Опыт адаптации инструмента оценки академических достижений с учетом особенностей детей с расстройствами аутистического спектра

165

Аннотация

Особенности развития при расстройствах аутистического спектра (РАС), которые включают дефицит общения и социального взаимодействия, стереотипный характер интересов и активности, своеобразие когнитивного и эмоционально-личностного развития, делают необходимой адаптацию методов академического оценивания с учетом потребностей этой категории учеников. Статья посвящена описанию процедуры адаптации методики iPIPS (Стартовая диагностика и оценивание прогресса детей в течение первого года обучения в начальной школе) для тестирования академических достижений у детей с РАС, обучающихся в первом классе по программам 8.1. и 8.2. В статье представлена характеристика инструмента (iPIPS), подробно проанализированы особенности развития при РАС, которые могут оказывать влияние на результаты оценивания. Описаны модификации инструмента iPIPS для учащихся с РАС с учетом особенностей диагностической группы в целом и представлены рекомендации по использованию методики в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Общая информация

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, академическое оценивание, когнитивное развитие, академическая успешность, инструмент iPIPS, аккомодации процедуры оценивания, универсальный дизайн оценивания

Рубрика издания: Исследования и диагностика РАС

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2021190402

Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации № 073-00041-21-05 от 14.07.2021 «Комплексное сопровождение детей с РАС на основе доказательного подхода»

Получена: 06.11.2021

Принята в печать:

Для цитаты: Переверзева Д.С., Тюшкевич С.А., Брагинец Е.И. Опыт адаптации инструмента оценки академических достижений с учетом особенностей детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2021. Том 19. № 4. С. 15–23. DOI: 10.17759/autdd.2021190402

Литература

  1. Брагинец Е.И. Применение универсального дизайна оценивания для справедливого тестирования детей с нарушениями чтения // Современная зарубежная психология. 2018. Т.7. №. 3. С. 28—37. DOI:10.17759/ jmfp.2018070303
  2. Иванова А., Нисская А. Стартовая диагностика детей на входе в начальную школу: международное исследование iPIPS // Школьные технологии. 2015. № 2. C. 161—168.
  3. Обобщенные типы развития первоклассников на входе в школу по материалам исследования iPIPS / Карданова Е.Ю. [и др.] // Вопросы образования. 2018. №. 1. С. 8—37.
  4. Переверзева Д.С. и др. Эффективное оценивание академической успешности у детей с расстройствами аутистического спектра // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 1. С. 16—25. DOI:10.17759/ pse.2020250102
  5. Факторы, влияющие на успешность преодоления расстройств аутистического спектра / Горбачевская Н.Л. [и др.] // Аутизм и нарушения развития. 2016. Т. 14. № 4. С. 39—50. DOI:10.17759/autdd.2016140407
  6. Хоукер Д., Карданова Е.Ю. Стартовая диагностика детей на входе в начальную школу и оценка их прогресса в течение первого года обучения: международное исследование iPIPS // Материалы конференции «Тенденции развития образования. Что такое эффективная школа и эффективный детский сад?» (г. Москва, 19—20 февраля 2014 г.). Москва: Изд. дом «Дело» РАНХиГС. 2015. С. 311—320.
  7. Barrouillet P., Camos V. The time-based resource-sharing model of working memory // The cognitive neuroscience of working memory / Osaka N., Logie R., D’Esposito M. (Eds.). Oxford: Oxford University Press. 2007. P. 59—80.
  8. Brown T.E., Reichel P.C., Quinlan D.M. Extended time improves reading comprehension test scores for adolescents with ADHD // Open Journal of Psychiatry. 2011. Vol. 1 (03). P. 79—87. DOI:10.4236/jsemat.2011.13012
  9. Charman T. et al. IQ in children with autism spectrum disorders: data from the Special Needs and Autism Project (SNAP) // Psychological Medicine. 2011. Vol. 41 (3). P. 619—627. DOI:10.1017/S0033291710000991
  10. Christensen D.L. et al. Prevalence and characteristics of autism spectrum disorder among children aged 8 years // Journal of Autism and Developmental Disabilities. 2016. Vol. 65 (3). P. 1—23. DOI:10,15585/mmwr.ss6513a1
  11. Conway A.R., Kane M.J., Engle R.W. Working memory capacity and its relation to general intelligence // Trends of Cognitive Sciences. 2003. Vol. 7 (12). P. 547—552. DOI:10.1016/j.tics.2003.10.005
  12. Desaunay P. et al. Memory in autism spectrum disorder: A meta-analysis of experimental studies // Psychol Bull. 2020. Vol. 146 (5). P. 377-410. DOI: 10.1037/bul0000225
  13. Elliott   S.N.,   Kratochwill   T.R.,   Schulte   A.G.   The   Assessment   Accommodation   Checklist:   Who,    What, Where, When, Why, and How? // Teaching Exceptional Children, 1998. Vol. 31 (2). P. 10. DOI. org/10.1177/004005999803100202
  14. Johnson CN et al. Cognitive correlates of autism spectrum disorder symptoms // Autism Res. 2021. Vol. 14 (11). P. 2405— 2411. DOI: 10.1002/aur.2577
  15. Lewandowski L. et al. The effects of extended time on mathematics performance of students with and without attention deficit hyperactivity disorder // Journal of Psychoeducational Assessment. 2007. Vol. 25. P. 17—28. DOI. org/10.1177/0734282912462693
  16. Li H.H. et al. A Developmental Profile of Children With Autism Spectrum Disorder in China Using the Griffiths Mental Development Scales // Front Psychol. 2020. Vol.11. P. 570923. DOI: 10.3389/fpsyg.2020.570923
  17. Nader A.M., Courchesne V., Dawson M., Soulières I. Does WISC-IV underestimate the intelligence of autistic children? // Journal of Autism and Developmental Disabilities. 2016. Vol. 46. P. 1582—1589. DOI:10.1007/s10803-014-2270-z
  18. Nader A.M., Jelenic P., Soulières I. Discrepancy between WISC-III and WISC-IV cognitive profile in autism spectrum: What does it reveal about autistic cognition? // PLoS ONE. 2015. Vol. 10 (12). e0144645. DOI: 10.1371/journal. pone.0144645
  19. Oliveras-Rentas R.E. et al. WISC-IV profile in high-functioning autism spectrum disorders: Impaired processing speed is associated with increased autism communication symptoms and decreased adaptive communication abilities // Journal of Autism and Developmental Disabilities. 2012. Vol. 42. P. 655—664. DOI: 10.1007/s10803-011-1289-7
  20. Pitoniak M., Royer J. Testing  Accommodations  for  Examinees  With  Disabilities:  A  Review  of  Psychometric, Legal, and Social Policy Issues // Review of Educational Research. 2001. Vol. 71. P. 53—104. DOI: 10.3102/00346543071001053
  21. Rabiee A. et al. The cognitive profile of people with high-functioning autism spectrum disorders // Behav Sci (Basel). 2019. Vol. 9 (2). P. 20. DOI: 10.3390/bs9020020
  22. Smith G.W., Riccomini P.J. The effect of a noise reducing test accommodation on elementary students with learning disabilities // Learning Disabilities Research and Practice. 2013. Vol. 28 (2). P. 89—95. DOI:10.1111/ldrp.12010
  23. Tindal G. Accommodating students with disabilities on large-scale tests: an experimental study // Exceptional Children. 1998. Vol. 64 (4). P. 439—450.
  24. Tymms P. Baseline Assessment and Monitoring in Primary Schools: Achievements, Attitudes and Value-added Indicators. London, David Fulton Publishers. 1999.
  25. Vaughan C.G. et al. The relation between testing environment and baseline performance in child and adolescent concussion assessment // The American Journal of Sports Medicine. 2014. Vol. 42 (7). P. 1716—1723. DOI:10.1177/0363546514531732

Информация об авторах

Переверзева Дарья Станиславовна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник научной лаборатории Федерального ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6881-3337, e-mail: dasha.pereverzeva@gmail.com

Тюшкевич Светлана Анатольевна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник научной лаборатории Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС, ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет", Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9029-2830, e-mail: tyushkevichsv@yandex.ru

Брагинец Екатерина Игоревна, аспирант, Центр мониторинга качества образования Института образования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6703-4761, e-mail: ebraginets@hse.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 557
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 13

Скачиваний

Всего: 165
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 5