Развитие эмоционального интеллекта: обзор исследований

2208

Аннотация

В статье представлен обзор исследований 1999-2020 годов, посвящённых проблеме развития эмоционального интеллекта, выполненных с использованием баз данных научного цитирования Scopus и Web of Science. Отбор публикаций для анализа осуществлялся на основе рекомендаций PRISMA-2009. Для детального анализа было отобрано 58 статей, объединённых в шесть направлений исследований. В ходе проведенного обзора были выявлены условия развития эмоционального интеллекта, рассмотрены методы, технологии, средства развития эмоционального интеллекта, актуальные направления развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного и школьного возрастов, студентов, а также специалистов различных профессий.

Общая информация

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, развитие эмоционального интеллекта, обзор исследований

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2021100211

Тематический сетевой сборник: Психологическое благополучие субъектов образовательных отношений

Для цитаты: Исаева О.М., Савинова С.Ю. Развитие эмоционального интеллекта: обзор исследований [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. № 2. С. 105–116. DOI: 10.17759/jmfp.2021100211

Подкаст

Литература

  1. Баурова Ю.В. Развитие эмоционального интеллекта в обучении взрослых [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2016. Том 4. № 4. 9 с. URL: http://mir-nauki.com/PDF/38PDMN416.pdf (дата обращения: 02.03.2021).
  2. Белобородов А.М., Сыманюк Э.Э. Устойчивость развития эмоционального интеллекта будущих специалистов // Образование и наука. 2018. Том 20. № 4. С. 109–127. DOI:10.17853/1994-5639-2018-7-109-127
  3. Дегтярев А.В., Дегтярева Д.И. Развитие эмоционального интеллекта, психологической границы личности и самоотношения у будущих специалистов-психологов (на примере студентов факультета юридической психологии МГППУ) // Психология и право. 2019. Том 9. № 3. С. 57–71. DOI:10.17759/psylaw.2019090305
  4. Исаева О.М., Мкртычян Г.А. Роль эмоционального интеллекта в деятельности менеджера по управлению персоналом [Электронный ресурс] // Организационная психология. 2019. Том 9. № 2. С. 52–69. URL: https://orgpsyjournal.hse.ru/data/2019/07/17/1482294470/OrgPsy2019_9_2(3)Isaeva-Mkrtychyan(52-69).pdf (дата обращения: 02.03.2021).
  5. Исаева О.М., Савинова С.Ю. Развитие эмоционального интеллекта в профессиональной подготовке студентов – HR – менеджеров // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. Материалы I Международной научно-практической конференции. Часть 1. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. С. 77—83.
  6. Лазарева Ю.В., Рудакова А.Е. Арт-терапия как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего возраста // Научный диалог. 2018. № 6. С. 251–264. DOI:10.24224/2227-1295-2018-6-251-264
  7. Мешкова Н.В., Бочкова Н.М. Эмоциональный интеллект и социальное взаимодействие: зарубежные исследования // Современная зарубежная психология. 2018. № 2. С. 49–59. DOI:10.17759/jmfp.2018070205
  8. Шпак М.М. Психологічні механізми розвитку емоційного інтелекту [Электронный ресурс] // Наука і освіта. 2014. № 5. С. 104–109. URL: http://nbuv.gov.ua/UJRN/NiO_2014_5_20 (дата обращения: 03.03.2021).
  9. Bailey C., Murphy R., Porock D. Professional Tears: Developing Emotional Intelligence Around Death And Dying in Emergency Work // Journal of Clinical Nursing. 2011. Vol. 20. № 23–24. P. 3364–3372. DOI:10.1111/J.1365-2702.2011.03860.X
  10. Barnard A., Nel E. Personality type: Optimizing the development of emotional intelligence // Problems and Perspectives in Management. 2015. Vol. 13. № 4. P. 115–123.
  11. Bellamy A., Gore D., Sturgis J. Examining the Relevance of Emotional Intelligence Within Educational Programs for the Gifted and Talented [Электронный ресурс] // Electronic journal of research in educational psychology. 2005. Vol. 3. № 2. P. 53–78. URL: https://www.redalyc.org/pdf/2931/293121927003.pdf (дата обращения: 02.03.2021).
  12. Bonesso S., Gerli F., Cortellazzo L. Emotional and Social Intelligence Competencies Awareness and Development for Students’ Employability // New Directions for Teaching and Learning. 2019. Vol. 2019. № 160. P. 77–89. DOI:10.1002/tl.20366
  13. Carmichael M.A., Bridge P., Harriman A. Emotional intelligence development in radiation therapy students: A longitudinal study // Journal of Radiotherapy in Practice. 2016. Vol. 15. № 1. P. 45–53. DOI:10.1017/S1460396915000461
  14. Chapman-Clarke M. Why mindfulness at work matters – the ‘reboot’ for emotional intelligence development // Development and Learning in Organizations. 2017. Vol. 31. № 2. P. 1–4. DOI:10.1108/DLO-10-2016-0097
  15. Clarke J., Lovelock R., Mcnay M. Liberal Arts And The Development of Emotional Intelligence in Social Work Educational // British Journal of Social Work. 2016. Vol. 43. № 3. P. 635–651. DOI:10.1093/bjsw/bcu139
  16. Clarke N. Developing Emotional Intelligence Through Workplace Learning: Findings From a Case Study in Healthcare // Human Resource Development International. 2006. Vol. 9. № 4. P. 447–465. DOI:10.1080/13678860601032585
  17. Cobos-Sanchez L., Flujas-Contreras J.M., Gomez I. Resultados diferenciales de la aplicación de dos programas en competencias emocionales en contexto escolar [Электронный ресурс] // Psychology Society And Educational. 2019. Vol. 11. № 2. P. 179–192. URL: http://ojs.ual.es/ojs/index.php/psye/article/view/1927 (дата обращения: 03.03.2021).
  18. Codier E., Freitas B., Muneno L. Developing Emotional Intelligence Ability in Oncology Nurses: A Clinical Rounds Approach // Oncology Nursing Forum. 2013. Vol. 40. № 1. P. 22–29. DOI:10.1188/13.ONF.22-29
  19. Danvila Del Valle I., Sastre Sactillo M.A., Marroquin Tovar E. The Importance of Professional Competence in the Development of Emotional Intelligence [Электронный ресурс] // Revista Internacional De Organizaciones. 2013. Vol. 10. P. 157–179. URL: https://dialnet.unirioja.es/servlet/articulo?codigo=4994804 (дата обращения: 03.03.2021).
  20. Desarrollo de la inteligencia emocional en la primera infancia una guía para la intervención [Электронный ресурс] / R. Guil [et al.] // Universitas Psychologica. 2018. Vol. 17. № 4. URL: https://dialnet.unirioja.es/servlet/articulo?codigo=6665117 (дата обращения: 03.03.2021).
  21. Deveci T., Nunn R. Development in freshman engineering students' emotional intelligence in project-based courses [Электронный ресурс] // Asian ESP Journal. 2016. Vol. 12. № 2. P. 54–92. URL: https://www.academia.edu/download/48630835/2016-_Development_in_freshman_engineering_students_emotional_intelligence_in_project-based_courses.pdf (дата обращения: 03.03.2021).
  22. Development of emotional intelligence of students as a condition of successful adaptation to training [Электронный ресурс] / T. Muhina [et al.] // International Electronic Journal of Mathematics Education. 2016. Vol. 11. № 10. P. 3463–3467. URL: https://www.iejme.com/download/development-of-emotional-intelligence-of-students-as-a-condition-of-successful-adaptation-to.pdf (дата обращения: 03.03.2021).
  23. Development of Emotional Intelligence: Towards a Multi-Level Investment Model / M. Zeidner [et al.] // Human Development. 2003. Vol. 46. № 2–3. P. 69–96. DOI:10.1159/000068580
  24. Doring-Seipel E., Sanne C. Emotional intelligence // Gruppendinamik-zeitschrift fur angewandte sozialpsychologie. 1999. Vol. 30. № 1. P. 37–50.
  25. Dulewicz V., Higgs M. Can Emotional Intelligence Be Developed? // International Journal of Human Resource Management. 2004. Vol. 15. № 1. P. 95–111. DOI:10.1080/0958519032000157366
  26. El desarrollo de la inteligencia emocional a través de la optimización de las capacidades cognitivas a través de la educación obligatoria [Электронный ресурс] / J.M.M. Navas [et al.] // Contextos Educativos-Revista De Educacion. 2017. Vol. 20. P. 57–75. URL: https://dialnet.unirioja.es/servlet/articulo?codigo=5835211 (дата обращения: 03.03.2021).
  27. Emotional Intelligence Development in Radiography Curricula; Results of an International Longitudinal Study / A.G.B. Medeirosa [et al.] // Journal of Medical Imaging and Radiation Sciences. 2017. Vol. 48. № 3. P. 282–287. DOI:10.1016/j.jmir.2017.01.001
  28. Engineering emotional intelligence: Course development and implementation / L. Crowley [et al.] / ASEE Annual Conference and Exposition: Peppers, Papers, Pueblos and Professors: Albuquerque, NM, United States Duration: Jun 24 2001 – Jun 27 2001. Albuquerque, 2001. P. 4285–4309.
  29. Fatikhova L.F., Saifutdiyarova E.F. Computer technology in the development of emotional intelligence of children with intellectual disabilities // Review of European Studies. 2015. Vol. 7. № 1. P. 130–135. DOI:10.5539/res.v7n1p130
  30. Formation of students emotional intelligence as a factor of their academic development [Электронный ресурс] / L.Yu. Mukhametzyanova [et al.] // Man in India. 2017. Vol. 97. № 3. P. 543–552. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/197472722.pdf (дата обращения: 03.03.2021).
  31. Fostering Emotional Intelligence in Online Higher Educational Courses / R.A. Majeski [et al.] // Adult Learning. 2017. Vol. 28. № 4. P. 135–143. DOI:10.1177/1045159517726873
  32. Gavilanez M.L.M, Alvarado R.C., Yance C.N. La mediación de conflictos escolares. Incidencia en el desarrollo de la inteligencia emocional [Электронный ресурс] [Mediation of school conflict. Incidence in the development of emotional intelligence] // Revista Conrado. 2019. Vol. 15. № 69. P. 399–404. URL: https://conrado.ucf.edu.cu/index.php/conrado/article/view/1091/1100 (дата обращения: 03.03.2021).
  33. Goldsworthy R. Supporting the development of emotional intelligence through technology // Computers in the Schools. 2002. Vol. 19. № 1–2. P. 119–148. DOI:10.1300/J025v19n01_10
  34. Gopinath R., Ganesan V. Stress management by development of emotional intelligence: A study with reference to CMTS, BSNL, Tamil Nadu circle [Электронный ресурс] // Research Journal of Business Management. 2014. Vol. 8. № 3. P. 254–261. URL: http://14.139.186.108/jspui/handle/123456789/31816 (дата обращения: 03.03.2021).
  35. Gutierrez Esteban P., Ibanez P., Prieto Hernandez S. Yo quiero ser Marifé de Triana Experiencia para el desarrollo de la Inteligencia Emocional a través de la Musicoterapia [Электронный ресурс] // Tejuelo-Didactica de la Lengua Y la Literatura. 2012. Vol. 13. № 1. P. 24–46. URL: https://dialnet.unirioja.es/servlet/articulo?codigo=3804420 (дата обращения: 03.03.2021).
  36. Hayashi A., Ewert A. Development of Emotional Intelligence Through an Outdoor Leadership Program // Journal of Outdoor Recreation Education and Leadership. 2013. Vol. 5. № 1. P. 3–17. DOI:10.7768/1948-5123.1139
  37. Health state, emotional intelligence, and behavior strategy: I. The development of emotional intelligence and the variability of behavior strategies in older preschool children with different levels of habitual physical activity / V.V. Kolpakov [et al.] // Human Physiology. 2017. Vol. 43. № 4. P. 404–415. DOI:10.1134/S0362119717030082
  38. Improving Emotional Intelligence through personality Development: The effect of the smart phone application based Dharma Life Program on Emotional Intelligence / L. Poonamallee [et al.] // Frontiers in Psychology. 2018. Vol. 9. Article ID 169. 12 p. DOI:10.3389 / fpsyg.2018.00169
  39. Investigation of factors that influence the development of emotional intelligence in nurses / D.E. Papageorgiou [et al.] // Nosileftiki. 2011. Vol. 50. № 2. P. 185–193.
  40. Kozhemyakin M. The Development of Emotional Intelligence By Means of Art / Proceedings of The International Conference of the Development of Education In Russia And The CIS Member States (ICEDER 2018). 2018. Vol. 28. P. 57–61. DOI:10.2991/iceder-18.2018.11
  41. Leading nurses: emotional intelligence and leadership development effectiveness / K.A. Crowne [et al.] // Leadership in Health Services. 2017. Vol. 30. № 3. P. 217–232. DOI:10.1108/LHS12-2015-0055
  42. Luy-Montejo C. Problem Based Learning (PBL) In the Development of Emotional Intelligence of University Students [Электронный ресурс] // Propositos y Representaciones. 2019. Vol. 7. № 2. P. 353–383. URL: https://dialnet.unirioja.es/servlet/articulo?codigo=6998269 (дата обращения: 03.03.2021).
  43. Marcheva P. Development of Emotional Intelligence in Primary School Through Art // Pedagogika-Pedagogy. 2017. Vol. 89. № 6. P. 741–751.
  44. Matei S.R., Dumitrescu S.M. Comparative Study on the Development of Emotional Intelligence of Institutionalized Adolescents and Teenagers in the Family // Procedia Social and Behavioral Science. 2011. Vol. 33. P. 513–517. DOI:10.1016/J.Sbspro.2012.01.174
  45. Mayer J.D., Caruso D.R., Salovey P. The Ability Model of Emotional Intelligence: Principles and Updates // Emotion Review. 2016. Vol. 8. № 4. P. 290–300. DOI:10.1177/1754073916639667
  46. Monzonis M., Gorriz A. Learning Feeling, Feel Learning. Emotional Education Program for Children 5-6 Years Old // Calidad De Vida Y Salud. 2014. Vol. 7. № 2. P. 77–92.
  47. Muyia H.M., Kacirek K. An empirical study of a leadership development training program and its impact on emotional intelligence quotient (EQ) scores // Advanced in Developing Human Resources. 2009. Vol. 11. № 6. P. 703–718. DOI:10.1177/1523422309360844
  48. Nastasa L.E., Faecas A-D. Family Test Used an Experientialist Method Focused on Emotional Intelligence Development // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2012. Vol. 33. P. 483–487. DOI:10.1016/J.Sbspro.2012.01.168
  49. Nisha R., Alice Sophia D. Parents role in nurturing emotional intelligence in children life – An approach towards development of emotional quotient // International Journal of Economic Research. 2017. Vol. 14. № 11. P. 151–158.
  50. Oliver T. The Importance of Subordinate Emotional Intelligence Development in the Workplace // International Trade Journal. 2020. Vol. 34. № 1. P. 162–172. DOI:10.1080/08853908.2019.1651680
  51. Pat McEnrue M., Groves K.S., Shen W. Emotional intelligence development: Leveraging individual characteristics // Journal of Management Development. 2009. Vol. 28. № 2. P. 150–174. DOI:10.1108/02621710910932106
  52. Ristea C., Macovei S., Leonte N. The Influence of Motor Activities on the Development of Emotional Intelligence [Электронный ресурс] / ICPESK 2015 - 5th International Congress On Physical Education, Sport And Kinetotherapy. 2016. № 11. P. 379–384. URL: https://www.europeanproceedings.com/files/data/article/2/452/article_2_452_pdf_100.pdf (дата обращения: 03.03.2021).
  53. Sadri G. Emotional intelligence and leadership development // Public Personnel Management. 2012. Vol. 41. № 3. P. 535–548. DOI:10.1177/009102601204100308
  54. Sellakumar G.K. Efficacy of Behavioral Interventions In the Development of Emotional Intelligence Among Paramedical Students [Электронный ресурс] // Journal of Psychological And Educational Research. 2017. Vol. 25. № 1. P. 49–64. URL: http://www.marianjournals.com/files/JPER_articles/JPER_25_1_2017/Sellakumar_JPER_2017_25_1_49_64.pdf (дата обращения: 03.03.2021).
  55. Shanta L., Gargiulo L. A Study of the Influence of Nursing Education on Development of Emotional Intelligence // Journal of Professional Nursing. 2014. Vol. 30. № 6. P. 511–520. DOI:10.1016/j.profnurs.2014.06.005
  56. Supporting the Development of Emotional Intelligence Competencies to Ease the Transition from Primary to High School / P. Qualter [et al.] // Educational psychology in practice. 2007. Vol. 23. № 1. P. 79–95. DOI:10.1080/02667360601154584
  57. The development of emotional intelligence in adolescence / I. Esnaola [et al.] // Anales de Psicologia. 2017. Vol. 33. № 2. P. 327–333. DOI:10.6018/analesps.33.2.251831
  58. The Development of Emotional Intelligence, Self-Efficacy, and Locus in Master Business Administration Students / C.L. Thompson [et al.] // Human Resource Development Quarterly. 2020. Vol. 31. № 1. P. 113–131. DOI:10.1002/hrdq.21375
  59. The Effects of Outdoor Training on The Development of Emotional Intelligence Among Undergraduate Tourism Students / M.A. Fernandez-Gemez [et al.] // Journal of Hospitality Leisure Sport and Tourism Education. 2018. Vol. 23. P. 39–49. DOI:10.1016/j.jhlste.2018.06.001
  60. Twenty-first-century professional development for educators: a coaching approach grounded in emotional intelligence / J. Patti [et al.] // Coaching. 2015. Vol. 8. № 2. P. 96–119. DOI:10.1080/17521882.2015.1061031
  61. Vesely A.K., Saklofske D.H., Nordstokke D.W. EI Training and Pre-Service Teaher Wellbeig // Personality and Individual Differences. 2014. Vol. 65. P. 81–85. DOI:10.1016/j.paid.2014.01.052
  62. Wagstaff C.R.D., Hanson Sh., Fletcher D. Developing Emotion Abilities and Regulation Strategies in a Sport Organization: an Action Research Intervention // Psychology of Sport and Exercise. 2013. Vol. 14. № 4. P. 476–487. DOI:10.1016/j.psychsport.2013.01.006
  63. Wang C.-J. Facilitating the emotional intelligence development of students; Use of technological pedagogical content knowledge (TRACK) // Journal of Hospitality, Leisure, Sport and Tourism Education. 2019. Vol. 25. DOI:10.1016/j.jhlste.2019.100198

Информация об авторах

Исаева Оксана Михайловна, кандидат психологических наук, доцент кафедры организационной психологии, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГАОУ ВО НИУ ВШЭ), Нижний Новгород, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0926-5182, e-mail: oisaeva@hse.ru

Савинова Светлана Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры организационной психологии, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Нижний Новгород, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9596-6355, e-mail: ssavinova@hse.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2459
В прошлом месяце: 77
В текущем месяце: 43

Скачиваний

Всего: 2208
В прошлом месяце: 90
В текущем месяце: 80