Развитие эмоционального интеллекта: обзор исследований

2928

Аннотация

В статье представлен обзор исследований 1999-2020 годов, посвящённых проблеме развития эмоционального интеллекта, выполненных с использованием баз данных научного цитирования Scopus и Web of Science. Отбор публикаций для анализа осуществлялся на основе рекомендаций PRISMA-2009. Для детального анализа было отобрано 58 статей, объединённых в шесть направлений исследований. В ходе проведенного обзора были выявлены условия развития эмоционального интеллекта, рассмотрены методы, технологии, средства развития эмоционального интеллекта, актуальные направления развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного и школьного возрастов, студентов, а также специалистов различных профессий.

Общая информация

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, развитие эмоционального интеллекта, обзор исследований

Рубрика издания: Психология развития и возрастная психология

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2021100211

Тематический сетевой сборник: Психологическое благополучие субъектов образовательных отношений

Для цитаты: Исаева О.М., Савинова С.Ю. Развитие эмоционального интеллекта: обзор исследований [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. № 2. С. 105–116. DOI: 10.17759/jmfp.2021100211

Подкаст

Полный текст

 

Введение

Понятие «эмоциональный интеллект» было введено в научный оборот в 1990 г. Сэловеем П., Мэйером Дж. и с тех пор находится в центре пристального внимания бизнес-практиков и исследователей. Это вызвано тем, что эмоциональный интеллект является необходимой способностью для развития актуальных ком­петенций в современном мире [Исаева, 2019].

На всемирном экономическом Форуме в Давосе в 2018 году были определены необходимые фундаментальные знания, компетенции, индивидуальные характеристики выпускников, наиболее востребованных в XXI веке и требующих постоянного развития. Большое внимание было уделено soft skills («мягким, универсальным навыкам»): креативности, умению работать в команде, коммуникативности, гибкости, критичности мышления и т.д. Их развитие во многом обусловлено способностями человека, в том числе эмоциональным интеллектом [Исаева, 2018; Мешкова, 2018].

Сложившаяся к 1999 году теория эмоционального интеллекта как способности послужила отправной точкой для развития данного научного направления [Mayer, 2016]. Этим объясняются временные рамки нашего обзорного исследования: с 1999 года до настоящего времени.

Цель нашего исследования: провести обзор ключевых зарубежных и отечественных статей, представленных в системах Scopus и Web of Science (далее — WoS) для обобщения результатов в области развития эмоционального интеллекта и поиска актуальных направлений будущих исследований.

Отбор исследований развития эмоционального
интеллекта для анализа

Обзор исследований, посвящённых теме развития эмоционального интеллекта, был выполнен в декабре 2019 г. (01.12.2019—20.12.2019) с использованием баз данных научного цитирования Scopus и WoS. Поиск исследований проводился с использованием комбинации ключевых слов «development of emotional intelligence» на английском языке за период 1998—2020 гг.

Отбор публикаций осуществлялся нами на основе рекомендаций PRISMA-2009 и представлен на рис. 1.

Нами было найдено 237 статей, отвечающих запросу, из них: 143 статьи в SCOPUS и 94 статьи в WoS (14 статей были повторяющимися). Таким образом можно зафиксировать общее число исследований по данной теме — 223.

Для отбора исследований и определения соответствующих цели статей использовались только публикации, в которых описывались возможности развития эмоционального интеллекта, технологии, средства и методы развития эмоционального интеллекта в разных группах исследуемых, а также были представлены статистические результаты оценки эффективности использования тех/иных методов развития эмоционального интеллекта. Такие публикации как обзоры книг и статей, а также докторские диссертации, доклады или статьи, не имеющие представленных абстрак­тов, были исключены из исследования. Таким образом было исключено из общей выборки в общей сложности 165 исследования.

Для анализа было отобрано 58 статей, опубликованных за период 1999—2020. Распределение отобранных статей по годам представлено на рис. 2.

Распределение отобранных для анализа статей по странам представлено на рис. 3.

Тематика исследований

Анализ отобранных исследований позволил нам выделить 6 основных направлений исследований в развитии эмоционального интеллекта.

Предпосылки и условия развития эмоционального
интеллекта

В ряде работ исследователи выделяют биологические факторы (темперамент и когнитивные способности) [Development of Emotional, 2003] и индивидуальные характеристики (открытость опыту, самоэффективность, восприимчивость к обратной связи, локус контроля, тип личности), влияющие на развитие эмоционального интеллекта [Barnard, 2015; Bellamy, 2005; Chapman-Clarke, 2017; Gavilanez M.L, 2019; Pat McEnrue, 2009; Ristea, 2016; Shanta, 2014; The development of, 2017; The Effects of, 2018]. Исходя из теории способностей, мы рассматриваем их как предпосылки развития эмоционального интеллекта.

 

 

 

 

Направления исследований

Авторы, год издания публикации

1

Исследования условий и предпосылок, влияющих на развитие эмоционального интеллекта

Barnard, A., Nel, E. (2015);

Bellamy, A., Gore, D., Sturgis, J. (2005);

Beloborodov, A.M., Symaniuk, E.E. (2018);

Chapman-Clarke, M. (2017);

Esnaola, I., Revuelta, L., Ros, I., Sarasa, M. (2017);

Fernandez-Gemez, M.A., Rosales-Perez, A., Molina-Gomez, J., Mona-Lucena, L. (2018);

Gavilanez, M.L.M, Alvarado, R.C., Vance, C.N. (2019);

Muhina, T., Aboimova, I., Kulagina, A., Trophimov, V., Ghigarov, E. (2016);

Hayashi, A., Ewert, A. (2013);

Nisha, R., Alice Sophia, D. (2017);

Pat McEnrue, M., Groves, K.S., Shen, W. (2009);

Ristea, C., Macovei, S., Leonte, N. (2016);

Shanta, L., Leslie, G.A. (2014);

Shpak, M.M. (2014);

Zeidner, M., Matthew, G., Roberts, R.D., Maccann, C. (2003)

2

Исследования развития эмоционального интеллекта в процессе обучения

Дегтярев А.В., Дегтярева Д.И. (2019);

Лазарева Ю.В., Рудакова А.Е. (2018);

Beloborodov, A.M., Symaniuk, E.E. (2018);

Clarke, J., Lovelock, R., Mcnay, M. (2016);

Clarke, N. (2006);

Crowley, L., Dolle, J., Litchfield, B., Price, R. (2001);

Dulewicz, V., Higgs, M. (2013);

Fatikhova, L.F., Saifutdiyarova, E.F. (2015);

Gutierrez Esteban, P., Ibanez, P., Prieto Hernandez, S. I (2012);

Goldsworthy, R. (2002);

Kozhemyakin, M. (2018);

Matei, S.R., Dumitrescu, S.M. (2011);

Majeski, R.A., Stover, M., Valais, T., Ronch, J. (2017);

Mukhametzyanova, L.Yu., Bezborodova, M.A., Korzhanova, A.A., Akhmetov, L.G., Sotnikov, M.V., Khairullina, E.R. (2017);

Nastasa, L.E., Faecas, A-D. (2011);

Navas, J.M.M., Perez, N., De La Torre, G.G., Lozano, J.M.N., Bozal, R.G. (2017);

Poonamallee, L., Harrington, A.M., Nagpal. M., Musial, A. (2018);

Wagstaff, C.R.D., Hanson, Sh., Fletcher, D. (2013);

Wang, C.-J. (2019)

3

Исследования развития эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте

Guil, R., Mestre, J.M., Gil-Olarte, P., De La Torre, G.G., Zayas, A. (2018);

Kolpakov, V.V., Larkina, N.Y., Tomilova, E.A., Tkachuk, A.A., Bespalova, T.V. (2017);

Monzonis, M., Gorriz, A. (2014);

Nisha, R., Alice Sophia, D. (2017)

4

Исследования развития эмоционального интеллекта у учащихся средней школы

Cobos-Sanchez, L., Flujas-Contreras, J.M., Gomez, I. (2019);

Esnaola, I., Revuelta, L., Ros, I., Sarasa, M. (2017);

Fatikhova, L.F., Saifutdiyarova, E.F. (2015);

Marcheva, P. (2017);

Navas, J.M.M., Perez, N., De La Torre, G.G., Lozano, J.M.N., Bozal, R.G. (2017);

Qualter, P., Whiteley, H.E., Hutchinson, J.M., Pope, D.J. (2007)

5

Исследования развития эмоционального интеллекта у студентов

Beloborodov, A.M., Symaniuk, E.E. (2018);

Bonesso, S., Gerli, F., Cortellazzo, L. (2019);

Carmichael, M.A., Bridge, P., Harriman, A. (2016);

Clarke, J., Lovelock, R., Mcnay, M. (2016);

De Galvao e Bruto Medeiros, A., Lewis, S., McNulty, J., White, P., Lane, S., Mackay, S. (2017); Deveci, T.

Nunn, R. (2016); Luy-Montejo, C. (2019);

Muhina, T., Aboimova, I., Kulagina, A., Trophimov, V., Ghigarov, E. (2016);

Muyia, H.M., Kacirek, K. (2009); Sellakumar G.K. (2017)

6

Исследования развития эмоционального интеллекта у специалистов различных профессий

Bailey, C., Murphy, R., Porock, D. (2011);

Codier, E., Freitas, B., Muneno, L. (2013);

Crowne, K.A., Young, T.M., Goldman, B., Petterson, B., Krouse, A.M., Proenca, J. (2017);

Danvila Del Valle, I., Sastre Sactillo, M.A., Marroquin Tovar, E. (2013);

Doring-Seipel, E., Sanne, C. (1999);

Gopinath, R., Ganesan, V. (2014);Majeski, R.A., Stover, M., Valais, T., Ronch, J. (2017);

Oliver, T. (2020);

Patti, J., Holzer, A.A., Brackett, M.A., Stern, R. (2015);

Papageorgiou, D.E., Mpolioudaki, I., Papala, E., Stamataki.P., Kagialari, M.(2011);

Sadri, G. (2012);

Thompson, C.L., Kuah, A.T.H., Foong, R., Eddy S.N. (2019);

Vasely, A.K., Saklofske, D.H., Nordstokke, D.W. (2014);

Wagstaff, C.R.D., Hanson, Sh., Fletcher, D. (2013)

Рис. 4. Распределение статей по направлениям исследований

В качестве условий развития эмоционального интеллекта выделяют специфику внешней среды, которая создается семьей [Nisha, 2017], природой [Hayashi, 2013], национальными и культурными особенностями [Development of emotional, 2016]. Подчеркивается важность спортивной деятельности и успешности в ней для развития эмоционального интеллекта [Ristea, 2016; Wagstaff, 2013].

В своей работе Шпак М. теоретически обосновывает психологические механизмы развития эмоционального интеллекта: идентификацию, отражение, эмоциональную саморегуляцию, сопереживание [Шпак, 2014]. В качестве механизмов формирования и развития способностей в психологии обсуждаются сензи­тивные периоды, в которые та или иная способность развивается наиболее эффективно. Такие периоды служат своеобразными «толчками», связаными с сильными эмоциональными переживаниями. Белобородов А., Сыманюк Е. утверждают, что вопреки мнению ряда ученых о том, что эмоциональный интеллект мало меняется в студенческом возрасте, доказаны потенциальные возможности повышения уровня эмоциональной компетентности в условиях вуза [Белобородов, 2018]. Однако ряд исследований опровергают связь возраста и развития «ветвей» эмоционального интеллекта [Shanta, 2014; The development of, 2017].

Развитие эмоционального интеллекта
в процессе обучения

В практике обучения накопился многообразный и результативный опыт развития эмоционального интеллекта. Наиболее распространенными являются самостоятельные учебные курсы и тренинги, направленные на развитие эмоционального интеллекта с учетом специфики и уровня образования [Дегтярев, 2019; Белобородов, 2018; Carmichael, 2016; Clarke, 2006; Dulewicz, 2004; Engineering emotional intelligence, 2001; Formation of students, 2017; Improving Emotional Intelligence, 2018; Nastasa, 2012; Wagstaff, 2013; Wang C.-J, 2019].

Интересную практику семейного теста для развития эмоционального интеллекта предложили Настаса Л., Фаркас A. [Nastasa, 2012]. В 2002 году Голсворси Р. выявил потенциальные возможности использования компьютерных технологий для развития эмоционального интеллекта [Goldsworthy, 2002], а в 2017 году впервые была предпринята попытка использования информационных технологий (онлайн курс) в обучении эмоциональному интеллекту [Fostering Emotional Intelligence, 2017].

Целый ряд работ посвящены развитию эмоционального интеллекта средствами искусства [Лазарева, 2018; Clarke, 2016; Gutierrez Esteban, 2012; Kozhemyakin, 2018].

В этот же период складывается иной подход к развитию эмоционального интеллекта: развитие не в отдельной программе или курсе, а в ходе всего учебного процесса и внеучебной деятельности [El desarrollo de, 2017].

Некоторые исследования посвящены развитию эмоционального интеллекта в практике обучения детей — инвалидов с разными физическими и психическими отклонениями [Fatikhova, 2015; Matei, 2011].

Развитие эмоционального интеллекта у детей
дошкольного, школьного возрастов и у студентов

Развитию эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте посвящено небольшое количество работ, написанных в период 2014—2017 гг. В статьях предложены рекомендации по работе с детьми до 6 лет в этом направлении [Desarrollo de la, 2018; Health state, emotional, 2017; Monzonis, 2014; Nisha, 2017].

В одной из первых работ, посвященных развитию эмоционального интеллекта у школьников, представлена специальная программа, облегчающая переход из начальной в среднюю школу [Supporting the Development, 2007]. Позже Фатихова Л., Сайфутдиярова Е. предложили и доказали эффективность использования компьютерных технологий для развития эмоционального интеллекта детей 8-9 лет с интеллектуальными нарушениями [Fatikhova, 2015].

Более поздние работы были посвящены исследованию вопросов развития эмоционального интеллекта школьников с использования краткосрочных программ [Cobos-Sanchez, 2019; The development of, 2017; El desarrollo de, 2017], музыкального и художественного образования [Luy-Montejo, 2019].

Проблема развития эмоционального интеллекта у студентов за последние годы широко представлена в печати и изучена в разных аспектах: описаны возможности развития эмоционального интеллекта [Bonesso, 2019]; изучено развитие эмоционального интеллекта в профессиональной подготовке будущих учителей [Development of emotional, 2016], инженеров [Deveci, 2016], медицинских работников [Carmichael, 2016; Sellakumar, 2017]; представлены различные подходы, методы, средства, формы и программы обучения студентов эмоциональному интеллекту [Белобородов, 2018; Clarke, 2016; Emotional Intelligence Development, 2017; Luy-Montejo, 2019].

Развитие эмоционального интеллекта
у специалистов разных профессий

Одним из наиболее актуальных направлений является изучение эмоционального интеллекта и его развитие у работников медицинской сферы. В результате исследований были выявлены: факторы (возраст, опыт работы, наличие семьи) и оценено их влияние на развитие эмоционального интеллекта у медицинских сестер государственных больниц [Investigation of factors, 2011], возможности модели развития эмоционального интеллекта у медицинских сестер неотложной медицинской помощи, взаимодействующих с умирающими больными и их родственниками [Bailey, 2011], возможности и влияние программы развития эмоционального интеллекта на медицинский персонал и уход за пациентами в онкологическом отделении [Codier, 2013], эффективность развития эмоционального интеллекта через программу обучения трансформационному лидерству медсестер в домах престарелых [Leading nurses: emotional, 2017].

Другим актуальным направлением развития эмоционального интеллекта можно считать педагогическую сферу. В работе Веселы А. (Vesely A.), Сакловске Д. (Saklofske D.), Нордстокк Д. (Nordstokke D.) представлена модифицированная версия программы «Управление профессиональным стрессом посредством развития эмоционального интеллекта», показавшая положительное влияние на психологические переменные (управление стрессом, психологическое благополучие учителей) и успеваемость в классах [Vesely, 2014]. Патти Дж., Хозен А., Бреккет М., Штерн Р. подчеркивают, что развитие эмоционального интеллекта преподавателей повышает не только профессиональный уровень преподавателей, но и позволяет культивировать навыки работы с эмоциями у учащихся [Twenty-first-century professional development, 2015].

Одним из первых исследований в сфере управления была работа Дорин-Сипель Е., Санне К., в которой обсуждалась возможность диагностики и развития эмоционального интеллекта в ходе семинара для руководителей [Doring-Seipel, 1999]. Позднее развитие эмоционального интеллекта связывали с развитием лидерства [Tovar, 2013; Sadri, 2012], с управлением стрессом [Gopinath, 2014], с эффективностью, локусом контроля [The Development of, 2020], описывали развитый эмоциональный интеллект как инструмент адаптации и успеха сотрудников организации [Oliver, 2020].

Заключение

Обзор литературы, представленный в статье, показывает значительный интерес исследователей к теме развития эмоционального интеллекта. Выявлены условия развития эмоционального интеллекта, рассмотрены методы, технологии, средства развития эмоционального интеллекта, актуальные направления развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного и школьного возрастов, студентов, а также специалистов различных профессий.

Ограничения. Основной объем работ представлен зарубежными исследованиями, размещенными в базах данных научного цитирования Scopus и WoS, что значительно сокращает количество российских исследований по данной теме.

Актуальные направления будущих исследований. На основе проведенного анализа литературы можно выделить следующие перспективные направления исследований: изучение условий и предпосылок развития эмоционального интеллекта; развитие эмоционального интеллекта в дошкольном и школьном возрастах; системный подход к развитию эмоционального интеллекта в процессе обучения.

 

 

 

 

 

Литература

  1. Баурова Ю.В. Развитие эмоционального интеллекта в обучении взрослых [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2016. Том 4. № 4. 9 с. URL: http://mir-nauki.com/PDF/38PDMN416.pdf (дата обращения: 02.03.2021).
  2. Белобородов А.М., Сыманюк Э.Э. Устойчивость развития эмоционального интеллекта будущих специалистов // Образование и наука. 2018. Том 20. № 4. С. 109–127. DOI:10.17853/1994-5639-2018-7-109-127
  3. Дегтярев А.В., Дегтярева Д.И. Развитие эмоционального интеллекта, психологической границы личности и самоотношения у будущих специалистов-психологов (на примере студентов факультета юридической психологии МГППУ) // Психология и право. 2019. Том 9. № 3. С. 57–71. DOI:10.17759/psylaw.2019090305
  4. Исаева О.М., Мкртычян Г.А. Роль эмоционального интеллекта в деятельности менеджера по управлению персоналом [Электронный ресурс] // Организационная психология. 2019. Том 9. № 2. С. 52–69. URL: https://orgpsyjournal.hse.ru/data/2019/07/17/1482294470/OrgPsy2019_9_2(3)Isaeva-Mkrtychyan(52-69).pdf (дата обращения: 02.03.2021).
  5. Исаева О.М., Савинова С.Ю. Развитие эмоционального интеллекта в профессиональной подготовке студентов – HR – менеджеров // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. Материалы I Международной научно-практической конференции. Часть 1. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. С. 77—83.
  6. Лазарева Ю.В., Рудакова А.Е. Арт-терапия как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего возраста // Научный диалог. 2018. № 6. С. 251–264. DOI:10.24224/2227-1295-2018-6-251-264
  7. Мешкова Н.В., Бочкова Н.М. Эмоциональный интеллект и социальное взаимодействие: зарубежные исследования // Современная зарубежная психология. 2018. № 2. С. 49–59. DOI:10.17759/jmfp.2018070205
  8. Шпак М.М. Психологічні механізми розвитку емоційного інтелекту [Электронный ресурс] // Наука і освіта. 2014. № 5. С. 104–109. URL: http://nbuv.gov.ua/UJRN/NiO_2014_5_20 (дата обращения: 03.03.2021).
  9. Bailey C., Murphy R., Porock D. Professional Tears: Developing Emotional Intelligence Around Death And Dying in Emergency Work // Journal of Clinical Nursing. 2011. Vol. 20. № 23–24. P. 3364–3372. DOI:10.1111/J.1365-2702.2011.03860.X
  10. Barnard A., Nel E. Personality type: Optimizing the development of emotional intelligence // Problems and Perspectives in Management. 2015. Vol. 13. № 4. P. 115–123.
  11. Bellamy A., Gore D., Sturgis J. Examining the Relevance of Emotional Intelligence Within Educational Programs for the Gifted and Talented [Электронный ресурс] // Electronic journal of research in educational psychology. 2005. Vol. 3. № 2. P. 53–78. URL: https://www.redalyc.org/pdf/2931/293121927003.pdf (дата обращения: 02.03.2021).
  12. Bonesso S., Gerli F., Cortellazzo L. Emotional and Social Intelligence Competencies Awareness and Development for Students’ Employability // New Directions for Teaching and Learning. 2019. Vol. 2019. № 160. P. 77–89. DOI:10.1002/tl.20366
  13. Carmichael M.A., Bridge P., Harriman A. Emotional intelligence development in radiation therapy students: A longitudinal study // Journal of Radiotherapy in Practice. 2016. Vol. 15. № 1. P. 45–53. DOI:10.1017/S1460396915000461
  14. Chapman-Clarke M. Why mindfulness at work matters – the ‘reboot’ for emotional intelligence development // Development and Learning in Organizations. 2017. Vol. 31. № 2. P. 1–4. DOI:10.1108/DLO-10-2016-0097
  15. Clarke J., Lovelock R., Mcnay M. Liberal Arts And The Development of Emotional Intelligence in Social Work Educational // British Journal of Social Work. 2016. Vol. 43. № 3. P. 635–651. DOI:10.1093/bjsw/bcu139
  16. Clarke N. Developing Emotional Intelligence Through Workplace Learning: Findings From a Case Study in Healthcare // Human Resource Development International. 2006. Vol. 9. № 4. P. 447–465. DOI:10.1080/13678860601032585
  17. Cobos-Sanchez L., Flujas-Contreras J.M., Gomez I. Resultados diferenciales de la aplicación de dos programas en competencias emocionales en contexto escolar [Электронный ресурс] // Psychology Society And Educational. 2019. Vol. 11. № 2. P. 179–192. URL: http://ojs.ual.es/ojs/index.php/psye/article/view/1927 (дата обращения: 03.03.2021).
  18. Codier E., Freitas B., Muneno L. Developing Emotional Intelligence Ability in Oncology Nurses: A Clinical Rounds Approach // Oncology Nursing Forum. 2013. Vol. 40. № 1. P. 22–29. DOI:10.1188/13.ONF.22-29
  19. Danvila Del Valle I., Sastre Sactillo M.A., Marroquin Tovar E. The Importance of Professional Competence in the Development of Emotional Intelligence [Электронный ресурс] // Revista Internacional De Organizaciones. 2013. Vol. 10. P. 157–179. URL: https://dialnet.unirioja.es/servlet/articulo?codigo=4994804 (дата обращения: 03.03.2021).
  20. Desarrollo de la inteligencia emocional en la primera infancia una guía para la intervención [Электронный ресурс] / R. Guil [et al.] // Universitas Psychologica. 2018. Vol. 17. № 4. URL: https://dialnet.unirioja.es/servlet/articulo?codigo=6665117 (дата обращения: 03.03.2021).
  21. Deveci T., Nunn R. Development in freshman engineering students' emotional intelligence in project-based courses [Электронный ресурс] // Asian ESP Journal. 2016. Vol. 12. № 2. P. 54–92. URL: https://www.academia.edu/download/48630835/2016-_Development_in_freshman_engineering_students_emotional_intelligence_in_project-based_courses.pdf (дата обращения: 03.03.2021).
  22. Development of emotional intelligence of students as a condition of successful adaptation to training [Электронный ресурс] / T. Muhina [et al.] // International Electronic Journal of Mathematics Education. 2016. Vol. 11. № 10. P. 3463–3467. URL: https://www.iejme.com/download/development-of-emotional-intelligence-of-students-as-a-condition-of-successful-adaptation-to.pdf (дата обращения: 03.03.2021).
  23. Development of Emotional Intelligence: Towards a Multi-Level Investment Model / M. Zeidner [et al.] // Human Development. 2003. Vol. 46. № 2–3. P. 69–96. DOI:10.1159/000068580
  24. Doring-Seipel E., Sanne C. Emotional intelligence // Gruppendinamik-zeitschrift fur angewandte sozialpsychologie. 1999. Vol. 30. № 1. P. 37–50.
  25. Dulewicz V., Higgs M. Can Emotional Intelligence Be Developed? // International Journal of Human Resource Management. 2004. Vol. 15. № 1. P. 95–111. DOI:10.1080/0958519032000157366
  26. El desarrollo de la inteligencia emocional a través de la optimización de las capacidades cognitivas a través de la educación obligatoria [Электронный ресурс] / J.M.M. Navas [et al.] // Contextos Educativos-Revista De Educacion. 2017. Vol. 20. P. 57–75. URL: https://dialnet.unirioja.es/servlet/articulo?codigo=5835211 (дата обращения: 03.03.2021).
  27. Emotional Intelligence Development in Radiography Curricula; Results of an International Longitudinal Study / A.G.B. Medeirosa [et al.] // Journal of Medical Imaging and Radiation Sciences. 2017. Vol. 48. № 3. P. 282–287. DOI:10.1016/j.jmir.2017.01.001
  28. Engineering emotional intelligence: Course development and implementation / L. Crowley [et al.] / ASEE Annual Conference and Exposition: Peppers, Papers, Pueblos and Professors: Albuquerque, NM, United States Duration: Jun 24 2001 – Jun 27 2001. Albuquerque, 2001. P. 4285–4309.
  29. Fatikhova L.F., Saifutdiyarova E.F. Computer technology in the development of emotional intelligence of children with intellectual disabilities // Review of European Studies. 2015. Vol. 7. № 1. P. 130–135. DOI:10.5539/res.v7n1p130
  30. Formation of students emotional intelligence as a factor of their academic development [Электронный ресурс] / L.Yu. Mukhametzyanova [et al.] // Man in India. 2017. Vol. 97. № 3. P. 543–552. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/197472722.pdf (дата обращения: 03.03.2021).
  31. Fostering Emotional Intelligence in Online Higher Educational Courses / R.A. Majeski [et al.] // Adult Learning. 2017. Vol. 28. № 4. P. 135–143. DOI:10.1177/1045159517726873
  32. Gavilanez M.L.M, Alvarado R.C., Yance C.N. La mediación de conflictos escolares. Incidencia en el desarrollo de la inteligencia emocional [Электронный ресурс] [Mediation of school conflict. Incidence in the development of emotional intelligence] // Revista Conrado. 2019. Vol. 15. № 69. P. 399–404. URL: https://conrado.ucf.edu.cu/index.php/conrado/article/view/1091/1100 (дата обращения: 03.03.2021).
  33. Goldsworthy R. Supporting the development of emotional intelligence through technology // Computers in the Schools. 2002. Vol. 19. № 1–2. P. 119–148. DOI:10.1300/J025v19n01_10
  34. Gopinath R., Ganesan V. Stress management by development of emotional intelligence: A study with reference to CMTS, BSNL, Tamil Nadu circle [Электронный ресурс] // Research Journal of Business Management. 2014. Vol. 8. № 3. P. 254–261. URL: http://14.139.186.108/jspui/handle/123456789/31816 (дата обращения: 03.03.2021).
  35. Gutierrez Esteban P., Ibanez P., Prieto Hernandez S. Yo quiero ser Marifé de Triana Experiencia para el desarrollo de la Inteligencia Emocional a través de la Musicoterapia [Электронный ресурс] // Tejuelo-Didactica de la Lengua Y la Literatura. 2012. Vol. 13. № 1. P. 24–46. URL: https://dialnet.unirioja.es/servlet/articulo?codigo=3804420 (дата обращения: 03.03.2021).
  36. Hayashi A., Ewert A. Development of Emotional Intelligence Through an Outdoor Leadership Program // Journal of Outdoor Recreation Education and Leadership. 2013. Vol. 5. № 1. P. 3–17. DOI:10.7768/1948-5123.1139
  37. Health state, emotional intelligence, and behavior strategy: I. The development of emotional intelligence and the variability of behavior strategies in older preschool children with different levels of habitual physical activity / V.V. Kolpakov [et al.] // Human Physiology. 2017. Vol. 43. № 4. P. 404–415. DOI:10.1134/S0362119717030082
  38. Improving Emotional Intelligence through personality Development: The effect of the smart phone application based Dharma Life Program on Emotional Intelligence / L. Poonamallee [et al.] // Frontiers in Psychology. 2018. Vol. 9. Article ID 169. 12 p. DOI:10.3389 / fpsyg.2018.00169
  39. Investigation of factors that influence the development of emotional intelligence in nurses / D.E. Papageorgiou [et al.] // Nosileftiki. 2011. Vol. 50. № 2. P. 185–193.
  40. Kozhemyakin M. The Development of Emotional Intelligence By Means of Art / Proceedings of The International Conference of the Development of Education In Russia And The CIS Member States (ICEDER 2018). 2018. Vol. 28. P. 57–61. DOI:10.2991/iceder-18.2018.11
  41. Leading nurses: emotional intelligence and leadership development effectiveness / K.A. Crowne [et al.] // Leadership in Health Services. 2017. Vol. 30. № 3. P. 217–232. DOI:10.1108/LHS12-2015-0055
  42. Luy-Montejo C. Problem Based Learning (PBL) In the Development of Emotional Intelligence of University Students [Электронный ресурс] // Propositos y Representaciones. 2019. Vol. 7. № 2. P. 353–383. URL: https://dialnet.unirioja.es/servlet/articulo?codigo=6998269 (дата обращения: 03.03.2021).
  43. Marcheva P. Development of Emotional Intelligence in Primary School Through Art // Pedagogika-Pedagogy. 2017. Vol. 89. № 6. P. 741–751.
  44. Matei S.R., Dumitrescu S.M. Comparative Study on the Development of Emotional Intelligence of Institutionalized Adolescents and Teenagers in the Family // Procedia Social and Behavioral Science. 2011. Vol. 33. P. 513–517. DOI:10.1016/J.Sbspro.2012.01.174
  45. Mayer J.D., Caruso D.R., Salovey P. The Ability Model of Emotional Intelligence: Principles and Updates // Emotion Review. 2016. Vol. 8. № 4. P. 290–300. DOI:10.1177/1754073916639667
  46. Monzonis M., Gorriz A. Learning Feeling, Feel Learning. Emotional Education Program for Children 5-6 Years Old // Calidad De Vida Y Salud. 2014. Vol. 7. № 2. P. 77–92.
  47. Muyia H.M., Kacirek K. An empirical study of a leadership development training program and its impact on emotional intelligence quotient (EQ) scores // Advanced in Developing Human Resources. 2009. Vol. 11. № 6. P. 703–718. DOI:10.1177/1523422309360844
  48. Nastasa L.E., Faecas A-D. Family Test Used an Experientialist Method Focused on Emotional Intelligence Development // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2012. Vol. 33. P. 483–487. DOI:10.1016/J.Sbspro.2012.01.168
  49. Nisha R., Alice Sophia D. Parents role in nurturing emotional intelligence in children life – An approach towards development of emotional quotient // International Journal of Economic Research. 2017. Vol. 14. № 11. P. 151–158.
  50. Oliver T. The Importance of Subordinate Emotional Intelligence Development in the Workplace // International Trade Journal. 2020. Vol. 34. № 1. P. 162–172. DOI:10.1080/08853908.2019.1651680
  51. Pat McEnrue M., Groves K.S., Shen W. Emotional intelligence development: Leveraging individual characteristics // Journal of Management Development. 2009. Vol. 28. № 2. P. 150–174. DOI:10.1108/02621710910932106
  52. Ristea C., Macovei S., Leonte N. The Influence of Motor Activities on the Development of Emotional Intelligence [Электронный ресурс] / ICPESK 2015 - 5th International Congress On Physical Education, Sport And Kinetotherapy. 2016. № 11. P. 379–384. URL: https://www.europeanproceedings.com/files/data/article/2/452/article_2_452_pdf_100.pdf (дата обращения: 03.03.2021).
  53. Sadri G. Emotional intelligence and leadership development // Public Personnel Management. 2012. Vol. 41. № 3. P. 535–548. DOI:10.1177/009102601204100308
  54. Sellakumar G.K. Efficacy of Behavioral Interventions In the Development of Emotional Intelligence Among Paramedical Students [Электронный ресурс] // Journal of Psychological And Educational Research. 2017. Vol. 25. № 1. P. 49–64. URL: http://www.marianjournals.com/files/JPER_articles/JPER_25_1_2017/Sellakumar_JPER_2017_25_1_49_64.pdf (дата обращения: 03.03.2021).
  55. Shanta L., Gargiulo L. A Study of the Influence of Nursing Education on Development of Emotional Intelligence // Journal of Professional Nursing. 2014. Vol. 30. № 6. P. 511–520. DOI:10.1016/j.profnurs.2014.06.005
  56. Supporting the Development of Emotional Intelligence Competencies to Ease the Transition from Primary to High School / P. Qualter [et al.] // Educational psychology in practice. 2007. Vol. 23. № 1. P. 79–95. DOI:10.1080/02667360601154584
  57. The development of emotional intelligence in adolescence / I. Esnaola [et al.] // Anales de Psicologia. 2017. Vol. 33. № 2. P. 327–333. DOI:10.6018/analesps.33.2.251831
  58. The Development of Emotional Intelligence, Self-Efficacy, and Locus in Master Business Administration Students / C.L. Thompson [et al.] // Human Resource Development Quarterly. 2020. Vol. 31. № 1. P. 113–131. DOI:10.1002/hrdq.21375
  59. The Effects of Outdoor Training on The Development of Emotional Intelligence Among Undergraduate Tourism Students / M.A. Fernandez-Gemez [et al.] // Journal of Hospitality Leisure Sport and Tourism Education. 2018. Vol. 23. P. 39–49. DOI:10.1016/j.jhlste.2018.06.001
  60. Twenty-first-century professional development for educators: a coaching approach grounded in emotional intelligence / J. Patti [et al.] // Coaching. 2015. Vol. 8. № 2. P. 96–119. DOI:10.1080/17521882.2015.1061031
  61. Vesely A.K., Saklofske D.H., Nordstokke D.W. EI Training and Pre-Service Teaher Wellbeig // Personality and Individual Differences. 2014. Vol. 65. P. 81–85. DOI:10.1016/j.paid.2014.01.052
  62. Wagstaff C.R.D., Hanson Sh., Fletcher D. Developing Emotion Abilities and Regulation Strategies in a Sport Organization: an Action Research Intervention // Psychology of Sport and Exercise. 2013. Vol. 14. № 4. P. 476–487. DOI:10.1016/j.psychsport.2013.01.006
  63. Wang C.-J. Facilitating the emotional intelligence development of students; Use of technological pedagogical content knowledge (TRACK) // Journal of Hospitality, Leisure, Sport and Tourism Education. 2019. Vol. 25. DOI:10.1016/j.jhlste.2019.100198

Информация об авторах

Исаева Оксана Михайловна, кандидат психологических наук, доцент кафедры организационной психологии, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГАОУ ВО НИУ ВШЭ), Нижний Новгород, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0926-5182, e-mail: oisaeva@hse.ru

Савинова Светлана Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры организационной психологии, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Нижний Новгород, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9596-6355, e-mail: ssavinova@hse.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3298
В прошлом месяце: 142
В текущем месяце: 129

Скачиваний

Всего: 2928
В прошлом месяце: 85
В текущем месяце: 81