Кросскультурные исследования в зарубежном дошкольном образовании

1224

Аннотация

Настоящая статья содержит теоретический обзор и анализ кросскультурных исследований, проведенных в области дошкольного образования за рубежом в последнее десятилетие. В статье представлены результаты исследований, направленных на оценку того, как воспринимают и оценивают расовые различия дети дошкольного возраста; какие этнокультурные и социокультурные условия влияют на формирование готовности детей к школе; по каким критериям оценивают эффективность дошкольного образования родители из разных этнокультур; какова специфика взаимодействия в различных культурах между воспитателем и воспитанником, матерью и ребенком; каковы проблемы и ресурсы адаптации детей-мигрантов в рамках мультикультурного образования. Поставленные проблемы и способы их анализа и решения позволят повысить уровень эффективности образовательного процесса в современных социокультурных условиях.

Общая информация

Ключевые слова: кросскультурные исследования, дошкольная образовательная среда, социокультурная среда, дискриминация, адаптивное поведение детей-мигрантов

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: обзорная статья

Для цитаты: Назранова Л.Ж. Кросскультурные исследования в зарубежном дошкольном образовании [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2013. Том 2. № 2. С. 44–50. URL: https://psyjournals.ru/journals/jmfp/archive/2013_n2/61162 (дата обращения: 29.03.2024)

Литература

  1. Ангархаева, Е.А. Этнокультурное образование как детерминант личностного развития учащихся. Дис. … канд. пед. наук. Иркутск, 2003. 165 с.
  2. Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание в современном мире. М. : ТЦ Сфера, 2002. 310 с.
  3. Guerrero S. Preschool children’s understanding of racial cues in drawings and photographs / Silvia Guerrero, Ileana Enesco, Olivia Lago, Purificación Rodriguez // Cognitive Development. 2010. Vol. 25, Iss. 3, July–September. P. 79-89.
  4. Johnson De Feyter J., Winsler А. The early developmental competencies and school readiness of low-income, immigrant children: Influences of generation, race/ethnicity, and national origins // Early Childhood Research Quarterly. 2009. Vol. 24, Iss. 4. — Р. 411-431.
  5. Kinzler K.D., Spelkeb E.S. Do infants show social preferences for people differing in race? // Cognition. 2011. Vol. 119, № 1. P. 1-9.
  6. Liu J., Lynn R. Factor structure and sex differences on the Wechsler Preschool and Primary Scale of Intelligence in China, Japan and United States // Personality and Individual Differences. 2011. Vol. 50, № 8. P. 1222-1226.
  7. Milligan J.H. Effects of a preschool intervention on cognitive development among East-African preschool children: A flexibly time-coded growth model // Early Childhood Research Quarterly. 2011. Vol. 26. Р. 124-133.
  8. Sheridan S. A cross-cultural study of preschool quality in South Korea and Sweden: ECERS evaluations / Sonja Sheridan, Joanna Giota, You-Me Han, Jeong-Yoon Kwon // Early Childhood Research Quarterly. 2009. Vol. 24, Iss. 2. Р. 142-156.
  9. Tang S., Coley R.L., Votruba-Drzal E. Low-income families' selection of child care for their young children // Children and Youth Services Review. 2012. Vol. 34, Iss. 10, October. P. 2002-2011.
  10. Yen-Tzu Wu Maternal-reported behavioral and emotional problems in Taiwanese preschool children / Yen-Tzu Wu, Wei J. Chen, Wu-Shiun Hsieh, Pau-Chung Chen, Hua-Fang Liao, Yi-Ning Su, Suh-Fang Jeng // Research in Developmental Disabilities. 2012. Vol. 33, Iss. 3, May-June. Р. 866-873.
  11. Yamamoto Y. Li J. What makes a high-quality preschool? Similarities and differences between Chinese immigrant and European American parents’ views // Early Childhood Research Quarterly. 2012. Vol. 27, Iss. 2. P. 306-315.
  12. Zhang X. Parent — child and teacher — child relationships in Chinese preschoolers : the moderating role preschool experiences and the mediating role of social competence // Early Childhood Research Quarterly. 2011. Vol. 26, Iss. 2. P. 192-204.

Информация об авторах

Назранова Лёля Жабраиловна, аспирант кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования, Московский психологический университет (ГБОУ ВПО МПУ), Москва, Россия, e-mail: gingo07@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2669
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 1224
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 5