Обзор зарубежных подходов к развитию коммуникации детей с расстройствами аутистического спектра

3158

Аннотация

В статье представлен обобщенный обзор зарубежных подходов к оценке и формированию коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Описаны радикалы нарушения коммуникации у детей с РАС. Проанализированы зарубежные подходы (Коммуникационная система обмена изображениями (PECS) Lori Frost и Andrew Bondy; варианты пиктограммно-идеограммного общения (блисс-символика, леб-система), система жестового языка; Программа Прикладное вербальное поведение; Метод фасилитации коммуникации (FC) и другие), используемые для развития коммуникации детей с РАС и положения, лежащие в основе этих подходов. Рассмотрен вопрос отличия в направленности коррекционной работы в отечественной и зарубежной школах. Обозначены основные условия для развития коммуникации у детей с РАС, описанные в рамках культурно-исторического психологии и деятельностного подхода.

Общая информация

Ключевые слова: аутизм, коммуникация, диагностика, развитие

Рубрика издания: Клиническая психология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Солдатенкова Е.Н. Обзор зарубежных подходов к развитию коммуникации детей с расстройствами аутистического спектра [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2014. Том 3. № 3. С. 52–64. URL: https://psyjournals.ru/journals/jmfp/archive/2014_n3/72747 (дата обращения: 19.03.2024)

Литература

  1. Блонский П.П. Педология [Электронный ресурс]. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1934. 356 с. URL: http://elib.gnpbu.ru/text/blonsky_pedologiya_1934 (дата обращения: 15.09.2014).
  2. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства [Электронный ресурс] // Собрание сочинений: в 6 т. Т. 5. Основы дефектологии. М.: Педагогика, 1983. С. 257–321. URL: http://elib.gnpbu.ru/text/vygotsky_ss-v-6tt_t5_1983/go,257;fs,1/?bookhl=Диагностика+развития+и+педологическая+клиника+трудного+детства (дата обращения: 15.09.2014).
  3. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Психология развития человека. М.: Смысл; Эксмо-Пресс, 2003. С. 41–190.
  4. Гальперин П.Я. О методе поэтапного формирования умственных действий // Теории учения: Хрестоматия / Ред. Н.Ф. Талызина, И.А. Володарская. М.: Российское психологическое общество, 1998. С. 39–52.
  5. Детский аутизм: Хрестоматия: учеб. пособие для студ. высших и средних педагогических, психологических и медицинских учебных заведений / Составитель Л.М. Шипицына. СПб.: Дидактика Плюс, 2001. 368 с.
  6. Леб-система: Система символов как вступление в коммуникацию с неумеющими говорить или только изучающим язык детьми / Перевод К. Клочко, Г. Шипицына. Минск: Издательство БелАПДИ – «Открытые двери», 1996. 27 с.
  7.  Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Политиздат. 1977. 304 с.
  8. Макатон [Электронный ресурс]. Языковая программа Макатон в России. URL: http://makaton.ru/ (дата обращения: 15.09.2014).
  9.  Никольская А.А. Значение П.П. Блонского в истории психологии [Электронный ресурс] // Вопросы психологии. 1985. № 1. С. 121–125. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1985/851/851121.htm (дата обращения: 15.09.2014).
  10. Чуприков А.П., Хворова А.М. Расстройства спектра аутизма: Медицинская и психолого-педагогическая помощь. Львов: Мс., 2013. 272 с.
  11. Bender L. Schizophrenia in childhood: A Confimation of the Diagnosis // Transactions of the American Neurological Association. 1952. Vol. 77. P.67–73.
  12. Blissymbolics Communication International [Electronic resource]. Göteborg: Blissymbolics Communication International c/o DAR, 2012–2014. URL:  http://www.blissymbolics.org/ (Accessed: 15.09.2014).
  13. Bondy A., Frost L. A picture’s worth: PECS and other visual communication strategies in autism. Bethesda, MD: Woodbine House, 2002. 155 p.
  14.  Cumine V., Dunlor J., Gill S. Autism in the Early Years: A practical Guide. N.Y.: Routledge, 2010. 120 p.
  15. Gutstein S.E. Relationship Development Intervention with Young Children [Electronic resource]: Social and emotional Development Activities for Asperger Syndrome, autism, PDD and NLD. Philadelphia, PA: Jessica Kingsley Publishers, 2002. 331 p. URL: http://www.google.ru/books?id=K2Qm2zX60V8C&lpg=PP1&hl=ru&pg=PP1#v=onepage&q&f=false (дата обращения: 15.09.2014).
  16.  Hermelin B., O’Connor N. Psychological experiments with autistic children. Oxford: Peramon Press, 1970. 142 p.
  17. Hermelin B., O’Connor N. Remembering of words by psychotic and subnormal children [Electronic resource] // British Journal of Psychology. 1967 Vol. 58, Iss. 3–4. P. 213–218. URL: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/j.2044-8295.1967.tb01075.x/abstract;jsessionid=7526941A3F87277B3C460103E592BCFA.f03t03 (Accessed: 15.09.2014).
  18. Hodgdon L.A. Visual Strategies For Improving Communication. Troy, Michigan: QuirkRoberts Pub., 1995. 230 p.
  19. Kanner, L. Autistic disturbances of affective contact [Electronic resource] // Nervous Child. 1943. Vol. 2, Iss. 3. P. 217–250. URL: http://neurodiversity.com/library_kanner_1943.pdf (Accessed: 15.09.2014).
  20. McClannahan L.E., Krantz P.J. Activity Schedules for Children With Autism: Teaching Independent Behavior Topics in Autism. Bethesda, MD: Woodbine House, 2010. 147 p.
  21. Miller A. The Miller Method [Electronic resource]: Developing the Capacities of Children on the Autism Spectrum. Philadelphia, PA: Jessica Kingsley Publishers, 2007. 320 p. URL: http://www.google.ru/books?id=dy9VvKRQugwC&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false (Accessed: 15.09.2014).
  22. Notbohm E., Zysk V. 1001 Great Ideas for Teaching & Raising Children with Autism or Asperger’s. Arlington, Tehas: Future Horizons, 2010. 364 p.
  23. Rosemary Crossley Facilitated Communication Training. New York, NY, US: Teachers College Press, 1994. 150 p.
  24. Savner J.L., Myles B.S. Making visual supports work in the home and community: Strategies for individuals with autism and Asperger syndrome. Shawnee Mission, Kan.: Autism Asperger Publishing Co, 2000. 33 p.
  25. Schopler E., Mesibov G.B. Communication problems in autism [Electronic resource]. N.Y.: Plenum Press, 1998. 333 p. URL: http://www.google.ru/books?id=8LbxJz5dlFAC&lpg=PP1&hl=ru&pg=PP1#v=onepage&q&f=false (Accessed: 15.09.2014).
  26. Shapiro T., Ginsberg G. The Speech of a Schizophrenic Child From Two to Six [Electronic resource] // American Journal of Psychiatry. 1972. Vol. 128, Iss. 11. P. 1408–1414. URL: http://journals.psychiatryonline.org/article.aspx?articleid=152736 (Accessed: 15.09.2014).

Информация об авторах

Солдатенкова Елена Николаевна, Педагог-психолог Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС, ФГБОУ ВО "Московский государствнный психолого-педагогический университет", Аспирант кафедры Возрастной психологии им. Л.Ф. Обуховой факультета психологии образования Московского государственного психолого-педагогического университета, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6901-4396, e-mail: ElenaSol08@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2961
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 3158
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 9