Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 148Рубрики 53Авторы 10657Новости 2028Ключевые слова 6329 Подать рукописьRSS RSS

РИНЦ

Включен в Science Index

CrossRef

Аутизм и нарушения развития

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1994-1617

ISSN (online): 2413-4317

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2003 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: Русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Реализация программ поддержки родителей дошкольников с РАС 163

|

Боброва А.В.
специальный педагог, Центр поддержки семьи "Обнаженные сердца", Нижний Новгород, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2311-8285
e-mail: bobrovaanna@yandex.ru

Довбня С.В.
эксперт, Фонд помощи детям и молодежи «Обнаженные сердца», Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6008-8054
e-mail: s_dovbnya@mail.ru

Морозова Т.Ю.
эксперт, Фонд "Обнаженные сердца", Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3880-5640
e-mail: taniusham@mail.ru

Сотова Е.Н.
педагог-психолог, Центр поддержки семьи "Обнаженные сердца", Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8367-9984
e-mail: sotova.ekaterina2014@yandex.ru

Аннотация

В связи с ростом числа детей с диагностированными расстройствами аутистического спектра (РАС) растет востребованность программ помощи их семьям. Перечислены проблемы и трудности, испытываемые родителями, воспитывающими детей с РАС: нехватка информации, социальная изоляция, финансовые и другие. Представлены современные исследования и систематические обзоры, в которых анализируются потребности семей, а также возможности, предоставляемые программами помощи. Отмечено разнообразие программ, направленных на обучение родителей специалистами, а также обучающих самих родителей работать с детьми под руководством специалистов. Приводятся данные исследований об испытываемом родителями стрессовом состоянии, связанном с уходом, воспитанием и образованием детей с РАС. Описаны три реализуемые в Нижегородской области программы поддержки родителей дошкольников с РАС, которые соответствуют мировым стандартам и имеют доказательства эффективности: «Тренинг родительских навыков. 9 шагов», «Ранняя пташка», JASPER. Делается вывод о возможности подбора и смены программ по мере развития ребенка с РАС, изменения семейной ситуации или вследствие других факторов, влияющих на семью как систему.

Ключевые слова: стресс в семье, программа «Тренинг родительских навыков. 9 шагов», программа «Ранняя пташка», программа JASPER, расстройства аутистического спектра, программы помощи семье

Рубрика: Методы обучения и сопровождения

Тип: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2022200105

Благодарности. Авторы статьи благодарят российских и зарубежных коллег, сотрудничество с которыми позволило использовать эффективные программы помощи родителям детей с аутизмом, — фонды «Обнаженные сердца» и «Выход», Национальное общество аутизма (National Autism Society (NAS)) и лично Джо Стивенс, сотрудников программы JASPER (UGLA, Калифорнийский университет) и лично Конни Казари и Джонатана Пангабиана, а также разработчиков программы «9 шагов» — экспертов ВОЗ и Autism Speaks. Мы также благодарны родителям и членам семей, воспитывающим дошкольников с РАС, — за их доверие и возможность вместе учиться и узнавать о потребностях и ресурсах семей.

Получена: 26.10.2021

Принята в печать: 09.03.2022

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Волкмар Ф.Р., Вайзнер Л.А. Аутизм: практическое руководство для родителей, членов семьи и учителей: В 3 кн. Екатеринбург: Рама Паблишинг, [Кн. 1]: 224 с. ISBN 978-5-91743-049-2. [Кн. 2]: 288 с. ISBN 978-5-91743-054- 6. [Кн. 3]: 224 с. ISBN 978-5-91743-055-3.
  2. Григоренко Е.Л. Расстройства аутистического спектра: Вводный курс: Учебное пособие для студентов [Электронный ресурс]. Москва: Практика, 280 с. ISBN 978-5-89816-163-7. URL: https://outfund.ru/wp- content/uploads/2018/04/RAS_book.pdf (дата обращения: 20.01.2022).
  3. Роджерс С.Дж., Доусон Дж., Висмара Л.А. Денверская модель раннего вмешательства для детей с аутизмом: Как в процессе повседневного взаимодействия научить ребенка играть, общаться и учиться. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 416 с. ISBN 978-5-91743-067-6.
  4. Довбня С., Морозова Т., Залогина А., Монова И. Дети с расстройствами аутистического спектра в детском саду и школе: практики с доказанной эффективностью. Санкт-Петербург: Сеанс, 202 с. ISBN 978-5-905669- 37-8.
  5. Как помочь дошкольнику с расстройством аутистического спектра? Опыт специалистов служб раннего вмешательства Фонда «Обнажённые сердца». [Москва: Эксмо], 149 с. ISBN 978-5-6042934-0-9.
  6. Казари К. Современное состояние поведенческих вмешательств при аутизме и нарушениях развития // Аутизм и нарушения развития. Т. 14. № 4. С. 68—76. DOI:10.17759/autdd.2016140409
  7. Baraskewich J., von Ranson K.M., McCrimmon A., McMorris C.A. Feeding and eating problems in children and adolescents with autism: A scoping Autism, 2021, vol. 25, no. 6, pp. 1505—1519. DOI:10.1177/1362361321995631
  8. Bearss , Burrell T.L., Stewart L., Scahill L. Parent Training in Autism Spectrum Disorder: What’s in a Name? Clinical Child and Family Psychology Review, 2015, vol. 18, no. 2, pp. 170—182. DOI:10.1007/s10567-015-0179-5
  9. Bearss , Johnson C., Handen B. et al. Parent Training for Disruptive Behavior: The RUBI  Autism  Network: Clinician Manual. Oxford: Publ. Oxford University Press, 2018. ISBN 978-0-19-062781-2. DOI:10.1093/med- psych/9780190627812.001.0001
  10. Clubb M. An evaluation of EarlyBird and EarlyBird Plus over seven years: the benefits of parents and school staff being trained Good Autism Practice, 2012, vol. 13, no. 1, pp. 69—77.
  11. Cuomo M., Vaz S., Lee E. et al. Effectiveness of Sleep-Based Interventions for Children with Autism Spectrum Disorder: A Meta-Synthesis. Pharmacotherapy, 2017, vol. 37, no. 5, pp. 555—578. DOI:10.1002/phar.1920
  12. Cutress A., Muncer S. Parents’ views of the National Autistic Society’s EarlyBird Programme. Autism, 2014, vol. 18, no. 6, 651—657. DOI:10.1177/1362361313495718
  13. Dawson-Squibb J., Davids E.L., de Vries P.J. Scoping the evidence for EarlyBird and EarlyBird Plus, two United Kingdom-developed parent education training programmes for autism spectrum disorder. Autism, 2019, vol. 23, no. 3, pp. 542—555. DOI:10.1177/1362361318760295
  14. Dawson-Squibb J.J., Davids E.L., Harrison A.J. et al. Parent Education and Training for autism spectrum disorders: Scoping the evidence. Autism, 2020, 24, no. 1, pp. 7—25. DOI:10.1177/1362361319841739
  15. Deb , Retzer A., Roy M. et al. The effectiveness of parent training for children with autism spectrum disorder: a systematic review and meta-analyses. BMC Psychiatry, 2020, vol. 20, article no. 583. 24 p. DOI:10.1186/s12888-020-02973-7
  16. Decroocq C., Soulas T., Lichtl et al. Facilitators’ perspectives on a psychoeducational program for parents of an autistic child. Autism, 2020, vol. 24, no. 5, pp. 1273—1285. DOI:10.1177/1362361319899766
  17. Distefano C., Kaiser A., Wright C. et al. Parents’ Adoption of Social Communication Intervention Strategies: Families Including Children with Autism Spectrum Disorder Who are Minimally Journal of Autism and Developmental Disorders, 2015, vol. 45, no. 6, pp. 1712—1724.
  18. Gerow S., Hagan-Burke S., Rispoli M. et al. A systematic review of parent-implemented functional communication training for children with Behavior Modification, 2018, vol. 42, no. 3, pp. 335—363. DOI:10.1177/0145445517740872
  19. Hayes S.A., Watson S.L. The Impact of Parenting Stress: A Meta-analysis of Studies Comparing the Experience of Parenting Stress in Parents of Children With and Without Autism Spectrum Journal of Autism and Developmental Disorders, 2013, vol. 43, no. 3, pp. 629—642. DOI:10.1007/s10803-012-1604-y
  20. Ho M., Lin L. Efficacy of parent-training programs for preschool children with autism spectrum disorder: A randomized controlled Research in Autism Spectrum Disorders, 2020, vol. 71, article no. 101495. 10 p. DOI:10.1016/j. rasd.2019.101495
  21. Iadarola S., Levato L., Harrison B. et al. Teaching parents behavioural strategies for autism Spectrum disorder (ASD): effects on stress, strain, and competence. Journal of Autism and Developmental Disorders, 2018, vol. 48, no. 4, pp. 1031— DOI:10.1007/s10803-017-3339-2
  22. Karst,J., van Hecke Parent and family impact of Autism Spectrum Disorders: a review and proposed model for intervention evaluation. Clinical Child and Family Psychology Review, 2012, vol. 15, no. 3, pp. 247—277. DOI:10.1007/ s10567-012-0119-6
  23. Kasari C., Gulsrud A., Paparella T. et al. Randomized comparative efficacy study of parent-mediated interventions for toddlers with autism. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 2015, vol. 83, no. 3, pp. 554—563. DOI:10.1037/ a0039080
  24. Maenner M.J., Shaw K.A., Baio J. et al. Prevalence of autism spectrum disorder among children aged 8 years — Autism and developmental disabilities monitoring network, 11 sites, United States, 2016. MMWR Surveillance Summaries, 2020, vol. 69, no. 4, pp. 1—12.
  25. Meeting Report. Autism spectrum disorders & other developmental disorders: From raising awareness to building capacity (Geneva, 16—18 September 2013). Geneva: Publ. World Health Organization, 2013. 40 p. ISBN 978-92-4-150661-8.
  26. Musetti A., Manari T., Dioni B. et al. Parental Quality of Life and Involvement in Intervention for Children or Adolescents with Autism Spectrum Disorders: A Systematic Review. Journal of personalized medicine, 2021,
  27. O’Donovan K.L., Armitage S., Featherstone J. et al. Group-based parent training interventions for parents of children with autism spectrum disorders: A literature review. Review Journal of Autism and Developmental Disorders, 2019, vol. 6, no. 1, pp. 85—95. DOI:10.1007/s40489-018-00155-6
  28. Pacia C., Holloway J., Gunning C., Lee H. A Systematic Review of Family-Mediated Social Communication Interventions for Young Children with Autism. Review Journal of Autism and Developmental Disorders, 2021. [Published online.] 27 p. DOI:10.1007/s40489-021-00249-8
  29. Parsons D., Cordier R., Vaz S., Lee H.C. Parent-mediated intervention training delivered remotely for children with autism spectrum disorder living outside of urban areas: systematic review. Journal of Medical Internet Research, 2017, vol. 19, no. 8, article no. e198. 19 p. DOI:10.2196/jmir.6651
  30. Postorino V., Sharp W.G., McCracken C.E. et al. A systematic review and meta-analysis of parent training for disruptive behaviour in children with autism Spectrum disorder. Clinical Child and Family Psychological Review, 2017, vol. 20, vo. 4, pp. 391—402. DOI:10.1007/s10567-017-0237
  31. Salomone E., Pacione L., Shire S. et al. Development of the WHO Caregiver Skills Training Program for Developmental Disorders or Delays. Frontiers in Psychiatry, 2019, vol. 10, article no. 769. 9 p. DOI:10.3389/fpsyt.2019.00769
  32. Schreibman L., Dawson G., Stahmer A. et al. Naturalistic Developmental Behavioural Interventions: Empirically validated treatments for autism spectrum disorder. Journal of Autism and Developmental Disorders, 2015, vol. 45, no. 8, pp. 2411— 2428. DOI:10.1007/s10803-015-2407-8
  33. Shi B., Wu W., Dai M. et al. Cognitive, Language, and Behavioral Outcomes in Children With Autism Spectrum Disorders Exposed to Early Comprehensive Treatment Models: A Meta-Analysis and Meta-Regression. Frontiers in Psychiatry, 2021, vol. 12, article no. 691148. 17 p. DOI:10.3389/fpsyt.2021.691148
  34. Shire S.Y., Chang Y.C., Shih W. et al. Hybrid implementation model of community-partnered early intervention for toddlers with autism: a randomized trial. Journal of child psychology and psychiatry, and allied disciplines, 2017, vol. 58, no. 5, pp. 612—622. DOI:10.1111/jcpp.12672
  35. Stevens J., Shields J. Does attending an NAS EarlyBird or EarlyBird Plus programme make a difference? Good Autism Practice, 2013, vol. 14, no. 2, pp. 82—89.
  36. Yorke I., White P., Weston A. et al. the association between emotional and behavioural problems in children with autism spectrum disorder and psychological distress in their parents: A systematic review and meta-analysis. Journal of Autism and Developmental Disorders, 2018, vol. 48, no. 10, pp. 3393—3415. DOI:10.1007/s10803-018-3605-y
Статьи по теме
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика