Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 139Рубрики 53Авторы 10246Новости 1979Ключевые слова 5095 Подать рукописьRSS RSS

РИНЦ

Включен в Science Index

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Современная зарубежная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2304-4977

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2012 года

Периодичность: ежеквартально

Формат: сетевое издание

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Эмоциональный интеллект и одаренность в зарубежных исследованиях 156

|

Кочетова Ю.А.
кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии имени профессора Л.Ф. Обуховой, факультет «Психология образования», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9853-569X
e-mail: kochetovayua@mgppu.ru

Климакова М.В.
преподаватель кафедры возрастной психологии имени профессора Л.Ф. Обуховой, факультет «Психология образования», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2048-3105
e-mail: klimakovamv@mgppu.ru

Аннотация

В настоящее время увеличивается количество исследований, посвященных изучению эмоционального интеллекта в контексте одаренности. Проблема эмоционального интеллекта одаренных является значимой для определения направлений психологической помощи в практической работе психолога с данной категорией обучающихся, а также для выявления важных факторов, которые необходимо учитывать при построении психотерапевтической и консультативной работы. Цель статьи — обзор зарубежных исследований, посвященных изучению уровня развития эмоционального интеллекта одаренных, связи эмоционального интеллекта одаренных с эмоционально-личностной сферой. Рассмотрены исследования, изучающие связь эмоционального интеллекта одаренных с самооценкой, самоактуализацией, креативностью. Приведены результаты экспериментов, показывающих роль эмоционального интеллекта в использовании копинг-стратегий и стратегий принятия решений. Проанализирована связь эмоционального интеллекта одаренных с академической успешностью. Учет выявленных взаимосвязей поможет разработать и внедрить более эффективные программы психолого-педагогического сопровождения одаренных лиц.

Ключевые слова: одаренность, эмоциональный интеллект, академические достижения, стресс, Я-концепция, самооценка

Рубрика: Общая психология

Тип: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2021100405

Получена: 20.09.2021

Принята в печать: 25.11.2021

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Копинг-стратегии юношей в контексте эмоционального интеллекта / Н.А. Лужбина [и др.] // Человеческий капитал. 2019. № 8. С. 164–173. DOI:10.25629/HC.2019.08.16
  2. Кочетова Ю.А. Структура эмоционального интеллекта в юношеском возрасте [Электронный ресурс] // Горизонты зрелости: Сб. науч. статей / Ред. Л.Ф. Обухова, И.В. Шаповаленко, М.А. Одинцова. Москва: Московский городской психолого-педагогический университет, 2015. С. 55—63. URL: https://www.researchgate.net/publication/323557324_Struktura_emocionalnogo_intellekta_v_unoseskom_vozraste (дата обращения: 29.11.2021).
  3. Кочетова Ю.А., Климакова М.В. Эмоциональный интеллект и агрессия в зарубежных исследованиях // Современная зарубежная психология. 2019. Том 8. № 3. С. 29—36. DOI:10.17759/jmfp.2019080303
  4. Кутеева В.П., Юлина Г.Н., Рабаданова Р.С. Эмоциональный интеллект как основа успешности в профессиональной деятельности [Электронный ресурс] // Отечественная и зарубежная педагогика. 2012. № 3(6). С. 59–65. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnyy-intellekt-kak-osnova-uspeshnosti-v-professionalnoy-deyatelnosti (дата обращения: 29.11.2021).
  5. Ларина А.Т. Эмоциональный интеллект [Электронный ресурс] // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Том 5. № 3(16). С. 275–278. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnyy-intellekt (дата обращения: 29.11.2021).
  6. Леонтьева Е.С., Сараева Е.В. Взаимосвязь копинг-стратегий и эмоционального интеллекта у студентов технических специальностей [Электронный ресурс] // Форум молодёжной науки. 2020. № 2. С. 94–102. DOI:10.35599/forummn/01.02.14
  7. Роль эмоционального интеллекта в профессиональном благополучии человека [Электронный ресурс] / Е.А. Хлевная [и др.] // Казанский педагогический журнал. 2020. № 6 (143). С. 265–373. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-emotsionalnogo-intellekta-v-professionalnom-blagopoluchii-cheloveka (дата обращения: 29.11.2021).
  8. Юркевич В.С. Интеллектуальная одаренность и социальное развитие: противоречивая связь // Современная зарубежная психология. 2018. Том 7. № 2. С. 28–38. DOI:10.17759/jmfp.2018070203
  9. Al-Onizat S.H. The relationship between emotional intelligence and academic adaptation among gifted and non-gifted student // Journal of Human Sciences. 2012. Vol. 9. № 1. P. 222–248.
  10. Assessing emotional intelligence in gifted and non-gifted high school students: Outcomes depend on the measure / M. Zeidner [et al.] // Intelligence. 2005. Vol. 33. № 4. P. 369–391. DOI:10.1016/j.intell.2005.03.001
  11. Casino-García A.M., Llopis-Bueno M.J., Llinares-Insa L.I. Emotional intelligence profiles and self-esteem/self-concept: An analysis of relationships in gifted students // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021. Vol. 18. № 3. 23 p. DOI:10.3390/ijerph18031006
  12. Chamundeswari S. Emotional intelligence and academic achievement among students at the higher secondary level [Электронный ресурс] // International Journal of Academic Research in Economics and Management Sciences. 2013. Vol. 2. № 4. 10 p. URL: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.686.4558&rep=rep1&type=pdf (дата обращения: 29.11.2021).
  13. Dirican A.H., Erdil O. The influence of ability-based emotional intelligence on discretionary workplace behaviors // Journal of Human Behavior in the Social Environment. 2020. Vol. 30. № 3. P. 369–382. DOI:10.1080/10911359.2019.1687388
  14. George R., Shari B. Role of emotional intelligence on stress and coping of gifted adolescents [Электронный ресурс] // International Journal of Physical and Social Sciences. 2012. Vol. 2. № 9. P. 524–538. URL: https://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.415.8160&rep=rep1&type=pdf (дата обращения: 29.11.2021).
  15. Halimi F., Alshammari I., Navarro C. Emotional intelligence and academic achievement in higher education // Journal of Applied Research in Higher Education. 2021. Vol. 13. № 2. DOI:10.1108/JARHE-11-2019-0286
  16. Kaur B. A study of emotional intelligence of intellectually gifted adolescents in relation to social maturity [Электронный ресурс] // International Journal of Education and Management Studies. 2020. Vol. 10. № 4. P. 452–456. URL: https://www.proquest.com/openview/1738376a8315cb59a4753c91771e1e4b/1?pq-origsite=gscholar&cbl=2032132 (дата обращения: 29.11.2021).
  17. Kurtoğlu M. Determination of the relationship between emotional intelligence level and decision making strategies in gifted students [Электронный ресурс] // Journal for the Education of Gifted Young Scientists. 2018. Vol. 6. № 1. P. 1–16. URL: https://dergipark.org.tr/en/download/article-file/490840 (дата обращения: 29.11.2021).
  18. Lee S. Y., Olszewski-Kubilius P. The emotional intelligence, moral judgment, and leadership of academically gifted adolescents // Journal for the Education of the Gifted. 2006. Vol. 30. № 1. P. 29–67. DOI:10.1177/016235320603000103
  19. Li D., Shi J. Fluid intelligence, trait emotional intelligence and academic performance in children with different intellectual levels // High Ability Studies. 2021. Vol. 32. № 1. P. 51–69. DOI:10.1080/13598139.2019.1694493
  20. Llinares-Insa L.I., Casino-García A.M., García-Pérez J. Subjective well-being, emotional intelligence, and mood of parents: A model of relationships. Impact of giftedness // Sustainability. 2020. Vol. 12. № 21. 22 p. DOI:10.3390/su12218810
  21. Ogurlu U. A meta-analytic review of emotional intelligence in gifted individuals: A multilevel analysis // Personality and Individual Differences. 2021. Vol. 171. Article ID 110503. 11 p. DOI:10.1016/j.paid.2020.110503
  22. Özbey A., Sarıçam H., Karduz F.F.A. The examination of emotional intelligence, sense of community, perception of social values in gifted and talented students [Электронный ресурс] // Journal of Educational Sciences and Psychology. 2018. Vol. 8. № 2. P. 64–79. URL: https://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&db=aph&AN=133716811&lang=ru&site=ehost-live (дата обращения: 29.11.2021).
  23. Predicting Job Satisfaction in Military Organizations: Unpacking the Relationship between Emotional Intelligence, Teamwork Communication, and Job Attitudes in Spanish Military Cadets / I. Valor-Segura [et al.] // Preprint. 2019. 12 p. DOI:10.20944/preprints201909.0264.v1
  24. Rastegar M., Fatemi M.A.S. The Interplay of Self-Actualization, Creativity, Emotional Intelligence, Language and Academic Achievement in Gifted High School Students [Электронный ресурс] // International Journal of Psychology. 2017. Vol. 11. № 1. P. 98–122. URL: https://iranjournals.nlai.ir/handle/123456789/79726 (дата обращения: 29.11.2021).
  25. Smith L., Heaven P., Ciarrochi J. Trait emotional intelligence, conflict communication patterns, and relationship satisfaction // Personality and Individual Differences. 2008. Vol. 44. № 6. P. 1314–1325. DOI:10.1016/j.paid.2007.11.024
  26. Summerfeldt L.J., KloostermanP.H., AntonyM.M. Social anxiety, emotional intelligence, and interpersonal adjustment // Journal of Psychopathology and Behavioral Assessment. 2006. Vol. 28. № 1. P. 57–68. DOI:10.1007/s10862-006-4542-1
  27. Uraz D., Arhan B. Improved Performance and Effectiveness through the development of Emotional Intelligence in the Workplace // Journal La Bisecoman. 2020. Vol. 1. № 5. P. 20–26. DOI:10.37899/journallabisecoman.v1i5.267
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика