Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 112Рубрики 53Авторы 9127Новости 1805Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

3 место — направление «Психология»

2,013 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,040 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Современная зарубежная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2304-4977

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2012 года

Периодичность: ежеквартально

Формат: сетевое издание

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Измерение саморегулируемого обучения: обзор инструментов 113

Вилкова К.А.
аспирант и младший научный сотрудник, Центр социологии высшего образования, Институт образования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ),, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4260-9087
e-mail: kvilkova@hse.ru

Аннотация

Появившись сравнительно недавно, термин «саморегулируемое обучение» приобрел большую популярность среди зарубежных исследователей в психологии и педагогике. Однако в настоящий момент существует несколько вариантов его понимания. Разнообразие взглядов на определение саморегулируемого обучения породило различные инструменты его измерения. Данная работа представляет собой обзор наиболее распространенных опросников. В статье анализируются такие характеристики инструментов как теоретическое обоснование, внутренняя структура, а также их валидность. Анализ инструментов измерения саморегулируемого обучения показывает, что в их основе лежат разные факторные структуры, которые являются отражением представления авторов о данном конструкте. В статье также приводятся рекомендации по выбору инструмента и даются направления для будущих исследований.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. Москва: МПСИ, 2001. 352 c.
  2. Давыдов В.В., Маркова А.К. Концепция учебной деятельности школьников [Электронный ресурс] // Вопросы психологии. 1981. № 6. С. 13–26. URL: http://voppsy.ru/issues/1981/816/816013.htm (дата обращения: 16.06.2020).
  3. Моросанова В.И., Фомина Т.Г., Цыганов И.Ю. Осознанная саморегуляция и отношение к учению в достижении учебных целей. Санкт-Петербург: Нестор-История, 2017. 380 с.
  4. Рубцов В.В. В.В. Давыдов – основатель научной школы и директор Психологического института РАО [Электронный ресурс] // Культурно-историческая психология. 2005. Том 1. № 2. С. 17–29. URL: https://psyjournals.ru/files/1328/kip_2005_n2_Rubtsov.pdf (дата обращения: 16.06.2020).
  5. Цукерман Г.А. Обучение ведет за собой развитие. Куда? [Электронный ресурс] // Вопросы образования. 2010. № 1. С. 42–89. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-vedet-za-soboy-razvitie-kuda/viewer (дата обращения: 16.06.2020).
  6. Alkhateeb H.M., Nasser R. Assessment of Learning and Study Strategies of University Students in Qatar Using an Arabic Translation of the Learning and Study Strategies Inventory // Psychological Reports. 2014. Vol. 114. № 3. P. 947–965. DOI:10.2466/11.03.PR0.114k26w3
  7. Azevedo R., Cromley J.G. Does Training on Self-Regulated Learning Facilitate Students' Learning with Hypermedia? // Journal of Educational Psychology. 2004. Vol. 96. № 3. P. 523–535. DOI:10.1037/0022-0663.96.3.523
  8. Becker L.L. Self-Regulated Learning Interventions in the Introductory Accounting Course: an Empirical Study // Issues in Accounting Education. 2013. Vol. 28. № 3. P. 435–460. DOI:10.2308/iace-50444
  9. Boekaerts M. Self-Regulated Learning: a New Concept Embraced by Researchers, Policy Makers, Educators, Teachers, and Students // Learning and Instruction. 1997. Vol. 7. № 2. P. 161–186. DOI:10.1016/S0959-4752(96)00015-1
  10. Can a Self-Regulated Strategy Intervention Close the Achievement Gap? Exploring a Classroom–Based Intervention in 9th Grade Earth Science / C.E. Andrzejewski [et al.] // Learning and Individual Differences. 2016. Vol. 49. P. 85–99. DOI:10.1016/j.lindif.2016.05.013
  11. Cazan A.M. Self-Regulated Learning and Academic Achievement in the Context of Online Learning Environments // The 10th International Scientific Conference eLearning and Software for Education (Bucharest, April, 24-25, 2014). "Carol I" National Defence University, 2014. № 3. P. 90–95. DOI:10.12753/2066-026X-14-153
  12. Cook D.A., Thompson W.G., Thomas K.G. The Motivated Strategies for Learning Questionnaire: Score Validity among Medicine Residents // Medical Education. 2011. Vol. 45. № 12. P. 1230–1240. DOI:10.1111/j.1365–2923.2011.04077.x
  13. Cross-cultural Adaptation and Psychometric Properties of the Estonian Version of MSLQ / K. Saks [et al.] // Procedia–Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 191. P. 597–604. DOI:10.1016/j.sbspro.2015.04.278
  14. Dinsmore D.L., Alexander P.A., Loughlin S.M. Focusing the Conceptual Lens on Metacognition, Self-Regulation, and Self-Regulated Learning // Educational Psychology Review. 2008. Vol. 20. № 4. P. 391–409. DOI:10.1007/s10648–008–9083–6
  15. Examining Cross–Cultural Transferability of Self-Regulated Learning Model: an Adaptation of the Motivated Strategies for Learning Questionnaire for Chinese Adult Learners / F. Tong [et al.] // Educational Studies. 2019. P. 1–18. DOI:10.1080/03055698.2019.1590183
  16. Feiz P., Hooman H.A. Assessing the Motivated Strategies for Learning Questionnaire (MSLQ) in Iranian Students: Construct Validity and Reliability // Procedia–Social and Behavioral Sciences. 2013. Vol. 84. P. 1820–1825. DOI:10.1016/j.sbspro.2013.07.041
  17. Fung J.J., Yuen M., Yuen A.H. Validity Evidence for a Chinese Version of the Online Self-Regulated Learning Questionnaire with Average Students and Mathematically Talented Students // Measurement and Evaluation in Counseling and Development. 2018. Vol. 51. № 2. P. 111–124. DOI:10.1080/07481756.2017.1358056
  18. Hamilton R.J., Akhter S. Construct Validity of the Motivated Strategies for Learning Questionnaire // Psychological reports. 2009. Vol. 104. № 3. P. 711–722. DOI:10.2466/PR0.104.3.711-722
  19. Kizilcec R.F., Pérez-Sanagustín M., Maldonado J.J. Self-Regulated Learning Strategies Predict Learner Behavior and Goal Attainment in Massive Open Online Courses // Computers & Education. 2017. № 104. P. 18–33. DOI:10.1016/j.compedu.2016.10.001
  20. Kokkinos C.M., Kargiotidis A., Markos A. The Relationship between Learning and Study Strategies and Big Five Personality Traits among Junior University Student Teachers // Learning and Individual Differences. 2015. № 43. P. 39–47. DOI:10.1016/j.lindif.2015.08.031
  21. Korkmaz O., Kaya S. Adapting Online Self-Regulated Learning Scale into Turkish [Электронный ресурс] // Turkish Online Journal of Distance Education. 2012. Vol. 13. № 1. P. 52–67. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ976929.pdf (дата обращения: 16.06.2020).
  22. Learning in MOOCs: Motivations and SelfRegulated Learning in MOOCs / A. Littlejohn [et al.] // The Internet and Higher Education. 2016. Vol. 29. P. 40–48. DOI:10.1016/j.iheduc.2015.12.003
  23. Magno C. Assessing Academic Self-Regulated Learning among Filipino College Students: the Factor Structure and Item Fit [Электронный ресурс] // The International Journal of Educational and Psychological Assessment. 2010. Vol. 5. P. 61–76. DOI:10.1016/j.iheduc.2015.12.003. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2287208 (дата обращения: 16.06.2020).
  24. Magno C. Validating the Academic Self-Regulated Learning Scale with the Motivated Strategies for Learning Questionnaire (MSLQ) and Learning and Study Strategies Inventory (LASSI) [Электронный ресурс] // The International Journal of Educational and Psychological Assessment. 2011. Vol. 7. № 2. P. 56–73. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2287180 (дата обращения: 16.06.2020).
  25. Measuring Self-Regulation in Online and Blended Learning Environments / L. Barnard [et al.]// Internet and Higher Education. 2009. Vol. 12. № 1. P. 1–6. DOI:10.1016/j.iheduc.2008.10.005
  26. Mining Theory-Based Patterns from Big Data: Identifying Self–Regulated Learning Strategies in Massive Open Online Courses / J. Maldonado-Mahauad [et al.] // Computers in Human Behavior. 2018. Vol. 80. P. 179–196. DOI:10.1016/j.chb.2017.11.011
  27. Nielsen T. The Intrinsic and Extrinsic Motivation Subscales of the Motivated Strategies for Learning Questionnaire: a Rasch-Based Construct Validity Study // Cogent Education. 2018. Vol. 5. № 1. P. 1–19. DOI:10.1080/2331186X.2018.1504485
  28. Online Self-Regulated Learning Questionnaire in a Russian MOOC / R. Martinez-Lopez [et al.] // Computers in Human Behavior. 2017. Vol. 75. P. 966–974. DOI:10.1016/j.chb.2017.06.015
  29. Panadero E. A Review of Self-Regulated Learning: Six Models and Four Directions for Research // Frontiers in Psychology. 2017. Vol. 8. Article ID 422. P. 1–28. DOI:10.3389/fpsyg.2017.00422
  30. Panadero E., Klug J., Järvelä S. Third Wave of Measurement in the Self-Regulated Learning Field: When Measurement and Intervention Come Hand in Hand // Scandinavian Journal of Educational Research. 2016. Vol. 60. № 6. P. 723–735. DOI:10.1080/00313831.2015.1066436
  31. Pintrich P.R. The Role of Goal Orientation in Self-Regulated Learning // Handbook of Self-Regulation. Academic Press, 2000. p. 451–502. DOI:10.1016/B978-012109890-2/50043-3
  32. Pintrich P.R., De Groot E.V. Motivational and Self-Regulated Learning Components of Classroom Academic Performance // Journal of Educational Psychology. 1990. Vol. 82. № 1. P. 33–40. DOI:10.1037/0022–0663.82.1.33
  33. Ragosta P. The Effectiveness of Intervention Programs to Help College Students Acquire Self-Regulated Learning Strategies: a Meta-Analysis: Ph. D. Thesis. New York, 2010. 113 p.
  34. Ramírez Echeverry J.J., García Carrillo À., Olarte Dussan F.A. Adaptation and Validation of the Motivated Strategies for Learning Questionnaire – MSLQ – in Engineering Students in Colombia [Электронный ресурс] // International Journal of Engineering Education. 2016. Vol. 32. № 4. P. 1774–1787. URL: https://upcommons.upc.edu/handle/2117/107554 (дата обращения: 16.06.2020).
  35. Reliability and Predictive Validity of the Motivated Strategies for Learning Questionnaire (MSLQ) / P.R. Pintrich [et al.] // Educational and Psychological Measurement. 1993. Vol. 53. № 3. P. 801–813. DOI:10.1177/0013164493053003024
  36. Roth A., Ogrin S., Schmitz B. Assessing Self-Regulated Learning in Higher Education: a Systematic Literature Review of Self-Report Instruments // Educational Assessment, Evaluation and Accountability. 2016. Vol. 28. № 3. P. 225–250. DOI:10.1007/s11092–015–9229–2
  37. Sudman S., Bradburn N.M. Effects of Time and Memory Factors on Response in Surveys // Journal of the American Statistical Association. 1973. Vol. 68. № 344. P. 805–815. DOI:10.1080/01621459.1973.10481428
  38. The Turkish Adaptation Study of Motivated Strategies for Learning Questionnaire (MSLQ) for 12–18 Year Old Children: Results of Confirmatory Factor Analysis [Электронный ресурс] / S. Karadeniz [et al.] // The Turkish Online Journal of Educational Technology. 2008. Vol. 7. № 4. P. 108–117. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED503477.pdf (дата обращения: 16.06.2020).
  39. Validity of the Motivated Strategies for Learning Questionnaire in Saudi Arabia / S.B. Dayel [et al.] // International Journal of Medical Education. 2018. № 9. P. 309–315. DOI:10.5116/ijme.5bec.81cf
  40. Vassallo S. Implications of Institutionalizing Self-Regulated Learning: an Analysis from Four Sociological Perspectives // Educational Studies. 2011. Vol. 47. № 1. P. 26–49. DOI:10.1080/00131946.2011.540984
  41. Weinstein C.E., Palmer D.R. LASSI-HS: Learning and Study Strategies Inventory-High School Version [Электронный ресурс]. Clearwater: H&H Publishing Company, 1990. URL: https://www.hhpublishing.com/ap/_assessments/LASSI-HS.html (дата обращения: 16.06.2020).
  42. Weinstein C.E., Palmer D.R., Acee T.W. User’s Manual Learning and Study Strategies Inventory Third Edition [Электронный ресурс]. Clearwater: H&H Publishing Company, 2016. 55 p. URL: https://www.hhpublishing.com/LASSImanual.pdf (дата обращения: 16.06.2020).
  43. Weinstein C.E., Palmer D.R., Schulte A.C. LASSI: Learning and Study Strategies Inventory-Revised [Электронный ресурс]. Clearwater: H&H Publishing Company, 2002. URL: https://www.hhpublishing.com/ap/_assessments/LASSI-3rd-Edition.html (дата обращения: 16.06.2020).
  44. West C., Sadoski M. Do Study Strategies Predict Academic Performance in Medical School? // Medical Education. 2011. Vol. 45. № 7. P. 696–703. DOI:10.1111/j.1365–2923.2011.03929.x
  45. Williams P.E., Hellman C.M. Differences in Self-Regulation for Online Learning between First- and Second-Generation College Students // Research in Higher Education. 2004. Vol. 45. № 1. P. 71–82. DOI:10.1023/B:RIHE.0000010047.46814.78
  46. Yip M.C. The Reliability and Validity of the Chinese Version of the Learning and Study Strategies Inventory (LASSI–C) // Journal of Psychoeducational Assessment. 2013. Vol. 31. № 4. P. 396–403. DOI:10.1177/0734282912452835
  47. Zimmerman B.J. A Social Cognitive View of Self–Regulated Academic Learning // Journal of Educational Psychology. 1989. Vol. 81. № 3. P. 329–339. DOI:10.1037/0022-0663.81.3.329
  48. Zimmerman B.J. Self–Regulated Learning and Academic Achievement: an Overview // Educational Psychologist. 1990. Vol. 25. № 1. P. 3–17. DOI:10.1207/s15326985ep2501_2
  49. Zimmerman B.J., Schunk D.H. Self-regulated Learning and Academic Achievement: Theoretical Perspectives. London: Routledge, 2001. 430 p.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика