Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 139Рубрики 53Авторы 10273Новости 1979Ключевые слова 5095 Подать рукописьRSS RSS

РИНЦ

Включен в Science Index

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Современная зарубежная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2304-4977

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2012 года

Периодичность: ежеквартально

Формат: сетевое издание

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Современные зарубежные исследования тревожности интеллектуально одаренных школьников 162

|

Щебланова Е.И.
доктор психологических наук, заведующий лабораторией психологии одаренности, Психологический институт Российской академии наук (ФГБНУ «ПИ РАО»), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5070-2877
e-mail: elenacheblanova@mail.ru

Петрова С.О.
кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии одаренности, МПсихологический институт Российской академии наук (ФГБНУ «ПИ РАО»), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1831-7009
e-mail: simarik2000@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена анализу зарубежных публикаций последних пяти лет об исследованиях тревожности, ее разных видов и их взаимосвязей с когнитивными способностями, академическими достижениями, эмоционально-личностным и социальным развитием школьников. Главное внимание уделено исследованиям тревожности интеллектуально одаренных детей и противоречий в представлениях об одаренности как особой уязвимости к проблемам или как ресурса для их успешного преодоления. Эти противоречия во многом обусловлены различиями в определениях одаренности и одаренных детей. Показано, что интеллектуально одаренные дети сталкиваются с теми же проблемами возрастного развития, что и их сверстники, и справляются с этими проблемами не менее, а иногда и более успешно. При этом подчеркнуто признание проблем, уникальных для интеллектуально одаренных детей и связанных с усилением тревожности и других эмоциональных расстройств, а также необходимости психологической поддержки с учетом особенностей одаренной личности.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Адаскина А.А. Изучение феномена математической тревожности в зарубежной психологии // Современная зарубежная психология. 2019. Том 8. № 1. С. 28‒35. DOI:10.17759/jmfp.2019080103
  2. Ермаков C.С. Личностные трудности интеллектуально одаренных детей в средней школе (обзор современных зарубежных работ) // Современная зарубежная психология. 2016. Том 5. № 3. С. 41‒49. DOI:10.17759/jmfp.2015050305
  3. Математическая тревожность: этиология, развитие и связь с успешностью в математике / А.В. Будакова [и др.] // Вопросы психологии. 2020. № 1. С. 109‒118.
  4. Юркевич В.С. Интеллектуальная одаренность и социальное развитие: противоречивая связь // Современная зарубежная психология. 2018. Том 7. № 2. С. 28‒38. DOI:10.17759/jmfp.2018070203
  5. A review of the literature concerning anxiety for educational assessments. Research and analysis [Электронный ресурс] / Ofqual, 2020. 63 p. // UCL. Institute of education. URL: https://www.gov.uk/government/publications/a-review-of-the-literature-on-anxiety-for-educational-assessments (дата обращения: 07.09.2021).
  6. Araújoa L.S., Cruzb J.F.A., Almeidac L.S. Achieving scientific excellence: An exploratory study of the role of emotional and motivational factors // High Ability Studies. 2017. Vol. 28. № 2. P. 249‒264. DOI:10.1080/13598139.2016.1264293
  7. Bishop J.C., Rinn A.N. The potential of misdiagnosis of high IQ youth by practicing mental health professionals: A mixed methods study // High Ability Studies. 2020. Vol. 31. № 2. P. 213‒243. DOI:10.1080/13598139.2019.1661223
  8. Brewster B.J.M., Miller T. Missed opportunity in mathematics anxiety [Электронный ресурс] // International Electronic Journal of Mathematics Education. 2020. Vol. 15. № 3. 12 p. URL: https://www.iejme.com/article/missed-opportunity-in-mathematics-anxiety-8405 (дата обращения: 07.09.2021).
  9. Cross T.L., Cross J.R. An ecological model of suicidal behavior among students with gifts and talents // High Ability Studies. 2021. Vol. 32. № 1. P. 105‒123. DOI:10.1080/13598139.2020.1733391
  10. Dai D.Y. Assessing and accessing high human potential: a brief history of giftedness and what it means to school psychologists // Psychology in the Schools. 2020. Vol. 57. № 10. P. 1514‒1527. DOI:10.1002/pits.22346
  11. Evans D., Borriello G.A., Field A.P. A review of the academic and psychological impact of the transition to secondary education [Электронный ресурс] // Frontiers in Psychology. 2018. Vol. 9. Article ID 1482. 18 p. URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2018.01482 (дата обращения: 01.09.2021).
  12. Exploring potential differential relationships between social anxiety and emotional eating amongst normative vs. academically gifted students / B.P. Godor [et al.] // Gifted and Talented International. 2020. Vol. 35. № 2. P. 100‒109. DOI:10.1080/15332276.2021.1880302
  13. Foley-Nicpon M., Assouline S.G. High ability students with coexisting disabilities: implications for school psychological practice // Psychology in the Schools. 2020. Vol. 57. № 10. P. 1615‒1626. DOI:10.1002/pits.22342
  14. Gaesser A.H. Befriending anxiety to reach potential: strategies to empower our gifted youth // Gifted Child Today. 2018. Vol. 41. № 4. P. 186‒195. DOI:10.1177/1076217518786983
  15. Guénolé F., Baleyte J.-M. Le paradoxe des enfants surdoués // Revue de neuropsychologie. 2017. Vol. 9. № 1. P. 19‒26. DOI:10.3917/rne.091.0019
  16. High intelligence: A risk factor for psychological and physiological overexcitabilities / R.I. Karpinski [et al.] // Intelligence. 2018. Vol. 66. P. 8–23. DOI:10.1016/j.intell.2017.09.001
  17. Kennedy K., Farley J. Counseling gifted students: school-based consideration and strategies // International Electronic Journal of Elementary Education. 2018. Vol. 10. № 3. P. 361‒367. DOI:10.26822/iejee.2018336194
  18. Maker C.J. Identifying exceptional talent in science, technology, engineering, and mathematics: increasing diversity and assessing creative problem-solving // Journal of Advanced Academics. 2020. Vol. 31. № 3. P. 161‒210. DOI:10.1177/1932202X20918203
  19. McCoach D.B., Siegle D., Rubenstein L.D. Pay attention to inattention: Exploring ADHD symptoms in a sample of underachieving gifted students // Gifted Child Quarterly. 2020. Vol. 64. № 2. P. 100‒116. DOI:10.1177/0016986219901320
  20. Mendaglio S., Kettler T., Rinn A. Psychology of giftedness and the theory of positive disintegration: a conversation with Sal Mendaglio // Journal of Advanced Academics. 2019. Vol. 30. № 4. P. 500‒507. DOI:10.1177/1932202X19869010
  21. Mofield E., Peters M.P. Shifting the perfectionistic mindset: moving to mindful excellence // Gifted Child Today. 2018. Vol. 41. № 4. P. 177‒185. DOI:10.1177/1076217518786989
  22. Neihart M., Yeo L.S. Psychological issues unique to the gifted student // APA Handbook of Giftedness and Talent / Eds. S.I. Pfeiffer, E. Shaunessy-Dedrick, M. Foley-Nicpon. Washington: American Psychological Association, 2018. P. 497‒510. DOI:10.1037/0000038-032
  23. Neumeister K.L.S. Perfectionism in Gifted Students // The Psychology of Perfectionism: Theory, Research, Applications. Ch. 7 / Ed. J. Stoeber. New York: Routledge, 2017. P. 134‒154. DOI:10.4324/9781315536255-10
  24. Papadopoulos D. Psychological framework for gifted children’s cognitive and socio-emotional development: A Review of the research literature and implications // Journal for the Education of Gifted Young Scientists. 2020. Vol. 8. № 1. P. 305‒323. DOI:10.17478/jegys.666308
  25. Pavlova T.S., Kholmogorova A.B. Psychological factors of social anxiety in Russian adolescents // Psychology in Russia: State of the Art. 2017. Vol. 10. № 2. P. 179‒191. DOI:10.11621/pir.2017.0212
  26. Peterson J.S. Characteristics and Concerns of Gifted Students // Counseling Gifted Students: A Guide for School Counselors / Eds. S.M. Wood, J.S. Peterson. New York: Springer, 2017. P. 31–46. DOI:10.1891/9780826136558.0003
  27. Pfeiffer S.I. Gifted and talent development in Children and Youth // The Oxford Handbook of Expertise / Eds. P. Ward [et al.]. Oxford: Oxford University Press, 2021. P. 103‒127. DOI:10.1093/oxfordhb/9780198795872.013.5
  28. Pfeiffer S.I. Helping them climb: optimizing favorable outcomes when counseling the gifted: a best practices approach // Gifted Education International. 2021. Vol. 37. № 2. P. 142–157. DOI:10.1177/0261429420969917
  29. Predicting maths anxiety from mathematical achievement across the transition from primary to secondary education / A.P. Field [et al.] // Royal Society Open Science. 2019. Vol. 6. Article ID 191459. 13 p. DOI:10.1098/rsos.191459
  30. Putwain D.W., von der Embse N.P. Cognitive–behavioral intervention for test anxiety in adolescent students: do benefits extend to school-related wellbeing and clinical anxiety. Anxiety, Stress & Coping // An International Journal. 2021. Vol. 34. № 1. P. 2236. DOI:10.1080/10615806.2020.1800656
  31. Reis S.M., Peters P.M. Research on the schoolwide enrichment model: four decades of insights, innovation, and evolution // Gifted Education International. 2021. Vol. 37. № 2. P. 109–141. DOI:10.1177/0261429420963987
  32. Rinn A.N., Majority K.L. The social and emotional world of the gifted // Handbook of Giftedness in Children / Ed. S.I. Pfeiffer. Cham: Springer, 2018, pp. 49‒63. DOI:10.1007/978-3-319-77004-8_4
  33. Rinn A.N., Mun R.U., Hodges J. 2018–2019 state of the states in gifted education [Электронный ресурс]. Nаtional Association for Gifted Children and the Council of State Directors of Programs for the Gifted, 2020. 213 p. URL: http:www.nagc.org/2018-2019-state-states-gifted-education (дата обращения: 07.09.2021).
  34. Siegle D. Understanding underachievement // Handbook of Giftedness in Children / Ed. S.I. Pfeiffer. Cham: Springer, 2018, pp. 285‒297. DOI:10.1007/978-3-319-77004-8_16
  35. Silverman L.K., Gilman B.J. Best practices in gifted identification and assessment: Lessons from WISC-V // Psychology in the Schools. 2020. Vol. 57. № 10. P. 1569‒1581. DOI:10.1002/pits.22361
  36. Smith S. Responding to the unique social and emotional learning needs of gifted Australian students // Social and Emotional Learning in Australia and the Asia-Pacific / Eds. E. Frydenberg, A. Martin, R. Collie. Singapore: Springer, 2017. P. 147‒166. DOI:10.1007/978-981-10-3394-0_8
  37. Sternberg R.J., Kaufman S.B. Theories and conceptions of giftedness // Handbook of Giftedness in Children / Ed. S.I. Pfeiffer. Cham: Springer, 2018. P. 29‒47. DOI:10.1007/978-3-319-77004-8_3
  38. Test anxiety effects, predictors, and correlates: A 30-year meta-analytic review / N. von der Embse [et al.] // Journal of Affective Disorders. 2018. № 227. P. 483‒493. DOI:10.1016/j.jad.2017.11.048
  39. Test anxiety, anxiety disorders, and school-related wellbeing: Manifestations of the same or different constructs? / D.W. Putwain [et al.] // Journal of School Psychology. 2021. Vol. 88. № 2. P. 47‒67. DOI:10.1016/j.jsp.2021.08.001
  40. The talent development Megamodel: a domain-specific conceptual framework based on the psychology of high performance / R. Subotnik [et al.] // Conceptions of Giftedness and Talent / Eds. R.J. Sternberg, Don Ambroso. London: Palgrave Macmillan, 2021. P. 425‒442. DOI:10.1007/978-3-030-56869-6_24
  41. Understanding Mathematics Anxiety: Investigating the Experiences of UK Primary and Secondary School Students [Электронный ресурс] / E. Carey [et al.]; University of Cambridge. London: Nuffield Foundation, 2019. 63 p. URL: https://www.repository.cam.ac.uk/handle/1810/290514 (дата обращения: 07.09.2021).
  42. Wiley K.R. The social and emotional world of gifted students: Moving beyond the label // Psychology in the Schools. 2020. Vol. 57. № 10. P. 1528‒1541. DOI:10.1002/pits.22340
  43. Zhang J., Zhao N., Kong P.Q. The relationship between math anxiety and math performance: A meta-analytic investigation // Frontiers in Psychology. 2019. Vol. 10. Article ID 1613. 17 p. DOI:10.3389/fpsyg.2019.01613
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика