГ у лиц с расстройствами аутистического спектра // Психиатрия. 2018. № 78. С. 48—54.
  3. Жукова М.А., Овчинникова И.В., Григоренко Е.Л. Апробация методики Vineland Adaptive Behavior Scales (VABS) на русскоязычной выборке // Вопросы психологии. 2018. № 6. С. 134—145.
  4. Мамохина У.А., Тюшкевич С.А., Переверзева Д.С. и др. Паттерны сенсорных особенностей у младших школьников с расстройствами аутистического спектра (РАС) // XVI международный междисциплинарный конгресс: Нейронаука для медицины и психологии: Школа: Достижения междисциплинарной нейронауки в XXI веке: Судак, Крым, Россия, 6—16 октября 2020 года. [s.l.], 2020. С. 314. DOI:10.29003/m1143.sudak.ns2020-16/314
  5. Сайфутдинова Л.Р. Шкала Вайнленд как метод комплексной оценки адаптивного функционирования детей с нарушениями развития // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. Т. 19. № 45. С. 418—423.
  6. Ausderau K.K., Furlong M., Sideris J. et al. Sensory subtypes in children with autism spectrum disorder: latent profile transition analysis using a national survey of sensory features. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 2014, vol. 55, no. 8, pp. 935—944. DOI:10.1111/jcpp.12219
  7. Ausderau K., Sideris J., Furlong M. et al. National Survey of Sensory Features in Children with ASD: Factor Structure of the Sensory Experience Questionnaire (3.0). Journal of Autism and Developmental Disorders, 2014, vol. 44, no. 4, pp. 915— 925. DOI:10.1007/s10803-013-1945-1
  8. Baranek G.T., David F.J., Poe M.D. et al. Sensory Experiences Questionnaire: discriminating sensory features in young children with autism, developmental delays, and typical development // Journal of Child Psychology and Psychiatry, 2006, vol. 47, no. 6, pp. 591—601. DOI:10.1111/j.1469-7610.2005.01546.x
  9. Ben-Sasson A., Gal E., Fluss R. et al. Update of a Meta-analysis of Sensory Symptoms in ASD: A New Decade of Research. Journal of Autism and Developmental Disorders, 2019, vol. 49, no. 12, pp. 4974—4996. DOI:10.1007/s10803-019-04180-0
  10. Burns C.O., Dixon D.R., Novack M., Granpeesheh D. A Systematic Review of Assessments for Sensory Processing Abnormalities in Autism Spectrum Disorder. Review Journal of Autism and Developmental Disorders, 2017, vol. 4, no. 3, pp. 209—224. DOI:10.1007/s40489-017-0109-1
  11. Fetta A., Carati E., Moneti L. et al. Relationship between Sensory Alterations and Repetitive Behaviours in Children with Autism Spectrum Disorders: A Parents’ Questionnaire Based Study. Brain Sciences, 2021, vol. 11, no. 4, article no. 484. 12 p. DOI:10.3390/brainsci11040484
  12. Jones R.S.P., Quigney C., Huws J.C. First-hand accounts of sensory perceptual experiences in autism: a qualitative analysis. Journal of Intellectual & Developmental Disability, 2003, vol. 28, no. 2, pp. 112—121. DOI:10.1080/1366825031000147058
  13. Little L.M., Ausderau K., Sideris J., Baranek G.T. Activity Participation and Sensory Features Among Children with Autism Spectrum Disorders. Journal of Autism and Developmental Disorders, 2015, vol. 45, no. 9, pp. 2981—2990. DOI:10.1007/ s10803-015-2460-3
  14. Miguel H.O., Sampaio A., Martínez-Regueiro R. et al. Touch Processing and Social Behavior in ASD. Journal of Autism and Developmental Disorders, 2017, vol. 47, no. 8, pp. 2425—2433. DOI:10.1007/s10803-017-3163-8
  15. Mikkelsen M., Wodka E.L., Mostofsky S.H., Puts N.A.J. Autism spectrum disorder in the scope of tactile processing. Developmental Cognitive Neuroscience, 2018, vol. 29, pp. 140—150. DOI:10.1016/j.dcn.2016.12.005
  16. Posar A., Visconti P. Sensory abnormalities in children with autism spectrum disorder. Jornal de Pediatria, 2018, vol. 94, no. 4, pp. 342—350. DOI:10.1016/j.jped.2017.08.008
  17. Sarmukadam K., Sharpley C.F., Bitsika V. et al. A review of the use of EEG connectivity to measure the neurological characteristics of the sensory features in young people with autism. Reviews in the Neurosciences, 2019, vol. 30, no. 5, pp. 497—510. DOI:10.1515/revneuro-2018-0070
  18. Schulz S.E., Stevenson R.A. Sensory hypersensitivity predicts repetitive behaviours in autistic and typically-developing children. Autism, 2019, vol. 23, no. 4, pp. 1028—1041. DOI:10.1177/1362361318774559
  19. Williams K.L., Kirby A.V., Watson L.R. et al. Sensory features as predictors of adaptive behaviors: A comparative longitudinal study of children with autism spectrum disorder and other developmental disabilities. Research in Developmental Disabilities, 2018, vol. 81, pp. 103—112. DOI:10.1016/j.ridd.2018.07.002
Статьи по теме
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика