Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 121Рубрики 53Авторы 9468Новости 1865Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

3 место — направление «Психология»

2,013 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,040 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Современная зарубежная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2304-4977

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2012 года

Периодичность: ежеквартально

Формат: сетевое издание

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Медиамногозадачность: от когнитивных функций к цифровой повседневности 355

|

Солдатова Г.У.
доктор психологических наук, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии личности факультета психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ им. М.В. Ломоносова), Московский институт психоанализа (НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа»), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6690-7882
e-mail: soldatova.galina@gmail.com

Никонова Е.Ю.
младший научный сотрудник лаборатории “Психология профессий и конфликта” факультета психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ имени М.В. Ломоносова), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6338-3764
e-mail: eniconova@mail.ru

Кошевая А.Г.
аспирант кафедры психологии личности факультета психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ имени М.В. Ломоносова), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9684-1693
e-mail: koshag@inbox.ru

Трифонова А.В.
кандидат психологических наук, доцент кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7217-0066
e-mail: a-linblches@mail.ru

Аннотация

В статье рассматривается феномен многозадачности, представляющий собой условно одновременное выполнение двух и более мыслительных операций. Рассмотрен и ее частный вид — медиамногозадачность (ММЗ) как относительно новый формат деятельности по совмещению различных информационных потоков, отвечающий требованиям цифровой среды. Представлена историческая перспектива изучения многозадачности: от отдельных экспериментов по избирательности внимания до явления цифровой повседневности. Проанализированы современные эмпирические исследования коррелятов ММЗ среди основных когнитивных функций, в том числе у «легких» и «тяжелых» многозадачников: внимания, памяти, мышления и когнитивного контроля, а также продуктивности, академической успеваемости и метапознания. Описаны позитивные и негативные эффекты формата ММЗ. Полученный массив данных позволяет предположить, что с помощью формата ММЗ, который для большинства детей и подростков постепенно превращается в универсальную стратегию деятельности, ребенок адаптируется к информационно насыщенной среде как к множественной и смешанной реальности. Подчеркнута значимость для системы образования разработки механизмов формирования управляемой и контролируемой ММЗ.

Ссылка для цитирования

Финансирование

Исследование выполнено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта №19-29-14181 «Многозадачность в структуре цифровой социализации: когнитивные и личностные факторы эффективности в контексте цифровизации общего образования».

Литература
  1. Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. Том 9. № 3. С. 71–80. DOI:10.17759/sps.2018090308
  2. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. Москва: Смысл, 2017. 375 с.
  3. Эффект Юлия Цезаря: типы медиамногозадачности у детей и подростков [Электронный ресурс] / Г.У. Солдатова [и др.] // Вопросы психологии. 2020. Том 66. № 4. С. 54–69. URL: https://istina.fnkcrr.ru/publications/article/328273815/ (дата обращения: 10.12.2020).
  4. Aagaard J. Multitasking as distraction: A conceptual analysis of media multitasking research // Theory & Psychology. 2019. Vol. 29. № 1. P. 87–99. DOI:10.1177/0959354318815766
  5. Adler R.F., Benbunan-Fich R. The Effects of Task Difficulty and Multitasking on Performance // Interacting with Computers. 2015. Vol. 27. № 4. P. 430–439. DOI:10.1093/iwc/iwu005
  6. Alt D. Students’ social media engagement and fear of missing out (FoMO) in a diverse classroom // Journal of Computing in Higher Education. 2017. Vol. 29. № 2. P. 388–410. DOI:10.1007/s12528-017-9149-x
  7. Alzahabi R., Becker M.W. The association between media multitasking, task-switching, and dual-task performance // Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance. 2013. Vol. 39. № 5. P. 1485–1495. DOI:10.1037/a0031208
  8. Cain M.S., Mitroff S.R. Distractor filtering in media multitaskers // Journal of Vision August. 2010. Vol. 10. № 7. P. 1183–1192. DOI:10.1167/10.7.260
  9. Carr N.G. The Shallows: What the Internet is doing to our brains. New York, NY: W. W. Norton, 2010. 276 p.
  10. Causes, effects, and practicalities of everyday multitasking / L.M. Carrier [et al.] // Developmental Review. 2015. Vol. 35. P. 64–78. DOI:10.1016/j.dr.2014.12.005
  11. Cognitive structure, flexibility, and plasticity in human multitasking—An integrative review of dual-task and task-switching research / I. Koch [et al.] // Psychological bulletin. 2018. Vol. 144. № 6. P. 557–583. DOI:10.1037/bul0000144
  12. Demirbilek M., Talan T. The effect of social media multitasking on classroom performance // Active Learning in Higher Education. 2017. Vol. 19. № 2. P. 117–129. DOI:10.1177/1469787417721382
  13. Disengagement during lectures: Media multitasking and mind wandering in university classrooms / J.D. Wammes [et al.] // Computers & Education. 2019. Vol. 132. P. 76–89. DOI:10.1016/j.compedu.2018.12.007
  14. Dynamic cooperation and competition between brain systems during cognitive control / L. Cocchi [et al.] // Trends in Cognitive Sciences. 2013. Vol. 17. № 10. P. 493–501. DOI:10.1016/j.tics.2013.08.006
  15. Effect of early screen media multitasking on behavioural problems in school-age children / P. Srisinghasongkram [et al.] // European Child & Adolescent Psychiatry. 2020. 17 p. DOI:10.1007/s00787-020-01623-3
  16. Hadlington L., Murphy K. Is Media Multitasking Good for Cybersecurity? Exploring the Relationship Between Media Multitasking and Everyday Cognitive Failures on Self-Reported Risky Cybersecurity Behaviors // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2018. Vol. 21. № 3. P. 168–172. DOI:10.1089/cyber.2017.0524
  17. Jeong S., Hwang Y. Does Multitasking Increase or Decrease Persuasion? Effects of Multitasking on Comprehension and Counterarguing // Journal of Communication. 2012. Vol. 62. № 4. P. 571–587. DOI:10.1111/j.1460-2466.2012.01659.x
  18. Junco R. Comparing actual and self-reported measures of Facebook use // Computers in Human Behavior. 2013. Vol. 29. № 3. P. 626–631. DOI:10.1016/j.chb.2012.11.007
  19. Junco R., Cotten S.R. Perceived academic effects of instant messaging use // Computers & Education. 2011. Vol. 56. № 2. P. 370–378. DOI:10.1016/j.compedu.2010.08.020
  20. Lai C.L., Hwang G.J. A self-regulated flipped classroom approach to improving students’ learning performance in a mathematics course // Computers & Education. 2016. Vol. 100. P. 126–140. DOI:10.1016/j.compedu.2016.05.006
  21. Lindström J. Understanding digital distraction: a longitudinal study on disruptive everyday media multitasking among diginatives: Diss. PhD. [Электронный ресурс]. Turku: ÅboAkademi University Press, 2020. 232 p. URL: https://www.doria.fi/handle/10024/176976 (дата обращения: 1.11.2020).
  22. Lopez J., Orr J.M. Media Multitasking Negatively Impacts Cognitive Flexibility. // PsyArXiv. 2018. 22 p. DOI:10.31234/osf.io/xgk7d
  23. Lui K.F.H., Wong A.C.N. Does media multitasking always hurt? A positive correlation between multitasking and multisensory integration // Psychonomic bulletin & review. 2012. Vol. 19. № 4. P. 647–653. DOI:10.3758/s13423-012-0245-7
  24. May K.E., Elder A.D. Efficient, helpful, or distracting? A literature review of media multitasking in relation to academic performance // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2018. Vol. 15. Article ID 13. 17 p. DOI:10.1186/s41239-018-0096-z
  25. Measuring Media Multitasking / S.E. Baumgartner [et al.] // Journal of Media Psychology. 2016. Vol. 29. № 2. P. 1–10. DOI:10.1027/1864-1105/a000167
  26. Media multitasking and failures of attention in everyday life / B.C.W. Ralph [et al.] // Psychological research. 2014. Vol. 78. № 5. P. 661–669. DOI:10.1007/s00426-013-0523-7
  27. Media multitasking in adolescence / M.S. Cain [et al.] // Psychonomic bulletin & review. 2016. Vol. 23. № 6. P. 1932–1941. DOI:10.3758/s13423-016-1036-3
  28. Miller J., Durst M. A comparison of the psychological refractory period and prioritized processing paradigms: Can the response-selection bottleneck model explain them both? // Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance. 2015. Vol. 41. № 5. P. 1420–1441. DOI:10.1037/xhp0000103
  29. New perspectives on human multitasking / E. Poljac [et al.] // Psychological Research. 2018. Vol. 82. № 1. P. 1–3. DOI:10.1007/s00426-018-0970-2
  30. Ophir E., Nass C., Wagner A.D. Cognitive control in media multitaskers // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2009. Vol. 106. № 37. P. 15583–15587. DOI:10.1073/pnas.0903620106
  31. Peifer C., Zipp G. All at once? The effects of multitasking behavior on flow and subjective performance // European Journal of Work and Organizational Psychology. 2019. Vol. 28. № 5. P. 682–690. DOI:10.1080/1359432X.2019.1647168
  32. Ralph B.C.W., Smilek D. Individual differences in media multitasking and performance on the n-back // Attention, Perception, & Psychophysics. 2017. Vol. 79. № 2. P. 582–592. DOI:10.3758/s13414-016-1260-y
  33. Rideout V., Foehr U., Roberts D. Generation M2 Media in the Lives of 8- to 18-Year-Olds: A Kaiser Family foundation Study [Электронный ресурс]. Menlo Park, California: Henry J. Kaiser Family Foundation, 2010. 85 p. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED527859.pdf (дата обращения: 1.11.2020).
  34. Rosen L.D. Rewired: Understanding the iGeneration and the way they learn. New York: St. Martin's Press, 2010. 256 p.
  35. Salvucci D.D., Taatgen N.A., Borst J.P. Toward a unified theory of the multitasking continuum: From concurrent performance to task switching, interruption, and resumption // Proceedings of the SIGCHI conference on human factors in computing systems (Boston, MA, USA April 8th, 2009). Boston: CHI, 2009. P. 1819–1828. DOI:10.1145/1518701.1518981
  36. Savine A., Braver T. Motivated Cognitive Control: Reward Incentives Modulate Preparatory Neural Activity during Task-Switching // The Journal of Neuroscience: The Official Journal of the Society for Neuroscience. 2010. Vol. 30. № 31. P. 10294–10305. DOI:10.1523/JNEUROSCI.2052-10.2010
  37. Shin M., Kemps E. Media multitasking as an avoidance coping strategy against emotionally negative stimuli // Anxiety, Stress, & Coping. 2020. Vol. 33. № 4. P. 440–451. DOI:10.1080/10615806.2020.1745194
  38. Srna S., Schrift R.Y., Zauberman G. The Illusion of Multitasking and Its Positive Effect on Performance // Psychological Science. 2018. Vol. 29. № 12. P. 1942–1955. DOI:10.1177/0956797618801013
  39. Sun T., Zhong B. Multitasking as multisensory behavior: Revisiting media multitasking in the perspective of media ecology theory // Computers in Human Behavior. 2020. Vol. 104. 8 p. DOI:10.1016/j.chb.2019.09.027
  40. The consequences of media multitasking for youth: A review / W.A. Van Der Schuur [et al.] // Computers in Human Behavior. 2015. Vol. 53. P. 204–215. DOI:10.1016/j.chb.2015.06.035
  41. The relationship between media multitasking and attention problems in adolescents: Results of two longitudinal studies / S.E. Baumgartner [et al.] // Human Communication Research. 2018. Vol. 44. № 1. P. 3–30. DOI:10.1111/hcre.12111
  42. The relationship between media multitasking and executive function in early adolescents / S.E. Baumgartner [et al.] // The Journal of Early Adolescence. 2014. Vol. 34. № 8. P. 1120–1144. DOI:10.1177/0272431614523133
  43. Uncapher M.R., Thieu M.K., Wagner A.D. Media multitasking and memory: Differences in working memory and long-term memory // Psychonomic bulletin & review. 2016. Vol. 23. № 2. P. 483–490. DOI:10.3758/s13423-015-0907-3
  44. Voorveld H.A.M., Van der Goot M. Age differences in media multitasking: A diary study // Journal of Broadcasting & Electronic Media. 2013. Vol. 57. № 3. P. 392–408. DOI:10.1080/08838151.2013.816709
  45. Who multi-tasks and why? Multi-tasking ability, perceived multi-tasking ability, impulsivity, and sensation seeking / D.M. Sanbonmatsu [et al.] // PloS one. 2013. Vol. 8. № 1. 8 p. DOI:10.1371/journal.pone.0054402
  46. Working memory, fluid intelligence, and impulsiveness in heavy media multitaskers / M. Minear [et al.] // Psychonomic bulletin & review. 2013. Vol. 20. № 6. P. 1274–1281. DOI:10.3758/s13423-013-0456-6
  47. Wu J.Y. The indirect relationship of media multitasking self-efficacy on learning performance within the personal learning environment: Implications from the mechanism of perceived attention problems and self-regulation strategies // Computers & Education. 2017. Vol. 106. P. 56–72. DOI:10.1016/j.compedu.2016.10.010
  48. Yang X., Zhu L. Predictors of media multitasking in Chinese adolescents // International Journal of Psychology. 2015. Vol. 51. № 6. P. 430–438. DOI:10.1002/ijop.12187
  49. Zhang W. Learning variables, in-class laptop multitasking and academic performance: A path analysis // Computers & Education. 2015. Vol. 81. P. 82–88. DOI:10.1016/j.compedu.2014.09.012
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика