Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 141Рубрики 53Авторы 10516Новости 2002Ключевые слова 6178 Подать рукописьRSS RSS

РИНЦ

Включен в Science Index

CrossRef

Аутизм и нарушения развития

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1994-1617

ISSN (online): 2413-4317

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2003 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: Русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Наглядное моделирование как метод создания картины мира в работе с детьми, имеющими нарушения развития 42

|

Щербакова А.М.
кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, профессор кафедры специальной психологии и реабилитологии факультета клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8932-4102
e-mail: shcherbakova.a.m@eyandex.ru

Аннотация

Раскрывается значение картины мира как особого способа ориентации человека в жизни. Обосновывается необходимость овладения ребенком наглядным моделированием для репрезентации картины мира. Подчеркивается, что наглядное моделирование помогает зрительно представлять сложные явления и ситуации и постигать их, так как наглядный материал усваивается легче вербального. Это особенно важно для детей с нарушениями психического развития, поскольку мыслительные задачи решаются ими с преобладающей ролью внешних визуальных средств. Именно наглядные модели, являясь доступной формой опосредования, рассматриваются как основа для развития психических способностей ребенка. Картина мира, формирующаяся у детей с различными вариантами нарушенного развития, в том числе с расстройствами аутистического спектра (РАС), в сравнении с картиной мира нормативно развивающихся детей имеет специфические особенности. Встает задача проектирования психолого-педагогической работы по формированию и развитию картины мира у детей с РАС, для чего необходимо накопление эмпирического опыта. Приводится пример, иллюстрирующий работу по созданию картины мира подростком с РАС 12-ти лет, который испытывает проблемы самоопределения и взаимодействия с окружающим миром, демонстрируя характерные для РАС паттерны поведения. Описаны результаты работы, критериями успешности которой были приняты способность подростка наглядно выразить структурированную модель устроения мира, в которой автор может определить свое место, а также демонстрация готовности совершить выбор, принять новое, а не избегать его. Обсуждаются перспективы дальнейших исследований, направленных на подтверждение эффективности методики, для чего необходимо ее структурированное описание с выделением параметров ожидаемой положительной динамики развития, с апробированием ее на репрезентативной выборке детей с различными вариантами онтогенеза.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Аксенова Ю.А. Символы мироустройства в сознании детей. Москва: Деловая книга, 2000. 268 с. ISBN 5-88687- 084-9.
  2. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Москва: Просвещение, 1988. 143 с. ISBN 5-09-000732-2.
  3. Инденбаум Е.Л., Гостар А.А., Грачева А.Н. Знаково-символическое опосредствование деятельности при легких формах интеллектуальной недостаточности (дошкольный и младший школьный возраст). Иркутск: ВСГАО, 2014. 160 с. ISBN 978-5-91344-753-1.
  4. Косымова А.Н. Изучение и коррекция представлений об окружающем мире младших школьников с нарушениями интеллектуального развития: автореф. дис.  канд. психол. наук. Иркутск, 2006. 26 с.
  5. Лебедева Е.И. Понимание ментального и физического мира детьми с типичным развитием и расстройствами аутистического спектра: автореф. дис.  канд. психол. наук. Москва, 2006. 30 с.
  6. Леонтьев А.Н. Психология образа // Вестник МГУ: Серия 14: Психология. 1979. № 2. С. 3—13.
  7. Максимова С.М.К. Формирование целостной картины мира у детей дошкольного возраста: теоретико- методологический анализ // Дискуссия. 2016. № 4. С. 155—160.
  8. Мелик-Пашаев А.А. и др. Истоки и специфика детского художественного творчества. Москва: Навигатор, 2014. 177 с. ISBN 978-5-903309-09-2.
  9. Нарышкин А.В. Строение образа мира человека и соотношение понятий «знак» — «символ» и «значение» — «смысл» // Вопросы психологии. 2005. № 1. С. 88—99.
  10. Петухов В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вестник МГУ: Серия 14: Психология. 1984. № 4. С. 13—20.
  11. Смирнов С.Д. Мир образов и образ мира // Вестник МГУ: Серия 14: Психология. 1981. № 2. С. 15—29.
  12. Смирнов С.Д. Понятие «образ мира» и его значение для психологии познавательных процессов // А.Н. Леонтьев и современная психология. Москва: МГУ, 1983. С. 149—154.
  13. Стебляк Е.А. Проблемы конструирования картины мира ребёнка с психическим недоразвитием // Наука и общество: проблемы современных исследований: Сб. науч. статей / под ред. А.Э. Еремеева. Омск: Изд-во ОмГА, 2012. С. 286—293. ISBN 978-5-98566-82-1.
  14. Щербакова А.М. Значение предметно-практической деятельности в социальном становлении детей с ограниченными возможностями здоровья // Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в программы дополнительного образования: Методические рекомендации / под ред. А.Ю. Шеманова. Москва, 2012. С. 75—93.
  15. Щербакова А.М., Барсукова О.В. Особенности картины мира у детей с различными вариантами нарушенного развития // Метод Л.С. Выготского в современных социальных практиках: Материалы XIX Международных чтений памяти Л.С. Выготского. Москва, 13—17 ноября 2018 г.: В 2 ч.: Ч. 1. / под ред. Г.Г. Кравцова. Москва: Левъ, 2018. С. 360—367.
  16. Щербакова А.М. Совместная лепка как способ найти взаимопонимание с ребёнком // Искусство в школе. 2018. № 4. С. 62—65.
  17. Щербакова А.М. Индивидуальный подход в организации занятий по объемному моделированию // Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в программы дополнительного образования: Методические рекомендации / под ред. А.Ю. Шеманова. Москва, 2012. С. 197—208.
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика