Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 128Рубрики 53Авторы 9869Новости 1930Ключевые слова 5095 Подать рукописьRSS RSS
Экспериментальная психология - №2 / 2021 | Перейти к описанию
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

36 место — направление «Психология»

0,323 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,829 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Экспериментальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2072-7593

ISSN (online): 2311-7036

DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2008 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Особенности взаимосвязей водительских навыков с сенсомоторными показателями зрительного анализатора у слушателей учебного центра в процессе профессионального обучения 25

|

Бебинов С.Е.
кандидат педагогических наук, доцент кафедры организации и безопасности движения,, Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (ФГБОУ ВО СибАДИ), Омск, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6044-4744
e-mail: bebinov.ru@gmail.com

Сальников В.А.
доктор педагогических наук, профессор кафедры физической подготовки, Омский филиал Военной академии материально-технического обеспечения (ФГКВОУ ВПО Омский филиал ВА МТО), Омск, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2984-4226
e-mail: viktor.salnikov1@yandex.ru

Кривощекова О.Н.
кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры и спорта, ФГБОУ ВО «Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ)», Омск, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3515-1784
e-mail: krivoshokova.ru@gmail.com

Аннотация

Представленный в исследовании подход способствует удовлетворению социальной потребности в повышении эффективности системы подготовки водителей. Рассматриваются особенности взаимосвязей показателей зрительно-моторной координации с водительскими навыками слушателей учебного центра. Эмпирическое исследование проводилось в АНО «Учебный образовательный центр “Технопарк”» г. Омска. Изучаемая выборка состояла из 29 человек (18 мужского пола и 11 женского пола), обучающихся вождению автомобиля. Возраст испытуемых составил от 18 лет до 21 года. Уровень подготовленности слушателей и условия обучения были одинаковы. Цель исследования заключалась в изучении структуры корреляционных связей показателей сенсомоторных реакций и зрительно-моторной координации с водительскими навыками обучающихся водителей, предрасположенных к реализации ориентировочного или исполнительского стиля вождения. Для этого в оболочке SPSS Statistics 20 определялись коэффициенты корреляции r Пирсона между изучаемыми характеристиками. Учитывались связи, имеющие уровень статистической значимости р <0,05. Новизна проведенного эмпирического исследования заключается в выявлении взаимосвязи показателей зрительно-моторной координации с уровнем готовности слушателей учебного центра к безопасному управлению автомобилем. Выявлены различия в характере корреляций. Отмечается, что высокие значения показателей зрительно-моторной координации в большей степени характеризуют деятельность обучающихся, предрасположенных к реализации ориентировочного стиля вождения. Сформулированы выводы, позволяющие дифференцировать процесс обучения, повысить эффективность развития водительских навыков у слушателей автошколы в зависимости от уровня сформированности навыков зрительно-моторной координации для безопасного вождения.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Бебинов С.Е., Сальников В.А. Личностный фактор в системе управления автомобилем [Электронный ресурс] // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2018. № 1 (12). URL: http://e- journal.omgau.ru/index.php/vyp-rus/2018/1-12-yanvar-mart-2018-g (дата обращения: 26.02.2019).
  2. Бебинов С.Е., Сальников В.А., Кривощекова О.Н. Взаимосвязи водительских навыков слушателей автошколы с их индивидуально-психологическими особенностями // Социальная психология и общество. 2018. Том 9. № 4. С. 74—86. DOI: 10.17759/sps.2018090407
  3. Булыгина В.Г., Дубинский А.А., Шпорт С.В., Калинкин Д.С. Психология высокорискового вождения (обзор зарубежных исследований) // Психология и право. 2016 Том 6. № 2. С. 72—92. DOI:10.17759/ psylaw.2016060206
  4. Васильченко А.С. Универсальные и специфические индивидуально-психологические факторы риска попадания в дорожно-транспортное происшествие у психически здоровых и лиц с психическими расстройствами. [Электронный ресурс] // Психология и право. 2019. Том № 2. С. 168—195. DOI:10.17759/psylaw.2019090204
  5. Ельникова О.Е. Роль сенсомоторной интеграции и тормозных процессов в формировании здоровьесберегающего поведения у взрослых людей // Ученые записки СПбГИПСР. 2019. Выпуск 2. Том 32. С. 106—113.
  6. Ельникова О.Е., Меренкова В.С. Соотношение сенсомоторной интеграции и тормозных процессов с особенностями внутренней позиции личности больного [Электронный ресурс] // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2019. Том 16. № 1. С. 39—54. DOI:10.22363/2313-1683-2019-16-1- 39-54
  7. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека. СПб.: Питер, 2003. 381 с.
  8. Клебельсберг Д. Транспортная психология: пер. с нем. / Под ред. В.Б. Мазуркевича. М.: Транспорт, 1989. 367 с.
  9. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969. 278 с.
  10. Котик М.А., Емельянов А.М. Природа ошибок человека-оператора. М.: Транспорт, 1993. 252 с.
  11. Кочетова Т.В., Поликарпова М.С. Сравнительный анализ социальных представлений водителей об агрессивном и неагрессивном вождении // Социальная психология: вопросы теории и практики. Мат-лы III Ежегод. науч.-практич. конф. памяти М.Ю. Кондратьева (10—11 мая 2018 г.). М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2018. С. 269—271.
  12. Лобанова Ю.И. О работе над моделью стиля вождения // Социальная психология: вопросы теории и практики. Мат-лы III Ежегод. науч.-практич. конф. памяти М.Ю. Кондратьева (10—11 мая 2018 г.). М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2018. С. 271—274.
  13. Лобанова Ю.И. Стиль вождения: определяющие факторы, характеристики, направления оптимизации // Российский гуманитарный журнал. 2015. № 1. Том 4. С. 76—84. DOI:10.15643 / libartrus-2015.1.10
  14. Моросанова В.И. Индивидуальные особенности осознанной саморегуляции произвольной активности человека // Вестник Московского университета. 2010. № 1. Сер. 14 (Психология). С.36—45.
  15. Нехорошкова А.Н., Грибанова А.В., Депутат И.С. Сенсомоторные реакции в психофизиологических исследованиях (обзор) // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 1. С. 38–48.
  16. Песошин А.А., Чернышов Д.Е., Роженцов В.В. Тестирование зрительно-моторной системы водителя автотранспортного средства методом реакции на движущийся объект // Фундаментальные исследования. 2014. № 8. С. 1322—1326.
  17. Петров В.Е. Психологически значимые факторы, определяющие стиль управления транспортным средством [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/62952 (дата обращения: 26.02.2019).
  18. Петров В.Е., Кокурин А.В., Назарова А.Ю. Психология дорожного стресса и агрессивного поведения в современных зарубежных исследованиях [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2020. Том 9. № 1. С. 22—28. DOI:10.17759/jmfp.2020090102
  19. Поликарпова М.С. Проблема трактовки понятия «опасное вождение» в отечественной и зарубежной психологии // Актуальные проблемы организационной психологии и психологии дорожного движения: сб. науч. трудов. Вып. 3 / Под ред. А.В. Погодиной, Е.Ю. Литвиновой. М.: МГППУ, 2019. С. 126—129.
  20. Полянова Т.А. Стратегия деятельности водителей автомобилей в связи с индивидуальными особенностями: автореф. дисс. … канд. психол. наук. М.: МГУ, 1989. 22 с.
  21. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2013 г. № 1408 «Об утверждении примерныхпрограммпрофессиональногообученияводителейтранспортныхсредствсоответствующих категорий и подкатегорий» (Зарегистрирован в Минюсте России 09.07.2014 № 33026). [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70695708/#ixzz3nfuhgRkq (дата обращения: 15.01.2019).
  22. Приказ МВД России от 20.10.2015 № 995 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2016 № 41477). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_195687/11b7cae5e8c544de14c68bf715d4f3 d3466b66fb/ (дата обращения: 10.07.2019).
  23. Цыганков Э.С. Теоретико-методические основы подготовки автомобилистов к действиям в критических ситуациях: автореф. дисс. … д-ра пед. наук. М., 1999. 87 с.
  24. Ярославцева И.В., Гутник И.Н., Конопак И.А., Гусев А.Н., Черевикова И.А. Экспресс-диагностика функционального состояния ЦНС (на примере диагностики ФС ЦНС учащихся высшего учебного заведения) // Экспериментальная психология. 2018. Том 11. №. 2. С. 110—120. DOI:10.17759/ exppsy.2018110208
  25. Constantinescu Z., Marinoiu C. & Vladoiu M. Driving Style Analysis Using Data Mining Techniques // Int. J. of Computers, Communications & Control. 2010. Vol. V. №. 5. Р. 654—663.
  26. Lu J., Filev D. & Hong S. Real-time Determination of Driver’s Handling Behavior // SAE World Congress. 2015. DOI:10.4271/2015-01-0257
  27. Rogavichene L., Garmonnikov I. Innovative Technologies for Assessment and Correction of the Driving Style // Transportation Research Procedia. 2017. № 20. Р. 564—570. DOI:10.1016/j.trpro.2017.01.091
  28. Taubman-Ben-Ari O., Yehiel D. Driving styles and their associations with personality and motivation // Accident Analysis & Prevention. 2012. Vol. 45. Р. 416—422. DOI:10.1016/j.aap.2011.08.007
Статьи по теме
 
Баннер проекта по Консультированию родителей
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика