Солдатенкова Е.Н. ведущий специалист, Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с РАС ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия e-mail: soldatenkovaen@mgppu.ru
В статье представлен обобщенный обзор зарубежных подходов к оценке и формированию коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Описаны радикалы нарушения коммуникации у детей с РАС. Проанализированы зарубежные подходы (Коммуникационная система обмена изображениями (PECS) Lori Frost и Andrew Bondy; варианты пиктограммно-идеограммного общения (блисс-символика, леб-система), система жестового языка; Программа Прикладное вербальное поведение; Метод фасилитации коммуникации (FC) и другие), используемые для развития коммуникации детей с РАС и положения, лежащие в основе этих подходов. Рассмотрен вопрос отличия в направленности коррекционной работы в отечественной и зарубежной школах. Обозначены основные условия для развития коммуникации у детей с РАС, описанные в рамках культурно-исторического психологии и деятельностного подхода.
Блонский П.П. Педология [Электронный ресурс]. М.: Государственное
учебно-педагогическое издательство, 1934. 356 с. URL:
http://elib.gnpbu.ru/text/blonsky_pedologiya_1934 (дата обращения:
15.09.2014).
Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника
трудного детства [Электронный ресурс] // Собрание сочинений: в 6 т. Т. 5.
Основы дефектологии. М.: Педагогика, 1983. С. 257–321. URL:
http://elib.gnpbu.ru/text/vygotsky_ss-v-6tt_t5_1983/go,257;fs,1/?bookhl=Диагностика+развития+и+педологическая+клиника+трудного+детства
(дата обращения: 15.09.2014).
Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса //
Психология развития человека. М.: Смысл; Эксмо-Пресс, 2003. С. 41–190.
Гальперин П.Я. О методе поэтапного формирования умственных действий
// Теории учения: Хрестоматия / Ред. Н.Ф. Талызина, И.А. Володарская. М.:
Российское психологическое общество, 1998. С. 39–52.
Детский аутизм: Хрестоматия: учеб. пособие для студ. высших и средних
педагогических, психологических и медицинских учебных заведений / Составитель
Л.М. Шипицына. СПб.: Дидактика Плюс, 2001. 368 с.
Леб-система: Система символов как вступление в коммуникацию с неумеющими
говорить или только изучающим язык детьми / Перевод К. Клочко, Г. Шипицына.
Минск: Издательство БелАПДИ – «Открытые двери», 1996. 27 с.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. :
Политиздат. 1977. 304 с.
Макатон [Электронный ресурс]. Языковая программа Макатон в России. URL:
http://makaton.ru/ (дата обращения: 15.09.2014).
Никольская А.А. Значение П.П. Блонского в истории психологии
[Электронный ресурс] // Вопросы психологии. 1985. № 1. С. 121–125. URL:
http://www.voppsy.ru/issues/1985/851/851121.htm (дата обращения:
15.09.2014).
Чуприков А.П., Хворова А.М.Расстройства спектра
аутизма: Медицинская и психолого-педагогическая помощь. Львов: Мс., 2013.
272 с.
Bender L. Schizophrenia in childhood: A Confimation of the Diagnosis
// Transactions of the American Neurological Association. 1952. Vol. 77.
P.67–73.
Blissymbolics Communication International [Electronic resource]. Göteborg:
Blissymbolics Communication International c/o DAR, 2012–2014. URL:
http://www.blissymbolics.org/ (Accessed: 15.09.2014).
Bondy A., Frost L. A picture’s worth: PECS and other visual
communication strategies in autism. Bethesda, MD: Woodbine House, 2002. 155
p.
Cumine V., Dunlor J., Gill S. Autism in the Early Years: A
practical Guide. N.Y.: Routledge, 2010. 120 p.
Gutstein S.E. Relationship Development Intervention with Young
Children [Electronic resource]: Social and emotional Development Activities for
Asperger Syndrome, autism, PDD and NLD. Philadelphia, PA: Jessica Kingsley
Publishers, 2002. 331 p. URL:
http://www.google.ru/books?id=K2Qm2zX60V8C&lpg=PP1&hl=ru&pg=PP1#v=onepage&q&f=false
(дата обращения: 15.09.2014).
Hermelin B., O’Connor N. Psychological experiments with
autistic children. Oxford: Peramon Press, 1970. 142 p.
Hermelin B., O’Connor N. Remembering of words by psychotic and
subnormal children [Electronic resource] // British Journal of Psychology. 1967
Vol. 58, Iss. 3–4. P. 213–218. URL:
http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/j.2044-8295.1967.tb01075.x/abstract;jsessionid=7526941A3F87277B3C460103E592BCFA.f03t03
(Accessed: 15.09.2014).
Hodgdon L.A. Visual Strategies For Improving Communication. Troy,
Michigan: QuirkRoberts Pub., 1995. 230 p.
Kanner, L. Autistic disturbances of affective contact [Electronic
resource] // Nervous Child. 1943. Vol. 2, Iss. 3. P. 217–250. URL:
http://neurodiversity.com/library_kanner_1943.pdf (Accessed: 15.09.2014).
McClannahan L.E., Krantz P.J. Activity Schedules for Children With
Autism: Teaching Independent Behavior Topics in Autism. Bethesda, MD: Woodbine
House, 2010. 147 p.
Miller A. The Miller Method [Electronic resource]: Developing the
Capacities of Children on the Autism Spectrum. Philadelphia, PA: Jessica
Kingsley Publishers, 2007. 320 p. URL:
http://www.google.ru/books?id=dy9VvKRQugwC&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false
(Accessed: 15.09.2014).
Notbohm E., Zysk V. 1001 Great Ideas for Teaching & Raising
Children with Autism or Asperger’s. Arlington, Tehas: Future Horizons, 2010.
364 p.
Rosemary Crossley Facilitated Communication Training. New York, NY,
US: Teachers College Press, 1994. 150 p.
Savner J.L., Myles B.S. Making visual supports work in the home and
community: Strategies for individuals with autism and Asperger syndrome.
Shawnee Mission, Kan.: Autism Asperger Publishing Co, 2000. 33 p.
Schopler E., Mesibov G.B. Communication problems in autism
[Electronic resource]. N.Y.: Plenum Press, 1998. 333 p. URL:
http://www.google.ru/books?id=8LbxJz5dlFAC&lpg=PP1&hl=ru&pg=PP1#v=onepage&q&f=false
(Accessed: 15.09.2014).
Shapiro T., Ginsberg G. The Speech of a Schizophrenic Child From Two
to Six [Electronic resource] // American Journal of Psychiatry. 1972. Vol. 128,
Iss. 11. P. 1408–1414. URL:
http://journals.psychiatryonline.org/article.aspx?articleid=152736 (Accessed:
15.09.2014).