Standardization of the "Perceptual modeling" Test for Children 5-6 and 6-7 Years old

37

Abstract

In modern sociocultural conditions, reliable diagnostic tools are needed to assess the mental development of a child, which would at the same time make it possible to adjust the objectives of educational work. The article reflects the results of adaptation and standardization of the "Perceptual modeling" test included in the diagnostic set for assessing the mental development of preschoolers (L.A. Wenger and colleagues). The study sample consisted of two groups: children 5-6 (N=1003) and children 6-7 (N=1516) years old. In these groups, children were offered various test options based on their age-related perceptual modeling capabilities. The adaptation of the "Perceptual modeling" test involved converting it into electronic form, changing the system for evaluating the results obtained and statistically verifying the possibility of using it in this form to solve diagnostic problems. The test standardization procedure has shown good external and internal validity, and its diagnostic reliability. Statistical analysis revealed the absence of significant gender differences in the performance of the test and the presence of significant differences between children with normal development and children with disabilities (speech, hearing impairment and mental retardation). As a result of standardization, age norms for mastering perceptual modeling actions for children with normal development and children with disabilities were determined by children of the sixth and seventh years of life.

General Information

Keywords: senior preschool age; perception; perceptual modeling; diagnostics; standardized diagnostic tests; standardization

Journal rubric: Developmental Psychology

Article type: scientific article

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2024160307

Funding. The research project «Standardization of Psychodiagnostic Techniques for Assessing the Level of Cognitive and Personal Development of Children and Adolescents» is being implemented by Moscow State University of Psychology & Education within the framework of the strategic academic leadership program «Priority 2030».

Acknowledgements. The authors are grateful to O.I. Leonova, the Head of the Federal Center for Scientific and Methodological Support of the Pedagogical Staff, and L.M. Prokopyeva, the Head of the Professional Education Quality Monitoring Department, for assistance in collecting data.

Received: 09.04.2024

Accepted:

For citation: Chumachenko D.V., Yaglovskya E.K. Standardization of the "Perceptual modeling" Test for Children 5-6 and 6-7 Years old [Elektronnyi resurs]. Psychological-Educational Studies, 2024. Vol. 16, no. 3, pp. 106–121. DOI: 10.17759/psyedu.2024160307. (In Russ., аbstr. in Engl.)

Full text

Приложение

Методика «Перцептивное моделирование» (Холмовская В.В.)

Методика направлена на оценку развития восприятия дошкольников старшего возраста. Она позволяет выявить уровень овладения детьми моделирующими перцептивными действиями, которые предполагают способность создавать целостную модель формы объекта из нескольких ее частных эталонных характеристик (форма, пропорции, пространственное расположение частей и др.).

Материал методики предъявляется ребенку в индивидуальной форме с использованием цифрового устройства.

Методика «Перцептивное моделирование» для детей 5-6 лет

Вводный этап

На вводном этапе ребенку предлагается выполнить 3 задания (примера) с использованием образца, на котором показано, из каких частей состоит геометрическая фигура. На этом этапе взрослый оказывает помощь ребенку (если это необходимо), контролирует, чтобы все задания были выполнены правильно.

Инструкция к 1 заданию (примеру): «Здесь изображен круг, разрезанный на 2 части. Вот они (показывает, обводя их контуры). А теперь круг как будто рассыпался на части, и они смешались с другими частями. Все эти части нарисованы внизу под кругом. Найди среди них те, из которых можно составить этот круг. Покажи мне их».

Инструкция ко 2 заданию (примеру): «Ты снова видишь круг, только теперь он разрезан не на две, а на три части. Найди их в нижнем ряду и покажи».

Взрослый проверяет и помогает исправить ошибки.

Инструкция к 3 заданию (примеру): «Теперь ты видишь другую фигуру – квадрат. Он тоже разделен на части. Сколько их? Правильно, 4. Найди их и покажи».

После вводного этапа ребенок переходит к непосредственному выполнению заданий. На этом этапе помощь детям не оказывается.

Основной этап

На этом этапе детям 5-6 лет предлагается 8 заданий. В задании 1-2 фигура состоит из 2-х частей, в 3-6 – из 3-х частей и в 7-8 – из 4-х частей.

Инструкция к 1 заданию: «Теперь ты знаешь, что фигуру-образец можно составить из нескольких частей – двух, трех или четырех. Далее на следующих страницах даются разные задачи: сначала даются простые. В них образец складывается из двух частей, затем идут задачи на составление фигуры из трех, а в самом конце – из четырех частей. На следующих страницах образцы не разделены на составные части. Открой страницу с первой задачей. Ты видишь круг. Посмотри, из каких частей его можно составить, отметь их, кликнув на нужные фигурки, из которых можно было бы сложить целый круг».

Инструкция ко 2 заданию: «Переходи на следующую страницу к следующему заданию и сам выбирай части для квадрата, отмечай их – кликай мышкой на них».

Инструкция перед 3 заданием: «На следующих страницах делай так же – кликай на те части, из которых складывается образец, нарисованный сверху».

После 3 задания инструкции и пояснения ребенку не даются.

Оценка. За каждую правильно отмеченную часть, из которой состоит фигура, ребенку начисляется 1 балл. Максимальная сумма, которую может получить ребенок 5-6 лет – 24 балла.

Методика «Перцептивное моделирование» для детей 6-7 лет

Вводный этап

Инструкция к 1 заданию: «Посмотри, на первой странице изображен круг – образец, «разрезанный» на 2 части (взрослый показывает их на образце). Под ним ты видишь несколько фигурок, разной формы. Найди среди них те, из которых сложен образец, и покажи их мне». (Взрослый в случае необходимости указывает на ошибку).

Инструкция ко 2 заданию: «Перейди на другую страницу. Теперь ты видишь другую фигуру – квадрат. Он разрезан уже на 4 части. Найди эти части среди фигурок, изображенных ниже. Покажи их мне». (Снова проверяется исполнение).

Инструкция к 3 заданию: «Открой следующую страницу. Здесь круг складывается из 3-х частей. Найди их и покажи мне. Покажи, на какое место в круге надо положить эти части». После выполнения ребенком задания взрослый говорит: «Теперь ты знаешь, что такой круг или квадрат можно сложить из нескольких частей: двух, трех или четырех. Эти части нарисованы внизу».

После вводного этапа ребенок переходит к непосредственному выполнению заданий. На этом этапе помощь детям не оказывается.

Основной этап

На этом этапе детям 6-7 лет предлагают 12 заданий. В заданиях 1-4 фигуры состоят из 2-х частей, в заданиях 5-8 – из 3-х частей и в 9-12 – из 4-х частей.

Инструкция к 1 заданию: «Теперь открой следующую страницу. Здесь круг не разделен на части. Найди фигурки, из которых можно сложить точно такой круг. Отметь эти фигурки, кликнув на них мышкой».

Инструкция ко 2 заданию: «Теперь открывай следующую страницу и выбирай части для квадрата, такого, как нарисован сверху. Отметь их, кликни на них мышкой».

Инструкция перед 3 заданием: «На следующих страницах делай так же: находи и отмечай части, из которых получается целый круг или квадрат, нарисованный сверху».

После 3 задания инструкции и пояснения ребенку не даются.

Оценка. За каждую правильно отмеченную часть, из которой состоит фигура, ребенку начисляется 1 балл. Максимальная сумма, которую может получить ребенок 6-7 лет – 36 баллов.

Рис.1

Рис. 1. Примеры задания вводного этапа

Рис. 2. Примеры заданий основного этапа

References

  1. Burlakova I.A., Pronina A.A. Vozmozhnost' proektirovaniya zadach, opredelyayushchih zonu blizhajshego razvitiya doshkol'nikov [On the possibility of designing tasks to determine preschoolers’]. Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena [Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences]. 2020, no. 195, 182–190. DOI:10.33910/1992-6464-2020-195-182-190 (In Russ.).
  2. Venger L.A. Ovladenie oposredstvovannym resheniem poznavatel'nyh zadach i razvitie kognitivnyh sposobnostej rebenka [Mastering the mediated solution of cognitive tasks and the development of a child's cognitive abilities]. Voprosy psihologii [Questions of Psychology], 1983, no. (In Russ.).
  3. Bardina R.I. et al. Diagnostika umstvennogo razvitiya detei starshego doshkol'nogo vozrasta: 5-6 let [Diagnosis of mental development of older preschool children: 5-6 years old]. Moscow: Mezhdunarodnyi obrazovatel'nyi i psikhologicheskii kolledzh, 1996. 113 p. (In Russ.).
  4. Diagnostika umstvennogo razvitiya doshkol'nikov [Diagnosis of mental development of preschoolers] / red. L.A. Venger, V.V. Kholmovskaya. Moscow: Pedagogika, 1978. 248 p. (In Russ.).
  5. Egorenko T.A., Lobanova A.V., Radchikova N.P. Diagnosis оf Learning Difficulties in the Field of Social Adaptation in Younger Schoolchildren. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie = Psychological Science and Education, 2023. Vol. 28, no. 5, pp. 154–167. DOI:10.17759/pse.2023280512 (In Russ.).
  6. Ermolova T.V., Litvinov A.V., Savitskaya N.V., Krukovskaya O.A. Scientometric domain of foreign studies on the psychology of preschool age. Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya = Journal of Modern Foreign Psychology, 2022. Vol. 11, no. 2, pp. 8–19. DOI:10.17759/jmfp.2022110201 (In Russ.).
  7. Zaporozhec A.V. Izbrannye psihologicheskie trudy. V 2 tomah. Tom 1. Psihicheskoe razvitie rebenka [Selected psychological works: in 2 vol. Vol. 1. Mental development of the child]. Moscow: Pedagogika, 1986. 320 p.
  8. Klopotova E.E., Smirnova S.Yu. The child in the age of digital toys. Review of foreign studies. Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya = Journal of Modern Foreign Psychology, 2022. Vol. 11, no. 2, pp. 50– DOI:10.17759/jmfp.2022110204 (In Russ.).
  9. Klopotova E.E., Smirnova S.Yu., Rubtsova O.V., Sorokova M.G. Accessibility of Digital Devices to Preschool Children: Differences in Parents’ Positions. Konsul’tativnaya psikhologiya i psikhoterapiya = Counseling Psychology and Psychotherapy, 2022. Vol. 30, no. 2, pp. 109–125. DOI:10.17759/cpp.2022300207 (In Russ.).
  10. Lobanova A.D., Vysotskaya E.V. The Mediation of Arithmetic Problem-solving by Third-graders: The Procedure of “Assembling Sets”. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie = Psychological Science and Education, 2024. Vol. 29, no. 1, pp. 87–98. DOI:10.17759/pse.2024290107 (In Russ.).
  11. Masalova V.S., Yaglovskaya E.K. To the Question of Understanding by Preschoolers the Emotional States of Another Person. Bulletin of Practical Psychology of Education, 2020. Vol. 17, no. 1, pp. 8–15. DOI:10.17759/bppe.2020170101
  12. Chumachenko D.V. et al. Perceptivnoe modelirovanie: Nabor dannyh [Perceptual modeling: A data set] [Dataset]. RusPsyData: Psychological Research Data and Tools Repository. Moscow, 2023. DOI:48612/MSUPE/kr8z-3tgr-23ab (In Russ.).
  13. Progressivnye matricy Ravena: metodicheskie rekomendacii [Raven's Progressive matrices]. InE. Muhordovoj, T.V. Shrejber (ed.). Izhevsk: Publ. «Udmurt University», 2011. 70 p. (In Russ.).
  14. Protassova E.Y. The Image of a Modern Child in the Psychological and Pedagogical Approaches toward Education and Upbringing of Preschool Children. Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya = Journal of Modern Foreign Psychology, 2022. Vol. 11, no. 2, pp. 20–30. DOI:10.17759/jmfp.2022110202 (In Russ.).
  15. Psikholog v doshkol'nom uchrezhdenii: metodicheskie rekomendatsii k prakticheskoi deyatel'nosti [Psychologist in preschool: methodological recommendations for practical activities] / red. T.V. Lavrent'eva. Moscow: Gnom i D, 2002. 144 p. (In Russ.).
  16. Rubcov V.V., Margolis A.A. Rol' i zadachi psihologo-pedagogicheskoj diagnostiki v opredelenii kachestva obrazovaniya [The role and tasks of psychological and pedagogical diagnostics in determining the quality of education]. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie = Psychological Science and Education, 2007. Vol. 12, no. 4, pр. 5–6. (In Russ.).
  17. Smirnova S.Yu., Klopotova E.E., Rubtsova O.V., Sorokova M.G. Features of Preschoolers’ Use of Digital Media: New Socio-Cultural Context. Sotsial’naya psikhologiya i obshchestvo = Social Psychology and Society, 2022. Vol. 13, no. 2, pp. 177–193. DOI:10.17759/sps.2022130212 (In Russ.).
  18. Chumachenko D., Shvarts A., Dreneva A., Krichevets A. Eye movements in the development of geometric shape recognition: from sensory-motor processes to theoretical perception. Educational Studies in Mathematics, DOI:10.1007/s10649-024-10298-5
  19. Kumar S. Impact of Assessment on Childhood Education Theories and Practice. In M. Badea & M. Suditu (Eds.). Modern Early Childhood Teacher Education: Theories and Practice, 2024, pp. 84–101. DOI:10.4018/979-8-3693-0956-8.ch004
  20. Tzuriel D. Dynamic assessment of young children: educational and intervention perspectives. Educational Psychology Review, Vol. 12, no. 4, pp. 385–435.

Information About the Authors

Dmitry V. Chumachenko, Junior Research Assistant, Scientific and Practical Center for Comprehensive Support of Psychological Research “PsyDATA”, , Moscow State University of Psychology & Education, Psychologist, Department of Methodology of Psychology, Faculty of Psychology, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1007-5458, e-mail: chumachenkodv@mgppu.ru

Elena K. Yaglovskya, PhD in Psychology, Professor of the Chair of Preschool Pedagogy and Psychology, Faculty of Education Psychology, Psychological consultation employee, Moscow State University of Psychology & Education, Moscow, Russia, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0587-2823, e-mail: yaglovskayaek@mgppu.ru

Metrics

Views

Total: 143
Previous month: 102
Current month: 41

Downloads

Total: 37
Previous month: 25
Current month: 12