Включен в Web of Science СС (ESCI)
Экспериментальная психология Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 2072-7593 ISSN (online): 2311-7036 DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 2008 года Периодичность: 4 номера в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Экспериментальная психология Структура мнемических способностей младших школьников с задержкой психического развития 2371Черемошкина Л.В. Мурафа С.В. АннотацияВ работе представлены результаты исследования мнемических способностей детей 7–12 лет с задержкой психического развития (ЗПР). Выявлено, что структура мнемических способностей детей 7–12 лет с ЗПР отличается недоразвитостью (специфичностью), при которой почти отсутствуют операционные механизмы. Память работает за счет функциональных механизмов. Операционные механизмы мнемических способностей 7–12-летних школьников с ЗПР находятся на ранних стадиях своего формирования. При анализе результатов испытуемых выявлен эффект неспособности срисовать простой невербальный материал после правильного его воспроизведения. Высказаны предположения о возможных причинах его появления. Ключевые слова: задержка психического развития, мнемические способности, функциональные, операционные, регулирующие механизмы Рубрика: Педагогическая психология Тип: научная статья Фрагмент статьи
Введение Разработка системы коррекционной помощи неуспевающим детям является актуальной задачей специалистов в области развивающей педагогики и психологии во многих странах мира. При любой системе образования каждому возрастному периоду соответствует определенный набор требований к уровню знаний, умений, навыков по значительному объему школьных предметов. «Основной деятельностью, которая обеспечивает формирование психических свойств и качеств ребенка школьного возраста, является учебная, познавательная деятельность. Причем наиболее интенсивно она осуществляет функцию развития личности тогда, когда только складывается, т. е. в младшем школьном возрасте» (Дубровина и др., 2003, с. 13). Изучение особенностей и возможностей детей с различными недостатками развития способствует развитию методов их психологической коррекции в условиях обычной школы и помогает избежать непоправимых ошибок в определении способов обучения ребенка, некорректное применение которых может губительно повлиять на всю его жизнь (Лубовский, 2007). Неравномерность развития ВПФ (высших психических функций), свойственная норме, в еще большей степени выражена у детей с ЗПР (задержкой психического развития). ЗПР – понятие, сформулированное отечественными психологами в 60-е годы XX века, в период разработки комплексного подхода к изучению детей с аномалиями развития, испытывающих стойкие трудности обучения в обычной школе. «Это особый тип аномалии психического развития ребенка, при котором обычно имеется парциальное недоразвитие высших психических функций, носящее временный характер и преодолеваемое в детском или подростковом возрасте…» (Зинченко, Мещеряков, 2004, с. 121). Такой тип психического развития ребенка характеризуется незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом и формируется под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов (Лебединская, 1980). Литература
Статьи по теме
Клиническая психология, Психология развития | Смирнова Я.К., Макашова А.В., Харитонова М.А. Психология личности, Психология развития | Смирнова Я.К. Психология личности, Психология развития | Смирнова Я.К., Макашова А.В., Харитонова М.А. Экспериментальная психология | Королькова О.А., Лободинская Е.А. Экспериментальная психология | Барабанщиков В.А., Жегалло А.В., Смольный Я.Н., Маринова М.М. Влияние эмоционального выражения лица незнакомого человека на представление о его личности |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|